Ваш Выбор Инноваций / Система среднего профессионального образования Татарстана готова к вызовам цифровизации на 75% - «Образование»

Система среднего профессионального образования Татарстана готова к вызовам цифровизации на 75% - «Образование»

На обновление системы среднего профессионального образования Татарстан потратил за 6 лет более 6 млрд рублей на основе кластерного подхода, и теперь ее цифровизация одна из лучших по стране, считают в Высшей школе экономики.


Система среднего профессионального образования Татарстана готова к вызовам цифровизации на 75% - «Образование»
Фото: Максим Платонов


В московской Высшей школе экономики назвали кейс Татарстана по цифровизации системы среднего профессионального образования (СПО) одним из лучших в России. Результаты исследования (имеется в распоряжении «Реального времени») и проведенные сотрудниками ВШЭ опросы региональных руководителей и директоров колледжей показали: власти Татарстана ориентируют систему СПО на обеспечение крупных инвестпроектов по отраслевым кластерам, сложившимися вокруг Казани, Набережных Челнов и Альметьевска. А в результате того, что цифровизация СПО региона началась на три года раньше вынужденной цифровизации других регионов в пандемию, сегодня, по утверждению властей РТ, система СПО Татарстана готова к вызовам цифровизации на 75%. В пандемию татарстанские студенты стали самостоятельнее, а уроки практичнее. Но остались и вызовы: онлайн-платформ много, а грантов мало — но без грантов колледжи часто не в состоянии обновлять ПО для преподавания по ряду предметов. Не решена и проблема социальной несправедливости: например, есть семьи, в которых дома нет компьютера или нет возможности доступа к интернету.


ВШЭ назвали кейс по цифровизации системы СПО в РТ одним из лучших в России

В распоряжении газеты «Реальное время» оказалось еще неопубликованное исследование цифровизации системы среднего профессионального образования по кейсам Татарстана, Белгородской и Московской областей. Исследование провела Высшая школа экономики осенью прошлого года — в самый разгар пандемии. За него отвечали специалисты Центра развития навыков и профобразования Института образования НИУ ВШЭ. Систематизировать лучшие практики создания цифровой образовательной среды в системе СПО решили в связи с тем, что пандемия COVID-19 заставила перейти к дистанционной модели обучения. Авторы исследования переговорили с должностными лицами региональных министерств, с директорами и преподавателями колледжей в трех субъектах Федерации, включая Татарстан. В итоге татарстанскую практику они называют сейчас в числе лучших в России.

Данные показали, что в лучших регионах большинство колледжей трактуют повестку цифровизации «достаточно широко — как необходимость подготовки учащихся к профессиональной деятельности с использованием цифровых технологий». Выяснилось, например, что в цифровой среде часто невозможно организовать процесс взаимодействия мастера и ученика в условиях реального производственного окружения. А внедрение цифровых инструментов в процесс обучения требует разработки качественного образовательного контента с участием работодателей, то есть в том числе бизнеса.

Авторы исследования отметили и «психологический сдвиг», произошедший в сознании педагогов: «Инструменты, которые на протяжении многих лет рассматривались лишь как возможное дополнение к традиционному аудиторному обучению, в условиях пандемии приобрели статус основных».

Но у цифровизации СПО есть не только плюсы, но и минусы. Например, усугубление образовательного неравенства: в этой связи одной из важнейших задач региональных властей становится нейтрализация социальных рисков, которые несет с собой цифровизация образовательного процесса в колледжах.

Большинство колледжей трактуют повестку цифровизации «достаточно широко — как необходимость подготовки учащихся к профессиональной деятельности с использованием цифровых технологий». Фото: Максим Платонов

Власти Татарстана ориентировали систему СПО на обеспечение крупных инвестпроектов по кластерам

Если говорить непосредственно о Татарстане, то республика ориентировала систему СПО на кадровое обеспечение крупных инвестиционных проектов, перечень которых ежегодно определяется республиканским правительством. Колледжи региона включены в состав авиационного, нефтехимического, атомного, автомобильного, сельскохозяйственного, строительного кластеров. Данные для прогноза кадровых потребностей региональной экономики собираются не только по отраслям, но и на уровне отдельных муниципалитетов. Мало того, Татарстан стал всего одним из трех регионов РФ, где практики WorldSkills в системе СПО нашли наиболее массовое распространение.

Авторы исследования называют республику лидером не только по цифровизации, но и по объему СПО: республиканская сеть сегодня насчитывает 123 образовательные организации, среди которых 22 (17,8%) — частные (среднее значение по РФ — 12,7%). Общий контингент студентов — 80 735 человек, из них 78 314 учатся очно. По программам подготовки квалифицированных рабочих и служащих учатся 12,34 тысячи студентов (14,2% от общей численности), по программам подготовки специалистов среднего звена — 74,39 тыс. человек (85,8%). За счет бюджета учатся 67,9% студентов.

При этом к моменту пандемии (а значит, и ко времени активного перехода к цифровизации образования) система СПО в республике пережила несколько «волн» оптимизации: некоторые колледжи закрывались, некоторые заведения профессионального образования сливались со своими коллегами в более крупные образовательные структуры. Частично это было вызвано сокращением числа молодежи, а частично «импульс к перестройке образовательной инфраструктуры исходил от региональной экономики».

На обновление системы СПО Татарстан потратил за 6 лет более 6 млрд рублей

Как заявил ВШЭ один из региональных руководителей РТ (имя его не называется), за последние шесть лет татарстанские власти вложили в обновление системы СПО более 6 млрд рублей. В результате примерно половина колледжей прошли реновацию:

— Помимо этого, очень серьезный ресурс на переоснащение системы СПО остался после мирового чемпионата WorldSkills и национального чемпионата 2019 года. Мы прошли, наверно, половину пути от того, что хотели сделать, от тех планов, которые перед собой ставили на старте, — заявил один из татарстанских чиновников в сфере образования.

За последние шесть лет татарстанские власти вложили в обновление системы СПО более 6 млрд рублей. Фото: Максим Платонов

Он и его коллеги говорят, что дефицита кадров «как такового нет», чему, по их словам, помогает и республиканская грантовая программа «Алгарыш», в рамках которой Татарстан может направлять педагогов на повышение квалификации, на переподготовку или подготовку «в любую точку мира».

Одновременно Татарстан создает ресурсные центры на базе учреждений профессионального образования. Сегодня таковых — 41. Создавались они по территориальному принципу. На сегодняшний день, как известно, в республике три агломерации: Казанская, Набережно-Челнинская и Юго-Восточная. Как отмечают специалисты ВШЭ, чиновники РТ решили, что в каждой из них должен был быть свой ресурсный центр по подготовке педагогов.

— Если Казанская агломерация — здесь мы создавали ресурсные центры по авиастроению и IТ. Если Юго-Восток — это нефтяная промышленность, у нас там несколько ресурсных центров по нефтехимии и нефтедобыче. Набережные Челны — это машиностроение и автомобилестроение, — рассказывал ВШЭ один из представителей кабмина РТ.

Татарстан начал цифровизацию СПО за три года до начала пандемии

Если многие регионы начали переводить систему образования на дистанционное обучение вынужденно в пандемию (и это вызвало резкий рост спроса на цифровые инструменты), то в Татарстане эту работу начали еще в 2007 году. Именно тогда приняли «масштабную программу по цифровизации системы образования», которая включала в себя и техническое переоснащение колледжей, и подключение к интернету. Всех школьных учителей постарались оснастить ноутбуками в школах за счет бюджета.

Но в средних профессиональных учебных заведениях республики эта работа началась на 10 лет позднее: проект по переоснащению системы СПО запустили только в 2017. Результат исследователи оценивают так: «Сегодня можно сказать, что система СПО республики готова к вызовам цифровизации на 75 процентов».

Вторым вызовом стало обширное предложение онлайн-платформ для обучения. Фото: Максим Платонов

Проблема в том, что цифровизация СПО — процесс более сложный, чем цифровизация общего образования, так как среднее профессиональное образование предполагает большой объем практики. Пытаясь решить эту проблему, власти республики определяли предметы, которые можно «оцифровать» и по которым можно разработать онлайн-курсы с использованием дистанционных технологий. Конечно, есть и такие элементы учебного плана, которые не поддаются цифровизации, например, производственная практика: «Когда мы готовились в условиях карантина к демонстрационному экзамену, наши эксперты вели подготовку в дистантном режиме, но это было достаточно сложно», — признаются власти РТ.

Сегодня главный вызов, стоящий перед Татарстаном в деле процессов цифровизации, — вовсе не деньги. Главное препятствие — менталитет людей, считают эксперты ВШЭ. Человеческая природа консервативна, особенно в системе образования, признаются власти региона, и, когда необходимо двигаться вперед, «этот консерватизм выступает как препятствие». Вторым вызовом стало обширное предложение онлайн-платформ для обучения. Казалось бы, лучше иметь выбор, чем не иметь его? Но во всем должна быть мера. Сейчас есть огромное количество электронных ресурсов, «возникает путаница и непонимание, с чем можно работать, что нельзя использовать, какой ресурс лучше».

Платформ много, грантов мало — колледжам не на что обновлять ПО

— Когда мы массово перешли к дистантной форме, возникло большое количество предложений — начиная с платформ, в которых можно работать, заканчивая конкретными образовательными ресурсами. Поэтому основная задача сейчас состоит в том, чтобы провести систематизацию и разобраться в этом море информационных ресурсов, — рассказали ВШЭ в Татарстане. При этом власти обещают не ограничивать колледжи и преподавателей в выборе.

В процесс включены и сами образовательные учреждения. Некоторые из них разрабатывают программы технологической модернизации и внедрения цифровых инструментов по полгода. Некоторые участвуют в нацпроекте «Образование», в рамках которого получают возможность закупать ПО и оборудование: например, тренажеры для учебного процесса по геофизике, нефтяным направлениям, по бурению, как в одном из колледжей Татарстана.

К концу 2017 года в среднем по России на 100 студентов СПО приходилось всего 15,7 хотя бы персональных компьютеров. Фото: Максим Платонов

Для сравнения: к концу 2017 года в среднем по России на 100 студентов СПО приходилось всего 15,7 хотя бы персональных компьютеров, из них только 12,7 — с доступом к интернету. В колледжах Татарстана (как и Московской области), напротив, уже есть неплохая ресурсная база для внедрения современных образовательных технологий. Есть даже data-центры, необходимые для обработки и хранения своих данных. Некоторые татарстанские колледжи ежегодно тратят миллионы рублей собственных средств, выигрывая те или иные гранты, пытаясь угнаться за новейшим оборудованием или программными продуктами. Например, один из колледжей в 2016 году за 10 млн рублей купил продукты ПО, необходимые для обучения по отдельным программам — по автоматизации, по электротехнике, по мехатронике.

Еще одна группа затрат связана с тем, что преподавателей надо тоже научить работать в новых программах, повысить их квалификацию. И это тоже ложится на сами колледжи. Тем не менее, если в других регионах колледжи сталкиваются с дефицитом кадров и оборудования, «организации СПО Татарстана и Московской области располагают более широкими возможностями, которые подкреплены мощной IТ‑инфраструктурой этих регионов», резюмируют в ВШЭ.

Впрочем, и в Татарстане, и в других регионах проблема с недостатком финансирования на покупку ПО и оборудования все равно остается:

— Если гранта нет, денег нет, финансирования нет, то, даже если мы сильно захотим что-то купить, очень трудно что-то сделать в финансовом отношении. Многие программы стоят достаточно дорого для техникума, и только в рамках гранта мы себе можем позволить обновляться, закупаться, — заявили ВШЭ в одном из колледжей Татарстана.

В пандемию в СПО Татарстана студенты стали самостоятельнее, а уроки практичнее

Но, как и везде, в Татарстане еще есть преподаватели, которые категорически отказываются изучать новые процессы обучения. Они говорят: «Я не буду это делать, пусть это делают молодые». Есть и та часть коллектива, которая понимает, что цифровые инструменты нужно использовать, но делает это недостаточно, даже не до конца разбираясь в процессах. Наконец, третья доля — прогрессивная часть, которая, как ни странно, вовсе не коррелирует с возрастом преподавателей.

Чаще всего повышение квалификации преподавателя зависит от самого колледжа, от активности его руководства, которое и определяет, кто давно не повышал квалификацию, «и в приказном порядке преподаватели идут на обучение». Коллективно квалификацию повышают и в рамках курсов Минцифры РТ по информационной безопасности, которые прошли в 2020 году, «потому что информационная безопасность при дистанционном обучении играет большую роль». Еще один ресурс — курсы повышения квалификации Иннополиса по цифровизации: например, в «IT-кубе» педагоги проходят обучение по «софт скиллз» и «хард скиллз».

Чаще всего повышение квалификации преподавателя зависит от самого колледжа, от активности его руководства. Фото: Ринат Назметдинов

Серьезная подготовка по линии цифовизации СПО привела, по-видимому, и к тому, что в пандемию дистанционное преподавание привело не к ухудшению учебного процесса, как в ряде других регионов, а к улучшению. Во-первых, согласно мнениям преподавателей РТ, собранным специалистами ВШЭ, дистанционка сделала студентов серьезнее, самостоятельнее и ответственнее:

— Они стали больше задумываться о своей будущей карьере, стали более прагматичными. У них появилась цифровая грамотность: если раньше они не всегда хотели, то, когда случай подошел, они самостоятельно стали разбираться во многих вещах.

Во-вторых, снизилось время на конспектирование лекций на уроках, в результате преподаватели стали успевать давать больше материала. Вместо длинной лекции, которую нужно прочитать, «отработка навыков»: студенты сами в состоянии прочесть лекцию. Стрессоустойчивость их стала тоже выше.

Но проблема бедных семей, у которых нет дома компьютера или интернета, осталась

Однако и здесь есть существенное «но». Специалисты ВШЭ, проведя масштабное исследование кейсов Татарстана, Белгородской и Московской областей, к числу негативных эффектов, связанных с цифровизацией системы СПО, отнесли усугубление образовательного неравенства: ведь именно среди студентов СПО велика доля выходцев из бедных семей.

«Такие учащиеся часто не имеют у себя дома условий для обучения в удаленном режиме: не располагают оборудованным рабочим местом, компьютером или планшетом, соединенным с интернетом, и т. д. В процессе удаленной учебы они гораздо реже могут рассчитывать на помощь и поддержку родителей».

Чтобы исправить эту ситуацию, авторы исследования предлагают именно региональным властям «нейтрализовать социальные риски, обусловленные цифровизацией образовательного процесса в колледжах».



Сергей Афанасьев
30-08-2021, 13:21
Вернуться назад