Ваш Выбор Инноваций / Ирина Рябкова: «Стереотипы «мальчики не плачут» ведут к эмоциональным проблемам» - «Образование»

Ирина Рябкова: «Стереотипы «мальчики не плачут» ведут к эмоциональным проблемам» - «Образование»

Психолог, эксперт МГППУ — о стереотипах в воспитании детей


Ирина Рябкова: «Стереотипы «мальчики не плачут» ведут к эмоциональным проблемам» - «Образование»
Фото: Максим Платонов


День защитника Отечества по аналогии с Международным женским днем в нашей стране давно превратился просто в «мужской праздник». Казалось бы, прошли времена, когда женщинам указывали, что их место на кухне, а мужчинам было неловко за собой ухаживать. Но некоторые гендерные стереотипы все еще живут, и в соответствии с ними многие воспитывают детей. Часто можно услышать: «Не плачь, ты же мальчик» или «Девочки себя так не ведут». В авторской колонке для «Реального времени» кандидат психологических наук, доцент кафедры «Дошкольная педагогика и психология» МГППУ Ирина Рябкова рассказывает, какие ошибки в этом случае допускают родители.


Помните, как в детстве родители, ваши собственные или кого-то из ваших знакомых, в определенных ситуациях восклицали «Ты же девочка!» или назидательно утверждали «Мальчики никогда не плачут!»

Из поколения в поколение передаются стереотипы и представления о том, какое поведение и какие эмоциональные реакции должны быть у мальчиков и девочек. Эти стереотипы формируют некие ожидания, поэтому девочка, предпочитающая машинки куклам, например, порой вызывает легкое недоумение, а иногда и желание окружающих приучить ее к более «типичным», «девчачьим» играм.

Хорошо ли это? Стоит ли одергивать детей, если нам кажется, что они испытывают радость от «мальчишеских» игр или расстраиваются «как девчонка»?

Откуда берутся стереотипы?

Мы все живем в обществе и сталкиваемся с различными ожиданиями и стереотипами. Порой мы не осознаем, насколько рано они начинают формироваться. Так, гендерные стереотипы формируются уже с рождения: младенец попадает в комнату с преобладанием розовых или голубых оттенков, девочкам покупают плюшевые игрушки, мальчикам — машинки, даже общение строится в разном ключе с детьми разного пола.

Стереотипы и общество

В различных культурах есть свои способы выражения чувств, которые связаны с приемлемостью различных эмоций: есть табуированные переживания, а есть поощряемые, «правильные» и «неправильные» чувства. Так, страх, в том числе детский страх, будет всячески пресекаться в культуре, которая развивается в тяжелых для жизни условиях: нельзя бояться, когда нужно преодолевать трудности, ведь страх парализует. Женская ревность и особенно ее проявление вряд ли будет приветствоваться в культуре, где принято многоженство. Злость будет поощряться в ситуации агрессии, например войны, но будет табуирована в тех обществах, где важны взаимопомощь, поддержка, соучастие.

Фото: Илья Репин

«Неправильные» чувства?

Как мы уже отметили, общество диктует не только нормы общения и поведения для мальчиков и девочек, но и чувства, которые «следует» испытывать детям разных полов. Однако такую тенденцию едва ли можно назвать позитивной.

Эмоции — это не болезнь и не рудимент, а прекрасный, возникший в процессе эволюции механизм, который позволяет нам лучше ориентироваться в разных ситуациях.

Эмоции отражают значение для человека того или иного события. Например, удивление показывает, что мы столкнулись с чем-то новым, непривычным, неожиданным, оно заставляет нас присматриваться и прислушиваться, обратить на что-то особое внимание. Симпатия отражает желательные, важные для нас вещи, способствует сближению с другим. Злость говорит о том, что какие-то наши потребности не удовлетворены, или о том, что мы встретились с препятствием на пути к их удовлетворению; она придает нам сил и побуждает искать пути преодоления препятствий.

Запреты и поощрения

Поощряя или запрещая чувства, семья и общество способствуют формированию определенного характера ребенка. Однако важно помнить, что запретное никуда не исчезнет, а поощряемое легко становится неискренним, напускным. Например, если запрещать детям чувствовать злость, то она будет выражаться в интригах, сплетнях и других похожих способах. Если запрещать интерес ребенка, его любознательность к какой-то теме, то этот интерес начинает скрываться, обретает внутреннюю «тайную жизнь», а внешне человек становится безынициативным, скучающим.

Чрезмерное поощрение щедрости, настойчивые требования делиться с другими не делают человека щедрым, зато приводят к легким обидам, не всегда осознаваемым: «Я столько делаю для них, а они неблагодарные!».

Фото: Илья Репин

Эмоциональные стереотипы — это хорошо?

Любые эмоциональные стереотипы, будь то «мальчики не плачут» или «девочки не играют в войну», могут приводить к эмоциональным проблемам. Для здоровья и психологического благополучия ребенка эмоциональное воспитание должно включать различение, принятие чувств и поиск культурных способов их выражения.

Эксперт рекомендует

Фото: Максим Платонов

Ирина Рябкова
Справка


Мнение автора может не совпадать с позицией редакции «Реального времени».

22-02-2022, 10:20
Вернуться назад