В условиях нехватки сотрудников в Госавтоинспекции ограничили количество впервые экзаменующихся курсантов
«У тех, кто сдает экзамен впервые, начнутся проблемы»
С начала декабря 2025 года экзаменационный отдел ГИБДД МВД России по г. Казани работает по новому «расписанию» — ежедневно принимает не более 30 практических экзаменов у тех, кто сдает на право управления транспортным средством впервые. Как разъяснили в ГИБДД, ограничение не коснулось тех, кто приходит на пересдачу, — они идут отдельным потоком.
«Реальное время» побывало на экзаменационной площадке в Казани на улице Актайской. По сравнению с предыдущими месяцами ожидающих своей очереди сдавать экзамен визуально, действительно, поубавилось. Инструкторы автошкол, сдававшие в экзаменационный отдел документы, согласились ответить на вопросы «Реального времени» только на анонимных условиях:
— Пока особенных изменений мы не заметили. Документы принимают, расписание экзаменов, как и прежде, вывешивается на очередной месяц, и вроде бы время ожидания экзамена для тех, кто его сдает впервые, не увеличилось. Но декабрь только начался, обучающихся у нас меньше не становится, так что не исключено, что в результате сокращения количества ежедневно принимаемых экзаменов скоро сроки сдачи будут отодвигаться.
По их мнению, если пауза между сдачей внутреннего экзамена в автошколе и «внешнего», в ГИБДД, начнет расти, у тех, кто сдает экзамен впервые, начнутся проблемы. Инструкторы считают, что курсанты либо начнут без практики утрачивать еще не закрепившиеся толком навыки вождения и в результате хуже сдавать экзамены, либо будут вынуждены платить за дополнительные уроки:
— Учебных часов, отведенных по программе на практическое вождение в школе, для выработки устойчивых навыков хватает не всем. Многие и так берут дополнительные часы, и это правильно. А теперь это придется делать и тем, кто в этом раньше не нуждался. Причем речь не об одном-двух занятиях. Если ожидание экзамена затянется, придется брать и 10 занятий, и 15—20 — тут уж как повезет.
Оценить масштаб потенциальных дополнительных расходов курсантов легко по объявлениям об услугах казанских инструкторов: «ценник» на час на разные виды занятий в среднем начинается от 2 500 и доходит до 5 000 рублей.
Отсев стал более жестким
«Реальное время» обратилось с запросом в УГИБДД по Татарстану. Издание попросило разъяснить, в связи с чем установлен лимит на количество принимаемых практических экзаменов, а также запросило статистические данные. В частности, сколько практических экзаменов принимается ежедневно сейчас и сколько было до 1 декабря 2025 года, сколько сотрудников их принимает, сколько дней в среднем приходится сейчас ожидать экзамена тем, кто сдает впервые, и тем, кто сдает повторно, и каким был прежний срок ожидания. Издание также попросило пояснить, как, с точки зрения представителей ГИБДД, может сказаться на навыках вождения кандидатов на получение водительских прав введение ограничений и увеличение срока ожидания экзамена. По получении ответ Госавтоинспекции будет опубликован.
О качестве приема экзаменов госавтоинспекторами можно судить по размещенным на сайте республиканского Управления ГИБДД данным о количестве ДТП с погибшими и пострадавшими, виновниками которых стали водители со стажем управления до 2 лет.
Итоги 2025 года пока не подведены — на сайте вывешены промежуточные результаты за 6 месяцев. При сравнении этих данных с итогами 2024 года можно предположить, что в 2025-м отсев слабо подготовленных курсантов автошкол стал более жестким. За весь предыдущий год по вине неопытных водителей было совершено 69 ДТП с пострадавшими и погибшими, а за первое полугодие 2025-го — только 24 (в среднем — на треть меньше).
Если бы программу давали в полном объеме
О качестве подготовки курсантов позволяют судить данные Федерации автошкол РТ за январь — октябрь 2025 года. Если теоретический экзамен с первого раза в основном сдают от 50% до 79% курсантов, то «практику» — максимум 12% из тех, что благополучно прошли внутренние испытания и были допущены к сдаче экзаменов в ГАИ.
Усложнился и сам экзамен, говорит Витюгова. Теперь все элементы, которые ранее выполнялись на закрытой площадке, например парковка, заезд в гараж, курсант выполняет на дороге общего пользования, в реальных условиях, и на это уходит больше времени. И сам экзамен стал более сложным: разворот на площадке выполнить было куда проще, чем сейчас на перекрестке, по которому двигается транспорт. Все это, подчеркнула она, значительно увеличило нагрузку на принимающих экзамены инспекторов.
Инна Серова




