Как фотохудожник Ляля Кузнецова попала в цыганский табор и стала мировой знаменитостью - «История» » Ваш Выбор Инноваций

Как фотохудожник Ляля Кузнецова попала в цыганский табор и стала мировой знаменитостью - «История»

История 13-08-2021, 17:01 Филип 141 0

В Галерее современного искусства открылся вернисаж «Дорога…» к 75-летию казанского фотографа


Как фотохудожник Ляля Кузнецова попала в цыганский табор и стала мировой знаменитостью - «История»
Фото: Ринат Назметдинов


В Казани на открытии выставки фотохудожника Ляли Кузнецовой «Дорога…» было такое огромное количество гостей, что двери Галереи современного искусства не успевали закрываться. Если сравнить с прошедшей здесь осенью экспозицией столичной дамы с абстрактными картинами и скандальным прошлым, которую казанские художники проигнорировали, — ажиотаж был небывалый. Но главное — атмосфера, которая по своей теплоте конкурировала с уличной жарой.


Последствия знакомства с цыганским бароном

Поздравить с 75-летием известного фотохудожника, ставшего известным во всем мире, пришли живописцы, коллеги-фотографы, искусствоведы и все причастные к миру прекрасного. Пожалуй, даже официального открытия не нужно было — гостей объединяла и сама уникальная личность Ляли Кузнецовой, и пройденные вместе годы, и множество совместных проектов.

Сама выставка небольшая, занимает примерно половину второго этажа галереи. При этом она крайне лаконична — серии черно-белых фотографий рассказывают в основном о жизни цыган. Самые ранние датированы 1982 годом, это серия «Цирк. Казань». Закулисье шапито раскрывается неприглядной простотой и богатством образов. На выставке есть и цыгане из Узбекистана, Уральска, Одессы и Туркмении — зарисовки со свадеб и празднований Нового года, бытовые картины о жизни семейств, маленькие праздники с танцами и песенными застольями. В центре ее внимания оказались и евреи из Бухары, им посвящается серия работ 2008 года.

— Попасть в цыганский табор было моей мечтой, — вспоминает Ляля Кузнецова. Мы жили тогда с родителями и семьей брата в маленьком городе Уральске. Я ходила на рынок, где как раз и были эти цыгане, они продавали медные трубы, которые сами же и изготавливали, конечно же, они продавали лошадей. Мне посчастливилось познакомиться с цыганским бароном и заручиться его предложением посетить табор вместе со своей фотокамерой.

В табор — всей семьей

Как только семья фотохудожника узнала, куда эта маленькая, но отважная женщина отправляется, решили: «Украдут, не пускать!» Однако ее намерение «уйти за табором в небо» было настолько сильно, что сначала брат вызвался сопровождать, потом его супруга, так подтянулось практически все семейство. Всем «кагалом» они и посетили табор, где Ляля Кузнецова, счастливая и вдохновленная, быстро отбилась от своих в поисках необычных сюжетов: павлин и счастливый его обладатель, обнявшиеся дети на кладбище, взволнованная невеста и счастливый отец, целующий младенца.

— Сейчас, конечно, мы уже не дружим, не встречаемся с героями моих фоторабот. Но в каждом городе я находила их, чтобы вновь погрузиться в этот особый мир, — говорит фотограф.

Когда ушел любимый — спас фотоаппарат

Ляля Кузнецова, инженер по профессии, снимать начала после личной трагедии. Вместе с супругом, оба выпускники КАИ, в 1977 году они отправились в один из военных городков, где муж должен был служить уже офицером. Военная кафедра авиационного института сыграла с ним злую шутку — именно в этом таинственном городе, который фотохудожница не стала даже упоминать, муж заболел. Лейкоз крови, профессиональное заболевание. Он тихо угас на ее руках, несмотря на все отчаянные попытки его спасти. Вернувшись в Казань и живя в общежитии, Ляля Кузнецова стала обладательницей полупрофессиональной фотокамеры одной из ее соседок. Она начала снимать подруг, потом гулять с камерой по городу, пока снимков не накопилось предостаточное количество.

Первый фотограф Дома моды

Далее в ее жизни появилась казанская фотогруппа «Тасма», с 1987 года — она уже член Союза журналистов Республики Татарстан, а в 1994 году стала членом Союза фотохудожников России. В 1978 году она работала фотографом в Музее изобразительных искусств ТАССР, куда несколько лет назад передала часть своей коллекции. Была первым фотографом в республиканском Доме моды, создавала портретные галереи творческих коллективов Камаловского театра, Казанского ТЮЗа и театра кукол «Экият».

— Это человек-легенда, пример для молодежи, на который стоит равняться, выстраивая свою фотографическую жизнь, — отметил на открытии председатель Союза фотографов Татарстана Рамиль Гали.

«Окно в Европу» для казанских фотографов

Приехавший из Москвы галерист и издатель Ильдар Галеев, как он выразился — «с корабля на бал» — с самолета в галерею, признался виновнице торжества в любви на протяжении уже 20 лет:

— Конечно вернисаж — странное и даже малоподходящее место для признаний, но на протяжении всех этих лет она неизменно меня вдохновляет. Когда я впервые увидел Лялю Кузнецову, она напомнила мне звезд французского кинематографа. Жаль, что сегодня она так редко выставляется, в последний раз выставка в Москве была примерно 10 лет назад. Но среди многих заслуг этого фотохудожника, я могу отметить то, что именно она вывезла казанских фотографов за рубеж, открыла их произведения западному зрителю.

Медаль Превосходства и Гран-при в Париже

Нужно отметить, что с 1979 до конца 80-х годов Ляля Кузнецова была неоднократной участницей выставок «Современная советская фотография» в Вильнюсе, Праге, Париже, Таллине, Лондоне, Хельсинки, Стокгольме. В 1980 году на европейском фотобиеннале в Париже она получила Гран-при «За гуманизм в фотоискусстве», а уже после распада СССР ее фотокартины можно было увидеть в Вашингтоне, Амстердаме, во Франции, Германии, Нидерландах и Португалии. В Нью-Йорке она была отмечена медалью Превосходства за вклад в мировое фотоискусство.

Сегодня Ляля Кузнецова уже не снимает.

— Я живу внутри своего небольшого круга, в семье, с внуками. Кстати, они тоже решили посвятись свою жизнь фотоделу. Но сама я уже разобрала свою студию. Ходить с камерой сложно, возраст, но я безумно скучаю по прежним временам, по своей работе, — призналась фотохудожница.

Выставка в ГСИ продолжится еще месяц.




Анна Тарлецкая, фото: Ринат Назметдинов
Цитирование статьи, картинки - фото скриншот - Rambler News Service.
Иллюстрация к статье - Яндекс. Картинки.
Есть вопросы. Напишите нам.
Общие правила  поведения на сайте.
В Галерее современного искусства открылся вернисаж «Дорога…» к 75-летию казанского фотографа Фото: Ринат Назметдинов В Казани на открытии выставки фотохудожника Ляли Кузнецовой «Дорога…» было такое огромное количество гостей, что двери Галереи современного искусства не успевали закрываться. Если сравнить с прошедшей здесь осенью экспозицией столичной дамы с абстрактными картинами и скандальным прошлым, которую казанские художники проигнорировали, — ажиотаж был небывалый. Но главное — атмосфера, которая по своей теплоте конкурировала с уличной жарой. Последствия знакомства с цыганским бароном Поздравить с 75-летием известного фотохудожника, ставшего известным во всем мире, пришли живописцы, коллеги-фотографы, искусствоведы и все причастные к миру прекрасного. Пожалуй, даже официального открытия не нужно было — гостей объединяла и сама уникальная личность Ляли Кузнецовой, и пройденные вместе годы, и множество совместных проектов. Сама выставка небольшая, занимает примерно половину второго этажа галереи. При этом она крайне лаконична — серии черно-белых фотографий рассказывают в основном о жизни цыган. Самые ранние датированы 1982 годом, это серия «Цирк. Казань». Закулисье шапито раскрывается неприглядной простотой и богатством образов. На выставке есть и цыгане из Узбекистана, Уральска, Одессы и Туркмении — зарисовки со свадеб и празднований Нового года, бытовые картины о жизни семейств, маленькие праздники с танцами и песенными застольями. В центре ее внимания оказались и евреи из Бухары, им посвящается серия работ 2008 года. — Попасть в цыганский табор было моей мечтой, — вспоминает Ляля Кузнецова. Мы жили тогда с родителями и семьей брата в маленьком городе Уральске. Я ходила на рынок, где как раз и были эти цыгане, они продавали медные трубы, которые сами же и изготавливали, конечно же, они продавали лошадей. Мне посчастливилось познакомиться с цыганским бароном и заручиться его предложением посетить табор вместе со своей фотокамерой. В табор — всей семьей Как только семья фотохудожника узнала, куда эта маленькая, но отважная женщина отправляется, решили: «Украдут, не пускать!» Однако ее намерение «уйти за табором в небо» было настолько сильно, что сначала брат вызвался сопровождать, потом его супруга, так подтянулось практически все семейство. Всем «кагалом» они и посетили табор, где Ляля Кузнецова, счастливая и вдохновленная, быстро отбилась от своих в поисках необычных сюжетов: павлин и счастливый его обладатель, обнявшиеся дети на кладбище, взволнованная невеста и счастливый отец, целующий младенца. — Сейчас, конечно, мы уже не дружим, не встречаемся с героями моих фоторабот. Но в каждом городе я находила их, чтобы вновь погрузиться в этот особый мир, — говорит фотограф. Когда ушел любимый — спас фотоаппарат Ляля Кузнецова, инженер по профессии, снимать начала после личной трагедии. Вместе с супругом, оба выпускники КАИ, в 1977 году они отправились в один из военных городков, где муж должен был служить уже офицером. Военная кафедра авиационного института сыграла с ним злую шутку — именно в этом таинственном городе, который фотохудожница не стала даже упоминать, муж заболел. Лейкоз крови, профессиональное заболевание. Он тихо угас на ее руках, несмотря на все отчаянные попытки его спасти. Вернувшись в Казань и живя в общежитии, Ляля Кузнецова стала обладательницей полупрофессиональной фотокамеры одной из ее соседок. Она начала снимать подруг, потом гулять с камерой по городу, пока снимков не накопилось предостаточное количество. Первый фотограф Дома моды Далее в ее жизни появилась казанская фотогруппа «Тасма», с 1987 года — она уже член Союза журналистов Республики Татарстан, а в 1994 году стала членом Союза фотохудожников России. В 1978 году она работала фотографом в Музее изобразительных искусств ТАССР, куда несколько лет назад передала часть своей коллекции. Была первым фотографом в республиканском Доме моды, создавала портретные галереи творческих коллективов Камаловского театра, Казанского ТЮЗа и театра кукол «Экият». — Это человек-легенда, пример для молодежи, на который стоит равняться, выстраивая свою фотографическую жизнь, — отметил на открытии председатель Союза фотографов Татарстана Рамиль Гали. «Окно в Европу» для казанских фотографов Приехавший из Москвы галерист и издатель Ильдар Галеев, как он выразился — «с корабля на бал» — с самолета в галерею, признался виновнице торжества в любви на протяжении уже 20 лет: — Конечно вернисаж — странное и даже малоподходящее место для признаний, но на протяжении всех этих лет она неизменно меня вдохновляет. Когда я впервые увидел Лялю Кузнецову, она напомнила мне звезд французского кинематографа. Жаль, что сегодня она так редко выставляется, в последний раз выставка в Москве была примерно 10 лет назад. Но среди многих заслуг этого фотохудожника, я могу отметить то, что именно она вывезла казанских фотографов за рубеж, открыла их произведения западному зрителю. Медаль Превосходства и Гран-при в Париже Нужно отметить, что с 1979 до конца 80-х годов Ляля Кузнецова была неоднократной участницей выставок «Современная советская фотография» в Вильнюсе, Праге, Париже, Таллине, Лондоне, Хельсинки, Стокгольме. В 1980 году на европейском фотобиеннале в Париже она получила Гран-при «За гуманизм в фотоискусстве», а уже после распада СССР ее фотокартины можно было увидеть в Вашингтоне, Амстердаме, во Франции, Германии, Нидерландах и Португалии. В Нью-Йорке она была отмечена медалью Превосходства за вклад в мировое фотоискусство. Сегодня Ляля Кузнецова уже не снимает. — Я живу внутри своего небольшого круга, в семье, с внуками. Кстати, они тоже решили посвятись свою жизнь фотоделу. Но сама я уже разобрала свою студию. Ходить с камерой сложно, возраст, но я безумно скучаю по прежним временам, по своей работе, — призналась фотохудожница. Выставка в ГСИ продолжится еще месяц. Анна Тарлецкая, фото: Ринат Назметдинов
Похожие новости
​«Хищные монголоидные кочевники, атакующие большим числом» - «История»

Крымские татары и их соседи в Новое время глазами французов. Часть 1-я Фото: vorgol.ru (Й.Брандт. Поход...

Подробнее 0
Все о WorldSkills Kazan 2019: билеты, активности, правила и транспорт - «Образование»

Мировой ЧМ по рабочим профессиям соберет в столице Татарстана свыше 1 300 представителей 63 стран Фото:...

Подробнее 0
Под стенами казанского «Эталона»: «татарин» Межлаук и секреты покупки халяльного мяса - «История»

Краевед Алексей Клочков — о прошлом и настоящем двух городских базаров. Часть 4-я Фото: В 2005 году...

Подробнее 0
Ключевой свидетель по делу Ассанжа заключен под стражу в Исландии - «Происшествия»

Henry Nicholls / Reuters Москва, 7 октября - АиФ-Москва. В Исландии заключили под стражу Сигурдура...

Подробнее 0

Оставить комментарий
Ваш Выбор Инноваций

19 бойцов «татарского батальона» вернутся домой через 78 лет после своего последнего боя Фото:...

Подробнее 29-янв-2020

Уехавшая на ПМЖ в Европу челнинка — о ностальгии по архитектуре, природе и о людях Татарстана Фото:...

Подробнее 12-фев-2020

Пока же «мародеров», разбирающих булыжники на дороге, будут отпугивать предупреждающими табличками и...

Подробнее 18-мая-2019

Чем примечательна дата 17 июля? Фото: wikipedia.org (Мухаммед Дауд) Сегодня, 17 июля, Всемирный день эмодзи....

Подробнее 17-июл-2022

Фото: wikipedia.org (Симеон Бекбулатович. Фрагмент портрета работы неизвестного польского художника, конец...

Подробнее 29-мая-2020

Чем примечательна дата 15 июня Фото: vita-life777.livejournal.com Сегодня, 15 июня, в России — день...

Подробнее 15-июн-2021

Прогулка по Второй горе Фото: pastvu.com Улица Волкова, до 1927 года называвшаяся Второй горой, — один из...

Подробнее 07-янв-2021

Проект «Реального времени»: от Татарии — к Татарстану. Часть 5-я Фото: Парад Запасной Армии Республики в...

Подробнее 23-авг-2019

Яндекс.Метрика