Фотомарафон «100-летие ТАССР»: строительство главного корпуса автозавода на КАМАЗе, начало 1970-х - «История» » Ваш Выбор Инноваций

Фотомарафон «100-летие ТАССР»: строительство главного корпуса автозавода на КАМАЗе, начало 1970-х - «История»

История 4-04-2020, 07:00 Меланья 101 0

Проект «Реального времени»: от Татарии — к Татарстану, часть 230-я


Фотомарафон «100-летие ТАССР»: строительство главного корпуса автозавода на КАМАЗе, начало 1970-х - «История»
Фото: из архивов ПАО "КАМАЗ"


Первую очередь КАМАЗа строили параллельно с городом. К тому моменту в Новом городе было совсем немного домов: четвертый и второй комплексы, два дома в 30-м. Вокруг этого «отстроенного оазиса» была в основном непролазная грязь.


На месте будущего комплекса заводов туда-сюда сновали грузовики со стройматериалами, территория была тщательно распланирована, но в 1970 году сложно было поверить в то, что через несколько лет здесь вырастет мощное производство.

Строители жили в основном в общежитиях и вагончиках. Дорога от поселка ГЭС шла через Орловку, здесь укладывали трамвайные пути — сначала до РИЗа (ремонтно-инструментального завода, самого первого производства, построенного на КАМАЗе), а потом уже и до литейного завода.

На строительстве была масса проблем, связанных не только с возведением зданий, но и с обеспечением электричеством, отоплением, водоотводом. Строительно-монтажные организации требовали отопления в некоторых корпусах, в то время как внутренние сети и кондиционеры еще не были сданы и подключались от временных подстанций. Случались частые перепады напряжения, автоматы то и дело вышибало, и вся локальная территория оставалась без электричества.

В каждом СМУ работали свои электрики: нужно было постоянно следить за тем, чтобы оставалась возможность подключать сварочные аппараты, вибропрессы, другое переносное оборудование с потребностью в электричестве. Между тем длина строящихся корпусов достигала 1,2 километра, ширина — 600 метров. Легко представить, какую титаническую работу выполняли строители и все те, кто обеспечивал строительное хозяйство на КАМАЗе.

Акт о вводе в эксплуатацию ремонтно-инструментального завода госкомиссия подписала 30 декабря 1973 года. Это была первая победа строителей. Завод сразу же начал работать: тут производили нестандартное оборудование и инструменты для остальных строящихся заводов. Здесь же находилось управление главного конструктора станков и оборудования, где делали все, что требовалось для объектов КАМАЗа. А еще тут выделили площадку для экспериментального цеха управления главного конструктора — в нем вручную собирали первые КАМАЗы.

Внутренние интерьеры РИЗа поражали воображение: нигде в Татарии такого прежде не видели. Стеклянные перегородки между кабинетами, бытовые шкафы для рабочих, душевые кабины, современные туалеты, медпункты прямо на заводе были стремительным шагом вперед. С особенной теплотой первые работники РИЗа вспоминают столовую: здесь было два зала, и к обеденному перерыву здесь уже накрывали столы, то есть все самообслуживание сводилось только к тому, чтобы убрать за собой посуду. Таким нехитрым образом рабочим обеспечивали больше времени на обеденный отдых.

После того как заработал РИЗ, строительство ускорилось. Следующим «ребенком» первой очереди КАМАЗа стал литейный завод.


Людмила Губаева
Справка


За помощь в подготовке материала редакция благодарит пресс-службу ПАО «КАМАЗ»

Мы будем рады участию наших читателей в наполнении фотопроекта. По вопросам фотомарафона обращайтесь по адресу gubaeva@realnoevremya.ru.


Цитирование статьи, картинки - фото скриншот - Rambler News Service.
Иллюстрация к статье - Яндекс. Картинки.
Есть вопросы. Напишите нам.
Общие правила  поведения на сайте.
Проект «Реального времени»: от Татарии — к Татарстану, часть 230-я Фото: из архивов ПАО
Похожие новости
Алексей Малашенко: «Как себя вести сейчас с Нагорным Карабахом? В Кремле этого не знают» - «Происшествия»

Ученый-востоковед о путях примирения враждующих сторон в Нагорном Карабахе Фото: grani.lv/ Почти полмесяца...

Подробнее 0
Об эвакуации речи не идет: как в Сибае ликвидируют смог и зальют «вонючий» карьер - «Инфраструктура»

В башкирском Зауралье вновь обострилась экологическая проблема Фото: rb7.ru «В Сибае невозможно дышать», —...

Подробнее 0
Россияне назвали наиболее часто встречающуюся в вакансиях ложь - «Бизнес»

Источник: РБК Согласно исследованию портала «Работа.ру», 80% россиян сталкивались с неправдивой информацией...

Подробнее 0
Борьба с криминальной деятельностью "чёрных риелторов" будет усилена - «Недвижимость»

Депутат Московской городской Думы фракции КПРФ, член комиссии «По безопасности» Николай Зубрилин и...

Подробнее 0

Оставить комментарий
Ваш Выбор Инноваций

Как успешный московский архитектор из знаменитого татарского рода Апанаевых сменила карьеру на творчество...

Подробнее 17-авг-2020

«Реальное время» публикует вторую часть интервью с историком Александром Шубиным об эпохе Леонида Ильича...

Подробнее 21-окт-2019

Чем примечательна дата 11 мая Фото: Максим Платонов Дата 11 мая вошла в историю многими памятными событиями....

Подробнее 11-мая-2021

Из книги востоковеда-татарофила о татарском влиянии на жизнь русского народа. Часть 14 Фото: cultobzor.ru...

Подробнее 03-мая-2019

Чем примечательна дата 20 сентября Фото: из фондов Елабужского государственного музея-заповедника Сегодня,...

Подробнее 20-сен-2021

Как тюрки и славяне основали Дунайскую Болгарию. Часть 2 Фото: wikipedia.org Ярослав Пилипчук продолжает...

Подробнее 14-июн-2018

Изнанка Казани в центре города Фото: Рыбная площадь до постройки трамвайных путей. Фото 1891 г. Вышла в свет...

Подробнее 05-окт-2018

«Мозаика воспоминаний» татарстанского историка. Часть 17-я Фото: inosmi.ru Директор Института истории им. Ш....

Подробнее 07-мар-2020

Яндекс.Метрика