Фотомарафон «100-летие ТАССР»: автовокзал Набережных Челнов, 1965 год - «История»
История 3-03-2020, 07:00 Денис 101 0
Проект «Реального времени»: от Татарии — к Татарстану. Часть 198-я

Набережные Челны были одним из крупнейших портов на Каме. Система речных портов активно использовалась в транспортной инфраструктуре республики в 1960-х годах. Особенно это стало удобным и массовым в тот период, когда Зеленодольский судостроительный завод начал выпускать знаменитые «Метеоры». Но все равно наибольшее количество пассажиров по республике перевозилось, конечно же, автобусами. В Набережных Челнах докамазовской эпохи был автовокзал, с которого можно было уехать в разные города и поселки республики.
Что касается дорог внутри городов, то обстановка была, мягко говоря, так себе. К началу 1960-х дорожное покрытие даже в столице было только на 20 процентах улиц. К середине 1970-х твердое покрытие было только на половине из 900 километров казанских дорог. В начале 1950-х казанские дорожники не имели ни одной снегоуборочной машины. Поэтому городской автотранспорт испытывал серьезные проблемы.
Но еще хуже была ситуация в новых районах республики — там, где активно развивалась промышленность, в том числе нефтедобывающая и нефтеобрабатывающая. Дороги в Заинске, Нижнекамске, Челнах, Бугульме, Лениногорске практически отсутствовали, и в дожди бездорожье могло парализовать работу предприятий. Здесь в основном носили резиновые сапоги — ходить в ботинках на работу было чаще всего невозможно. 

Соответственно, и в целом по республике транспортное сообщение было довольно сложным в силу недостаточного дорожного строительства. Так, между нефтяным регионом и Казанью автодороги не было до конца восьмидесятых. Зимой и в межсезонье туда ездили через Ульяновск, а летом можно было переправиться через Каму на пароме (но этой переправы не хватало на всех желающих, поэтому здесь всегда были страшные очереди). Как мы помним, мост через Каму появился только в XXI веке. 
Еще к середине 1970-х твердого покрытия не было примерно на 35 процентах дорог республики. Но развивалась промышленность, развивались и грузовые, и пассажирские перевозки. С 1950-х транспортную систему реорганизовывали: построили аэровокзал в Казани и железнодорожный мост через Волгу, развивали речной и автобусный транспорт. Но все равно, несмотря на все эти изменения, ТАССР еще очень долго испытывала транспортные проблемы. Например, в середине 1960-х на 100 квадратных метров площади республики приходилось вдвое меньше железных дорог, чем в центре и на западе страны. А лучшим другом пользователей автодорог оставались трактора, которыми то и дело приходилось вытягивать плотно «засевшие» в непролазной грязи автобусы и машины. 
Людмила Губаева
Справка
За помощь в подготовке материала редакция благодарит Историко-краеведческий музей города Набережные Челны, лично его директора Юлию Капитову и главного хранителя Наталью Микрюкову.
Мы будем рады участию наших читателей в наполнении фотопроекта. По вопросам фотомарафона обращайтесь по адресу gubaeva@realnoevremya.ru
Ваша реклама
Другие новости
Облако тэгов
Ваш Выбор Инноваций
Истории двух стран и одной еврейки-нацистки Фото: newtimes.ru Почему Германия не осудила...
Подробнее 10-мая-2020«Великая Татария» казанского историка. Часть 18-я Научный руководитель Института истории им. Ш. Марджани...
Подробнее 08-авг-2020Проект «Реального времени»: от Татарии — к Татарстану, часть 206-я Фото: предоставлено пресс-центром АО...
Подробнее 11-мар-2020Как сотрудники Следкома и МВД в музей-заповедник сходили Провел эту ночь в СИЗО 40-летний замдиректора...
Подробнее 09-июл-2020«Аутотранспорт» краеведа Алексея Клочкова. Часть 36-я Фото: Грузовик «Автопромторга». Фото В.Л. Лаптева....
Подробнее 25-авг-2020Ушел из жизни легендарный железнодорожник, стоявший у истоков магистральных электровозов переменного тока...
Подробнее 28-янв-2020О предшественнике Талгата Таджуддина — от историка-востоковеда Альфрида Бустанова Фото: academia.edu...
Подробнее 06-янв-2018Директор Института археологии АН Татарстана — о «подохранных» памятниках, подводных объектах и ценностях с...
Подробнее 04-июн-2019


