Фотомарафон «100-летие ТАССР»: строительство колесного завода в Заинске, 1972 год - «История»
История 24-02-2020, 07:00 Thornton 143 0
Проект «Реального времени»: от Татарии — к Татарстану, часть 190-я

Как известно, скромный Заинск приобрел статус города и большое значение в связи со строительством ГРЭС, ставшей одной из самых крупных на континенте для своего времени. Но в 1972 году здесь началось строительство еще одного большого предприятия.
В 1969 году в Челнах начали строить автогигант — КАМАЗ. Именно благодаря этому Заинск получил новое крупное производство и перестал быть моногородом, работавшим только на благо ГРЭС. 
Весной 1972 года в Заинске начали строить завод, выпускавший автомобильные колеса — сначала для грузовиков КАМАЗа, а через десять лет — и для легковушек. 8 июня 1971 года Министерство автомобильной промышленности СССР выпустило приказ о создании дирекции этого завода, в приказе значилось, что она напрямую подчиняется директору строившегося КАМАЗа. 

Первым директором Заинского завода колес был Николай Васильевич Романюк.
Само строительство предприятия началось 27 марта 1972 года. Но днем рождения завода и днем начала строительства считается все-таки 4 мая. А все потому, что именно 4 мая на стройплощадке устроили торжественный митинг (без него было никуда, от него и отсчитывает свою историю теперь завод). Завод строился не быстро, не в пример комсомольским стройкам 1950-х и 1960-х.
22 сентября 1976 года понизительная подстанция завода приняла первый промышленный ток, но только в августе 1978-го из цехов вышла первая основная продукция завода. Здесь выпускали колеса для большинства модификаций челнинских грузовиков, завод рос и развивался вместе с основным своим производством. Например, в январе 1981 года был начат выпуск колес для вездехода КАМАЗ-4310. Планировалось, что производить завод будет 3 540 000 колес в год. Но на проектную мощность предприятие выходило долго. 28 августа 1984 года было выпущено пятимиллионное колесо, в 1988-м — десятимиллионное.

Колесный завод дал Заинску новый микрорайон автозаводчан. Здесь выросли аккуратные многоэтажки, появилась еще одна общеобразовательная школа, детский сад, два общежития и другие объекты социальной инфраструктуры.
Людмила Губаева
Справка
За помощь в подготовке материала редакция благодарит Заинский краеведческий музей и лично его директора Розу Миниахметовну Иванову.
Мы будем рады участию наших читателей в наполнении фотопроекта. По вопросам фотомарафона обращайтесь по адресу gubaeva@realnoevremya.ru
Ваша реклама
Другие новости
Облако тэгов
Ваш Выбор Инноваций
Булыжники отдали на хранение «Горводзеленхозу», реконструкцию завершат до начала WorldSkills Фото: Лейсан...
Подробнее 30-мая-2019Спор — на кого лягут затраты по возрождению мусульманского храма начала XIX века — выиграла республика Фото:...
Подробнее 02-апр-2020Татарки и революция. Часть 2: мугаллимы – учительницы эпохи революции. Колонка историка Лилии Габдрафиковой...
Подробнее 05-мар-2018Дальне-Архангельская слобода: штрихи истории В этом году в Казани близ озера Кабан появится зоопарк...
Подробнее 24-фев-2018Сын знаменитого летчика — о будущем фильме Бекмамбетова и мемориальном комплексе, где нужно воссоздать...
Подробнее 08-фев-2020Из книги востоковеда-татарофила о татарском влиянии на жизнь русского народа. Часть 3 Фото: d-infinity.net...
Подробнее 03-дек-2018Восприятие Японии в начале XX века. Часть 2-я Фото: wikipedia.org Историк Лилия Габдрафикова в колонке...
Подробнее 06-авг-2018Мектебе в Акзигитово — пионер образования мусульманских женщин Фото: tatarhistory.ru В 1872 году в деревне...
Подробнее 08-мар-2019


