Фотомарафон «100-летие ТАССР»: строительство колесного завода в Заинске, 1972 год - «История»
История 24-02-2020, 07:00 Thornton 145 0
Проект «Реального времени»: от Татарии — к Татарстану, часть 190-я

Как известно, скромный Заинск приобрел статус города и большое значение в связи со строительством ГРЭС, ставшей одной из самых крупных на континенте для своего времени. Но в 1972 году здесь началось строительство еще одного большого предприятия.
В 1969 году в Челнах начали строить автогигант — КАМАЗ. Именно благодаря этому Заинск получил новое крупное производство и перестал быть моногородом, работавшим только на благо ГРЭС.
Весной 1972 года в Заинске начали строить завод, выпускавший автомобильные колеса — сначала для грузовиков КАМАЗа, а через десять лет — и для легковушек. 8 июня 1971 года Министерство автомобильной промышленности СССР выпустило приказ о создании дирекции этого завода, в приказе значилось, что она напрямую подчиняется директору строившегося КАМАЗа.

Первым директором Заинского завода колес был Николай Васильевич Романюк.
Само строительство предприятия началось 27 марта 1972 года. Но днем рождения завода и днем начала строительства считается все-таки 4 мая. А все потому, что именно 4 мая на стройплощадке устроили торжественный митинг (без него было никуда, от него и отсчитывает свою историю теперь завод). Завод строился не быстро, не в пример комсомольским стройкам 1950-х и 1960-х.
22 сентября 1976 года понизительная подстанция завода приняла первый промышленный ток, но только в августе 1978-го из цехов вышла первая основная продукция завода. Здесь выпускали колеса для большинства модификаций челнинских грузовиков, завод рос и развивался вместе с основным своим производством. Например, в январе 1981 года был начат выпуск колес для вездехода КАМАЗ-4310. Планировалось, что производить завод будет 3 540 000 колес в год. Но на проектную мощность предприятие выходило долго. 28 августа 1984 года было выпущено пятимиллионное колесо, в 1988-м — десятимиллионное.

Колесный завод дал Заинску новый микрорайон автозаводчан. Здесь выросли аккуратные многоэтажки, появилась еще одна общеобразовательная школа, детский сад, два общежития и другие объекты социальной инфраструктуры.
Людмила Губаева
Справка
За помощь в подготовке материала редакция благодарит Заинский краеведческий музей и лично его директора Розу Миниахметовну Иванову.
Мы будем рады участию наших читателей в наполнении фотопроекта. По вопросам фотомарафона обращайтесь по адресу gubaeva@realnoevremya.ru
Ваша реклама
Другие новости
Облако тэгов
Ваш Выбор Инноваций
Комитет Госсовета Татарстана обсудил войну 1480 года и решил не поддерживать обращение депутатов Калужской...
Подробнее 14-дек-2017Какие строения формировали исторический облик столицы Башкортостана. Часть 1 Фото: bashinform.ru. Дом по ул....
Подробнее 17-мая-2020Проект «Реального времени»: от Татарии — к Татарстану. Часть 76-я Первая волна репрессий в Татарии пришлась...
Подробнее 02-ноя-2019Чем примечательна дата 30 апреля Фото: kazan24.ru Сегодня, 30 апреля, в России День пожарной охраны и памяти...
Подробнее 30-апр-2021Чем примечательна дата 15 апреля Фото: yandex.ru Сегодня, 15 апреля, Международный день культуры, он...
Подробнее 15-апр-2021«Реальное время» публикует фрагмент из книги англо-ирландского историка «Конунг навсегда» Фото: Реальное...
Подробнее 25-ноя-2025В чем заключались политика и личностные качества отца нации Мустафы Кемаля Фото: medium.com Казанский...
Подробнее 18-мая-2019Журналист Адель Хаиров о том, кем был и что делал «креативный класс» Казани в советские времена Фото:...
Подробнее 27-янв-2018


