Фотомарафон «100-летие ТАССР»: во дворе дома №24 по улице Каюма Насыри, 1941 год - «История»
История 17-12-2019, 07:00 Peacock 128 0
Проект «Реального времени»: от Татарии — к Татарстану, часть 121-я

Улица Каюма Насыри в Старо-Татарской слободе Казани получила свое нынешнее название в 1930 году в честь татарского ученого-энциклопедиста Каюма Насыри. До тех пор она называлась Захарьевской — от стоявшей на ней церкви Захарии и Елизаветы, разобранной из-за ветхости в 1825 году. Уникальные фотографии из домашнего архива Айрата Сатдарова показывают, как жили здесь люди в 1940-х годах.
Семья Сатдаровых до войны жила в доме №24 по улице Каюма Насыри. До революции это была одна из самых богатых и аристократических улиц татарской части Казани: здесь жили купцы и представители духовенства. Когда к власти пришли большевики, духовенству пришлось изрядно потесниться, а прослойка купцов и вовсе вынуждена была раствориться в массе остальных горожан.
Бывшие купеческие особняки, как и остальное жилье, «уплотнили». В одном из таких особняков до войны в небольшой квартире из двух комнат жила семья Сатдаровых — Яппар и Гайникамал с сыном Шамилем и дочкой Флюрой.

Быт в Старо-Татарской слободе до войны был очень размеренным, напоминал деревенскую жизнь. Козы и куры по улице почти не бегали, но улицы, хоть и широкие, были довольно скудно замощены. Дома, и каменные, и деревянные, были организованы так, как у деревенских татар — с закрытым со всех сторон двором и хозяйственными пристройками внутри. Во время войны в Старо-Татарскую слободу, как и во все остальные районы Казани, массово заселяли эвакуированных. Кое-кто из них так и осели здесь, войдя в семьи казанских татар.
Когда муж ушел на фронт, Гайникамал осталась с детьми и соседями на Каюма Насыри. После того как кончилась война и Яппар вернулся домой, семья дважды переезжала: в 1947 году — на Поперечную Насыри, а еще позже — на другую сторону озера Кабан, на Дегтярную улицу.

Мечеть Аль-Марджани — старейшая каменная мечеть Казани (построена в 1776 — 1770 годах). В 1930-е все мусульманские храмы города, кроме Марджани, были закрыты и приспособлены под социальные нужды (где-то «поселился» архив, где-то — школа, где-то — госучреждения). Несколько десятилетий мечеть Марджани была единственной действующей на весь город.

Людмила Губаева
Справка
За помощь в подготовке материала редакция благодарит Айрата Сатдарова, предоставившего фотографии из архива своей семьи.
Мы будем рады участию наших читателей в наполнении фотопроекта. По вопросам фотомарафона обращайтесь по адресу gubaeva@realnoevremya.ru
Ваша реклама
Другие новости
Облако тэгов
Ваш Выбор Инноваций
Военное искусство огузов и турок-сельджуков. Часть 3-я Фото: gorodamira.biz Ярослав Пилипчук продолжает цикл...
Подробнее 16-ноя-2018Театральные постановки Татарстана: смотрим дома. Часть четвертая Фото: Р. Гарифуллин / ptj.spb.ru Ушедшие в...
Подробнее 04-мая-2022Чем примечательна дата 25 ноября? Фото: Максим Платонов Сегодня, 25 ноября, в России отмечают День...
Подробнее 25-ноя-2021Тапшырылган хатлар: культура письма у мусульман России Фото: Максим Платонов Колумнист «Реального времени»...
Подробнее 25-ноя-2017Еще одна прививка от любви к войне: рецензия Михаила Черепанова на нашумевшую картину «Братство» Фото:...
Подробнее 25-мая-2019Европейский путешественник Шарль Рабо в Казани: о русской культуре, мирных мусульманах и политике России к...
Подробнее 15-ноя-2018В городе открылась выставка «Литературный тыл: Казань», дополненная виртуальным блоком В Доме татарской...
Подробнее 30-сен-2025Турция после государственного переворота 1960 года Фото: haber7.com Казанский исследователь Булат Ногманов...
Подробнее 06-окт-2019


