Фотомарафон «100-летие ТАССР»: обучение на авиастроительном заводе №22, 1940-е годы - «История» » Ваш Выбор Инноваций

Фотомарафон «100-летие ТАССР»: обучение на авиастроительном заводе №22, 1940-е годы - «История»

История 8-12-2019, 07:00 Полина 113 0

Проект «Реального времени»: от Татарии — к Татарстану, часть 112-я


Фотомарафон «100-летие ТАССР»: обучение на авиастроительном заводе №22, 1940-е годы - «История»


После того, как война закончилась, производство на авиастроительном заводе изменилось: новое время принесло новые вызовы.


В сентябре 1945 года за образцовое выполнение правительственных заданий заводу на вечное хранение было передано переходящее Красное знамя ГКО СССР и вручен орден Красного Знамени.

После войны разработка на месте не стояла: в конце 1945 года на заводе начали осваивать сборку дальнего тяжелого бомбардировщика Ту-4, который сильно опережал своих предшественников и по тактическим, и по конструктивным характеристикам. Вообще, начиная с 1945 года казанский авиационный завод был флагманом отрасли в СССР и прослужил в этом качестве до самого распада страны. Началось производство с того, что осенью 1945 года в Казань привезли детали американского самолета Б-29 и попросту попытались его клонировать (разумеется, с элементами усовершенствования). С этого и началась коренная перестройка советской авиапромышленности. Попутно техническую революцию пришлось совершать и в смежных отраслях — кабельной, резиновой, химпроме и цветной металлургии. Проект курировал лично Лаврентий Берия, поэтому недостатка в деталях и материалах завод не испытывал.

Всего за несколько послевоенных лет завод в корне перестроили: достроили еще три новых цеха, переоборудовали 13 старых, запустили новые поточные линии. На производстве появились новые агрегаты, оснастка, шаблоны, были введены новые технологические процессы (многослойная дуговая сварка цилиндров шасси, хонингование, бронзовое литье).

В 1947 году Ту-4 начали выпускать на потоке, и казанский завод стал головным предприятием по производству этого типа самолетов. Три серийных Ту-4 и его пассажирский вариант Ту-70 3 августа 1947 года поучаствовали в параде самолетов в Тушино.

На обучении на авиационном заводе №22 в Казани, 1940-е годы. Фото из личных архивов сотрудников

Ту-4 прекратили выпускать в 1952 году, после того как было собрано 655 таких машин. Завод перешел на реактивный дальний бомбардировщик-ракетоносец Ту-16. Здесь выпускали и крупнейший сверхзвуковой самолет в истории военной авиации — Ту-160. Благодаря новым проектам завод перевели на новую технологическую базу и сделали одним из крупнейших предприятий оборонной отрасли.

Кроме самолетов после войны завод занимался также и производством гражданской продукции — в отдельном цехе ширпотреба.


Людмила Губаева
Справка


За помощь в подготовке материала редакция благодарит Музей истории КАПО им. Горбунова.

Мы будем рады участию наших читателей в наполнении фотопроекта. По вопросам фотомарафона обращайтесь по адресу gubaeva@realnoevremya.ru.

Цитирование статьи, картинки - фото скриншот - Rambler News Service.
Иллюстрация к статье - Яндекс. Картинки.
Есть вопросы. Напишите нам.
Общие правила  поведения на сайте.
Проект «Реального времени»: от Татарии — к Татарстану, часть 112-я После того, как война закончилась, производство на авиастроительном заводе изменилось: новое время принесло новые вызовы. В сентябре 1945 года за образцовое выполнение правительственных заданий заводу на вечное хранение было передано переходящее Красное знамя ГКО СССР и вручен орден Красного Знамени. После войны разработка на месте не стояла: в конце 1945 года на заводе начали осваивать сборку дальнего тяжелого бомбардировщика Ту-4, который сильно опережал своих предшественников и по тактическим, и по конструктивным характеристикам. Вообще, начиная с 1945 года казанский авиационный завод был флагманом отрасли в СССР и прослужил в этом качестве до самого распада страны. Началось производство с того, что осенью 1945 года в Казань привезли детали американского самолета Б-29 и попросту попытались его клонировать (разумеется, с элементами усовершенствования). С этого и началась коренная перестройка советской авиапромышленности. Попутно техническую революцию пришлось совершать и в смежных отраслях — кабельной, резиновой, химпроме и цветной металлургии. Проект курировал лично Лаврентий Берия, поэтому недостатка в деталях и материалах завод не испытывал. Всего за несколько послевоенных лет завод в корне перестроили: достроили еще три новых цеха, переоборудовали 13 старых, запустили новые поточные линии. На производстве появились новые агрегаты, оснастка, шаблоны, были введены новые технологические процессы (многослойная дуговая сварка цилиндров шасси, хонингование, бронзовое литье). В 1947 году Ту-4 начали выпускать на потоке, и казанский завод стал головным предприятием по производству этого типа самолетов. Три серийных Ту-4 и его пассажирский вариант Ту-70 3 августа 1947 года поучаствовали в параде самолетов в Тушино. На обучении на авиационном заводе №22 в Казани, 1940-е годы. Фото из личных архивов сотрудников Ту-4 прекратили выпускать в 1952 году, после того как было собрано 655 таких машин. Завод перешел на реактивный дальний бомбардировщик-ракетоносец Ту-16. Здесь выпускали и крупнейший сверхзвуковой самолет в истории военной авиации — Ту-160. Благодаря новым проектам завод перевели на новую технологическую базу и сделали одним из крупнейших предприятий оборонной отрасли. Кроме самолетов после войны завод занимался также и производством гражданской продукции — в отдельном цехе ширпотреба. Людмила Губаева Справка За помощь в подготовке материала редакция благодарит Музей истории КАПО им. Горбунова. Мы будем рады участию наших читателей в наполнении фотопроекта. По вопросам фотомарафона обращайтесь по адресу gubaeva@realnoevremya.ru.
Похожие новости
Как передать недвижимость: завещание или дарственная - «Дайджест»

Евгения Корнеева Источник: ДомКлик Передать свою недвижимость безвозмездно можно двумя способами — подарить...

Подробнее 0
В гостях у имама Мешхеда: как святыня шиитского мира дает в долг всему Ирану - «История»

Путевые заметки из страны, победившей шаха и устроившей исламскую революцию. Серия четвертая Фото: Ильдар...

Подробнее 0
Мечта о своей избушке. Как построить дом в лесу - «Дайджест»

Ольга Игнатова Источник: Российская газета Можно ли возвести отдельный дом не в садовом товариществе, а на...

Подробнее 0
Путин поручил полпредам проинспектировать элитное жилье - «Недвижимость»

Президент недоволен, что земельные участки не выдаются многодетным семьям, а идут под строительство дорогих...

Подробнее 0

Оставить комментарий
Ваш Выбор Инноваций

С какими вызовами сталкивается Татарстан накануне своего векового юбилея. Часть 2 Фото: Тимур Рахматуллин...

Подробнее 23-мая-2018

Казанская губерния в 1917 году: общественные настроения. Часть 3 Фото: nik-rech.narod.ru В эти дни страна...

Подробнее 08-ноя-2017

Историк Михаил Мельтюхов об открытии архивов Великой Отечественной войны. Часть 2 Фото: Максим Платонов...

Подробнее 01-фев-2020

Как еврей-переводчик «изобрел советского поэта» Габдуллу Тукая Фото: Олег Тихонов Минувшая неделя прошла в...

Подробнее 01-дек-2018

Волжская Булгария: волны миграции, влияние на окружающие народы и принятие ислама Фото: Максим Платонов...

Подробнее 11-янв-2018

Жизнь и смерть турецкого султана Мехмеда I Фото: wikipedia.org Казанский исследователь Булат Ногманов,...

Подробнее 27-янв-2018

Чем примечательна дата 12 марта Фото: miras.info Сегодня, 12 марта, — всемирный день против киберцензуры и...

Подробнее 12-мар-2021

Чем примечательна дата 3 мая Фото: reenactor.ru («Казанское ополчение», картина О. Брандукова, 2003)...

Подробнее 03-мая-2021

Яндекс.Метрика