Фотомарафон «100-летие ТАССР»: ЦАГИ, филиал №1, лаборатория статических испытаний, 1942 год - «История»
История 23-11-2019, 07:00 Forster 112 0
Проект «Реального времени»: от Татарии — к Татарстану, часть 97-я

Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ) переехал в КАИ в 1941 году. По принципу «не было бы счастья, да несчастье помогло» казанские ученые получили возможность работать с великими умами той эпохи, включая Мстислава Келдыша, одного из отцов-основателей отечественной космонавтики.
Научная работа в КАИ продолжалась во время войны, не останавливаясь ни на минуту. Чего только стоит тот факт, что в Казани в 1941—1943 годах работала единственная аэродинамическая труба в Советском Союзе. Именно поэтому часть ЦАГИ осталась здесь, а не поехала в Новосибирск, который был конечным пунктом назначения этого института. Впоследствии часть ученых, эвакуированных еще во время войны и осевших в Сибири, стали корифеями академгородка Новосибирска.

Мстислав Келдыш в ту пору уже был большим ученым, но в момент приезда в Казань его вместе с семьей (и с четырехмесячным сыном) поселили в спортзале. Уголки для семей были отгорожены простынями. Чуть позже семья получила комнату в Доме профессоров Казанского авиационного института — и Мстислава Всеволодовича практически не видела. Он в ту пору мог прилетать в Казань только на несколько дней. В эти годы он работал на авиационных заводах и как начальник отдела динамической прочности ЦАГИ курировал проблему вибраций в самолетостроении.

Мало того что здесь некоторое время работал Мстислав Келдыш, эту казанскую лабораторию посещали авиаконструкторы А.Н. Туполев и В.М. Петляков, руководившие продувками моделей своих самолетов. После гибели В.М. Петлякова в январе 1942 строительство самолетов Пе-2 курировал лично А.Н. Туполев. Андрей Николаевич дважды приезжал в КАИ и был в аэродинамической лаборатории в декабре 1943 года и в апреле 1944 года. Там он наблюдал за испытаниями Пе-2.
Научная работа этим не ограничивалась: в КАИ исследовали не только аэро- и гидродинамику, но и разрабатывали взрыватели, трудились над усовершенствованием моторов, изучали трофейные немецкие танки. Коллектив кафедры авиадвигателей под руководством Сергея Румянцева исследовал использование отходов химического производства в качестве топлива для автомобильных и авиационных двигателей. В итоге значительную часть автотранспорта республики перевели на эти отходы вместо дефицитного топлива.

А еще с осени 1941-го по весну 1942-го здесь экспериментально собирали «катюши» из деталей и узлов, изготавливавшихся на заводах ТАССР. Позже этот опыт был использован, когда в Горьком началось серийное производство «катюш».
Людмила Губаева
Справка
За помощь в подготовке проекта редакция благодарит Музей КНИТУ-КАИ, лично его заведующую Илону Анатольевну Дружинину и хранительницу фондов Гузель Ильдаровну Канчурину.
Мы будем рады участию наших читателей в наполнении фотопроекта. По вопросам фотомарафона обращайтесь по адресу gubaeva@realnoevremya.ru
Ваша реклама
Другие новости
Облако тэгов
Ваш Выбор Инноваций
Магнитогорский историк изучает старую фотокарточку Недавно директору Магнитогорского филиала Института...
Подробнее 03-фев-2018Партнер Татьяны Забегиной выставил на продажу занимаемое известным салоном здание на Парижской Коммуны Фото:...
Подробнее 18-мар-2020Продовольственная торговля в столице ТАССР. Заключение Фото: в этом здании был первый казанский гастроном...
Подробнее 26-окт-2018Филолог Ольга Розенблюм о литературе оттепели и «слепом поколении» Фото: bg.ru Можно заметить, что писатели...
Подробнее 23-ноя-2019Проект «Реального времени»: от Татарии — к Татарстану, часть 68-я Фото: из фондов Государственного архива РТ...
Подробнее 25-окт-2019Энже Дусаева об исследованиях уникальности и самобытности столицы Татарстана Фото: vk.com/endgel В чем...
Подробнее 21-дек-2019Фото: siapress.ru День Октябрьской революции, ставшей еще и социалистической, заставляет задуматься: а где в...
Подробнее 07-ноя-2019Из книги востоковеда-татарофила о татарском влиянии на жизнь русского народа. Часть 8-я Фото:...
Подробнее 04-мар-2019


