Фотомарафон «100-летие ТАССР»: мобилизационные учения рабочих Казанского авиационного завода, начало 1940-х - «История» » Ваш Выбор Инноваций

Фотомарафон «100-летие ТАССР»: мобилизационные учения рабочих Казанского авиационного завода, начало 1940-х - «История»

История 17-11-2019, 07:00 Oldman 118 0

Проект «Реального времени»: от Татарии — к Татарстану. Часть 91-я


Фотомарафон «100-летие ТАССР»: мобилизационные учения рабочих Казанского авиационного завода, начало 1940-х - «История»
Фото: из фондов Музея КАЗ им. С.П. Горбунова


В ночь на 22 июня 1941 года руководящие работники КАЗ были срочно вызваны на завод и еще до официального сообщения проинформированы о вероломном нападении на Советский Союз фашистской Германии и о необходимости перехода на режим военного времени. Началась новая, военная страница в истории предприятия.


Тысячи работников Казанского авиационного завода добровольно и по мобилизации отправились на фронт.

Фото из фондов Музея КАЗ им. С.П. Горбунова

В грозные дни октября 1941 года, когда враг подступал все ближе и ближе к Москве, Государственный комитет обороны принял решение эвакуировать Московский авиазавод №22 в полном составе — вместе с техникой, рабочими и инженерными кадрами — в Казань.

По плану координирующего центра, на эвакуацию было отпущено всего 3 дня. За это время нужно было не только демонтировать, заспецифицировать, погрузить в сотни железнодорожных вагонов технику, но и отправить тысячи людей. Для переброски завода в Казань потребовалось 3 000 вагонов (1 700 — для оборудования, 1 300 — для людей). В первую очередь эвакуировали техническую документацию, уникальные и особо ценные станки, кузнечно-прессовое оборудование. Во вторую очередь — металлорежущее оборудование, электрооборудование, компрессоры, насосы, отопительные агрегаты. Сборочные цеха эвакуировали в последнюю очередь.

До нового года в Казань прибыли 32 766 человек, было разгружено 1 935 вагонов с оборудованием. Всего в Татарию привезли 2 698 станков. По прибытии людей в Казань были организованы эвакуационные пункты, которые разместились в клубе Фабрики кинопленки, авиатехникуме, ТЮЗе, кремле, кинотеатре и в других общественных зданиях. Людей подселяли в семьи казанских рабочих — порой им приходилось располагаться в ванных, на кухнях и даже в подвалах.

Отчет о выполнении плана подготовки кадров на Казанском авиационном заводе. Фото из фондов Музея КАЗ им. С.П. Горбунова

12 ноября 1941 года на площадях Казанского авиазавода №124 начали свое существование два самостоятельных завода: №22 — по производству самолетов Пе-2, и №124 — по производству самолетов Пе-8. Жизненная практика быстро доказала нерентабельность существования отдельных предприятий на одной территории, и через полтора месяца заводы были объединены в один, которому присвоили московский номер — Казанский авиационный завод №22 им С.П. Горбунова.

Фото из фондов Музея КАЗ им. С.П. Горбунова

В июле 1941 года приступил к исполнению обязанностей директора авиазавода №124 им. С. Орджоникидзе прибывший из Москвы Василий Андреевич Окулов. В годы Великой Отечественной войны полковник, затем генерал-лейтенант инженерно-авиационной службы В.А. Окулов сумел поднять коллектив Казанского авиазавода на высокую производственную отдачу и внести большой вклад в обеспечение фронта передовой авиационной техникой.

Василий Окулов в своем кабинете, 1942 год. Фото из фондов Музея КАЗ им. С.П. Горбунова

Подготовила Людмила Губаева
Справка


За помощь в подготовке проекта редакция благодарит отдел по связям с общественностью и Музей КАЗ им. С.П. Горбунова — филиала ПАО «Туполев».

Мы будем рады участию наших читателей в наполнении фотопроекта. По вопросам фотомарафона обращайтесь по адресу gubaeva@realnoevremya.ru

Цитирование статьи, картинки - фото скриншот - Rambler News Service.
Иллюстрация к статье - Яндекс. Картинки.
Есть вопросы. Напишите нам.
Общие правила  поведения на сайте.
Проект «Реального времени»: от Татарии — к Татарстану. Часть 91-я Фото: из фондов Музея КАЗ им. С.П. Горбунова В ночь на 22 июня 1941 года руководящие работники КАЗ были срочно вызваны на завод и еще до официального сообщения проинформированы о вероломном нападении на Советский Союз фашистской Германии и о необходимости перехода на режим военного времени. Началась новая, военная страница в истории предприятия. Тысячи работников Казанского авиационного завода добровольно и по мобилизации отправились на фронт. Фото из фондов Музея КАЗ им. С.П. Горбунова В грозные дни октября 1941 года, когда враг подступал все ближе и ближе к Москве, Государственный комитет обороны принял решение эвакуировать Московский авиазавод №22 в полном составе — вместе с техникой, рабочими и инженерными кадрами — в Казань. По плану координирующего центра, на эвакуацию было отпущено всего 3 дня. За это время нужно было не только демонтировать, заспецифицировать, погрузить в сотни железнодорожных вагонов технику, но и отправить тысячи людей. Для переброски завода в Казань потребовалось 3 000 вагонов (1 700 — для оборудования, 1 300 — для людей). В первую очередь эвакуировали техническую документацию, уникальные и особо ценные станки, кузнечно-прессовое оборудование. Во вторую очередь — металлорежущее оборудование, электрооборудование, компрессоры, насосы, отопительные агрегаты. Сборочные цеха эвакуировали в последнюю очередь. До нового года в Казань прибыли 32 766 человек, было разгружено 1 935 вагонов с оборудованием. Всего в Татарию привезли 2 698 станков. По прибытии людей в Казань были организованы эвакуационные пункты, которые разместились в клубе Фабрики кинопленки, авиатехникуме, ТЮЗе, кремле, кинотеатре и в других общественных зданиях. Людей подселяли в семьи казанских рабочих — порой им приходилось располагаться в ванных, на кухнях и даже в подвалах. Отчет о выполнении плана подготовки кадров на Казанском авиационном заводе. Фото из фондов Музея КАЗ им. С.П. Горбунова 12 ноября 1941 года на площадях Казанского авиазавода №124 начали свое существование два самостоятельных завода: №22 — по производству самолетов Пе-2, и №124 — по производству самолетов Пе-8. Жизненная практика быстро доказала нерентабельность существования отдельных предприятий на одной территории, и через полтора месяца заводы были объединены в один, которому присвоили московский номер — Казанский авиационный завод №22 им С.П. Горбунова. Фото из фондов Музея КАЗ им. С.П. Горбунова В июле 1941 года приступил к исполнению обязанностей директора авиазавода №124 им. С. Орджоникидзе прибывший из Москвы Василий Андреевич Окулов. В годы Великой Отечественной войны полковник, затем генерал-лейтенант инженерно-авиационной службы В.А. Окулов сумел поднять коллектив Казанского авиазавода на высокую производственную отдачу и внести большой вклад в обеспечение фронта передовой авиационной техникой. Василий Окулов в своем кабинете, 1942 год. Фото из фондов Музея КАЗ им. С.П. Горбунова Подготовила Людмила Губаева Справка За помощь в подготовке проекта редакция благодарит отдел по связям с общественностью и Музей КАЗ им. С.П. Горбунова — филиала ПАО «Туполев». Мы будем рады участию наших читателей в наполнении фотопроекта. По вопросам фотомарафона обращайтесь по адресу gubaeva@realnoevremya.ru
Похожие новости
Аналитики: костромичи затягивают пояса и копят на квартиру минимум 7 лет - «Недвижимость»

Фото: сайт областной администрации. В других регионах картина немного другая. Костромичам нужно как минимум...

Подробнее 0
Тройка банкиров снова в суде: самокредитование Даутовой, неликвиды Мусина и левые заемщики Зарипова - «Происшествия»

СК не нашел растраты в «Спурте», ТФБ и «Интехе», АСВ заявило иски на 29,4 млрд рублей по новым уголовным...

Подробнее 0
«Теперь я понимаю, почему башкиры все больше отказываются от родного башкирского» - «Образование»

Крик души: как тяжело воспитывать башкира в Башкортостане Фото: mkset.ru Прошлогодние высказывания...

Подробнее 0
Фотомарафон «100-летие ТАССР»: рыбаки на городском озере Зеленодольска, 1980 год - «История»

Проект «Реального времени»: от Татарии — к Татарстану, часть 290-я Фото: zelenodolsk.ru В 1982 году...

Подробнее 0

Оставить комментарий
Ваш Выбор Инноваций

Из книги «…Окаянная дщерь Златой орды...»: к 750-летию Улуса Джучи. Часть 3 Фото: Хан Менгу-Тимур. Кадр из...

Подробнее 09-апр-2019

Чем примечательна дата 30 января Фото: wikipedia.org Сегодня, 30 января, Международный день без интернета. В...

Подробнее 30-янв-2022

Чем примечательна дата 13 апреля Фото: Фото: хожения.рф Сегодня, 13 апреля, всемирный день рок-н-ролла, а...

Подробнее 13-апр-2021

Фото: kzn.ru В 31-ю годовщину вывода советских войск из Афганистана в Казани наконец представят макет нового...

Подробнее 10-фев-2020

Фото: zdravrussia.ru Во многом благодаря скандалу с прокатом доброго фильма про мишку Паддингтона на слуху...

Подробнее 23-янв-2018

«Мозаика воспоминаний» татарстанского историка. Часть 2-я Фото: wikimedia.org Директор Института истории им....

Подробнее 23-ноя-2019

Народный конкурс проектов реконструкции центрального торгового центра Казани продлевается до середины осени...

Подробнее 26-авг-2019

Новый отрывок из книги директора Института истории им. Марджани Фото: Олег Тихонов Директор Института...

Подробнее 11-ноя-2017

Яндекс.Метрика