Фотомарафон «100-летие ТАССР»: мобилизационные учения рабочих Казанского авиационного завода, начало 1940-х - «История» » Ваш Выбор Инноваций

Фотомарафон «100-летие ТАССР»: мобилизационные учения рабочих Казанского авиационного завода, начало 1940-х - «История»

История 17-11-2019, 07:00 Oldman 118 0

Проект «Реального времени»: от Татарии — к Татарстану. Часть 91-я


Фотомарафон «100-летие ТАССР»: мобилизационные учения рабочих Казанского авиационного завода, начало 1940-х - «История»
Фото: из фондов Музея КАЗ им. С.П. Горбунова


В ночь на 22 июня 1941 года руководящие работники КАЗ были срочно вызваны на завод и еще до официального сообщения проинформированы о вероломном нападении на Советский Союз фашистской Германии и о необходимости перехода на режим военного времени. Началась новая, военная страница в истории предприятия.


Тысячи работников Казанского авиационного завода добровольно и по мобилизации отправились на фронт.

Фото из фондов Музея КАЗ им. С.П. Горбунова

В грозные дни октября 1941 года, когда враг подступал все ближе и ближе к Москве, Государственный комитет обороны принял решение эвакуировать Московский авиазавод №22 в полном составе — вместе с техникой, рабочими и инженерными кадрами — в Казань.

По плану координирующего центра, на эвакуацию было отпущено всего 3 дня. За это время нужно было не только демонтировать, заспецифицировать, погрузить в сотни железнодорожных вагонов технику, но и отправить тысячи людей. Для переброски завода в Казань потребовалось 3 000 вагонов (1 700 — для оборудования, 1 300 — для людей). В первую очередь эвакуировали техническую документацию, уникальные и особо ценные станки, кузнечно-прессовое оборудование. Во вторую очередь — металлорежущее оборудование, электрооборудование, компрессоры, насосы, отопительные агрегаты. Сборочные цеха эвакуировали в последнюю очередь.

До нового года в Казань прибыли 32 766 человек, было разгружено 1 935 вагонов с оборудованием. Всего в Татарию привезли 2 698 станков. По прибытии людей в Казань были организованы эвакуационные пункты, которые разместились в клубе Фабрики кинопленки, авиатехникуме, ТЮЗе, кремле, кинотеатре и в других общественных зданиях. Людей подселяли в семьи казанских рабочих — порой им приходилось располагаться в ванных, на кухнях и даже в подвалах.

Отчет о выполнении плана подготовки кадров на Казанском авиационном заводе. Фото из фондов Музея КАЗ им. С.П. Горбунова

12 ноября 1941 года на площадях Казанского авиазавода №124 начали свое существование два самостоятельных завода: №22 — по производству самолетов Пе-2, и №124 — по производству самолетов Пе-8. Жизненная практика быстро доказала нерентабельность существования отдельных предприятий на одной территории, и через полтора месяца заводы были объединены в один, которому присвоили московский номер — Казанский авиационный завод №22 им С.П. Горбунова.

Фото из фондов Музея КАЗ им. С.П. Горбунова

В июле 1941 года приступил к исполнению обязанностей директора авиазавода №124 им. С. Орджоникидзе прибывший из Москвы Василий Андреевич Окулов. В годы Великой Отечественной войны полковник, затем генерал-лейтенант инженерно-авиационной службы В.А. Окулов сумел поднять коллектив Казанского авиазавода на высокую производственную отдачу и внести большой вклад в обеспечение фронта передовой авиационной техникой.

Василий Окулов в своем кабинете, 1942 год. Фото из фондов Музея КАЗ им. С.П. Горбунова

Подготовила Людмила Губаева
Справка


За помощь в подготовке проекта редакция благодарит отдел по связям с общественностью и Музей КАЗ им. С.П. Горбунова — филиала ПАО «Туполев».

Мы будем рады участию наших читателей в наполнении фотопроекта. По вопросам фотомарафона обращайтесь по адресу gubaeva@realnoevremya.ru

Цитирование статьи, картинки - фото скриншот - Rambler News Service.
Иллюстрация к статье - Яндекс. Картинки.
Есть вопросы. Напишите нам.
Общие правила  поведения на сайте.
Проект «Реального времени»: от Татарии — к Татарстану. Часть 91-я Фото: из фондов Музея КАЗ им. С.П. Горбунова В ночь на 22 июня 1941 года руководящие работники КАЗ были срочно вызваны на завод и еще до официального сообщения проинформированы о вероломном нападении на Советский Союз фашистской Германии и о необходимости перехода на режим военного времени. Началась новая, военная страница в истории предприятия. Тысячи работников Казанского авиационного завода добровольно и по мобилизации отправились на фронт. Фото из фондов Музея КАЗ им. С.П. Горбунова В грозные дни октября 1941 года, когда враг подступал все ближе и ближе к Москве, Государственный комитет обороны принял решение эвакуировать Московский авиазавод №22 в полном составе — вместе с техникой, рабочими и инженерными кадрами — в Казань. По плану координирующего центра, на эвакуацию было отпущено всего 3 дня. За это время нужно было не только демонтировать, заспецифицировать, погрузить в сотни железнодорожных вагонов технику, но и отправить тысячи людей. Для переброски завода в Казань потребовалось 3 000 вагонов (1 700 — для оборудования, 1 300 — для людей). В первую очередь эвакуировали техническую документацию, уникальные и особо ценные станки, кузнечно-прессовое оборудование. Во вторую очередь — металлорежущее оборудование, электрооборудование, компрессоры, насосы, отопительные агрегаты. Сборочные цеха эвакуировали в последнюю очередь. До нового года в Казань прибыли 32 766 человек, было разгружено 1 935 вагонов с оборудованием. Всего в Татарию привезли 2 698 станков. По прибытии людей в Казань были организованы эвакуационные пункты, которые разместились в клубе Фабрики кинопленки, авиатехникуме, ТЮЗе, кремле, кинотеатре и в других общественных зданиях. Людей подселяли в семьи казанских рабочих — порой им приходилось располагаться в ванных, на кухнях и даже в подвалах. Отчет о выполнении плана подготовки кадров на Казанском авиационном заводе. Фото из фондов Музея КАЗ им. С.П. Горбунова 12 ноября 1941 года на площадях Казанского авиазавода №124 начали свое существование два самостоятельных завода: №22 — по производству самолетов Пе-2, и №124 — по производству самолетов Пе-8. Жизненная практика быстро доказала нерентабельность существования отдельных предприятий на одной территории, и через полтора месяца заводы были объединены в один, которому присвоили московский номер — Казанский авиационный завод №22 им С.П. Горбунова. Фото из фондов Музея КАЗ им. С.П. Горбунова В июле 1941 года приступил к исполнению обязанностей директора авиазавода №124 им. С. Орджоникидзе прибывший из Москвы Василий Андреевич Окулов. В годы Великой Отечественной войны полковник, затем генерал-лейтенант инженерно-авиационной службы В.А. Окулов сумел поднять коллектив Казанского авиазавода на высокую производственную отдачу и внести большой вклад в обеспечение фронта передовой авиационной техникой. Василий Окулов в своем кабинете, 1942 год. Фото из фондов Музея КАЗ им. С.П. Горбунова Подготовила Людмила Губаева Справка За помощь в подготовке проекта редакция благодарит отдел по связям с общественностью и Музей КАЗ им. С.П. Горбунова — филиала ПАО «Туполев». Мы будем рады участию наших читателей в наполнении фотопроекта. По вопросам фотомарафона обращайтесь по адресу gubaeva@realnoevremya.ru
Похожие новости
«Новый 1992-й»: колхозы становятся АО, Гайдар отдает Казани нефтянку, школьники уходят в подвалы создавать ОПГ - «Инфраструктура»

Спецпроект «Реального времени»: какой была жизнь республики 30 лет назад. Часть 33-я Фото: «Республика...

Подробнее 0
«Сделать небанально и вкусно» — как надо благоустроить Юрьевскую пещеру - «История»

Исследователи пещер переживают за сохранность одной из самых протяженных естественных пещер Поволжья Фото:...

Подробнее 0
«Если экономика Татарстана будет расти нынешними темпами, достичь объема ВРП в 5 триллионов не удастся» - «Инфраструктура»

«Стратегию-2030» перекроят с учетом санкций и указа Путина Фото: kgeu.ru 7 ноября в Казанском энергетическом...

Подробнее 0
Борис Кагарлицкий: «Абсолютно бредовая идея — задним числом вводить праздник Стояния на Угре» - «История»

Страсти вокруг 1480 года: до кого дозвонились калужские пиарщики и почему 11 ноября бессмысленно отмечать?...

Подробнее 0

Оставить комментарий
Ваш Выбор Инноваций

Проект «Реального времени»: от Татарии — к Татарстану. Часть 125-я Фото: из фондов Елабужского...

Подробнее 21-дек-2019

Чем примечательна дата 8 октября? Фото: yandex.ru/maps Сегодня, 8 октября, в России День командира...

Подробнее 08-окт-2021

Проект «Реального времени»: от Татарии — к Татарстану. Часть 174-я Фото: Из фондов Историко-краеведческого...

Подробнее 08-фев-2020

Колонка Салавата Хамидуллина о башкирских родах. Юрматы: часть 1 Уфимский историк и журналист Салават...

Подробнее 22-ноя-2018

Недвижимые туристические достопримечательности одной из крупнейших бизнес-династий Казани Фото: Из фондов...

Подробнее 26-ноя-2020

Фото: Максим Платонов (комплекс Адмиралтейской конторы по ул. К. Маркса, д. 17) Шестой кассационный суд...

Подробнее 03-июн-2022

Колонка Анвара Аксанова о современных представлениях об исламе в средневековой Казани Фото: Максим Платонов...

Подробнее 19-июн-2018

Проект «Реального времени»: от Татарии — к Татарстану, часть 237-я Альметьевск — столица татарских...

Подробнее 11-апр-2020

Яндекс.Метрика