Фотомарафон «100-летие ТАССР»: первая летчица-татарка Сания Яруллина (в центре) с подругами, 1930-е годы - «История» » Ваш Выбор Инноваций

Фотомарафон «100-летие ТАССР»: первая летчица-татарка Сания Яруллина (в центре) с подругами, 1930-е годы - «История»

История 26-10-2019, 07:00 Инга 155 0

Проект «Реального времени»: от Татарии — к Татарстану, часть 69-я


Фотомарафон «100-летие ТАССР»: первая летчица-татарка Сания Яруллина (в центре) с подругами, 1930-е годы - «История»
Фото: из фондов Государственного архива РТ


Казанский аэроклуб был организован весной 1933 года. В числе его первых курсантов была работница ТатЦИКа Сания Габдрахмановна Яруллина, которая считается первой летчицей-татаркой. Еще до образования аэроклуба она прошла полный курс обучения в казанской школе пилотов-планеристов (1932—1933).


В аэроклубе будущим пилотам преподавали теорию и практику пилотажа. Практические занятия сначала проходили на аэропланах на Арском поле.

Сания (или, как ее называли, Соня) Яруллина говорила: «Сначала было трудно летать в зимних условиях, не всякому под силу подниматься на машине на высоту 600—800 метров, где вас обжигает леденящий ветер. Часть слабых отсеялась, но зато те, кто остались, занимаются с огромным интересом и воодушевлением. Уже ни пурга, ни ветер не могут удержать молодых энтузиастов пилотажа от борьбы за овладение летным мастерством».

Чтобы собрать средства на самолеты, Казанский аэроклуб устраивал аэромассовки, показательные парашютные прыжки, совершал агитполеты. Трудовые коллективы фабрик и заводов «добровольно» жертвовали средства на развитие авиации, и в итоге аэроклубу удалось купить самолеты «Пионер», «Большевик», «Медикосантруд», планеры и парашюты.

10 марта 1934 года Сания Яруллина, в то время бывшая курсантом аэроклуба, вместе со своим коллегой по аэроклубу совершила агитполет «Красная Татария» на аэростате по районам республики. Аэростат был щедро оснащен листовками, макетами для колхозных бригадных газет и прочей агитационной информацией.

За первые полтора года работы Казанский аэроклуб подготовил 47 пилотов и 200 планеристов. После получения удостоверений они занимались, например, тем, что перевозили запчасти к тракторам и комбайнам в отдаленные колхозы, «катали» в порядке поощрения передовиков производства. Большинство из них не отрывались от основного производства: среди первых летчиков Татарии были и сотрудники трамвайных парков, и студенты, и чиновники.

В январе 1935 года состоялся первый выпуск казанского аэроклуба. В честь этого президиум ЦИК АТССР издал постановление, предписывавшее предприятиям, на которых работали выпускники, обеспечить им месячный отпуск. Начальника аэроклуба Павлова наградили почетной грамотой и красными штанами с лампасами.

Соне Яруллиной же вручили путевку на курорт. А в 1935 год ее отправили учиться в Ульяновск, в летно-инструкторскую школу.

Еще до войны более 6 тысяч девушек из Татарии получили свидетельства пилотов — сотни из них впоследствии стали военными летчицами.


Людмила Губаева
Справка


За помощь в подготовке материала редакция благодарит Государственный архив РТ.

Мы будем рады участию наших читателей в наполнении фотопроекта. По вопросам фотомарафона обращайтесь по адресу gubaeva@realnoevremya.ru.

Цитирование статьи, картинки - фото скриншот - Rambler News Service.
Иллюстрация к статье - Яндекс. Картинки.
Есть вопросы. Напишите нам.
Общие правила  поведения на сайте.
Проект «Реального времени»: от Татарии — к Татарстану, часть 69-я Фото: из фондов Государственного архива РТ Казанский аэроклуб был организован весной 1933 года. В числе его первых курсантов была работница ТатЦИКа Сания Габдрахмановна Яруллина, которая считается первой летчицей-татаркой. Еще до образования аэроклуба она прошла полный курс обучения в казанской школе пилотов-планеристов (1932—1933). В аэроклубе будущим пилотам преподавали теорию и практику пилотажа. Практические занятия сначала проходили на аэропланах на Арском поле. Сания (или, как ее называли, Соня) Яруллина говорила: «Сначала было трудно летать в зимних условиях, не всякому под силу подниматься на машине на высоту 600—800 метров, где вас обжигает леденящий ветер. Часть слабых отсеялась, но зато те, кто остались, занимаются с огромным интересом и воодушевлением. Уже ни пурга, ни ветер не могут удержать молодых энтузиастов пилотажа от борьбы за овладение летным мастерством». Чтобы собрать средства на самолеты, Казанский аэроклуб устраивал аэромассовки, показательные парашютные прыжки, совершал агитполеты. Трудовые коллективы фабрик и заводов «добровольно» жертвовали средства на развитие авиации, и в итоге аэроклубу удалось купить самолеты «Пионер», «Большевик», «Медикосантруд», планеры и парашюты. 10 марта 1934 года Сания Яруллина, в то время бывшая курсантом аэроклуба, вместе со своим коллегой по аэроклубу совершила агитполет «Красная Татария» на аэростате по районам республики. Аэростат был щедро оснащен листовками, макетами для колхозных бригадных газет и прочей агитационной информацией. За первые полтора года работы Казанский аэроклуб подготовил 47 пилотов и 200 планеристов. После получения удостоверений они занимались, например, тем, что перевозили запчасти к тракторам и комбайнам в отдаленные колхозы, «катали» в порядке поощрения передовиков производства. Большинство из них не отрывались от основного производства: среди первых летчиков Татарии были и сотрудники трамвайных парков, и студенты, и чиновники. В январе 1935 года состоялся первый выпуск казанского аэроклуба. В честь этого президиум ЦИК АТССР издал постановление, предписывавшее предприятиям, на которых работали выпускники, обеспечить им месячный отпуск. Начальника аэроклуба Павлова наградили почетной грамотой и красными штанами с лампасами. Соне Яруллиной же вручили путевку на курорт. А в 1935 год ее отправили учиться в Ульяновск, в летно-инструкторскую школу. Еще до войны более 6 тысяч девушек из Татарии получили свидетельства пилотов — сотни из них впоследствии стали военными летчицами. Людмила Губаева Справка За помощь в подготовке материала редакция благодарит Государственный архив РТ. Мы будем рады участию наших читателей в наполнении фотопроекта. По вопросам фотомарафона обращайтесь по адресу gubaeva@realnoevremya.ru.
Похожие новости
«Котел забит песком и грязью»: жители села под Казанью 20 лет добиваются решения проблемы водоснабжения - «Власть»

Чиновники обещают жителям деревни Березовка нормальный водопровод, но срок его сдачи назвать не могут. Хотя...

Подробнее 0
Автоматизация малого бизнеса: что делать, когда бюджета недостаточно - «Бизнес»

Барно Турсунова, сооснователь сети умных автосервисов “Вилгуд” Источник: Клерк.Ру По данным ComNews, 59%...

Подробнее 0
Анатолий Ливада о дольщиках: «Ну пусть по морде дадут!» - «Инфраструктура»

О чем рассказал и умолчал на судебном допросе основатель ГК «ФОН». Часть I Фото: Ирина Плотникова Какую...

Подробнее 0
Сожженные ведьмы и проклятые дети. На какие преступления толкают суеверия - «Власть»

Магия, ритуальные убийства, преследование альбиносов и "проклятых" детей — все это по-прежнему...

Подробнее 0

Оставить комментарий
Ваш Выбор Инноваций

Бордели, водочный завод, сталинская мечеть и снесенная церковь. Часть 1 Фото: наводнение 1926 года в Казани....

Подробнее 20-мая-2021

Проект «Реального времени»: от Татарии — к Татарстану. Часть 23-я В 1916 году Казанское товарищество обувной...

Подробнее 10-сен-2019

Отрывки из книги «Хроника тюрко-татарских государств». Часть 7 Фото: dispatchnewsdesk.com «Реальное время»...

Подробнее 20-окт-2018

О выступлении президента Академии наук Татарстана в Башкирии Фото: Максим Платонов 21 февраля президент...

Подробнее 07-мар-2020

Как семипалатинский «Леонардо да Винчи» стал «Летающим татарином» Фото: Светлана Артюшина (express-k.kz)...

Подробнее 03-ноя-2018

Из книги востоковеда-татарофила о татарском влиянии на жизнь русского народа. Часть 12 Фото: wikimedia.org...

Подробнее 14-апр-2019

Проект «Реального времени»: от Татарии — к Татарстану, часть 143-я Фото: из фондов Зеленодольского музея...

Подробнее 08-янв-2020

22 июня в Казани прошли мероприятия, посвященные Дню памяти и скорби — годовщине начала Великой...

Подробнее 22-июн-2020

Яндекс.Метрика