Фотомарафон «100-летие ТАССР»: первая летчица-татарка Сания Яруллина (в центре) с подругами, 1930-е годы - «История» » Ваш Выбор Инноваций

Фотомарафон «100-летие ТАССР»: первая летчица-татарка Сания Яруллина (в центре) с подругами, 1930-е годы - «История»

История 26-10-2019, 07:00 Инга 155 0

Проект «Реального времени»: от Татарии — к Татарстану, часть 69-я


Фотомарафон «100-летие ТАССР»: первая летчица-татарка Сания Яруллина (в центре) с подругами, 1930-е годы - «История»
Фото: из фондов Государственного архива РТ


Казанский аэроклуб был организован весной 1933 года. В числе его первых курсантов была работница ТатЦИКа Сания Габдрахмановна Яруллина, которая считается первой летчицей-татаркой. Еще до образования аэроклуба она прошла полный курс обучения в казанской школе пилотов-планеристов (1932—1933).


В аэроклубе будущим пилотам преподавали теорию и практику пилотажа. Практические занятия сначала проходили на аэропланах на Арском поле.

Сания (или, как ее называли, Соня) Яруллина говорила: «Сначала было трудно летать в зимних условиях, не всякому под силу подниматься на машине на высоту 600—800 метров, где вас обжигает леденящий ветер. Часть слабых отсеялась, но зато те, кто остались, занимаются с огромным интересом и воодушевлением. Уже ни пурга, ни ветер не могут удержать молодых энтузиастов пилотажа от борьбы за овладение летным мастерством».

Чтобы собрать средства на самолеты, Казанский аэроклуб устраивал аэромассовки, показательные парашютные прыжки, совершал агитполеты. Трудовые коллективы фабрик и заводов «добровольно» жертвовали средства на развитие авиации, и в итоге аэроклубу удалось купить самолеты «Пионер», «Большевик», «Медикосантруд», планеры и парашюты.

10 марта 1934 года Сания Яруллина, в то время бывшая курсантом аэроклуба, вместе со своим коллегой по аэроклубу совершила агитполет «Красная Татария» на аэростате по районам республики. Аэростат был щедро оснащен листовками, макетами для колхозных бригадных газет и прочей агитационной информацией.

За первые полтора года работы Казанский аэроклуб подготовил 47 пилотов и 200 планеристов. После получения удостоверений они занимались, например, тем, что перевозили запчасти к тракторам и комбайнам в отдаленные колхозы, «катали» в порядке поощрения передовиков производства. Большинство из них не отрывались от основного производства: среди первых летчиков Татарии были и сотрудники трамвайных парков, и студенты, и чиновники.

В январе 1935 года состоялся первый выпуск казанского аэроклуба. В честь этого президиум ЦИК АТССР издал постановление, предписывавшее предприятиям, на которых работали выпускники, обеспечить им месячный отпуск. Начальника аэроклуба Павлова наградили почетной грамотой и красными штанами с лампасами.

Соне Яруллиной же вручили путевку на курорт. А в 1935 год ее отправили учиться в Ульяновск, в летно-инструкторскую школу.

Еще до войны более 6 тысяч девушек из Татарии получили свидетельства пилотов — сотни из них впоследствии стали военными летчицами.


Людмила Губаева
Справка


За помощь в подготовке материала редакция благодарит Государственный архив РТ.

Мы будем рады участию наших читателей в наполнении фотопроекта. По вопросам фотомарафона обращайтесь по адресу gubaeva@realnoevremya.ru.

Цитирование статьи, картинки - фото скриншот - Rambler News Service.
Иллюстрация к статье - Яндекс. Картинки.
Есть вопросы. Напишите нам.
Общие правила  поведения на сайте.
Проект «Реального времени»: от Татарии — к Татарстану, часть 69-я Фото: из фондов Государственного архива РТ Казанский аэроклуб был организован весной 1933 года. В числе его первых курсантов была работница ТатЦИКа Сания Габдрахмановна Яруллина, которая считается первой летчицей-татаркой. Еще до образования аэроклуба она прошла полный курс обучения в казанской школе пилотов-планеристов (1932—1933). В аэроклубе будущим пилотам преподавали теорию и практику пилотажа. Практические занятия сначала проходили на аэропланах на Арском поле. Сания (или, как ее называли, Соня) Яруллина говорила: «Сначала было трудно летать в зимних условиях, не всякому под силу подниматься на машине на высоту 600—800 метров, где вас обжигает леденящий ветер. Часть слабых отсеялась, но зато те, кто остались, занимаются с огромным интересом и воодушевлением. Уже ни пурга, ни ветер не могут удержать молодых энтузиастов пилотажа от борьбы за овладение летным мастерством». Чтобы собрать средства на самолеты, Казанский аэроклуб устраивал аэромассовки, показательные парашютные прыжки, совершал агитполеты. Трудовые коллективы фабрик и заводов «добровольно» жертвовали средства на развитие авиации, и в итоге аэроклубу удалось купить самолеты «Пионер», «Большевик», «Медикосантруд», планеры и парашюты. 10 марта 1934 года Сания Яруллина, в то время бывшая курсантом аэроклуба, вместе со своим коллегой по аэроклубу совершила агитполет «Красная Татария» на аэростате по районам республики. Аэростат был щедро оснащен листовками, макетами для колхозных бригадных газет и прочей агитационной информацией. За первые полтора года работы Казанский аэроклуб подготовил 47 пилотов и 200 планеристов. После получения удостоверений они занимались, например, тем, что перевозили запчасти к тракторам и комбайнам в отдаленные колхозы, «катали» в порядке поощрения передовиков производства. Большинство из них не отрывались от основного производства: среди первых летчиков Татарии были и сотрудники трамвайных парков, и студенты, и чиновники. В январе 1935 года состоялся первый выпуск казанского аэроклуба. В честь этого президиум ЦИК АТССР издал постановление, предписывавшее предприятиям, на которых работали выпускники, обеспечить им месячный отпуск. Начальника аэроклуба Павлова наградили почетной грамотой и красными штанами с лампасами. Соне Яруллиной же вручили путевку на курорт. А в 1935 год ее отправили учиться в Ульяновск, в летно-инструкторскую школу. Еще до войны более 6 тысяч девушек из Татарии получили свидетельства пилотов — сотни из них впоследствии стали военными летчицами. Людмила Губаева Справка За помощь в подготовке материала редакция благодарит Государственный архив РТ. Мы будем рады участию наших читателей в наполнении фотопроекта. По вопросам фотомарафона обращайтесь по адресу gubaeva@realnoevremya.ru.
Похожие новости
Артур Писаренко: «Меня волновало, что мы, татары, читаем Коран, но у нас нет рукописного варианта» - «Культура»

Каллиграф рассказал о работе над рукописным Кораном в честь 1100-летия принятия ислама Волжской Булгарией...

Подробнее 0
Россиянин описал переезд в Турцию: «Наши воротят нос от работы» - «Общественные новости»

Два месяца назад россиянин Даниил вместе со своей девушкой уехал в Турцию, бросив учебу и работу в Казани....

Подробнее 0
История Магнитки: карта города 1937 года раскрывает тайны спецпоселков - «История»

Историк Салават Ахметзянов по документу 30-х годов приоткрывает завесу трагической и героической истории...

Подробнее 0
Выгорание руководителя: шахматная партия, в которой можно победить - «Бизнес»

Лидия Кузнецова Источник: Executive.ru Какие ситуации приводят к выгоранию руководителей высшего звена, и...

Подробнее 0

Оставить комментарий
Ваш Выбор Инноваций

Историк Анастасия Федотова о том, как слабый пол во главе с Натальей Куприяновой помогал справиться с...

Подробнее 20-окт-2017

Проект «Реального времени»: от Татарии — к Татарстану, часть 157-я Фото: из архивов ТГАТ им. Г. Камала 26...

Подробнее 22-янв-2020

Четверть века назад рубль за день подешевел на 40%. Как это происходило и может ли кризис случиться вновь?...

Подробнее 11-окт-2019

Что приготовили участники проекта по изучению поэмы «Кыйссаи Йосыф» Фото: пресс-служба фонда "Живой...

Подробнее 17-июн-2021

К 300-летию Адмиралтейской слободы. Часть 6-я: развитие здравоохранения Фото: Максим Платонов (на фото —...

Подробнее 17-мая-2018

Челнинец, худрук Александринки готовит сейчас премьеру в Камаловском «Воскресение» Никиты Кобелева (в...

Подробнее 23-окт-2025

Почему создание Ассоциации исследователей Золотой Орды пошло вразрез с «имперской парадигмой»? Фото: Тимур...

Подробнее 05-дек-2020

Казанские казармы. Часть 2 Снос казарм Октябрьского городка в Казани стал поводом для новой дискуссии...

Подробнее 09-фев-2018

Яндекс.Метрика