Фотомарафон «100-летие ТАССР»: пожарная команда с автомобилем, 1927 год - «История» » Ваш Выбор Инноваций

Фотомарафон «100-летие ТАССР»: пожарная команда с автомобилем, 1927 год - «История»

История 2-09-2019, 07:00 Емельян 130 0

Проект «Реального времени»: от Татарии — к Татарстану. Часть 15-я


Фотомарафон «100-летие ТАССР»: пожарная команда с автомобилем, 1927 год - «История»
Фото: из фондов Национального музея РТ


До революции Казань пережила больше десятка сильных пожаров: город был по большей части деревянным, а по плотной застройке огонь распространялся мгновенно. Первые пожарные расчеты появились в Казанской губернии в 1825 году. В первые годы Татреспублики пожарная служба, организованная при царе, сохраняла свою организацию.


17 апреля 1918 года советское правительство издало декрет «Об организации государственных мер борьбы с огнем». Сначала пожарная служба была в ведении НКВД.

В стране шла Гражданская война, были беспорядки, а где война — там огонь. Как мы уже писали, в 1919 году сгорел городской театр Казани — пожар бушевал три дня, и потушить его не удавалось даже теми силами, которыми располагала городская пожарная часть.

А силы были немалые: в «Справочнике по Казани и Казанской губернии за 1920 год» говорится, что в пожарной части при транспортном отделе исполкома служили 239 пожарных, брандмайор с помощником, пять брандмейстеров с 16 помощниками, канцелярия из 19 человек (включая семь машинисток), шесть шоферов, четыре кузнеца, молотобойцы, шорники, сапожник, портные, маляры и вестовой. Но что толку от всех этих сил, если в городе был поврежден водопровод? Пожарные использовали конно-бочечные ходы, все происходило чудовищно медленно, и пожар сделал свое дело.

Во время голода в Поволжье титаническими усилиями удалось сохранить лошадей для пожарных расчетов, но новое пополнение набрать было уже немыслимо. Впрочем, конная тяга пожарных команд понемногу заменялась автомобильной. Первые пожарные машины советского времени собирали из того, что было: военные машины переоборудовали под автоцистерны, паровой насос еще в 1922 году перенесли с конной тяги на автомобильную.

В 1926 году в Ленинграде на заводе «Промет» собрали первый советский пожарный автомобиль без использования импортных деталей. Его «папой» был грузовик АМО-Ф-15: полуторатонное шасси этого грузовика и стало основой первой советской пожарной машины.

Он оснащался насосом заднего расположения, а обслуживал его боевой расчет из восьми человек. В 1927 году такие машины начали производить серийно, Казань тоже получила первую «ласточку».


Людмила Губаева
Справка


За помощь в подготовке материала редакция благодарит Национальный музей Республики Татарстан.

Мы будем рады помощи наших читателей в наполнении фотопроекта. По вопросам фотомарафона обращайтесь по адресу gubaeva@realnoevremya.ru.


Цитирование статьи, картинки - фото скриншот - Rambler News Service.
Иллюстрация к статье - Яндекс. Картинки.
Есть вопросы. Напишите нам.
Общие правила  поведения на сайте.
Проект «Реального времени»: от Татарии — к Татарстану. Часть 15-я Фото: из фондов Национального музея РТ До революции Казань пережила больше десятка сильных пожаров: город был по большей части деревянным, а по плотной застройке огонь распространялся мгновенно. Первые пожарные расчеты появились в Казанской губернии в 1825 году. В первые годы Татреспублики пожарная служба, организованная при царе, сохраняла свою организацию. 17 апреля 1918 года советское правительство издало декрет «Об организации государственных мер борьбы с огнем». Сначала пожарная служба была в ведении НКВД. В стране шла Гражданская война, были беспорядки, а где война — там огонь. Как мы уже писали, в 1919 году сгорел городской театр Казани — пожар бушевал три дня, и потушить его не удавалось даже теми силами, которыми располагала городская пожарная часть. А силы были немалые: в «Справочнике по Казани и Казанской губернии за 1920 год» говорится, что в пожарной части при транспортном отделе исполкома служили 239 пожарных, брандмайор с помощником, пять брандмейстеров с 16 помощниками, канцелярия из 19 человек (включая семь машинисток), шесть шоферов, четыре кузнеца, молотобойцы, шорники, сапожник, портные, маляры и вестовой. Но что толку от всех этих сил, если в городе был поврежден водопровод? Пожарные использовали конно-бочечные ходы, все происходило чудовищно медленно, и пожар сделал свое дело. Во время голода в Поволжье титаническими усилиями удалось сохранить лошадей для пожарных расчетов, но новое пополнение набрать было уже немыслимо. Впрочем, конная тяга пожарных команд понемногу заменялась автомобильной. Первые пожарные машины советского времени собирали из того, что было: военные машины переоборудовали под автоцистерны, паровой насос еще в 1922 году перенесли с конной тяги на автомобильную. В 1926 году в Ленинграде на заводе «Промет» собрали первый советский пожарный автомобиль без использования импортных деталей. Его «папой» был грузовик АМО-Ф-15: полуторатонное шасси этого грузовика и стало основой первой советской пожарной машины. Он оснащался насосом заднего расположения, а обслуживал его боевой расчет из восьми человек. В 1927 году такие машины начали производить серийно, Казань тоже получила первую «ласточку». Людмила Губаева Справка За помощь в подготовке материала редакция благодарит Национальный музей Республики Татарстан. Мы будем рады помощи наших читателей в наполнении фотопроекта. По вопросам фотомарафона обращайтесь по адресу gubaeva@realnoevremya.ru.
Похожие новости
Казанцам дадут лыжню - «Инфраструктура»

Новая трасса пройдет от озер Лебяжьих до ДБО «Солнечный» Фото: предоставлено пресс-службой ПАО...

Подробнее 0
Эдуард Сахбиев, «Каретный двор»: «Один человек купил у нас карету — сказал, что хочет экипаж в огороде» - «История»

Бизнесмен из Набережных Челнов делает экипажи, которые покупает королева Нидерландов Фото:...

Подробнее 0
«Нам нужно вывезти как можно больше детей наименьшим количеством рейсов» - «Власть»

Казанские власти впервые поставили на школьные маршруты междугородние автобусы. Во сколько обойдутся поездки...

Подробнее 0
Ирина Ильина, ВШЭ: «О Татарстане уже можно говорить, как о «смарт-регионе» - «Инфраструктура»

Фото: genplanmos.ru По какому пути развиваются российские города — азиатскому или европейскому? Почему...

Подробнее 0

Оставить комментарий
Ваш Выбор Инноваций

В Национальной библиотеке Татарстана открылась выставка выдающегося татарского ученого и...

Подробнее 11-ноя-2025

Историк Максим Кузахметов о мифах, преследующих прогрессивного императора Фото: wikipedia.org (Наполеон в...

Подробнее 18-авг-2019

Филолог Ольга Розенблюм о литературе оттепели и «слепом поколении» Фото: bg.ru Можно заметить, что писатели...

Подробнее 23-ноя-2019

Как легендарная фабрика открылась в последний раз — чтобы скоро закрыться уже навсегда Фото:...

Подробнее 03-мар-2020

Чем примечательна дата 7 июля Фото: Игорь Ширшов Сегодня, 7 июля, в России — День авиалесоохраны, а также...

Подробнее 07-июл-2021

Проект «Реального времени»: от Татарии — к Татарстану, часть 196-я Фото: из аккаунта Рустама Минниханова в...

Подробнее 01-мар-2020

Казанский историк — о становлении архивного дела в молодой советской республике Фото:...

Подробнее 27-мая-2022

Меч ислама: тюркская гвардия в Египте. Часть 1 Фото: wikipedia.org Ярослав Пилипчук продолжает цикл статей,...

Подробнее 05-июл-2018

Яндекс.Метрика