100 татарских песен XX века: что слушали в 1950-е - «Культура» » Ваш Выбор Инноваций

100 татарских песен XX века: что слушали в 1950-е - «Культура»

Культура 31-01-2022, 10:20 Barnes 133 0

Татарские песни в эпоху становления новых жанров и появления телевидения


100 татарских песен XX века: что слушали в 1950-е - «Культура»
Фото: Архив Национальной библиотеки РТ


Татарстанская команда энтузиастов представила сайт «100 татарских песен XX века». В сотрудничестве с ней «Реальное время» запустило проект об исследовании национальной культуры татар через музыку. Ранее мы рассказали о том, что слушали татары до революции, после нее, во время коллективизации, в военные годы, а также в эпоху оттепели. В этом выпуске — 1950-е: построено новое здание оперного театра, в городе играет Лундстрем, а в районах появляются новые народные песни.


Оперный театр получил новое здание в 1956 году, в то время в нем ежегодно ставили национальные произведения. Что интересно, на эстрадной сцене популярность получили многие народные песни, услышанные артистами во время гастролей, вроде «Умырзая». Публике тогда нужна была такая музыка — она только недавно перебралась в город из села.

Еще одно важное событие тех лет — запуск в 1959 году телевизионного центра. Складывается подлинный феномен татарских звезд — их теперь не только слышно, но и видно.

Умырзая

Слова Ахмеда Файзи
Музыка народная

Сначала Ахмед Файзи был известен как сатирик, автор едких пьес. При этом он — автор либретто к таким операм, как «Качкын» и «Җәлил», автор романа «Тукай» и переводчик классиков русской литературы на татарский. В сборниках это стихотворение подписано как «Песня девушки». По легенде, Файзи писал эти стихи перед смертью. В таком случае слова «Боз катлавы кебек көнкүрештән чыгасым ла килә тизрәк» («Изо льда повседневности хочу поскорее выбраться») звучат особенно сильно, при этом поэт не хочет жить быстро, он хочет дожить до лета.

Джаудат Файзи вспоминает, что услышал ее в 1955 году от Меркурия новых народных песен — Рукии Ибрагимовой. Она сыграла ее с намеком, что Джаудат абый является ее автором. А он огорошил ее тем, что еще в 1935-м сочинил на стихи Ахмета аги (который не был его родственником) песню «Умырзая», но даже стараниями Вагапова из нее не получилось хита. А вот у народной версии история оказалась длинной.

Гөлҗамал

Слова и музыка народные

«Авыр җан сөйгәннәрнең булмавы» («Тяжело жить без любимого») — песня с этими строчками лидировала в опросах экспертов. В интервью многих артистов звучит мнение, что это самая эталонная с точки зрения исполнительского мастерства песня. Сотрудник института имени Ибрагимова, а потом и художественный руководитель филармонии, музыковед Махмуд Нигметзянов писал, что песне этой около 100 лет — она явно придумана городским жителем (в деревне тогда не было свечей), который, вероятно, переработал народные мелодии.

О жизни Альфии Авзаловой, пронзительно поющей «Гөлҗамал», когда-нибудь снимут сериал. Она рано осталась сиротой, в детстве, по воспоминаниям, ее сестру напоили до смерти холодным молоком, потому что родственники не могли потянуть столько детей. Она совершенно случайно оказалась в Казани, без образования, воспитывала дочерей, ездила сквозь бураны на телегах по всей республике, заболевала, придумывала новые образы, менялась. Вероятно, Авзалова — самый главный и живой образ татарской эстрады.

Илче бага

Слова и музыка народные

Песня сибирских татар, исполненная Гульсум Сулеймановой под задорный аккомпанемент Мухтара Ахмадеева. У Гульсум-апы отец сам был баянистом, она начала петь еще в школе. Именно ей Султан Габяши подарил песню «Кәккүк». Когда в Казани начало работать радио, она пела в эфире вживую, записи тогда не практиковались. Так что народ собирался у приемников, чтобы послушать мягкий голос Сулеймановой, приятный даже с допотопной техникой тех лет. А знала она, говорят, наизусть 400 песен.

Название «Илче бага» можно прочесть и слитно, как имя собственное — человека, который родился служить родной земле. Существуют у этой песни и другие куплеты.

Идел дулкыннары

Слова Махмута Хусаинова
Музыка Александра Ключарева

Даже не песня, а слепок эпохи, о том, как в братской семье советских республик расцветает Татарстан. Финал фильма о праздновании 40-летия Октябрьской революции, снятый в 1957 году. В кадре — первый художественный руководитель и главный хормейстер оркестра Зулейха Ахметова. Солирует Зайтуна Ахтямова и поет о Казани: «Башкалабыз Мәскәүдән ул якты нур ала», «От Москвы нашей столицы свет она берет». А также, напомним, профильные кадры.

Агыйдел

Слова и музыка народные

«Агыйдел буйлары» или «Агыйдел каты ага» — стремительно течет река Агидель. Песня относится к 1950-м, согласно изданию на пластинке, при этом видео — 1966 года. Это к вопросу о том, насколько относительно понятие времени в татарской эстраде. С одной стороны, жива, хотя уже обновлена, традиция народных песен. С другой — оперные певцы активно поют романсы. И уже гремит барабанами молодежь! Удивительное разнообразие, которого будет не хватать, к примеру, в 90-е.

Хыяллар

Музыка Алмаза Монасыпова

Записи 1950-х годов случились благодаря дружбе Олега Лундстрема и Алмаза Монасыпова, который написал для оркестра несколько джазовых пьес. Отметим, что также с Лундстремом сотрудничал Ключарев. Считается, что обработки татарских мелодий смогли «легитимизировать» творчество «шанхайцев» в Советском Союзе — Московский дом звукозаписи записал эти композиции, а потом уже в самой столице о них узнали «нужные люди».


Радиф Кашапов
Цитирование статьи, картинки - фото скриншот - Rambler News Service.
Иллюстрация к статье - Яндекс. Картинки.
Есть вопросы. Напишите нам.
Общие правила  поведения на сайте.
Татарские песни в эпоху становления новых жанров и появления телевидения Фото: Архив Национальной библиотеки РТ Татарстанская команда энтузиастов представила сайт «100 татарских песен XX века». В сотрудничестве с ней «Реальное время» запустило проект об исследовании национальной культуры татар через музыку. Ранее мы рассказали о том, что слушали татары до революции, после нее, во время коллективизации, в военные годы, а также в эпоху оттепели. В этом выпуске — 1950-е: построено новое здание оперного театра, в городе играет Лундстрем, а в районах появляются новые народные песни. Оперный театр получил новое здание в 1956 году, в то время в нем ежегодно ставили национальные произведения. Что интересно, на эстрадной сцене популярность получили многие народные песни, услышанные артистами во время гастролей, вроде «Умырзая». Публике тогда нужна была такая музыка — она только недавно перебралась в город из села. Еще одно важное событие тех лет — запуск в 1959 году телевизионного центра. Складывается подлинный феномен татарских звезд — их теперь не только слышно, но и видно. Умырзая Слова Ахмеда Файзи Музыка народная Сначала Ахмед Файзи был известен как сатирик, автор едких пьес. При этом он — автор либретто к таким операм, как «Качкын» и «Җәлил», автор романа «Тукай» и переводчик классиков русской литературы на татарский. В сборниках это стихотворение подписано как «Песня девушки». По легенде, Файзи писал эти стихи перед смертью. В таком случае слова «Боз катлавы кебек көнкүрештән чыгасым ла килә тизрәк» («Изо льда повседневности хочу поскорее выбраться») звучат особенно сильно, при этом поэт не хочет жить быстро, он хочет дожить до лета. Джаудат Файзи вспоминает, что услышал ее в 1955 году от Меркурия новых народных песен — Рукии Ибрагимовой. Она сыграла ее с намеком, что Джаудат абый является ее автором. А он огорошил ее тем, что еще в 1935-м сочинил на стихи Ахмета аги (который не был его родственником) песню «Умырзая», но даже стараниями Вагапова из нее не получилось хита. А вот у народной версии история оказалась длинной. Гөлҗамал Слова и музыка народные «Авыр җан сөйгәннәрнең булмавы» («Тяжело жить без любимого») — песня с этими строчками лидировала в опросах экспертов. В интервью многих артистов звучит мнение, что это самая эталонная с точки зрения исполнительского мастерства песня. Сотрудник института имени Ибрагимова, а потом и художественный руководитель филармонии, музыковед Махмуд Нигметзянов писал, что песне этой около 100 лет — она явно придумана городским жителем (в деревне тогда не было свечей), который, вероятно, переработал народные мелодии. О жизни Альфии Авзаловой, пронзительно поющей «Гөлҗамал», когда-нибудь снимут сериал. Она рано осталась сиротой, в детстве, по воспоминаниям, ее сестру напоили до смерти холодным молоком, потому что родственники не могли потянуть столько детей. Она совершенно случайно оказалась в Казани, без образования, воспитывала дочерей, ездила сквозь бураны на телегах по всей республике, заболевала, придумывала новые образы, менялась. Вероятно, Авзалова — самый главный и живой образ татарской эстрады. Илче бага Слова и музыка народные Песня сибирских татар, исполненная Гульсум Сулеймановой под задорный аккомпанемент Мухтара Ахмадеева. У Гульсум-апы отец сам был баянистом, она начала петь еще в школе. Именно ей Султан Габяши подарил песню «Кәккүк». Когда в Казани начало работать радио, она пела в эфире вживую, записи тогда не практиковались. Так что народ собирался у приемников, чтобы послушать мягкий голос Сулеймановой, приятный даже с допотопной техникой тех лет. А знала она, говорят, наизусть 400 песен. Название «Илче бага» можно прочесть и слитно, как имя собственное — человека, который родился служить родной земле. Существуют у этой песни и другие куплеты. Идел дулкыннары Слова Махмута Хусаинова Музыка Александра Ключарева Даже не песня, а слепок эпохи, о том, как в братской семье советских республик расцветает Татарстан. Финал фильма о праздновании 40-летия Октябрьской революции, снятый в 1957 году. В кадре — первый художественный руководитель и главный хормейстер оркестра Зулейха Ахметова. Солирует Зайтуна Ахтямова и поет о Казани: «Башкалабыз Мәскәүдән ул якты нур ала», «От Москвы нашей столицы свет она берет». А также, напомним, профильные кадры. Агыйдел Слова и музыка народные «Агыйдел буйлары» или «Агыйдел каты ага» — стремительно течет река Агидель. Песня относится к 1950-м, согласно изданию на пластинке, при этом видео — 1966 года. Это к вопросу о том, насколько относительно понятие времени в татарской эстраде. С одной стороны, жива, хотя уже обновлена, традиция народных песен. С другой — оперные певцы активно поют романсы. И уже гремит барабанами молодежь! Удивительное разнообразие, которого будет не хватать, к примеру, в 90-е. Хыяллар Музыка Алмаза Монасыпова Записи 1950-х годов случились благодаря дружбе Олега Лундстрема и Алмаза Монасыпова, который написал для оркестра несколько джазовых пьес. Отметим, что также с Лундстремом сотрудничал Ключарев. Считается, что обработки татарских мелодий смогли «легитимизировать» творчество «шанхайцев» в Советском Союзе — Московский дом звукозаписи записал эти композиции, а потом уже в самой столице о них узнали «нужные люди». Радиф Кашапов
Похожие новости
Сдавать квартиру станет невыгодно через 1-2 года из-за льготной ипотеки - «Дайджест»

Алексей Гальцев, СЕО инвестиционной компании Realiste Источник: РБК-Недвижимость Правительство продлило...

Подробнее 0
Будет ли востребована реновация в регионах - «Дайджест»

Источник: Magenta.today В конце 2020 года президент России подписал закон о всероссийской реновации старого...

Подробнее 0
Covid-ликбез: как здравоохранение связано с нефтехимией - «Медицина»

Фото: tatarstan.ru Нефть не только самый популярный сырьевой товар, но его компоненты используют для...

Подробнее 0
«Партизаны» вышли из леса — чем запомнится первый фестиваль самозанятых - «Инфраструктура»

В Горкинско-Ометьевском лесопарке собрались бывшие индивидуальные предприниматели и те, кто делает на...

Подробнее 0

Оставить комментарий
Ваш Выбор Инноваций

Прогулка по улицам, где жил и работал поэт и где увековечили память о нем Фото: Олег Тихонов Экскурсия по...

Подробнее 23-мар-2021

На «Филармониаде-2020» 18-летний виртуоз исполнил «Времена года» Петра Чайковского и «Сюиту для фортепиано»...

Подробнее 14-дек-2020

Звезда башкирской гитарной поп-музыки представил альбом «Көтелмәгән табыш» Фото: instagram.com/timur_yamalov...

Подробнее 09-мар-2022

«Золотую маску» впервые получил театр из Йошкар-Олы Фото: vk.com/uyd_orol На сцене Музыкального театра имени...

Подробнее 11-ноя-2020

Сегодня в Большом концертном зале имени С. Сайдашева открылся VIII «Абязов-фестиваль». На открытии маэстро...

Подробнее 07-дек-2020

Дина Гарипова, Артемий Троицкий, Ирада Аюпова, Эльмир Низамов и Юрий Лоза — о феномене Манижи и причинах ее...

Подробнее 22-мая-2021

Сегодня на набережной озера Кабан прошли перформанс и мастер-класс по татарским танцам «Чабата». Мероприятие...

Подробнее 18-июн-2021

Фото: предоставлено организаторами В рамках лаборатории «Город Арт-подготовка» на театральной площадке MOÑ...

Подробнее 18-июн-2021

Яндекс.Метрика