«Парадокс Тесея»: подпольные реставраторы, коллекторы-бандиты и разрушающийся Петербург - «Культура» » Ваш Выбор Инноваций

«Парадокс Тесея»: подпольные реставраторы, коллекторы-бандиты и разрушающийся Петербург - «Культура»

Культура 27-09-2025, 10:35 Daniels 6 0

Книга Анны Баснер «Парадокс Тесея» могла стать отличным производственным романом. Но не стала


Для коллажа использовано фото Анны Баснер с сайта премии «Большая книга». Фото: Реальное время

Град обреченный

Анна Баснер жила в центре Санкт-Петербурга. В детстве она каждый день ходила мимо исторических зданий, которые находились в постоянной реставрации. Только-только приведут в порядок, а здание снова разрушается. «Конечно, можно говорить о качестве реставрации, но в то же время это подпитывает петербургский миф — миф о саморазрушающемся городе», — сказала Баснер на встрече с читателями во время проведения «Аксенов-феста» в Национальной библиотеке РТ.

Анна Баснер на «Аксенов-фесте» в 2025-м в Казани. Екатерина Петрова / realnoevremya.ru

Петербургский миф — это восприятие и переосмысление города его жителями, писателями и мыслителями. Этот миф сформировал особую идентичность Петербурга — столицы, выросшей вопреки природе и традиции. Уже в XVIII веке возник первый устойчивый сюжет — предсказание скорой гибели Петербурга. В 1722 году среди духовенства распространились слухи о зловещих знамениях в Троицком соборе. Дьякон, первым заговоривший о них, заплатил за это каторгой, но слова «Петербургу быть пусту» быстро разошлись по городу. Эти представления совпадали с традицией московского клерикализма, утверждавшей: «два Рима падоша, третий стоит, а четвертому не быти». Назвав столицу в честь святого Петра, император вызвал прямые ассоциации с «четвертым Римом», обреченным пасть под тяжестью божественного гнева.

Гибель Петербурга связывали не только с пророчествами, но и с его строительством. Город вырос на болотах, но в народном воображении — на костях десятков тысяч крестьян, погибших от непосильного труда. Посол Дании называл число в 60 тыс. жертв. Эта память превратила Петербург в символ возмездия: блеск и величие столицы куплены ценой страданий. Легенды о Петре усиливали этот мотив. Одни говорили, что царь — самозванец, другие видели в нем антихриста.

К XIX веку оформилась целая система петербургского фольклора. В ней появлялись слухи о подмене Петра I в неметчине или чудесном спасении Петра III. Основные темы оставались прежними: неестественность города и его обреченность погибнуть от воды. В легендах действовали призраки, чаще всего души царей. После 1801 года по Михайловскому замку будто бы бродила тень убитого Павла I. Так Петербург закрепил за собой образ места, где история, смерть и фантастика переплетаются в одну линию. Этой мифологией вдохновлялись писатели: Пушкин, Гоголь, Достоевский, поэты-символисты. И Анна Баснер.

Писатель Илья Бояшов, писательница Анна Баснер и литературный критик Ирина Барметова на Аксенов-фест 2025 в Казани. Екатерина Петрова / realnoevremya.ru

На «Аксенов-фесте» писательница говорила, что один из вариантов сохранения Петербурга — обнести «исторический центр условной бархатной веревочкой с кистями, пуская туда людей только прогуляться». Но этот способ абсолютно нежизнеспособный, потому что «город — это живое пространство, и его дух составляют люди». А все эти бесконечные реставрации навели Баснер на парадокс Тесея. Это философская дилемма, которая задает простой, но фундаментальный вопрос: если постепенно заменить все части объекта, останется ли он тем же самым? Источник спора — миф о корабле, на котором Тесей вернулся с Крита. Афиняне веками хранили его, ремонтировали и меняли доски. В итоге судно полностью обновилось, и философы начали спорить: это все еще корабль Тесея или новый? А если собрать отдельное судно из старых досок — какое из двух окажется «настоящим»?

Идеальный, но неживой

В одном из интервью Баснер говорила, что еще до ковида ей стали попадаться истории «об удивительных людях». Это были волонтеры и краеведы, которые постепенно, частями восстанавливали город. Писательница обратила внимание на команду «Гэнгъ», фонд «Внимание» и проект «Двери с помоек». Ее поразило их упорство: «Меня восхитило их неравнодушие. А еще больше заинтриговало то, что их не останавливает кажущаяся безнадежность затеи», — говорила она, добавляя, что в соцсетях волонтерам часто задают вопрос: «Ну, вот очистили вы печь в парадной и что вы изменили? Капля в море!». Но, несмотря на скепсис, они продолжают работать. Баснер ходила на несколько акций, разговаривала с ребятами и поняла, что «у каждого есть своя история. Движут ими не только альтруистические мотивы, но и какие-то личные сюжеты», которая писательница решила отразить в своей книге.

В романе Анны Баснер «Парадокс Тесея» история начинается с Нельсона — сорокалетнего керамиста, типичного питерского героя в кедах и с табаком в карманах. Он живет без особых планов, пока в его подъезде рабочий управляющей компании не решает сбить старую метлахскую плитку. Нельсон вступается за нее, доходит до драки и отсидки в полицейском участке. Но именно этот случай становится для Нельсона отправной точкой: он восстанавливает плитку, понимает ценность таких вещей и втягивается в идею партизанской реставрации города. Вокруг него постепенно собирается разношерстная команда: реставраторы, журналистка-маркетолог, копирайтер-бунтарь и другие неравнодушные люди. Сначала они отмывают витражи и камины в парадных, но вскоре решаются на куда более амбициозный проект — восстановить зал в заброшенном особняке со сложным правовым статусом.

Илья Бояшов и Анна Баснер на «Аксенов-фесте» 2025-го в Казани. Екатерина Петрова / realnoevremya.ru

Финал, который писательница называет открытым, потому что непонятно, как все дальше сложится, на самом деле вполне себе закрытый и смытый. Поскольку туда приписали «повесточку». Свое объединение нелегальных реставраторов герои назвали ХАРМС — художественно-анархическая реставрационная мастерская Санкт-Петербурга. В итоге у властей возникли вопросу к слову «анархическая». Спойлерить не буду, на случай если кто-то все-таки захочет «Парадокс Тесея» прочитать. Это не первый роман, который пытается вплести «повестку». И уже кажется, что подобный ход становится секретным ингредиентом для попадания в различные лонг и шорт-листы премий. Как будто писать литературу без «повестки» — это не комильфо. Можно сколько угодно привязывать «повестку», но если текст не задался, то ему ничего не поможет. Хотя жюри премий со мной, видимо, не согласны.

Издательство: «Альпина Проза»
Количество страниц:
392
Год:
2024
Возрастное ограничение:
18+

Екатерина Петрова — литературная обозревательница интернет-газеты «Реальное время», ведущая телеграм-канала «Булочки с маком».


Екатерина Петрова
Цитирование статьи, картинки - фото скриншот - Rambler News Service.
Иллюстрация к статье - Яндекс. Картинки.
Есть вопросы. Напишите нам.
Общие правила  поведения на сайте.
Книга Анны Баснер «Парадокс Тесея» могла стать отличным производственным романом. Но не стала Для коллажа использовано фото Анны Баснер с сайта премии «Большая книга». Фото: Реальное время Град обреченный Анна Баснер жила в центре Санкт-Петербурга. В детстве она каждый день ходила мимо исторических зданий, которые находились в постоянной реставрации. Только-только приведут в порядок, а здание снова разрушается. «Конечно, можно говорить о качестве реставрации, но в то же время это подпитывает петербургский миф — миф о саморазрушающемся городе», — сказала Баснер на встрече с читателями во время проведения «Аксенов-феста» в Национальной библиотеке РТ. Анна Баснер на «Аксенов-фесте» в 2025-м в Казани. Екатерина Петрова / realnoevremya.ru Петербургский миф — это восприятие и переосмысление города его жителями, писателями и мыслителями. Этот миф сформировал особую идентичность Петербурга — столицы, выросшей вопреки природе и традиции. Уже в XVIII веке возник первый устойчивый сюжет — предсказание скорой гибели Петербурга. В 1722 году среди духовенства распространились слухи о зловещих знамениях в Троицком соборе. Дьякон, первым заговоривший о них, заплатил за это каторгой, но слова «Петербургу быть пусту» быстро разошлись по городу. Эти представления совпадали с традицией московского клерикализма, утверждавшей: «два Рима падоша, третий стоит, а четвертому не быти». Назвав столицу в честь святого Петра, император вызвал прямые ассоциации с «четвертым Римом», обреченным пасть под тяжестью божественного гнева. Гибель Петербурга связывали не только с пророчествами, но и с его строительством. Город вырос на болотах, но в народном воображении — на костях десятков тысяч крестьян, погибших от непосильного труда. Посол Дании называл число в 60 тыс. жертв. Эта память превратила Петербург в символ возмездия: блеск и величие столицы куплены ценой страданий. Легенды о Петре усиливали этот мотив. Одни говорили, что царь — самозванец, другие видели в нем антихриста. К XIX веку оформилась целая система петербургского фольклора. В ней появлялись слухи о подмене Петра I в неметчине или чудесном спасении Петра III. Основные темы оставались прежними: неестественность города и его обреченность погибнуть от воды. В легендах действовали призраки, чаще всего души царей. После 1801 года по Михайловскому замку будто бы бродила тень убитого Павла I. Так Петербург закрепил за собой образ места, где история, смерть и фантастика переплетаются в одну линию. Этой мифологией вдохновлялись писатели: Пушкин, Гоголь, Достоевский, поэты-символисты. И Анна Баснер. Писатель Илья Бояшов, писательница Анна Баснер и литературный критик Ирина Барметова на Аксенов-фест 2025 в Казани. Екатерина Петрова / realnoevremya.ru На «Аксенов-фесте» писательница говорила, что один из вариантов сохранения Петербурга — обнести «исторический центр условной бархатной веревочкой с кистями, пуская туда людей только прогуляться». Но этот способ абсолютно нежизнеспособный, потому что «город — это живое пространство, и его дух составляют люди». А все эти бесконечные реставрации навели Баснер на парадокс Тесея. Это философская дилемма, которая задает простой, но фундаментальный вопрос: если постепенно заменить все части объекта, останется ли он тем же самым? Источник спора — миф о корабле, на котором Тесей вернулся с Крита. Афиняне веками хранили его, ремонтировали и меняли доски. В итоге судно полностью обновилось, и философы начали спорить: это все еще корабль Тесея или новый? А если собрать отдельное судно из старых досок — какое из двух окажется «настоящим»? Идеальный, но неживой В одном из интервью Баснер говорила, что еще до ковида ей стали попадаться истории «об удивительных людях». Это были волонтеры и краеведы, которые постепенно, частями восстанавливали город. Писательница обратила внимание на команду «Гэнгъ», фонд «Внимание» и проект «Двери с помоек». Ее поразило их упорство: «Меня восхитило их неравнодушие. А еще больше заинтриговало то, что их не останавливает кажущаяся безнадежность затеи», — говорила она, добавляя, что в соцсетях волонтерам часто задают вопрос: «Ну, вот очистили вы печь в парадной и что вы изменили? Капля в море!». Но, несмотря на скепсис, они продолжают работать. Баснер ходила на несколько акций, разговаривала с ребятами и поняла, что «у каждого есть своя история. Движут ими не только альтруистические мотивы, но и какие-то личные сюжеты», которая писательница решила отразить в своей книге. В романе Анны Баснер «Парадокс Тесея» история начинается с Нельсона — сорокалетнего керамиста, типичного питерского героя в кедах и с табаком в карманах. Он живет без особых планов, пока в его подъезде рабочий управляющей компании не решает сбить старую метлахскую плитку. Нельсон вступается за нее, доходит до драки и отсидки в полицейском участке. Но именно этот случай становится для Нельсона отправной точкой: он восстанавливает плитку, понимает ценность таких вещей и втягивается в идею партизанской реставрации города. Вокруг него постепенно собирается разношерстная команда: реставраторы, журналистка-маркетолог, копирайтер-бунтарь и другие неравнодушные люди. Сначала они отмывают витражи и камины в парадных, но вскоре решаются на куда более амбициозный проект — восстановить зал в заброшенном особняке со сложным правовым статусом. Илья Бояшов и Анна Баснер на «Аксенов-фесте» 2025-го в Казани. Екатерина Петрова / realnoevremya.ru Финал, который писательница называет открытым, потому что непонятно, как все дальше сложится, на самом деле вполне себе закрытый и смытый. Поскольку туда приписали «повесточку». Свое объединение нелегальных реставраторов герои назвали ХАРМС — художественно-анархическая реставрационная мастерская Санкт-Петербурга. В итоге у властей возникли вопросу к слову «анархическая». Спойлерить не буду, на случай если кто-то все-таки захочет «Парадокс Тесея» прочитать. Это не первый роман, который пытается вплести «повестку». И уже кажется, что подобный ход становится секретным ингредиентом для попадания в различные лонг и шорт-листы премий. Как будто писать литературу без «повестки» — это не комильфо. Можно сколько угодно привязывать «повестку», но если текст не задался, то ему ничего не поможет. Хотя жюри премий со мной, видимо, не согласны. Издательство: «Альпина Проза» Количество страниц: 392 Год: 2024 Возрастное ограничение: 18 Екатерина Петрова — литературная обозревательница интернет-газеты «Реальное время», ведущая телеграм-канала «Булочки с маком». Екатерина Петрова
Похожие новости
Как фотохудожник Ляля Кузнецова попала в цыганский табор и стала мировой знаменитостью - «История»

В Галерее современного искусства открылся вернисаж «Дорога…» к 75-летию казанского фотографа Фото: Ринат...

Подробнее 0
«Татарстанцев, как вы видите, в финале нет» - «Власть»

Татарстан принял финал федерального конкурса менеджеров «Проектный руководитель-2021», но в него неожиданно...

Подробнее 0
Альберт Гильманов: «Ишемия — это ваш Сталинград» - «Медицина»

Правила жизни и работы казанского кардиолога Альберт Гильманов 12 лет заведует кардиологическим отделением...

Подробнее 0
Договорняки, анклав и cвязь Бундеслиги с апартеидом - «История»

Формат соревнований, который превратил сборную Германии в великую команду Фото: sports.ru Чемпионат Германии...

Подробнее 0

Оставить комментарий
Ваш Выбор Инноваций

На какие развлечения можно потратить 3 тысячи от государства, и пошаговая инструкция по оформлению Фото:...

Подробнее 12-сен-2021

Питерский режиссер ставит в театре Казани сказку Астрид Линдгрен на татарском языке 27 и 28 ноября в...

Подробнее 23-ноя-2020

Проект «Вопросы о Татарстане и татарах», часть 5 Фото: Олег Тихонов «Реальное время» продолжает серию...

Подробнее 07-мар-2021

Особенности статистического учета татарского народа в разные исторические периоды В Институте истории им....

Подробнее 09-мар-2022

В Большом концертном зале имени С. Сайдашева прошел концерт «Органная музыка Германии и Франции» Фото: Ринат...

Подробнее 14-апр-2021

В Минкульте поговорили о надувных памятниках, решили посчитать мемориальные доски и предложили ввести на...

Подробнее 20-мар-2021

Звезды российской сцены представят четыре спектакля по классическим пьесам — октябрь в театре им. Качалова...

Подробнее 28-сен-2021

По новым правилам им разрешили работать по три часа на одной точке и лишь до 22 часов вечера Фото: kzn.ru В...

Подробнее 01-окт-2021

Яндекс.Метрика