Норвежская драма в темпе турецкого сериала - «Культура»
Культура 20-11-2025, 10:35 Станислав 3 0
Качаловский театр поставил пьесу Ибсена «Привидения»
Призрак капитана
Спектакль был задуман давно, на это указывает то, что сценография была создана по мотивам эскизов Александра Патракова, скончавшегося в ноябре 2024 года. Сам Ибсен в тексте 1881 года указывал, что хотел бы показать зрителю: это дом, слева превращающийся в оранжерею, а справа заставленный мебелью. На авансцене слева штурвал, а справа — пианино, на котором играет музыкант театра Полина Туктамышева. Она постоянно играет мотив кинокомпозитора Филиппа Сарда, который въедается через два часа в подкорку.
Штурвал же крутит актер Александр Малинин. У него роль без слов: он покойный муж главной героини, Капитан Алвинг, в белоснежном кителе. В начале и после антракта он вступает с вдовой в пластический спор, а она просит, чтобы он оставил ее в покое. То есть смысл названия пьесы «Привидения» по Илье Славутскому — это призрак мужа, который преследует Элен Алвинг (Елена Ряшина). Чтобы покончить с ним, она открывает приют имени мужа. В пьесе, кстати, подчеркивается, что она открывает его на деньги, которые соразмерны сумме, сопоставимой с достоянием капитана.
Дома у Элен служит Регина Энгстран, дочь ее покойной служанки (Анна Макарова). Приют строил ее отец, столяр Энгстран (Марат Голубев). В кабинете спит вернувшийся из Парижа сын, художник Освальд (Алексей Кручинин). Ну а поверенным в дела Элен является пастор Мандерс (Павел Лазарев).
К героям из пьесы добавляются дети приюта имени капитана Алвинга. Они выходят впятером на сцену, чтобы получить подарки от взрослых (дважды) и спеть песню (один раз). Какого-то сюжетного поворота это не добавляет, зато можно увидеть на сцене семилетнего сына Славутского-младшего — Александра Славутского. Ему доверен небольшой диалог с мамой, Еленой Ряшиной.
Танцуют и поют
В целом, на сцене не спешат переходить в конфликты. Сначала пластический дуэт (напомним, дважды повторяемый), потом детская песенка, рассказ об открытии приюта. И лишь затем начинается то, с чего стартовал автор: столяр предлагает дочери бросить дом фру Алвинг и пойти работать в трактир для моряков, который он собирается открыть. Денег у него — 800 крон. Но у Регины виды на молодого хозяина. Он вернулся из Парижа, а теперь обещает уехать уже с ней. Освальд, покинувший дом еще при живом отце, тяготится мрачной Норвегией, где не может рисовать жизнерадостные картины.
Открывать приют Элен помогает пастор. Весьма молодой, так что из постановки исчез эпизод, в котором у вдовы с ним был связан романтический эпизод (она пришла к нему через год после замужества, но он отверг ее притязания). Как и почти все актеры в постановке, Павел Лазарев активно жестикулирует. А еще у них с Энгстран есть танец, указывающий, что вместе они — парочка аферистов.
Да, поскольку это Качаловский театр, танцевальный или песенный номер есть у каждого героя: к примеру, Освальд здесь поет «Марсельезу», создавая образ смутьяна.
При этом главенствует в этих отношениях Энгстран. Это он манипулирует пастором, намекая, что он мог спалить приют, а ведь еще до этого убедил Элен отказаться от страховки, потому что это есть отсутствие упования на божий промысел. Вообще, герой Энгстран выглядит меркантильным пройдохой, который женился на служанке только ради денег, потом он их, по Ибсену, потратит на воспитание дочери. На его фоне лицемерие пастора не так заметно. К слову, именно его фигура в свое время настолько смутила цензоров, не считая табуированных тем, что пьеса была долгое время запрещена в царской России.
Дочь уехала, сын сбежал
Постепенно, но не сразу, через необязательные смены мизансцен, паузы и повторения реплик, превращающих спектакль в мем о длине турецких сериалов, зрителя подводят к главной фабульной интриге: почему Регина и Освальд не могут быть вместе. И это тоже привидение, то есть семейная тайна. Дело в том, говорит Элен, что ее муж тоже был очень жизнерадостным. То есть пил и ходил налево, путался с горничной. Занятно, что в пьесе для фру Алвинг в какой-то момент даже брак единокровных брата и сестры не является проблемой: Ибсен на протяжении всего спектакля расшатывает представления о героях, которые то стараются соответствовать рамкам морали, то пытаются выйти из них, потому что и так, и так хуже.
Так же, как и Роман Мархоли в БДТ в 2022-м (и многие другие), Славутский делает главной героиней фру Алвинг. Вероятно, поэтому история заканчивается ее репликами. А ее сын Освальд просто покидает мать в конце, сбегает из дома, а не страдает — по автору, от венерической болезни (тоже своеобразное привидение) и не просит маму дать ему морфия. А это важно: женщина пытается избавиться от призрака мужа, но он возвращается к ней через сына, который сам просит его убить, поскольку не чувствует «радости жизни» в доме, где до сих пор обитает дух отца, который, заметим, даже в образе привидения в белом костюме выглядит прекрасно.
Радиф Кашапов
Ваша реклама
Другие новости
Облако тэгов
Ваш Выбор Инноваций
В своей работе «Становление писательницы» Линда Петерсон рассказывает, как романистки викторианской эпохи...
Подробнее 04-окт-2025Выставку известного фотожурналиста, развернутую в казанской Галерее современного искусства, продлили по 9...
Подробнее 02-мая-2022Как Локи, Человек-паук, Темный рыцарь и другие образы мирового кинематографа связаны с трагедией...
Подробнее 11-сен-2021Знаменитые «бренды» Татарстана, часть 15-я Фото: Олег Тихонов Если спросить несведущего человека о том, что...
Подробнее 24-июл-2022Известный телеведущий — о фильме про республику, Казани и многом другом Фото: Максим Платонов Валдис Пельш,...
Подробнее 02-мар-2021Чем примечательна дата 21 апреля? Фото: wikipedia.org Сегодня, 21 апреля, — Всемирный день творчества и...
Подробнее 21-апр-2022Чем примечательна дата 28 июня? Фото: Максим Платонов писало, что в Казани завершился процесс по делу о...
Подробнее 28-июн-2022Самые яркие события октября от казанских театров, концертных площадок и общественных пространств Фото:...
Подробнее 30-сен-2021





