От детского лепета — к правильной речи - «Медицина»
Медицина 23-05-2022, 10:20 Иван 50 0
Как понять, что у ребенка есть нарушения речи и кто поможет решить проблему?

Детей с задержками речевого развития из года в год становится все больше. В каком возрасте ребенок должен начать говорить? Что делать, если этого не произошло? И на какие показатели нужно обратить внимание, чтобы устранить проблему своевременно? Эти вопросы мы обсудили с Еленой Сергеевной Власовой, руководителем логопедических центров «Дар речи» и «Панда».
Как отличить особенность от проблемы
— Как родителю понять, что ребенка стоит отвести на консультацию к логопеду?
— Для каждого возраста есть свои маркеры, которые помогут родителю понять, что с ребенком что-то не так. Привести ребенка в наш центр можно с полутора лет, но уже в 4—6 месяцев стоит насторожиться, если гуление так и не перешло в лепет. Далее для каждого возраста существуют определенные нормы речевого развития — например, в год ребенок должен говорить уже десять слов. Конечно, на практике не всегда так происходит. Но если малыш к году не говорит вообще ничего, а к двум-трем годам — только по полслова, перед нами уже не индивидуальная особенность, а повод обратиться за консультацией.
Стоит обратить внимание и на моторное развитие. Если ребенок поздно сел, поздно пошел, пропустил этап ползания — это тоже поводы насторожиться. Внимательность к моторным функциям позволит вовремя обратиться к специалисту — и к двум годам ребенок заговорит.

— Если диагностика подтвердит, что у ребенка есть нарушения — что дальше?
— Если это темповая задержка в возрасте полутора лет, то достаточно групповых занятий в нашем филиале, развивающем центре «Панда». Когда речь запустилась, занятия можно завершить. Но если в ходе коррекции обнаруживаются признаки серьезных нарушений, динамика слабая или ее нет совсем, мы добавляем к групповым занятиям индивидуальные: сенсомоторную коррекцию с нейропсихологом и занятия с логопедом-дефектологом.
— Многие родители скажут вам: «У нас в детстве не было никаких логопедов и нейропсихологов — и ничего, выросли нормальными». Что бы вы им ответили?
— Я бы ответила: что было, то прошло. 20—30 лет назад не было такого огромного количества детей с речевыми трудностями. Сейчас ситуация совсем другая. Ежегодно число детей с нарушениями растет в бешеном темпе. Исследования психофизиологов показывают, что у 40% детей в 1—2 классах есть трудности с чтением и письмом. У 30—40% учеников 3—4 классов стоит диагноз «дислексия» и «дисграфия». Это реальность, которую просто нужно признать. И мы должны радоваться, что есть способы эффективно решить эти проблемы. Занятия с нейропсихологом и дефектологом «вытягивают» детей с двоек до четверок и пятерок. Главное — не отрицать проблему, а принимать ее и работать с ней.
— А что если родитель обратил внимание на проблему позже: в 3, 4 года или вообще в школьном возрасте?
— Чем позже вы начнете коррекцию, тем больше времени она займет. С каждым годом мозг ребенка становится все менее пластичным. Но это не значит, что к моменту, когда ребенок пошел в школу, шансов наверстать упущенное нет. Просто это будет сложнее и дольше, займет больше времени и сил. Приступить к коррекции на 2—3 года позже, чем следовало, — это все равно лучше, чем не начинать ее вообще.
Игра — залог успеха
— Что из себя представляют занятия в вашем центре?
— Занятия проходят в индивидуальном формате с логопедом-дефектологом, их продолжительность 30—40 минут. Для нас главное, чтобы ребенку было интересно. Если есть мотив — будет результат. А прийти к результату можно только через игру. На занятиях мы используем огромное количество пособий, подвижных игр. Детям не бывает скучно, они с удовольствием выполняют задания, которые им дает логопед.

— Можно ли посещать занятия логопеда и нейропсихолога в качестве «развивашек»? Или они предназначены только для детей с нарушениями?
— Если нарушений нет, мы говорим родителям, что специалисты не нужны. Но бывает и так: у ребенка есть особенности, которые обращают на себя внимание. Он несобранный, неусидчивый или, напротив, заторможенный. В этих случаях мы рекомендуем пройти курс мозжечковой стимуляции. Это универсальная программа, которая подходит не только детям с нарушениями. После занятий дети становятся более собранными и внимательными, улучшается поведение, учеба дается легче.
— К каким трудностям готовиться родителю, чей ребенок встает на путь коррекции?
— Успех коррекции невозможен без активного вовлечения трех сторон: педагог, ребенок и родитель. Важно не только регулярно приводить сына или дочку на занятия, но и заниматься дома, поддерживать ребенка, хвалить за успехи и поддерживать в случае неудач. Родитель должен быть готов посвятить много времени, сил и энергии тому, чтобы достичь результата.

Партнерский материал. Фото предоставлены Еленой Власовой
Ваша реклама
Другие новости
Облако тэгов
Ваш Выбор Инноваций
По данным ТФОМС, сократилось и число необоснованных отказов в медицинской помощи Фото: gossov.tatarstan.ru В...
Подробнее 12-ноя-2019В суде заслуженный медработник РТ признался в подпольном производстве медоборудования Фото: mfvt.ru В Казани...
Подробнее 12-авг-2019Новый рулевой Общественной палаты Татарстана берется за социальные вопросы, а экс-председатель Анатолий...
Подробнее 16-янв-2020Кардиологи встревожены ростом сердечно-сосудистых заболеваний из-за COVID-19 Фото: Ринат Назметдинов В...
Подробнее 29-сен-2021Лагерь «Юность» в период пандемии стал центром для комфортного пребывания медиков Фото: Александр Ильин Всю...
Подробнее 08-мая-2020Депутат Госдумы от Татарстана Айрат Фаррахов — о том, как регулируются стимулирующие выплаты медработникам...
Подробнее 19-мая-2020Экстрасенс Рафик Миннекаев забросал глав регионов России и иностранных государств предложениями своих услуг...
Подробнее 16-мая-2020Люди устали от масок и ограничений — число вновь заболевших «ковидом» растет уже неделю Фото: Максим...
Подробнее 30-сен-2020