Фотомарафон «100-летие ТАССР»: сельская учительница Анна Алексеевна Степанова и ее класс, 1970-е - «Образование» » Ваш Выбор Инноваций

Фотомарафон «100-летие ТАССР»: сельская учительница Анна Алексеевна Степанова и ее класс, 1970-е - «Образование»

Образование 13-05-2020, 07:00 Натан 128 0

Проект «Реального времени»: от Татарии — к Татарстану, часть 269-я


Фотомарафон «100-летие ТАССР»: сельская учительница Анна Алексеевна Степанова и ее класс, 1970-е - «Образование»
Фото: из личного архива автора


В ТАССР 1970-х учителей готовили в трех вузах — КГУ (его выпускники имели право преподавать в школе), Казанском и Елабужском пединститутах. Были еще шесть педучилищ, которые выпускали учителей начальных классов и воспитателей детских садиков. Вся эта «учебная машина» в год выпускала около 2 тысяч педагогов. Но школам республики нужно было гораздо больше.


Не только педучилища, но и вузы сталкивались с рядом проблем. Даже в титульном республиканском педвузе — Казанском педагогическом институте — материально-техническая база была слабой и недостаточной, а высокое качество образования держалось на энтузиазме и таланте преподавателей. У КГПИ не было единого здания, он был «размазан» по пяти малоприспособленным помещениям. По сообщениям источников тех лет, при норме 10,5 кв. м на одного студента КГПИ приходилось 2,7 кв. м. Площадь учебных аудиторий по существующим нормативам могла обеспечить нормальную учебу только 830 студентам, а фактически в институте учились 3 120 очников. Для 128 групп и 266 подгрупп имелось лишь 74 аудитории и учебных кабинета, занятия проводились в три смены. Ситуация улучшилась к концу десятилетия, но не самым кардинальным образом. И тем не менее пединститут Казани выпускал квалифицированных, крепких специалистов, которые любили свое дело и знали его.

Будущие учителя русского языка с преподавательницей, 1977 год

В 1970-х действовало распределение. Специалисты, получив диплом, направлялись в города и веси ТАССР, не всем удавалось остаться в Казани или уехать хотя бы в другой город. Многие попадали в села, причем не по самой доброй воле. Там, как и по всей стране, молодому специалисту сложно было обзавестись комфортным жильем. Квартиры для учителей не строили — подселяли к местным жителям, в частный сектор. Один из сотрудников Министерства просвещения ТАССР тех лет говорил: «Они жили на частных квартирах вместе с телятами». Местное руководство далеко не всегда умело и хотело решать проблемы специалистов.

Вот лишь один пример: в 1973 году учительница из Уруссу в Бавлинском районе жила с семьей в 15-метровой комнате в бараке — странно вообще, как она готовилась к урокам. Мы знаем о ней, потому что она писала письма в Министерство просвещения ТАССР и просила улучшить ее жилищные условия. Министерство попыталось помочь, но Бавлинский исполком на указание разобраться в ситуации не отреагировал.

Проблемой было снабжение учителей продуктами. Что-то можно было купить в деревне у соседей, а чего-то явно не хватало. Документы говорят нам, что учителя из Арского, Актанышского, Тетюшского, Мензелинского, Заинского, Лениногорского и других районов жаловались на отсутствие в сельских магазинах хлеба, мяса, молока и других продуктов. Коллектив Верхне-Лузинской школы Заинского района как-то написал в вышестоящие органы, что они давно не получали печеного хлеба, масла и молока.

Все объяснялось просто: несмотря на то, что учителя гордо назывались деревенской интеллигенцией и светочами знаний, они были на селе чужими. Их потребности обеспечивались по остаточному принципу: дрова, продукты, керосин для освещения комнаты, сама эта комната. И именно в тех районах, где учителям не хотели и не могли создавать нормальные условия жизни, наблюдалась большая текучка.

Учитель Верхне-Тимерликовской школы (Рыбно-Слободский район) с учениками, первая половина 1970-х

Министр просвещения ТАССР М.И. Махмутов при этом был очень требовательным к своим кадрам. Вплоть до того, что был издан специальный приказ о том, как должен был выглядеть учитель в школе. Про него ходила байка: однажды в Таканышском районе он увидел небритого учителя биологии и химии в старом мятом костюме и грязных сапогах. Министр якобы запретил педагогу входить в класс и отправил его домой приводить себя в порядок.

В 70-х ТАССР уже накрывала волна научно-технической революции: проекторы и даже магнитофоны появлялись в школах республики. Правда, отвечать за них приходилось опять же самим учителям. Они сами и приносили их в классы, и учились с ними работать, отвечали за их состояние. Поэтому от греха подальше очень часто новомодные технические штучки пылились запертыми в школьных сокровищницах, а детей учили по старинке — с помощью доски и мела.

Но все это не изменяло главного: советское школьное образование в 70-х было одним из лучших в цивилизованном мире. Оно было глубоким, разносторонним и предоставляло каждому школьнику возможность для вдумчивого выбора дальнейшего пути, как бы пафосно это ни звучало. И главным проводником по этому миру был учитель. Городской, сельский, из престижной школы или из деревенской малокомплектной, физик или лирик — школьный советский учитель был настоящим героем своего времени.


Людмила Губаева
Справка


В материале представлены фотографии из личного архива автора. В тексте использованы материалы из научных трудов Д.З. Шамсутдинова.

Цитирование статьи, картинки - фото скриншот - Rambler News Service.
Иллюстрация к статье - Яндекс. Картинки.
Есть вопросы. Напишите нам.
Общие правила  поведения на сайте.
Проект «Реального времени»: от Татарии — к Татарстану, часть 269-я Фото: из личного архива автора В ТАССР 1970-х учителей готовили в трех вузах — КГУ (его выпускники имели право преподавать в школе), Казанском и Елабужском пединститутах. Были еще шесть педучилищ, которые выпускали учителей начальных классов и воспитателей детских садиков. Вся эта «учебная машина» в год выпускала около 2 тысяч педагогов. Но школам республики нужно было гораздо больше. Не только педучилища, но и вузы сталкивались с рядом проблем. Даже в титульном республиканском педвузе — Казанском педагогическом институте — материально-техническая база была слабой и недостаточной, а высокое качество образования держалось на энтузиазме и таланте преподавателей. У КГПИ не было единого здания, он был «размазан» по пяти малоприспособленным помещениям. По сообщениям источников тех лет, при норме 10,5 кв. м на одного студента КГПИ приходилось 2,7 кв. м. Площадь учебных аудиторий по существующим нормативам могла обеспечить нормальную учебу только 830 студентам, а фактически в институте учились 3 120 очников. Для 128 групп и 266 подгрупп имелось лишь 74 аудитории и учебных кабинета, занятия проводились в три смены. Ситуация улучшилась к концу десятилетия, но не самым кардинальным образом. И тем не менее пединститут Казани выпускал квалифицированных, крепких специалистов, которые любили свое дело и знали его. Будущие учителя русского языка с преподавательницей, 1977 год В 1970-х действовало распределение. Специалисты, получив диплом, направлялись в города и веси ТАССР, не всем удавалось остаться в Казани или уехать хотя бы в другой город. Многие попадали в села, причем не по самой доброй воле. Там, как и по всей стране, молодому специалисту сложно было обзавестись комфортным жильем. Квартиры для учителей не строили — подселяли к местным жителям, в частный сектор. Один из сотрудников Министерства просвещения ТАССР тех лет говорил: «Они жили на частных квартирах вместе с телятами». Местное руководство далеко не всегда умело и хотело решать проблемы специалистов. Вот лишь один пример: в 1973 году учительница из Уруссу в Бавлинском районе жила с семьей в 15-метровой комнате в бараке — странно вообще, как она готовилась к урокам. Мы знаем о ней, потому что она писала письма в Министерство просвещения ТАССР и просила улучшить ее жилищные условия. Министерство попыталось помочь, но Бавлинский исполком на указание разобраться в ситуации не отреагировал. Проблемой было снабжение учителей продуктами. Что-то можно было купить в деревне у соседей, а чего-то явно не хватало. Документы говорят нам, что учителя из Арского, Актанышского, Тетюшского, Мензелинского, Заинского, Лениногорского и других районов жаловались на отсутствие в сельских магазинах хлеба, мяса, молока и других продуктов. Коллектив Верхне-Лузинской школы Заинского района как-то написал в вышестоящие органы, что они давно не получали печеного хлеба, масла и молока. Все объяснялось просто: несмотря на то, что учителя гордо назывались деревенской интеллигенцией и светочами знаний, они были на селе чужими. Их потребности обеспечивались по остаточному принципу: дрова, продукты, керосин для освещения комнаты, сама эта комната. И именно в тех районах, где учителям не хотели и не могли создавать нормальные условия жизни, наблюдалась большая текучка. Учитель Верхне-Тимерликовской школы (Рыбно-Слободский район) с учениками, первая половина 1970-х Министр просвещения ТАССР М.И. Махмутов при этом был очень требовательным к своим кадрам. Вплоть до того, что был издан специальный приказ о том, как должен был выглядеть учитель в школе. Про него ходила байка: однажды в Таканышском районе он увидел небритого учителя биологии и химии в старом мятом костюме и грязных сапогах. Министр якобы запретил педагогу входить в класс и отправил его домой приводить себя в порядок. В 70-х ТАССР уже накрывала волна научно-технической революции: проекторы и даже магнитофоны появлялись в школах республики. Правда, отвечать за них приходилось опять же самим учителям. Они сами и приносили их в классы, и учились с ними работать, отвечали за их состояние. Поэтому от греха подальше очень часто новомодные технические штучки пылились запертыми в школьных сокровищницах, а детей учили по старинке — с помощью доски и мела. Но все это не изменяло главного: советское школьное образование в 70-х было одним из лучших в цивилизованном мире. Оно было глубоким, разносторонним и предоставляло каждому школьнику возможность для вдумчивого выбора дальнейшего пути, как бы пафосно это ни звучало. И главным проводником по этому миру был учитель. Городской, сельский, из престижной школы или из деревенской малокомплектной, физик или лирик — школьный советский учитель был настоящим героем своего времени. Людмила Губаева Справка В материале представлены фотографии из личного архива автора. В тексте использованы материалы из научных трудов Д.З. Шамсутдинова.
Похожие новости
Что будет, если не получить свидетельство о наследстве, обязанности наследника: три новых правила от Верховного суда - «Дайджест»

Сивакова И. В. Источник: Юридические тонкости И сама процедура получения наследства, и ее последствия таят в...

Подробнее 0
«Университетскую среду ничем не заменить. Поэтому я за смешанное обучение» - «Образование»

Директор Института передовых образовательных технологий КФУ Светлана Котенкова — о том, каким станет высшее...

Подробнее 0
«Белая ворона»: о тяге к свободе и преданности искусству - «История»

В казанских кинотеатрах идет прокат фильма о Рудольфе Нуриеве Фото: kino-teatr.ru Фильм «Белая ворона»,...

Подробнее 0
«Очередь аж на улице стоит»: судебные приставы устроили «квест» для должников и взыскателей - «Происшествия»

Из-за нехватки кадров в татарстанском УФССП казанцы не могут попасть на прием к специалистам принудительного...

Подробнее 0

Оставить комментарий
Ваш Выбор Инноваций

Кабмин РТ выделил миллион общественным организациям, занимающимся сохранением и развитием языков Фото:...

Подробнее 17-окт-2017

Фото: vladtime.ru В российских вузах обещают открыть магистратуры по специальности «футурология» — там будут...

Подробнее 31-июл-2021

Фото: Максим Платонов Бренд важно строить через образ. Успешный бренд — это бренд «диктатора». Он...

Подробнее 10-окт-2017

Профессор ВШЭ — о том, почему стоимость платного обучения не удастся снизить даже в условиях дистанционного...

Подробнее 08-авг-2020

Министр образования похвастался знанием новых слов и предупредил школьников, что шпаргалка — это как ружье,...

Подробнее 14-апр-2018

Бизнес-диалог в онлайн-формате, новое в Нацбиблиотеке и знаковые объекты районов Татарстана — итоги недели...

Подробнее 24-авг-2020

Беслан Успанов о языковом вопросе на Северном Кавказе, особом понимании силовиками слов Путина и недовольных...

Подробнее 26-сен-2017

Чиновники считают, что родители протестуют зря, и ждут высоких баллов ЕГЭ в качестве эффекта от слияния...

Подробнее 20-дек-2017

Яндекс.Метрика