Фотомарафон «100-летие ТАССР»: сельская учительница Анна Алексеевна Степанова и ее класс, 1970-е - «Образование»
Образование 13-05-2020, 07:00 Натан 126 0
Проект «Реального времени»: от Татарии — к Татарстану, часть 269-я

В ТАССР 1970-х учителей готовили в трех вузах — КГУ (его выпускники имели право преподавать в школе), Казанском и Елабужском пединститутах. Были еще шесть педучилищ, которые выпускали учителей начальных классов и воспитателей детских садиков. Вся эта «учебная машина» в год выпускала около 2 тысяч педагогов. Но школам республики нужно было гораздо больше.
Не только педучилища, но и вузы сталкивались с рядом проблем. Даже в титульном республиканском педвузе — Казанском педагогическом институте — материально-техническая база была слабой и недостаточной, а высокое качество образования держалось на энтузиазме и таланте преподавателей. У КГПИ не было единого здания, он был «размазан» по пяти малоприспособленным помещениям. По сообщениям источников тех лет, при норме 10,5 кв. м на одного студента КГПИ приходилось 2,7 кв. м. Площадь учебных аудиторий по существующим нормативам могла обеспечить нормальную учебу только 830 студентам, а фактически в институте учились 3 120 очников. Для 128 групп и 266 подгрупп имелось лишь 74 аудитории и учебных кабинета, занятия проводились в три смены. Ситуация улучшилась к концу десятилетия, но не самым кардинальным образом. И тем не менее пединститут Казани выпускал квалифицированных, крепких специалистов, которые любили свое дело и знали его.

В 1970-х действовало распределение. Специалисты, получив диплом, направлялись в города и веси ТАССР, не всем удавалось остаться в Казани или уехать хотя бы в другой город. Многие попадали в села, причем не по самой доброй воле. Там, как и по всей стране, молодому специалисту сложно было обзавестись комфортным жильем. Квартиры для учителей не строили — подселяли к местным жителям, в частный сектор. Один из сотрудников Министерства просвещения ТАССР тех лет говорил: «Они жили на частных квартирах вместе с телятами». Местное руководство далеко не всегда умело и хотело решать проблемы специалистов. 
Вот лишь один пример: в 1973 году учительница из Уруссу в Бавлинском районе жила с семьей в 15-метровой комнате в бараке — странно вообще, как она готовилась к урокам. Мы знаем о ней, потому что она писала письма в Министерство просвещения ТАССР и просила улучшить ее жилищные условия. Министерство попыталось помочь, но Бавлинский исполком на указание разобраться в ситуации не отреагировал. 
Проблемой было снабжение учителей продуктами. Что-то можно было купить в деревне у соседей, а чего-то явно не хватало. Документы говорят нам, что учителя из Арского, Актанышского, Тетюшского, Мензелинского, Заинского, Лениногорского и других районов жаловались на отсутствие в сельских магазинах хлеба, мяса, молока и других продуктов. Коллектив Верхне-Лузинской школы Заинского района как-то написал в вышестоящие органы, что они давно не получали печеного хлеба, масла и молока.
Все объяснялось просто: несмотря на то, что учителя гордо назывались деревенской интеллигенцией и светочами знаний, они были на селе чужими. Их потребности обеспечивались по остаточному принципу: дрова, продукты, керосин для освещения комнаты, сама эта комната. И именно в тех районах, где учителям не хотели и не могли создавать нормальные условия жизни, наблюдалась большая текучка.

Министр просвещения ТАССР М.И. Махмутов при этом был очень требовательным к своим кадрам. Вплоть до того, что был издан специальный приказ о том, как должен был выглядеть учитель в школе. Про него ходила байка: однажды в Таканышском районе он увидел небритого учителя биологии и химии в старом мятом костюме и грязных сапогах. Министр якобы запретил педагогу входить в класс и отправил его домой приводить себя в порядок. 
В 70-х ТАССР уже накрывала волна научно-технической революции: проекторы и даже магнитофоны появлялись в школах республики. Правда, отвечать за них приходилось опять же самим учителям. Они сами и приносили их в классы, и учились с ними работать, отвечали за их состояние. Поэтому от греха подальше очень часто новомодные технические штучки пылились запертыми в школьных сокровищницах, а детей учили по старинке — с помощью доски и мела.
Но все это не изменяло главного: советское школьное образование в 70-х было одним из лучших в цивилизованном мире. Оно было глубоким, разносторонним и предоставляло каждому школьнику возможность для вдумчивого выбора дальнейшего пути, как бы пафосно это ни звучало. И главным проводником по этому миру был учитель. Городской, сельский, из престижной школы или из деревенской малокомплектной, физик или лирик — школьный советский учитель был настоящим героем своего времени. 
Людмила Губаева
Справка
В материале представлены фотографии из личного архива автора. В тексте использованы материалы из научных трудов Д.З. Шамсутдинова.
Ваша реклама
Другие новости
Облако тэгов
Ваш Выбор Инноваций
Компания вложила более 4 млрд рублей в развитие города Фото: Пресс-служба ПАО "Татнефть" Только с...
Подробнее 13-мар-2020Нефтегазохимическая компания и университет договорились о совместной подготовке студентов Фото: kstu.ru...
Подробнее 04-апр-2022Наталья Борисенко о безграмотности стобалльников по русскому языку, изъянах пятибалльной системы и гонке за...
Подробнее 29-окт-2019Психолог ответил на 10 вопросов о буллинге в школе и кибербуллинге Фото: предоставлено Никитой Лаврешкиным...
Подробнее 03-апр-2022Мать шестерых детей, математик Ирина Хованская — о радостях материнства, переходном возрасте и современных...
Подробнее 19-янв-2020Следком возбудил дело по статье «причинение смерти по неосторожности», к ответу призовут, скорее всего,...
Подробнее 09-ноя-2018Главный редактор popmech.ru Тим Скоренко о преимуществах советских вузов и вреде попыток создания...
Подробнее 12-дек-2017Стоимость строительства одной школы в Казани в ценах 2021 года составляет 1,5 млрд рублей Фото: kzn.ru В...
Подробнее 21-мар-2022


