5 инсайтов развития науки Татарстана - «Образование» » Ваш Выбор Инноваций

5 инсайтов развития науки Татарстана - «Образование»

Образование 21-11-2021, 10:20 Cook 154 0

Что помогает развиваться вузовским научным центрам Татарстана, а что мешает?


5 инсайтов развития науки Татарстана - «Образование»
Фото: realnoevremya.ru


После того как стали известны результаты участия вузов Татарстана в программе «Приоритет-2030», у руководства республики появилось желание провести аудит местных вузов. В середине ноября процесс начался и принес несколько инсайтов о том, как обстоят дела с наукой в вузах Татарстана. По данным мониторинга эффективности высшего образования, в республике работают 28 вузов и филиалов федеральных организаций высшего образования, в которых в основном изучают инженерные науки и науки об обществе. Что мешает вузам Татарстана показывать более высокие результаты и в чем состоят их сильные стороны, кратко описывает Анна Свирина, проректор Университета управления ТИСБИ, в своей авторской колонке для «Реального времени».


  1. 1. Фокус на прикладных исследованияхПлюс: научные разработки вузов нашей республики в основной массе носят прикладной характер. Даже в сферах, где традиционно преобладают теоретические исследования, коллеги показали достаточно много прикладных наработок. И наоборот: даже за прикладными результатами мы увидели некоторое количество фундаментальных исследований. Организаторы стратегической сессии увидели это не только по собранным данным, но и по мировым картам науки.

    Минус:
    кажется, нужно совсем немного, чтобы занять устойчивую позицию в мировой науке. Осталось только научиться транслировать свои прикладные наработки за пределы вузовских башен из слоновой кости, но с этим и связаны основные проблемы. В российской практике переход от производства десяти единиц продукции до десяти тысяч проблематичен даже для компаний полного цикла. Что уж говорить про вузовские лаборатории...
  2. 2. Очень широкий спектр исследованийПлюс: не секрет, что многие исследования сотрудники вузов в последние десятилетия вели в инициативном порядке либо присоединялись к временным творческим коллективам. В результате сегодня мы наблюдаем очень широкий спектр исследований, проведенных совместно с соотечественниками и зарубежными коллегами. С одной стороны, это хорошо: есть хороший задел для продолжения научных разработок.

    Минус:
    такая разрозненность мешает сформировать межвузовские консорциумы, на создание которых явно нацелены федеральные власти. Кажется, что одним из выводов по результатам программы «5-100» стала необходимость интегрировать усилия университетов, работающих в смежной тематике, но сложившаяся ситуация может оказаться тормозом на этом пути. Все слишком разрозненно и раздроблено.
  3. 3. Мы не видим друг другаМинус: хотя Казань, в которой больше 25 вузов, — явно университетский город, представители вузовского сообщества не так много знают друг о друге. Несмотря на то, что ученые и преподаватели часто подписаны друг на друга в социальных сетях, встречаются на конференциях и ведут совместные исследования, они зачастую не знакомы с интересными направлениями работы коллег. Об исследованиях, которые ведут всего в нескольких километрах от тебя, могут знать в крупнейших мировых научных центрах, но они пройдут мимо тебя. Погружение в контекст коллег объясняет, почему в наш город с удовольствием едут студенты.
  4. 4. Образование становится ближе к наукеПлюс: заданная еще в 2012 году министром образования и науки Ливановым траектория на сближение образования и науки в университетах дала определенный эффект: как и во всем мире, преподаватели чаще всего интересуются тематиками, которые преподают. Сфера их научных интересов совпадает с преподавательской. Сравнение структуры публикаций за 2012 и 2021 годы полностью это подтверждает — увеличилось количество публикаций в предметных областях, которые раньше были непопулярны. Благодаря этому у студентов становится больше возможностей встретиться с современными научными разработками в выбранном университете.

    Минус:
    Для ученых преподавание студентам может стать дополнительной нагрузкой.
  5. 5. Государственный = негосударственный?Плюс: грань между государственными и негосударственными вузами почти исчезла. Политика жесткого регулирования высшего образования и науки, которая проводилась в последние годы, привела к тому, что действующие сегодня государственные и негосударственные университеты отличаются, как правило, только профилем и размером. Так, государственные университеты больше, в них больше направлений подготовки, больше иностранных студентов. А если говорить о качестве преподавания, то оно фактически унифицировалось в обоих типах вузов.

Анна Свирина
Цитирование статьи, картинки - фото скриншот - Rambler News Service.
Иллюстрация к статье - Яндекс. Картинки.
Есть вопросы. Напишите нам.
Общие правила  поведения на сайте.
Что помогает развиваться вузовским научным центрам Татарстана, а что мешает? Фото: realnoevremya.ru После того как стали известны результаты участия вузов Татарстана в программе «Приоритет-2030», у руководства республики появилось желание провести аудит местных вузов. В середине ноября процесс начался и принес несколько инсайтов о том, как обстоят дела с наукой в вузах Татарстана. По данным мониторинга эффективности высшего образования, в республике работают 28 вузов и филиалов федеральных организаций высшего образования, в которых в основном изучают инженерные науки и науки об обществе. Что мешает вузам Татарстана показывать более высокие результаты и в чем состоят их сильные стороны, кратко описывает Анна Свирина, проректор Университета управления ТИСБИ, в своей авторской колонке для «Реального времени». 1. Фокус на прикладных исследованиях Плюс: научные разработки вузов нашей республики в основной массе носят прикладной характер. Даже в сферах, где традиционно преобладают теоретические исследования, коллеги показали достаточно много прикладных наработок. И наоборот: даже за прикладными результатами мы увидели некоторое количество фундаментальных исследований. Организаторы стратегической сессии увидели это не только по собранным данным, но и по мировым картам науки. Минус: кажется, нужно совсем немного, чтобы занять устойчивую позицию в мировой науке. Осталось только научиться транслировать свои прикладные наработки за пределы вузовских башен из слоновой кости, но с этим и связаны основные проблемы. В российской практике переход от производства десяти единиц продукции до десяти тысяч проблематичен даже для компаний полного цикла. Что уж говорить про вузовские лаборатории. 2. Очень широкий спектр исследований Плюс: не секрет, что многие исследования сотрудники вузов в последние десятилетия вели в инициативном порядке либо присоединялись к временным творческим коллективам. В результате сегодня мы наблюдаем очень широкий спектр исследований, проведенных совместно с соотечественниками и зарубежными коллегами. С одной стороны, это хорошо: есть хороший задел для продолжения научных разработок. Минус: такая разрозненность мешает сформировать межвузовские консорциумы, на создание которых явно нацелены федеральные власти. Кажется, что одним из выводов по результатам программы «5-100» стала необходимость интегрировать усилия университетов, работающих в смежной тематике, но сложившаяся ситуация может оказаться тормозом на этом пути. Все слишком разрозненно и раздроблено. 3. Мы не видим друг друга Минус: хотя Казань, в которой больше 25 вузов, — явно университетский город, представители вузовского сообщества не так много знают друг о друге. Несмотря на то, что ученые и преподаватели часто подписаны друг на друга в социальных сетях, встречаются на конференциях и ведут совместные исследования, они зачастую не знакомы с интересными направлениями работы коллег. Об исследованиях, которые ведут всего в нескольких километрах от тебя, могут знать в крупнейших мировых научных центрах, но они пройдут мимо тебя. Погружение в контекст коллег объясняет, почему в наш город с удовольствием едут студенты. 4. Образование становится ближе к науке Плюс: заданная еще в 2012 году министром образования и науки Ливановым траектория на сближение образования и науки в университетах дала определенный эффект: как и во всем мире, преподаватели чаще всего интересуются тематиками, которые преподают. Сфера их научных интересов совпадает с преподавательской. Сравнение структуры публикаций за 2012 и 2021 годы полностью это подтверждает — увеличилось количество публикаций в предметных областях, которые раньше были непопулярны. Благодаря этому у студентов становится больше возможностей встретиться с современными научными разработками в выбранном университете. Минус: Для ученых преподавание студентам может стать дополнительной нагрузкой. 5. Государственный = негосударственный? Плюс: грань между государственными и негосударственными вузами почти исчезла. Политика жесткого регулирования высшего образования и науки, которая проводилась в последние годы, привела к тому, что действующие сегодня государственные и негосударственные университеты отличаются, как правило, только профилем и размером. Так, государственные университеты больше, в них больше направлений подготовки, больше иностранных студентов. А если говорить о качестве преподавания, то оно фактически унифицировалось в обоих типах вузов. Анна Свирина
Похожие новости
Фарид Мухаметшин: «Мы чувствуем, что люди озлобленные» - «История»

Фото: gossov.tatarstan.ru На прошедшей сегодня сессии совета Альметьевского района нефтяная столица...

Подробнее 0
«Господин Хабиров тоже обучался в магистратуре в турецком вузе...» - «Образование»

Генконсул Турции: почему врио главы Башкирии не встретил дипломата, приедут ли в Уфу Таркан и Mor ve Ötesi и...

Подробнее 0
Мәмдүдә Бикбулатова: озын гомер яшәргә насыйп булган кеше - «История»

91 яшьлек совет пенсионеры Рәсәй исламы бишегендә милли үзаңны берүзе ничек күтәрә «Реальное время»...

Подробнее 0
«Горячая десятка»: как прошел финал премии «Студент года — 2020» - «Образование»

Фото: tatarstan.ru Сегодня в Казани, в КРК «Пирамида» прошел финал XVI Республиканской премии «Студент года...

Подробнее 0

Оставить комментарий
Ваш Выбор Инноваций

Что даст Татарстану национальная программа «Цифровая экономика» стоимостью в 1,6 триллиона рублей Фото: Олег...

Подробнее 18-окт-2019

На заседании суда Следком настаивал на аресте, защита предлагала залог в 8 млн рублей Фото: de-ure.ru...

Подробнее 30-апр-2020

Программа «Посланники ЦУР «Татнефти» готовит второй набор волонтеров, которые вложат в умы татарстанских...

Подробнее 27-янв-2022

В день рождения автора «Острова сокровищ» успешные люди Казани и Татарстана о любви к книгам классиков и...

Подробнее 13-ноя-2019

Спустя два года после открытия новым садикам уже нужен капремонт. Интересно, что строил все объекты один...

Подробнее 03-окт-2018

Силовики озабочены изоляцией от общества детей, из которых вырастает «второе поколение салафитов»,...

Подробнее 31-янв-2019

Писатель Вячеслав Ар-Серги — о том, что будет с национальными языками в России после принятия поправок в...

Подробнее 17-июн-2018

Или как получить максимум от высшего образования Фото: vuzopedia.ru Любой сотрудник вуза, а тем более...

Подробнее 07-ноя-2021

Яндекс.Метрика