Ерлан Аймаганбетов: «Сначала покажи ребенку, зачем это нужно, и мотивация появится» - «Образование» » Ваш Выбор Инноваций

Ерлан Аймаганбетов: «Сначала покажи ребенку, зачем это нужно, и мотивация появится» - «Образование»

Образование 13-11-2025, 10:35 Bosworth 3 0

Учитель информатики — о мотивации детей с клиповым мышлением, вовлекающих уроках и атмосфере в классе


Фото: предоставлено автором

Клиповое мышление современных школьников

Каждый учебный год я все отчетливее замечаю, как меняется у детей восприятие информации. Привычка к коротким ярким видеороликам в TikTok или YouTube Shorts формирует у детей клиповое мышление, им сложно держать фокус на длинных текстах или подробных объяснениях.

Если урок строится только вокруг больших объемов информации, класс утомляется буквально за минуты — внимание ускользает, вопросы исчезают, дети становятся пассивными. Дети ждут короткий яркий контент даже на уроке, и наша задача — использовать это в обучении.

Прятаться от трендов не получится, вместо этого я прямо объясняю ребятам, что главное сегодня не просто «быстро узнать» что-то, а уметь оценивать любую информацию, задавать себе вопросы: зачем я это смотрю, что мне это даст. Мне важно научить их делать выбор между развлекательным и познавательным контентом, показывая, что критический взгляд экономит силы и время.

Я редко смотрю назад с тоской по старым временам, ведь и 30 лет назад были и внимательные, и рассеянные дети. Все зависит от индивидуальности, а наша задача — быть гибкими, замечать перемены и искать новые подходы.

Ерлан Аймаганбетов: «Сначала покажи ребенку, зачем это нужно, и мотивация появится» - «Образование»
Дети ждут короткий яркий контент даже на уроке, и наша задача — использовать это в обучении. Артем Дергунов / realnoevremya.ru

Принципы современного обучения

За последние годы я понял: если я хочу, чтобы школьники меня слушали, материал нужно делить на короткие блоки, обязательно использовать инфографику, схемы, реальные изображения. Все, что можно визуализировать и включить в действие, работает куда лучше, чем голая теория. В своей практике я использую различные цифровые инструменты, например «Яндекс Учебник», который помогает ученикам создавать прототипы приложений и чат-ботов. Это место, где дети пробуют себя, учатся ошибаться и, главное, исправлять ошибки.

Главное — не заставлять. Я всегда предлагаю дополнительные задачи, кружки, проекты по принципу добровольности. Так у ребят появляется шанс раскрыться в команде, сделать что-то руками, найти в себе качества программиста, дизайнера, стратега. Очень часто дети удивляют результатами: те, кто в классе был не самым заметным, в кружках становятся лидерами, генераторами идей.
Все, что можно визуализировать и включить в действие, работает куда лучше, чем голая теория. предоставлено автором

Работа с мотивацией детей

Современный школьник не воспринимает мотивацию на уровне «делай, потому что надо». Практически каждый подросток спрашивает: «А зачем? Что я получу?». Мне кажется, это здоровое явление. Когда мы собираемся участвовать в конкурсе, олимпиаде или командном проекте, я всегда опираюсь на принцип «сначала покажи, зачем это нужно, и мотивация появится». Ведь прокачанные навыки публичного выступления, самостоятельного решения задач, опыт ответственности — это не для галочки, а для будущего ребенка. Хочется, чтобы школа учила не только предметам, но и самостоятельности, уверенности в своей силе.

Очень ценю, когда к учебной мотивации подключаются родители. Если они поддерживают интерес детей, то вместе с педагогом можно добиться долгосрочных изменений. Даже маленький успех, который ученик увидел и по которому получил обратную связь, — колоссальная точка роста. Талант ребенка нельзя оставлять без внимания, он должен видеть результат своих стараний.
Когда мы собираемся участвовать в конкурсе, олимпиаде или командном проекте, я всегда опираюсь на принцип «сначала покажи, зачем это нужно, и мотивация появится». предоставлено автором

Эффективные методики преподавания

Я стараюсь чередовать теорию и практику, обязательно давать возможность попробовать новое («пощупать» материал). В классах, где информатика два часа в неделю, могу сделать так: первый час — теория, второй — практика, проектная работа. Там, где время ограничено, ищу компромисс между информацией и действиями, вставляю в урок короткие реальные задачи.

Еще я люблю связывать теорию с жизнью, например рассказываю, как Face ID работает на телефоне, зачем нам двоичная система, как построить чат-бота, почему врач или даже охранник должен знать цифровые инструменты. Самое важное — донести, что информатика — это не программировать ради программирования, а то, как можно применить знания уже сейчас или через несколько лет.

Важно развивать функциональную грамотность: умение читать тексты, искать главное, отвечать на неочевидные вопросы. И это касается не только литературы или истории. На каждом уроке информатики мы выделяем ключевые мысли, учимся формулировать вопросы. Абсолютно уверен, что это поможет и на экзаменах, и в будущей жизни, ведь главный навык современного человека — умение работать с информацией.
В классах, где информатика два часа в неделю, могу сделать так: первый час — теория, второй — практика, проектная работа. Динар Фатыхов / realnoevremya.ru

Рекомендации по организации урока

Все, что я рассказываю, лучше работает, если грамотно структурировать материал: делить его на небольшие логические части, обязательно использовать визуализацию, заранее готовить примеры для коллективной работы и обсуждения. Технологии должны быть органичной частью процесса. Электронные доски, голосовые помощники, интерактивные платформы, групповые проекты — все это помогает быть с учениками на одной волне.

В кабинете информатики я стараюсь создать открытую, удобную для работы атмосферу: современные компьютеры, памятки по цифровой безопасности, выставки детских работ, зона для отдыха и обсуждений. И постоянная обратная связь, она обязательна на каждом уроке. Мы обсуждаем, что было сложно, что заинтересовало, что стоит разобрать.

Я уверен, школа должна дать ребенку не только знания, но и ощущение старта настоящей жизни. Неважно, как меняются форматы, важно сохранять доверие, поддерживать внутренний интерес и учиться вместе с детьми, не отставая от времени.

Ерлан Аймаганбетов
Цитирование статьи, картинки - фото скриншот - Rambler News Service.
Иллюстрация к статье - Яндекс. Картинки.
Есть вопросы. Напишите нам.
Общие правила  поведения на сайте.
Учитель информатики — о мотивации детей с клиповым мышлением, вовлекающих уроках и атмосфере в классе Фото: предоставлено автором Клиповое мышление современных школьников Каждый учебный год я все отчетливее замечаю, как меняется у детей восприятие информации. Привычка к коротким ярким видеороликам в TikTok или YouTube Shorts формирует у детей клиповое мышление, им сложно держать фокус на длинных текстах или подробных объяснениях. Если урок строится только вокруг больших объемов информации, класс утомляется буквально за минуты — внимание ускользает, вопросы исчезают, дети становятся пассивными. Дети ждут короткий яркий контент даже на уроке, и наша задача — использовать это в обучении. Прятаться от трендов не получится, вместо этого я прямо объясняю ребятам, что главное сегодня не просто «быстро узнать» что-то, а уметь оценивать любую информацию, задавать себе вопросы: зачем я это смотрю, что мне это даст. Мне важно научить их делать выбор между развлекательным и познавательным контентом, показывая, что критический взгляд экономит силы и время. Я редко смотрю назад с тоской по старым временам, ведь и 30 лет назад были и внимательные, и рассеянные дети. Все зависит от индивидуальности, а наша задача — быть гибкими, замечать перемены и искать новые подходы. Дети ждут короткий яркий контент даже на уроке, и наша задача — использовать это в обучении. Артем Дергунов / realnoevremya.ru Принципы современного обучения За последние годы я понял: если я хочу, чтобы школьники меня слушали, материал нужно делить на короткие блоки, обязательно использовать инфографику, схемы, реальные изображения. Все, что можно визуализировать и включить в действие, работает куда лучше, чем голая теория. В своей практике я использую различные цифровые инструменты, например «Яндекс Учебник», который помогает ученикам создавать прототипы приложений и чат-ботов. Это место, где дети пробуют себя, учатся ошибаться и, главное, исправлять ошибки. Главное — не заставлять. Я всегда предлагаю дополнительные задачи, кружки, проекты по принципу добровольности. Так у ребят появляется шанс раскрыться в команде, сделать что-то руками, найти в себе качества программиста, дизайнера, стратега. Очень часто дети удивляют результатами: те, кто в классе был не самым заметным, в кружках становятся лидерами, генераторами идей. Все, что можно визуализировать и включить в действие, работает куда лучше, чем голая теория. предоставлено автором Работа с мотивацией детей Современный школьник не воспринимает мотивацию на уровне «делай, потому что надо». Практически каждый подросток спрашивает: «А зачем? Что я получу?». Мне кажется, это здоровое явление. Когда мы собираемся участвовать в конкурсе, олимпиаде или командном проекте, я всегда опираюсь на принцип «сначала покажи, зачем это нужно, и мотивация появится». Ведь прокачанные навыки публичного выступления, самостоятельного решения задач, опыт ответственности — это не для галочки, а для будущего ребенка. Хочется, чтобы школа учила не только предметам, но и самостоятельности, уверенности в своей силе. Очень ценю, когда к учебной мотивации подключаются родители. Если они поддерживают интерес детей, то вместе с педагогом можно добиться долгосрочных изменений. Даже маленький успех, который ученик увидел и по которому получил обратную связь, — колоссальная точка роста. Талант ребенка нельзя оставлять без внимания, он должен видеть результат своих стараний. Когда мы собираемся участвовать в конкурсе, олимпиаде или командном проекте, я всегда опираюсь на принцип «сначала покажи, зачем это нужно, и мотивация появится». предоставлено автором Эффективные методики преподавания Я стараюсь чередовать теорию и практику, обязательно давать возможность попробовать новое («пощупать» материал). В классах, где информатика два часа в неделю, могу сделать так: первый час — теория, второй — практика, проектная работа. Там, где время ограничено, ищу компромисс между информацией и действиями, вставляю в урок короткие реальные задачи. Еще я люблю связывать теорию с жизнью, например рассказываю, как Face ID работает на телефоне, зачем нам двоичная система, как построить чат-бота, почему врач или даже охранник должен знать цифровые инструменты. Самое важное — донести, что информатика — это не программировать ради программирования, а то, как можно применить знания уже сейчас или через несколько лет. Важно развивать функциональную грамотность: умение читать тексты, искать главное, отвечать на неочевидные вопросы. И это касается не только литературы или истории. На каждом уроке информатики мы выделяем ключевые мысли, учимся формулировать вопросы. Абсолютно уверен, что это поможет и на экзаменах, и в будущей жизни, ведь главный навык современного человека — умение работать с информацией. В классах, где информатика два часа в неделю, могу сделать так: первый час — теория, второй — практика, проектная работа. Динар Фатыхов / realnoevremya.ru Рекомендации по организации урока Все, что я рассказываю, лучше работает, если грамотно структурировать материал: делить его на небольшие логические части, обязательно использовать визуализацию, заранее готовить примеры для коллективной работы и обсуждения. Технологии должны быть органичной частью процесса. Электронные доски, голосовые помощники, интерактивные платформы, групповые проекты — все это помогает быть с учениками на одной волне. В кабинете информатики я стараюсь создать открытую, удобную для работы атмосферу: современные компьютеры, памятки по цифровой безопасности, выставки детских работ, зона для отдыха и обсуждений. И постоянная обратная связь, она обязательна на каждом уроке. Мы обсуждаем, что было сложно, что заинтересовало, что стоит разобрать. Я уверен, школа должна дать ребенку не только знания, но и ощущение старта настоящей жизни. Неважно, как меняются форматы, важно сохранять доверие, поддерживать внутренний интерес и учиться вместе с детьми, не отставая от времени. Ерлан Аймаганбетов
Похожие новости
Апартаменты и квартиры: в чем разница? - «Дайджест»

Источник: Метр квадратный Сегодня апартаменты занимают около 25% предложений на рынке новостроек Москвы, но...

Подробнее 0
Что объединило Есенина, Шостаковича и Понедельника - «История»

По мнению редактора «Футбола», мир делился на спартаковцев и негодяев Фото: novobol.ru Сегодня исполняется...

Подробнее 0
Янукович о Зеленском: «Ему поверили избиратели и избрали президентом. К сожалению, он их обманул» - «Власть»

Экс-президент Украины дал интервью «РИА Новости» — главное Фото: kremlin.ru «История этого конфликта...

Подробнее 0
В Татарстане признали законным включение «отловщика» собак в реестр недобросовестных поставщиков - «Происшествия»

Решение УФАС отлучить ульяновского бизнесмена от госконтрактов по отлову безнадзорных животных нашло...

Подробнее 0

Оставить комментарий
Ваш Выбор Инноваций

Интервью гендиректора «Центра высоких технологий» о плюсах и минусах IT-бизнеса в Удмуртии Фото:...

Подробнее 18-июн-2018

По словам экспертов, такую возможность татарстанскому вузу предоставил новый соучредитель — Российская...

Подробнее 17-мая-2019

О цифровизации школьных уроков и плюсах и минусах онлайн-обучения Фото: из личного архива Ольги Маевской «Я...

Подробнее 07-дек-2019

Как две казанские старшеклассницы второй год подряд добились сногсшибательных успехов на Европейской...

Подробнее 24-апр-2021

Обзор стоимости и длительности смен в летних лагерях в Татарстане Фото: Максим Платонов «Реальное время»...

Подробнее 30-мая-2019

Спикер казанского Кремля о налоговых долгах ПСО «Казань», концерте IC3PEAK и о предстоящем визите в...

Подробнее 29-ноя-2018

Болгарская исламская академия: арабская, русская и мировая Фото: realnoevremya.ru (архив) В этом году...

Подробнее 23-мар-2022

В Болгаре начался форум по богословскому наследию Накануне в Болгарской исламской академии начался III...

Подробнее 27-окт-2021

Яндекс.Метрика