Татарстанские дорожники хотят отсудить у Минтранса Чувашии 160 миллионов - «Власть»
Власть 22-11-2021, 11:13 Никита 200 0
По причине спора заказчика и подрядчика дорога «Шихазаны — Калинино» в сторону Канаша 2 года остается разбитой

Дорога разбита, федеральных денег больше нет, а татарстанские дорожники потеряли на ней 160 млн рублей собственных средств — таков финал взаимоотношений заказчика и победителя тендера по обновлению трассы в Чувашии. Структура регионального Минтранса — КУ «Управление автомобильных дорог Чувашской Республики» — по итогам торгов заключила договор с татарстанской компанией «Волгадорстрой» на капремонт автодороги Шихазаны — Калинино за 323 млн рублей. Но региональный заказчик в одностороннем порядке расторг контракт, сославшись на нарушения сроков сдачи объекта. «14 км перепадов бесхозяйственности», — отзываются о сорванном ремонте жители Вурнарского района Чувашии, которые остались без дороги при гарантированном федеральном финансировании. В ситуации разбирался корреспондент «Реального времени».
Иск к властям Чувашии на 50% стоимости госконтракта
Заключив госконтракт на капремонт 14 км автодороги Шихазаны — Калинино, «Волгадорстрой» начал череду судебных тяжб с заказчиком КУ «Управление автомобильных дорог Чувашской Республики». При выполнении работ подрядчик вложил собственные средства в обновление трассы, а по договору не получил ни копейки.
«Волгадорстрой» выкатил властям Чувашии претензию, равную половине стоимости сорванного госконтракта в 323 млн рублей. Как следует из картотеки Абитражного суда Чувашии, в ноябре этого года компания подала иск к «Управтодору» Миндортранса Чувашии. В нем татарстанский подрядчик требует взыскать 161,5 млн рублей задолженности по оплате работ, выполненных при капремонте автодороги в 2019 году. К процессу привлечены представители Минфина и Миндортранса Чувашии.
«Волгадорстрой», по условиям контракта, проводил работы без аванса, расходуя собственные средства на закупку строительных материалов, эксплуатацию дорожной техники и оплату труда дорожных рабочих. Возмещение должно было поступить после сдачи объекта в эксплуатацию. Однако к этому моменту госзаказчик в одностороннем порядке расторг договор, уличив «Волгадорстрой» в неисполнении обязательств.

Для оценки обоснованности финансовых требований истца арбитраж Чувашии назначил дополнительную экспертизу, поручив включить в состав действующей экспертной группы еще двух специалистов ООО «Малое инновационное предприятие «Мониторинг автомобильных дорог и дорожные технологии». Ими стали эксперт-землеустроитель Ольга Карагудина и эксперт по содержанию и эксплуатации автомобильных дорог Николай Солодов. Оглашение результатов расширенной экспертизы назначено на 31 декабря этого года. До этого момента производство по делу приостанавливается. «Реальное время» направило запрос обоим участникам конфликта, но к моменту публикации комментарии не поступили.
«Сроки были заведомо невыполнимые»
Как рассказали участники рынка, «Волгадорстрой» стал одним из первых татарстанских подрядчиков, кто решился выйти на рынок Чувашии. С запуском нацпроекта «Безопасные и качественные дороги» 2019 год оказался рекордным по объему дорожно-ремонтных работ во многих регионах, в том числе и в этой республике. И для татарстанской компании тот год оказался «золотым»: портфель контрактов «тянул» на 4 млрд рублей, следует из данных системы «СПАРК-интерфакс». Среди них и выигранный тендер на проведение капремонта участка км 15+624 — км 28+000 Шихазаны — Калинино в Вурнарском районе Чувашии.
Как утверждают источники в дорожной отрасли Чувашии, местные подрядчики отказывались выходить конкретно на этот конкурс, так как сроки ставились заведомо невыполнимые. На проведение капремонта отводилось всего несколько месяцев, а сами госзакупки были объявлены с большим опозданием от старта дорожно-строительного сезона (начинается в апреле — мае). По их словам, из-за отсутствия заявок от участников тендер дважды признавали несостоявшимся.
— «Волгадорстрой» заявился в последний момент, выиграв лот как единственный поставщик. Госконтракт с ним был заключен в конце августа 2019 года, а сдавать работы необходимо было в ноябре, — рассказал собеседник «Реального времени».

Как и ожидалось, сроки были сорваны, а заказчик в одностороннем порядке расторг договор. В дополнение «Управтодор ЧР» Миндортранса Чувашии выставил счет подрядчику на 100 тысяч рублей убытков, а также 200 тысяч рублей штрафа, в том числе 100 тысяч рублей за неисполнение предписания №202 от 09.10.2019 и 100 тысяч рублей за неисполнение предписания №225 от 12.12.2019 в рамках государственного контракта №101-р/19 от 27.08.2019.
Верховный суд РФ: подрядчик выполнил только треть работ
Отстраненный татарстанский подрядчик пытался оспорить законность расторжения договора, но проиграл. Как следует из материалов арбитража, «Волгадорстрой» выполнило 26,99% заданного объема работ, то есть на сумму 87,3 млн рублей. «Общий объем невыполненных работ по контракту составляет 236 136 913 рублей, что составляет 73,01%», — говорится в судебном решении по этому делу.
Возражая против решения, «Волгадорстрой» указал, что выполнение работ по графику было невозможно, так как заказчик не вовремя передал строительную площадку, не проводил регулярный строительный контроль, а также не организовал добычу песка. Как следует из материалов дела, в связи с закрытием песчаного карьера, указанного в проектной документации, на совещании у замминистра транспортного и дорожного хозяйства Чувашии Евгения Павлова было принято решение о необходимости корректировки проектной документации. А из-за отсутствия резерва грунта, пригодного для земляного полотна в Вурнарском и Канашском районах Чувашской Республики, принято решение рассмотреть заложение откосов с 1:3 на 1:1,5. Кроме того, проект требовал еще нескольких корректировок, которые, по просьбе подрядчика, не были сделаны. Впрочем, суд не принял во внимание эти аргументы и отклонил иск.
Подрядчик дошел до высшей судебной инстанции, но не смог добиться пересмотра. В мае этого года Верховный суд РФ подтвердил обоснованность решения о законности расторжения контракта.

Фуры двигаются по «играющей» трассе
Между тем власти Чувашии столкнулись со шквалом жалоб на безобразное состояние автодороги Шихазаны — Калинино. Проблему активно обсуждают на форумах автовладельцев, об этом рассказывают в новостях местных телеканалах, сюда неоднократно выезжали активисты ОНФ. По словам населения, после ухода татарстанской компании трасса так и осталась в разбитом состоянии:
— 14 километров перепадов бесхозяйственности, — посетовали местные жители.
— Эта трасса интенсивно эксплуатируется транзитными большегрузами, которые двигаются в сторону Казани, Ульяновска через федеральную трассу А-151, — рассказал сельский предприниматель Александр Макаров. — Она используется ими как объездная дорога, чтобы не проходить весовой контроль на основной трассе М-7. Но трасса здесь «играет».
— Перепады между поверхностными слоями, которые образовались из-за незавершенного капремонта, очень глубокие. Словно по волнам океана несешься, — рассказывают местные автолюбители.
Без особой нужды они предпочитают не выезжать на эту дорогу.
ОНФ в Чувашии: заказчик отвечает за все
Глава ОНФ в Чувашии Николай Косыев считает, что ответственность за разбитую дорогу должен нести и «Управтодор» Чувашии, как балансодержатель дорог в республике.

Он сообщил, что еще год назад руководство ОНФ в Чувашии обращалось с просьбой провести повторные торги на ремонт этого участка. «Без окончания судебного процесса региональные власти не могут подать заявку на его финансирование», — объяснил Косыев, добавив, что проигравшими в этой истории остаются только жители республики.
Собеседник издания убежден, что Управтодор Чувашии, как заказчик, несет всю ответственность за четкую организацию дорожно-строительных работ в республике.
— Он готовит техническое задание, проводит конкурсный отбор подрядчика и следит за ходом исполнения госконтракта. Он должен вовремя следить за своевременностью исполнения программы капремонта и, если надо, вовремя отстранять отстающего подрядчика. В конечном итоге он отвечает за содержание дорог в нормативном состоянии. Имея федеральные деньги, подрядчика с собственными ресурсами, технику взять и угробить? Тут можно выразиться лишь непечатными словами, — заключил Косыев.
Татарстанские дорожники в шоке от чувашского прецедента. По их словам, в республике не было случая расторжения договоров, поэтому вопрос возврата вложенных средств перед ними не стоял. С другой стороны, указали они, подрядчик должен трезво оценивать силы, и если он не справился, то возвращать ему потраченные средства никто не должен.
Луиза Игнатьева
Ваша реклама
Другие новости
Облако тэгов
Ваш Выбор Инноваций
Глава благотворительной общественной организации «Детям» Аделина Мингазова попросила президента Татарстана...
Подробнее 24-фев-2021Фонд раздает до двух миллиардов рублей крупным промышленным компаниям на перевооружение Фото: tatarstan.ru...
Подробнее 28-окт-2021К кому на самом деле было обращено послание Путина и почему оно выглядит по большей части списком пустых...
Подробнее 25-апр-2021Чем примечательна дата 15 июля? Фото: Лагерь «Волга» (архив) Сегодня, 15 июля, Всемирный день навыков...
Подробнее 15-июл-2022Фото: gossov.tatarstan.ru Депутаты Госсовета РТ обсудили возможность внедрения в Татарстане метода расчета...
Подробнее 30-июн-2021Что происходило с 25 марта по 24 апреля Фото: Минобороны России День 30-й: Минобороны России назвало...
Подробнее 24-апр-2022По версии СК, среди жертв казанца Игоря Птицина — две несовершеннолетние. Полная хронология нападений Фото:...
Подробнее 21-янв-2022В Татарстане подготовили новую грантовую программу, сделав акцент на переподготовку учителей физики и химии...
Подробнее 23-окт-2025


