Как затонировать дерево нужный цвет

Тонировка дерева своими руками: видео-инструкция, чем тонировать, фото и цена
Содержание
  1. Как затонировать дерево нужный цвет
  2. Тонировка дерева: рекомендации по применению. Пигменты и красители для древесины
  3. С чего начинать
  4. Пигменты и красители для древесины: основные различия
  5. Смешивание красителя
  6. Советы при использовании красителей
  7. Рациональное применение
  8. Вывод
  9. Травление, тонирование древесины: получаем нужный цвет
  10. Видео по теме
  11. Тонирование древесины
  12. 1. Окраска тонированными красками.
  13. 2. Обработка древесины морилками и затем прозрачными лаками.
  14. 3. Окраска древесины полупрозрачными тонированными лаками.
  15. Своими руками – Как сделать самому
  16. Как сделать что-то самому, своими руками – сайт домашнего мастера
  17. Чем тонировать дерево – красители, пигменты и воск
  18. Тонировка дерева своими руками – красители и пигменты
  19. Красители и пигменты для дерева: в чем различие?
  20. Использование красителей для дерева: советы
  21. Нанесение воска на дерево
  22. Как обработать сосновую древесину тонирующей пропиткой и лаком
  23. Этапы
  24. Равномерная тонировка сосны: 4 шага для идеального результата
  25. Выбор «правильных» досок
  26. Правильная шлифовка
  27. Грунтовка сосны
  28. Как создать разные оттенки
  29. Подготовка древесины
  30. Нанесение
  31. Распыление
  32. Как наносить кистью
  33. Высыхание
  34. Финальная обработка лаком
  35. Важные особенности и советы

Как затонировать дерево нужный цвет

Тонировка дерева: рекомендации по применению. Пигменты и красители для древесины

Когда человек подходит к работе со вкусом, часто случается так, что предложенные в магазине образцы из древесины не соответствуют по некоторым критериям, одним из которых является оттенок материала. Казалось бы, вот два соседних образца, а хочется тон, ровно между ними, что же делать в таком случае?

Самое простое – приобрести специальные средства, с помощью которых вы самостоятельно сможете изменить цвет деревянного изделия.

Обязательно, для сравнения, покрасьте пробники разными цветами, чтобы лучше понимать, какой оттенок вы хотите

С чего начинать

Для начала необходимо проводить эксперименты с разными красителями (с пигментом или без него). Если вы добавите их в свой профессиональный набор для отделки, то возможности получения эксклюзивного результата удесятерятся.

Такие растворы применяют примерно так же, как привычные для всех морилки:

  • Наносим раствор при помощи обыкновенной кисти.
  • Убираем лишнее.
  • Любуемся выявленной текстурой и рисунком древесины после полного высыхания.

Пигменты и красители для древесины: основные различия

Итак, перед вами стал вопрос,чем тонировать дерево? Если говорить о готовых составах, имеющихся в доступной продаже, то это, как правило, пигментные морилки, либо смесь красителей и пигментов.

Пигмент – это цветные твердые частицы мелкого помола, они смешиваются с вяжущими веществами, которые способны удержать их на древесной поверхности. Эти частицы оседают во всевозможных углублениях, к примеру, в древесных порах или царапинах, образовавшихся при контакте с наждачной бумагой.

На фото отчетливо видно, как с помощью пигментной морилки добились результата

Интересно! Поры такого дерева, как, к примеру, красный дуб очень большие, поэтому и пигментов там скапливается много, в этом случае текстура древесины сильно затемняется. Тоже самое происходит и после грубой шлифовки поверхности.

Красители же, в отличие от пигмента, растворяются полностью в растворе. Поэтому, при впитывании красителя в древесину и окрашивании волокон внешние качества дерева не так сильно изменяются.

Если вы хотите оставить всю красоту и оригинальность рисунка, воспользуйтесь именно красителем.

Выбор тонирующих средств разнообразен и позволяет создавать именно желаемые оттенки

А при необходимости выявления наибольшего эффекта, следует использовать преимущество соединения обоих компонентов:

  • Наносим краситель, который способен глубоко проникнуть в волокна и подчеркнуть естественный вид дерева.
  • Оставляем до высыхания.
  • Наносим морилку с пигментами, которая осядет во всех углублениях и проявит уникальную текстуру.

Примечание! В данном случае глубокие поры будут заполнены первым слоем, создав для последующих материалов практически ровную поверхность.

Смешивание красителя

Красители, в отличие от морилок с пигментами, которые выпускаться в готовом виде, изготовляют в концентрированном состоянии (жидкость или порошок), который следует разбавить растворителем (водой или спиртом).

Это совершенно не сложно.

Если вы делаете это впервые, лучше всего начать с водорастворимого концентрата:

  • Такой концентрат высыхает намного медленнее, а значит, вы сможете легко исправить свои ошибки.
  • Они больше влияют на изменение цвета, так как проникают глубже.
  • Их продают в небольшой расфасовке, а значит, вам будет гораздо легче при смешивании точных пропорций.

Внимание! При работе с красителем необходимо защищать себя специальной маской от вдыхания вредной пыли.

Правильно смешать порошок вам поможет подробная инструкция, указанная на упаковке.

Перед окраской следует подготовить поверхность:

  • Отшлифуйте древесину при помощи наждачной бумаги (начинают обычно с грубой насадки).
  • Удалите ворс мокрой тканью или губкой.
  • Высушите поверхность.
  • Повторно отшлифуйте ее наждачной бумагой с мелким камнем.

Теперь переходим к окрашиванию:

  • Наносим раствор губкой, кистью или тампоном из ткани.

Кисть используется с мягким ворсом, мазки должны быть плавными и однообразными (слева-направо или сверху-вниз)

  • Краситель набираем щедро, чтобы он не успевал высыхать на границах между мазками.
  • Стираем все излишки тканью с мягкой текстурой.
  • Оставляем до полного высыхания.

Советы при использовании красителей

Если вы собрались нанести краситель своими руками, воспользуйтесь следующими советами:

Если вы решили затонировать напольное покрытие – предварительно хорошенько его отшлифуйте

  • Жидкий концентрат намного удобнее, так как его не придется процеживать после разведения, но цена у него намного выше, чем у порошкового аналога. Поэтому начинать лучше с менее дорогого порошка, а жидкость оставить для окончательного этапа, на котором будет производиться точный подбор тона (добавляя по капле с помощью пипетки).
  • Из одной упаковки концентрата-порошка получиться один лист раствора, которого может хватить надолго . Если его оставить в банке с плотно закрытой крышкой, он сможет сохранить свои качества на десятилетия. Перед тем, как снова воспользоваться им, хорошенько потрясите банку.
  • Обязательно запишите для себя цвет красителя, его марку, количество растворителя и номер партии порошка. В случае если вам понадобится тот же тон, вам легко будет его воссоздать.
  • Перед окрашиванием, нанесите раствор на небольшую поверхность, чтобы в случае неудачного тона, вы смогли его переделать.
  • Практически все красители быстро выцветают под воздействиями прямого солнечного света . Если поверхность предполагает попадание ультрафиолета, лучше использовать морилку с пигментом.
  • Если вы считаете, что тон может получиться достаточно темным, отлейте малое количество красителя в отдельную банку и разбавьте необходимым растворителем. Запишите для себя пропорции. Легче нанести дополнительный слой красителей на поверхность древесины, нежели пытаться ее осветлить равномерно.

Все работы необходимо производить в перчатках, очках и маске, защищая себя от случайных капель растворов

Рациональное применение

Краситель лучше всего выбрать, если вы:

  • Хотите выявить причудливый и оригинальный рисунок древесины свилеватой, к примеру, клена или березового капа.
  • Работаете с плотными видами древесины, которые плохо окрашивает пигментная морилка.
  • Желаете выровнять тона контрастных участков дерева, к примеру, темных резких полос у тополя или заболони у ореха.
  • Решили окрасить поверхность в яркий цвет, не свойственный натуральному дереву.
  • Осуществляете тонирование дерева, склонного к пятнистости, вызываемой разной плотностью отдельных участков (сосна).

Пигменты отлично справятся с такой работой как:

В некоторых случаях, чтобы добиться желаемого результата, придется наносить 2-3 слоя красителя

  • Усиление контрастов текстуры древесины с крупными порами.
  • Подготовка поверхности, которая будет подвержена солнечному облучению.

Важно! После того, как вы завершите очередной проект и нанесете отделку, для дополнительной защиты изделия, а также улучшения внешних данных, нанесите поверх красителей слой воска или восковой пасты для дерева.

Вывод

Хотелось бы также напомнить, что конечный оттенок деревянное изделие принимает только после полного высыхания и если в помещении соблюдаются стабильные температурные условия. В тех случаях, если сильно колеблется влажность, возможно дополнительное отклонение от желаемого результата – тон может быть более темным (читайте также статью “Восковое покрытие для дерева: составы. Подготовка и нанесение”).

В представленном видео в этой статье вы найдете дополнительную информацию по данной теме.

Травление, тонирование древесины: получаем нужный цвет

Травление, тонирование древесины позволяет добиться глубокого однородного оттенка, подчеркнуть живую фактуру дерева. Сайт RMNT расскажет, какие красители, протравы нужно использовать, чтобы добиться того или иного оттенка древесины. Все рецепты старинные, проверенные временем.

Есть два варианта глубокого тонирования древесины:

  1. Ручное окрашивание тампоном из полотняной ткани, которая не будет оставлять на поверхности волокна. Тампон смачивается протравой, краситель наносится на древесину.
  2. Вымачивание в протраве. По словам специалистов — это более надёжный способ получить окраску, которая не будет бояться воды и света. Древесина замачивается в эмалированной посудине нужного размера, ждать придётся по-разному, в зависимости от породы дерева, концентрации раствора. Потом древесина промывается и медленно просушивается без доступа естественного освещения.

Древесина окрашивается благодаря тому, что протравы вступают в реакцию с дубильными веществами. Лучше всего окрашиваются такие породы дерева, как дуб, бук и каштан — в них много танина. Немного хуже поддаются травлению берёза и липа, а хуже всего — древесина хвойных пород.

Сам процесс, как видим, не слишком сложный. Главное — правильно выбрать краситель, чтобы получить желаемый оттенок. Перечислим старинные рецепты:

  • Чёрный. Чтобы ваш кусок дерева после травления стал угольно чёрным или тёмно-серым, нужно использовать железо, вернее, железные опилки и уксусную кислоту. Кстати, такой же цвет древесине придаёт обжиг по японской технологии Shou-Sugi-Ban, которой портал Rmnt.ru посвятил отдельную статью.

  • Оранжевый, золотистый. Такой тон можно получить благодаря замачиванию в воде обычных ветвей тополя. Пять-шесть дней в таком растворе в светлом помещении и дерево будет обладать благородным золотистым цветом.
  • Серебристый. Нужны только дождевая вода и железные опилки.
  • Серый. Получить древесину такого оттенка позволяет замачивание вместе с корой вербы.

  • Венге — ценное дерево. Но добиться аналогичного оттенка вам поможет обычная марганцовка. И на первый взгляд, например, бук будет не отличим от экзотического венге.
  • Коричневый. Поможет получить все оттенки коричневого обычная луковая шелуха. С её же помощью можно получить красноватый оттенок. Кроме того, для окрашивания древесины в коричневый цвет можно использовать скорлупу грецких орехов, кофейный отвар с содой и кору яблони.

  • Голубой цвет получается благодаря дубовым опилкам и железной стружке. Для получения синего цвета дерево замачивают вместе с медными стружками.
  • Интересный эффект помогает получить такой природный краситель, как волчья ягода. С её помощью, добавляя другие пигменты, можно получить и голубой, и красный, и чёрный, и коричневый оттенки.
  • Жёлто-зелёный цвет поможет получить настой корня ревеня, конопляные листья окрасят дерево в тёмно-зелёный оттенок.

Как видим, все перечисленные нами ингредиенты натуральные, кроме марганцовки и металлической стружки. Специалисты в области травления древесины часто смешивают такие природные протравы с химическими ингредиентами: медным, железным, цинковым купоросом, 2% английской солью (гептагидрат сульфата магния), калиевым хромпиком.

Важно помнить, что результат травления будет зависеть от породы древесины! Так, под воздействием английской соли дуб станет коричневым, а берёза — фиолетовой.

Видео по теме

Тонирование древесины

В современном мире, когда при отделке помещений на брус из натуральной древесины нашиваются панели из МДФ, отделанные тонкой и не всегда прочной ламинирующей пленкой, лишь отдаленно имитирующей фактуру древесины, а иногда и просто пластиковые панели или гипсокартон без какого либо рисунка и фактуры, говорить о способах изменения цвета древесины не принято. Тем не менее еще не все люди используют указанные выше материалы и именно для таких людей предназначена эта статья.

Древесина – один из самых древних и по сей день наивостребованнейший строительный и отделочный материал. Верно и то, что древесина – очень дорогой строительный и отделочный материал. И хотя изначально множество отделочных материалов создавалось с целью заменить дорогую древесину в интерьере, как например, ламинат, линолеум, и те же панели МДФ, но со временем это привело к тому, что теперь некоторые из указанных отделочных материалов стоят дороже, чем натуральная древесина.

Впрочем меня удивляет не то, что такие отделочные материалы, как пластик – чистый продукт химической промышленности, производящийся из относительно дешевого газа, иногда стоит в десятки раз больше, чем натуральная древесина, а то что люди отдают предпочтение не древесине, а пластику или продуктам переработки древесины – панелям МДФ, ламинату и др.

Впрочем, это личное дело каждого пользователя и, как говорится, о вкусах не спорят. Тем более, что дыма без огня не бывает и к такому предпочтению имеются причины. Древесина подвержена сильному влиянию окружающей среды, в частности изделия из древесины могут менять свою геометрическую форму при длительном воздействии воды, могут гнить, покрываться плесенью, уничтожаться жуками и другими живыми организмами, а искусственные материалы тем и хороши, что как минимум живые организмы на них практически не действуют, да и влага полихлорвинилу, пенополистиролу, полиэтилену не страшна.

И тут может возникнуть вопрос: как же наши предки обходились без пластиковых окон и панелей, пенопласта, полиэтилена и прочих достижений химической науки? Оказывается, вполне нормально обходились, причем методы защиты и обработки древесины, придуманные нашими предками, используются и по сей день. Более того, наши предки придумали, не только как защищать древесину от агрессивного воздействия внешней среды и насекомых, но и как при этом придавать древесине более благородный вид.

Так уж не справедливо получилось, но ничего не поделаешь, что породы древесины делят на два вида: строевую древесину и ценную древесину. К строевой древесине относятся как правило хвойные породы древесины, а к ценной древесине – лиственные породы. Такое разделение появилось потому, что хвойных деревьев на Земле около 85-90%, а лиственных деревьев соответственно 10-15%. И как это обычно в этом мире бывает, то – чего меньше, стоит больше. Кроме того, ценные породы древесины как правило относятся к твердым породам, а это значит, что обрабатывать такие породы, сложнее, и значит дороже, чем строевую древесину. Ну а когда древесина используется по своему прямому назначению, т.е. в качестве конструкционного материала, например, в качестве несущих балок или как половые доски, то в таких случаях экономически более целесообразно использовать именно деловую древесину по причине не только ее более низкой стоимости, но и простоты обработки и меньшего удельного веса. Да и СНиП II-25-80 (1988) “Деревянные конструкции” предлагает в п. 2.1: “Для изготовления деревянных конструкций следует применять древесину преимущественно хвойных пород. Древесину твердых лиственных пород следует использовать для нагелей, подушек и других ответственных деталей.”

А еще любая древесина, находясь под длительным воздействием ультрафиолетовых лучей темнеет и более темный цвет древесины может свидетельствовать о том, что данное деревянное изделие сделано не вчера, а очень давно, при этом чем темнее цвет, тем более ценной выглядит древесина. Почему так? Вопрос к психологам, историкам и прочим ученым, здесь же я просто приведу несколько способов изменения цвета древесины (и не только цвета):

1. Окраска тонированными красками.

Это один из древнейших и радикальнейших способов изменения внешнего вида древесины. Появился этот способ тогда, когда в древесине ценилась не фактура, а прочностные характеристики. Преимущество этого способа в том, что древесине можно придать любой желаемый цвет. Недостаток этого способа в том, что при этом полностью нивелируется фактура древесины.

2. Обработка древесины морилками и затем прозрачными лаками.

При этом способе верхний слой древесины сначала пропитывается морилкой, что придает древесине желаемый оттенок, а после высыхания древесина покрывается прозрачным лаком в несколько слоев для защиты от воздействий окружающей среды. Большинство морилок изготавливаются на спиртовой основе, а это значит, что они достаточно быстро впитываются и высыхают, буквально за несколько секунд, и потому наносить морилку нужно очень быстро, не позволяя ей высохнуть раньше времени. Если наносить морилку с длительными перерывами, то на поверхности древесины останутся достаточно заметные разводы и общий вид изделия будет уже не такой привлекательный. Эта особенность – один из главных недостатков работы с морилками.

3. Окраска древесины полупрозрачными тонированными лаками.

При этом способе предварительного морения древесины не требуется, а тонирование древесины происходит за счет использования тонированных полупрозрачных лаков. Так как тонированные лаки как правило сохнут значительно дольше, чем спиртовые морилки, то работать с тонированными лаками значительно проще и удобнее. К тому же цветовая гамма при использовании тонированных лаков значительно больше, чем при использовании морилок. Единственным относительным недостатком тонированных лаков является их достаточно высокая стоимость. Дело в том, что хорошие тонированные лаки с богатым цветовым спектром производят как правило иностранные компании или отечественные компании по лицензии. Поэтому использование отечественных спиртовых морилок и прозрачных лаков позволяет сэкономить значительные средства по сравнению с использованием тонированных полупрозрачных лаков. Однако времени на морение древесины и последующее вскрытие лаком уйдет все-таки больше.

Но какой бы из вышеуказанных способов не использовался для тонирования, древесину обязательно нужно подготовить к отделке, иначе толку от тонирования будет мало. На сегодняшний день используются два основных способа подготовки древесины: строгание и шлифовка. Брус или доска, полученные в результате роспуска бревен на пилораме, могут иметь недостаточно ровную поверхность, да количество “ворсы” на поверхности при этом очень большое. А чем больше ворсы, тем больше понадобится морилки и лака для обработки поверхности. Строгание позволяет получить достаточно гладкую и ровную поверхность с минимальным количеством ворсы. Однако если стоит задача сильно затонировать древесину именно морилкой, то такой способ предварительной обработки не достаточно хорош. Чтобы получить более глубокий, насыщенный цвет, древесину перед нанесением морилки нужно отшлифовать. Чем более крупным будет размер зерен на шлифовальной бумаге, тем более глубоким и насыщенным будет после тонирования цвет древесины.

Наносить морилку, лак или краску на древесину можно любыми из доступных средств: кисточками, валиками, краскопультами, тампонами.

Как пример – следующая ситуация: есть дачный домик, на втором этаже дома имеется открытая терраса, а ограждения на террасе нет, но зато есть свободное время и сосновые доски. Доски для дачи покупались самые дешевые, с характерной чернотой от плесени, появившейся в результате неправильной сушки. Тупо красить половой или любой другой тонированной краской ограждение не хотелось, поэтому были предприняты следующие шаги:

Фотография 1. Обработка древесины спиртовой морилкой.

Сначала доски были слегка отшлифованы при помощи ручной ленточной шлифовальной машины (ее можно увидеть на фотографии 1). Использовалась шлифовальная лента №40. Затем доски были обработаны смесью морилок под дуб и красное дерево. Морилка наносилась кисточкой. После нанесения морилки доска выглядела так:

Фотография 2. Внешний вид сосновой доски после обработки смесью морилок под дуб и красное дерево.

На фотографии 2 можно видеть, что в результате не очень тщательной шлифовки на поверхности древесины остались следы от роспуска на пилораме, однако полностью удалять эти следы задачи не было. После того, как морилка высохла, доски были обработаны прозрачным лаком:

Фотография 3. Нанесение лака на обработанную морилкой древесину.

Лак наносился кисточкой. После сборки ограждение выглядело так:

Фотография 4. Общий вид ограждения после обработки морилкой и лаком.

Таким образом чернота от плесени никуда не ушла, однако в результате использования морилки была подчеркнута фактура древесины, а чернота значительно ретушировалась, причем это заметно даже на достаточно большом расстоянии – до 5-10 метров, при этом чернота становится как бы частью общего дизайна. Это особенно хорошо видно на примере стропил кровли, изготавливавшихся из таких же битых плесенью досок.

На этом пока все.

Доступ к полной версии этой статьи и всех остальных статей на данном сайте стоит всего 30 рублей. После успешного завершения перевода откроется страница с благодарностью, адресом электронной почты и продолжением статьи. Если вы хотите задать вопрос по расчету конструкций, пожалуйста, воспользуйтесь этим адресом. Зараннее большое спасибо.)). Если страница не открылась, то скорее всего вы осуществили перевод с другого Яндекс-кошелька, но в любом случае волноваться не надо. Главное, при оформлении перевода точно указать свой e-mail и я обязательно с вами свяжусь. К тому же вы всегда можете добавить свой комментарий. Больше подробностей в статье “Записаться на прием к доктору”

Для терминалов номер Яндекс Кошелька 410012390761783

Номер карты Ymoney 4048 4150 0452 9638 SERGEI GUTOV

Для Украины – номер гривневой карты (Приватбанк) 5168 7422 4128 9630

Примечание: Возможно ваш вопрос, особенно если он касается расчета конструкций, так и не появится в общем списке или останется без ответа, даже если вы задатите его 20 раз подряд. Почему, достаточно подробно объясняется в статье “Записаться на прием к доктору” (ссылка в шапке сайта).

Своими руками – Как сделать самому

Как сделать что-то самому, своими руками – сайт домашнего мастера

Чем тонировать дерево – красители, пигменты и воск

Тонировка дерева своими руками – красители и пигменты

Вам наверняка приходилось, глядя на образцы-выкраски в магазине, сожалеть о том, что два соседних тона не подходят для вашего проекта, а промежуточных оттенков нет. В таких случаях советуем начать эксперименты с красителями.

Добавьте их в свой набор средств для отделки (только красители или в сочетании с пигментами), и ваши возможности удесятерятся. Эти растворы применяются почти так же, как привычные морилки, которые наносят кистью, а затем стирают лишнее, но они выявляют рисунок и текстуру древесины принципиально иным способом.

Красители и пигменты для дерева: в чем различие?

Готовые составы, которые можно найти в продаже, как правило, яв-ляются пигментными морилками, а иногда содержат смесь пигментов и красителей. Пигменты -твердые цветные частицы тонкого помола -смешивают с вяжущим веществом, которое удерживает их на древесине. Они оседают в углублениях, таких, как риски-царапины от наждачной бумаги или древесные поры.

В относительно больших порах-сосудах (например, красного дуба) пигментов скапливается больше, и они сильнее затемняют текстуру древесины. При грубой шлифовке на древесине также задерживается больше пигментных частиц, чем на гладкой поверхности. Красители, в отличие от пигментов, полностью растворяются в соответствующих жидкостях.

Когда такой раствор впитывается в древесину, краситель также проникает вглубь, окрашивая древесные волокна. При этом внешний вид древесины изменяется не так, как при использовании пигментов, что особенно заметно на плотной древесине с мелкими порами, такой, как клен, где практически нет углублений, в которых могли бы задерживаться частички пигмента.

Красоту рисунка такой древесины часто удается выявить только с помощью красителей. Чтобы добиться наибольшего эффекта, используйте преимущества обоих типов красящих веществ.

Сначала нанесите краситель, который глубоко проникает в волокна, подчеркивая рисунок древесины. Затем возьмите пигментную морилку, частицы которой осядут в мельчайших углублениях поверхности и выявят текстуру. Рецепты составов для тонирования даны в конце статьи.

Смешивание и нанесение красителей

В отличие от пигментных морилок, которые, как правило, продаются полностью готовыми к применению, красители чаше выпускаются в виде концентрата (порошок или жидкость), который следует перед использованием смешать с растворителем (спиртом или водой). К счастью, это несложно. Если вам раньше не приходилось работать с красителями, советуем начать с водорастворимых концентратов.

Водные растворы, в отличие от спиртовых, сохнут медленнее, и вам будет проще вовремя справиться с ошибками. Они проникают в древесину глубже других, поэтому сильнее влияют на изменение цвета. Как правило, они продаются расфасованными в небольших количествах, и с ними удобно работать при составлении смесей с точными пропорциями. Всегда надевайте защитную маску, чтобы не вдыхать вредную для здоровья пыль, и разбавляйте порошок, следуя указаниям на упаковке.

Как и любое другое средство для отделки, красящий состав следует сначала испытать на обрезках древесины, из которой изготовлены детали вашего проекта. Перед нанесением подготовьте поверхность.

Сначала отшлифуйте наждачной бумагой № 220, затем, чтобы не пришлось удалять ворс на уже окрашенной древесине, поднимите его, протерев поверхность мокрой губкой или тканью. Дождитесь, пока поверхность полностью высохнет, и еще раз отшлифуйте ее наждачной бумагой № 320.

Наносите раствор красителя кистью, губкой или тканевым тампоном, набирая достаточно жидкости, чтобы она не успевала подсыхать на границе мазков. Затем сотрите излишки раствора мягкой тканью. Если хотите получить более темный цвет, дайте первому слою полностью высохнуть,

Прежде чем нанести второй.

Цвет получился слишком темным? Осветлите поверхность, протирая се тканью, смоченной в соответствующем растворителе. Лучше, если древесина при этом будет еще влажной, но, так как в растворе красителя нет вяжущих веществ, вы можете сделать цвет светлее даже после того, как состав высохнет полностью.

Как смешать краситель:

Отмерьте и подогрейте указанное в инструкции количество дистиллированной воды, перед тем как всыпать и размешать порошок красителя.

Процедите раствор в другую банку через фильтр для кофеварки, закрепленный резинкой, чтобы удалить все не растворенные частицы порошка.

Выбирайте красители для:

  • выявления причудливого рисунка свилеватой древесины, такой, как клен «птичий глаз» или березовый кап;
  • плотной древесины, такой, как клен, которая плохо окрашивается пигментными морилками;
  • выравнивания цвета контрастных участков древесины, например заболони ореха или темных полос тополя;
  • окрашивания поверхностей в яркие цвета, не свойственные натуральной древесине;
  • тонирования древесины, склонной к пятнистости из-за разной плотности отдельных участков, такой, как сосна; смешайте спиртовой раствор красителя с шеллаком и наносите смесь распылением.

Выбирайте пигменты для:

  • усиления контраста текстуры крупнопористой древесины;
  • поверхностей, которые будут подвержены облучению солнцем (частицы пигмента обеспечат защиту от ультрафиолета, которую не могут дать красители).

Использование красителей для дерева: советы

  • Жидкие концентраты удобнее, так как после разбавления их не требуется процеживать. Но они стоят дороже. Поэтому лучше начать с менее дорогих порошков, а жидкие оставить для точного подбора цвета на окончательном этапе, чтобы просто добавлять их пипеткой по капле.
  • Из одного пакетика порошка-концентрата обычно получается около 1 л готового раствора, которого хватает надолго, и он может храниться почти бесконечно в плотно закрытой банке. Просто встряхните содержимое банки перед новым использованием.
  • Запишите на банке марку красителя, его цвет, номер партии и количество растворителя, чтобы вы могли приготовить точно такой же раствор, если потребуется.
  • Если вы опасаетесь, что цвет древесины будет слишком темным, просто отлейте немного красящего раствора из банки в отдельную емкость и разбавьте соответствующим растворителем, не забыв записать пропорцию. Намного проще нанести второй слой красителя на древесину, чем пытаться равномерно ее осветлить.
  • Большинство красителей выцветает под действием ультрафиолета. Если ваше изделие будет находиться под прямыми солнечными лучами, выбирайте морилку на основе пигмента или смеси пигмента с красителем.

Нанесение воска на дерево

Завершив изготовление очередного проекта и нанеся отделку, не будет лишним добавить еще и слой восковой пасты для дополнительной защиты и улучшения внешнего вида изделия.

А если вы сделали декоративный предмет, который не будут часто брать в руки, например точеную вазочку или рамку для фотографий, покрытая воском древесина будет выглядеть естественно.

Большинство восковых паст состоит из следующих компонентов.

Разбавитель (толуол или заменитель скипидара), который придает пасте консистенцию, удобную для нанесения.

Мягкий воск (пчелиный воск или парафин), облегчающий процесс полировки.

Твердый воск (карнаубский), позволяющий получить блестящее покрытие. Прежде чем наносить восковую пасту, дайте отделочному покрытию окончательно затвердеть в течение нескольких дней, а затем нанесите воск, как показано на фото вверху. Работайте в помещении с хорошей вентиляцией и надевайте резиновые перчатки для защиты кожи рук от растворителя. Слой пасты должен быть очень тонким – одной столовой ложки достаточно, чтобы покрыть крышку большого обеденного стола. На рельефных поверхностях располируйте воск обувной щеткой из натуральной щетины.

Если хотите, можете использовать цветную восковую пасту для тонирования чистой древесины (левое фото) или изменения оттенка готового изделия (правое фото). Подберите пасту подходящего цвета, чтобы скрыть царапины и трещины старого покрытия.

Срок службы восковых покрытий зависит от того, как вы используете предмет. Кофейному столику в столовой обычно достается больше, чем стоящему в углу столику-консоли. Потускневшие поверхности нетрудно освежить полировкой.

А если блеск при этом не восстанавливается, нанесите еще немного пасты, которая размягчит старую восковую пленку. Удалите излишки пасты и заново отполируйте поверхность.

Если когда-нибудь потребуется обновить отделку, полностью удалите воск, чтобы он не ухудшил адгезию новых слоев. Просто смочите ткань уайт-спиритом и тщательно протирайте поверхность.

Нанесение воска на дерево (вверху)

Положите комочек восковой пасты на хлопчатобумажный лоскут, сложите уголки и скрутите концы, чтобы получился тампон для нанесения воска. Растирайте пасту круговыми движениями, втирая состав в поры древесины.

Когда нанесенный слой станет тусклым, отполируйте его до блеска электродрелью с насадкой из мягкого фетра, установив небольшие обороты.

Тонирование дерева воском (внизу)

С помощью цветных восковых паст можно придать древесине различные оттенки, часть из которых вы видите на этих сосновых образцах.

Два типа восковых составов, нанесенных на ореховую древесину поверх лакового слоя, выглядят по-разному. Заметьте, что окрашенный воск усиливает контраст текстурного рисунка.

Как обработать сосновую древесину тонирующей пропиткой и лаком

Сосна является деревом со своими особенностями. Это хвойное растение, поэтому необходимо учитывать наличие в нем смол и иных веществ, которые имеют свойство выступать из древесины, влиять на ее впитываемость, по-особому взаимодействовать с окрашивающими средствами и придавать прочие эффекты.

Этапы

Если мастер выбрал сосну в роли материала для пола или иных элементов помещения, то нужно учесть свойства этого дерева при обработке морилкой и лаком. Этапы правильной работы такие:

  1. Покупка качественных «правильных» досок.
  2. Шлифовка.
  3. Грунтовка.
  4. Пропитка морилкой.

Многие столяры и специалисты по дереву любят сосну из-за легкости работы с ней, небольшого веса, низкой стоимости. Кроме того, эта древесина доступна повсеместно.

Сосновая поверхность при отделке прозрачными материалами словно излучает теплый солнечный свет. Этот эффект редко встречается у иных пород.

Меньше проблем возникает, когда поставлена задача сохранить или подчеркнуть природный цвет. Но если нужно придать ему более темные оттенки, то результат пропитки морилкой зачастую будет непредсказуемый. Это обуславливается тем, что из-за смоляных веществ древесина сосны на отдельных участках обладает разной впитываемостью. Неравномерность этого процесса делает поверхность пятнистой или с полосами, отличающимися по тону.

Из-за указанного недостатка не стоит отказываться от обработки такого материала. Тонировать сосновые доски можно равномерно, если знать технологию и способы, как это правильно делать. При этом потребуется лишь несколько простых действий и чуть больше времени на подготовку древесины.

Равномерная тонировка сосны: 4 шага для идеального результата

В торговых точках зачастую в штабелях готовых сосновых досок есть много иных родственных пород, но продавцы не делают особых различий между ними, называя все «сосной». Такие породы очень близкие по ботанической классификации, но, все же, это не совсем сосна и они имеют несколько иные свойства. То есть, морилку они будут впитывать по-разному. Впрочем, это наблюдается также и у чистой сосны: даже одна и та же доска может иметь на разных участках иное содержание смол и разную впитываемость. Что уж говорить, если выбраны доски из разных деревьев.

Непредсказуемость, вот, что надо учитывать, приступая к использованию морилки для этой породы. Чтобы определить ее уровень и границы, используют пробные образцы. Это самый верный метод проверить качество и параметры материала.

Выбор «правильных» досок

Сосна обладает значительной сучковатостью, но в нашем случае это часть ее привлекательности и уникальности. Обычные, не трухлявые, твердосидящие сучки, являющиеся неотъемлемой частью структуры доски – не помеха, но следует избегать «мертвых» таких элементов древесины. То есть, трухлявых, тех, которые шатаются, выпадают. Также забраковывать следует доски со скоплениями этих образований у сердцевины или с сучками, вокруг которых древесные линии волокон резко меняют направление.

Но даже и доски с указанными недостатками вполне пригодны к использованию. Проблему можно решить простым способом: закрепив выпадающие сучки эпоксидным клеем. Не стоит бояться, что со временем его клеящие свойства ослабнут, и элемент доски вылетит или раскрошится. Такой клей имеет в своей основе эпоксидную смолу, которая чрезвычайно прочна после высыхания.

Правильная шлифовка

Поэтапно проверенный способ, как правильно отшлифовать сосновую доску:

  • для начала можно взять крупнозернистые диски для шлифмашинкии и, меняя их в порядке убывания, закончить процедуру диском №180;
  • затем, дополнительно прошлифовать вручную колодкой с «наждачкой» №180. Двигать необходимо вдоль волокон: так удалятся следы от шлифмашинки;
  • финишный этап – шлифовка торцов наждачной бумагой с зернистостью №220. Это исключит чрезмерное впитывание ими морилки.

Грунтовка сосны

Опыт обработки сосновой древесины показывает, что нанесение морилки на ее чистую поверхность приводит к неравномерности тона и образованию пятен.

Столярами был проведен эксперимент с пробными образцами – какой состав грунтовки обеспечит лучшую равномерность окраски. Поверхность была обработана шеллаком для мебели, фабричным грунтом-кондиционером для древесины с неравномерностью впитывания и полиуретановым составом. Последний показал наилучший результат.

После нанесения и высыхания состава поверхность слегка отшлифовывают в направлении волокон губкой с абразивом №320 и наносят жидкую морилку.

Как создать разные оттенки

Для создания требуемого оттенка на пробные образцы наносят смеси из разных морилок (темных и светлых). То есть, если требуется оттенок темнее, то в светлую пропитку добавляют более темную, и наоборот. Далее, смесь наносят на пробный образец, который должен быть создан строго из той же партии древесины, что и основной обрабатываемый материал. Если это стена или иной объект, то можно выбрать несколько участков и экспериментировать на них или рискнуть и взять похожую древесину, но следует учесть, что результат может отличаться, так как дерева той же породы в нашем случае могут обладать значительными отличиями по показателям насыщения их смолами.

Разные по оттенкам пропитки для хвойных пород можно смешивать для достижения требуемого тона. Еще одним способом добиться нужного результата является добавление в морилку специальной краски-концентратора. Осветление же можно осуществить, добавляя бесцветную жидкость в более темную.

При покупке следует обратить внимание, что в продаже есть разные цветовые варианты морилки. Кроме того, есть большое количество красок для этого вещества. Можно выбрать несколько отдельных концентратов для изменения цвета или их комплект. Некоторые торговые точки предлагают создание требуемого оттенка по образцам покупателя.

Подготовка древесины

Перед применением морилки поверхность необходимо смочить и высушить. Это не допустит деформации волокон непосредственно после обработки. После этих двух этапов дерево необходимо прошлифовать. Зернистость шлифовальных инструментов должна быть 120 – 150. После очистки от пыли – осуществить шлифовку абразивом зернистостью 150 – 180 и затем снова тщательно зачистить от пыли. Желательные параметры древесины: температура > +15 С°, влажность 8 – 12%.

Смолистую древесину сосны крайне желательно обработать средством для очистки ее от смол.

Нанесение

Перед использованием пропитку периодически взбалтывают. Это следует делать основательно: жидкость должна быть максимально однородной, чтобы исключить малейшую возможность тоновых различий при покраске.

Распыление

Распыляют обильно. Важно следить за равномерностью. Движения должны осуществляться вдоль полотна (по его длине). По прошествии 1 – 2 мин. оставшуюся на поверхности жидкость разравнивают чистой сухой кистью. Если удастся распилить вещество так, чтобы объект был покрыт ее равномерно, то указанные действия не потребуются.

Как наносить кистью

Желательно использовать плоские кисточки: чем шире будет рабочая часть, тем лучше – это уменьшит риск накладывания слоев пропитки друг на друга, что приводит к неравномерности оттенка. Наносят сначала по длине, затем – по ширине и после этого снова по длине. То есть, крестообразными движениями. После 1 – 2 мин. остатки разравнивают такой же кистью, но чистой и сухой – это дополнительно нивелирует разницу, обусловленную неравномерностью впитывающих свойств дерева. Оставленный на поверхности сочный, выровненный слой пропитки обеспечит эффектный вид обрабатываемой поверхности.

Высыхание

Сохнет при 20 С°. При этом относительная влажность воздуха в помещении должна быть до 50%. Относительно сухой поверхность будет через 30 мин., но для покрытия лаком потребуется выждать 10 – 12 часов. Период для сушки сокращать штучно нельзя, то есть, не надо повышать температуру и инициировать движение воздуха (феном или иными инструментами). Эффект после таких манипуляций будет непредсказуемым.

Финальная обработка лаком

Под морилку определенного изготовителя желательно подбирать и лак той же фирмы. Работа с лаками на водной основе имеет особенность: такой вид продукции следует наносить распрыскивателем (пульверизатором), а не кисточкой или валиком. Это обуславливается особенностями их текучести: при нанесении водных/спиртовых лаков вручную очень сложно обеспечить равномерность, в то время как иные виды таких покрытий имеют густоту и тягучесть, позволяющую им распространиться по поверхности более ровно.

Важные особенности и советы

Хвойной древесине свойственно желтеть со временем, поэтому следует выбирать светлые или серые морилки. Рекомендовано использовать только лаки, стойкие к выгоранию.

Специалисты рекомендуют сначала на опытном образце опробовать пропитку и покрыть поверхность лаком. То есть, обработать пробник полностью до конца: так будет виден результат сочетания морилки и выбранного лака, что позволит проверить, подходит ли мастеру тон, созданный в результате «сотрудничества» этих двух веществ.

Дерево, а особенно его хвойные породы, имеет некоторую степень непредсказуемости в свете описываемых нами работ. Существует возможность появления тоновых изменений окраски со временем.

Емкости, используемые в процессе работы, должны быть максимально чистыми и состоять из идентичного материала. Если смешиваются пропитки, то надо это делать чрезвычайно тщательно в одном и том же резервуаре. Если он состоит из металла, то его примеси могут незначительно изменить тон.

Для создания тонов светлого или серого диапазона следует подбирать древесину максимально приближенную к ним по цвету. Кроме того, результат во многом зависит от структуры дерева. Например, на него влияет качество твердых колец этого материала.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
СтройДерево
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

Adblock
detector