Елена Стрюкова: «Не исключено, что Казань найдет свой путь развития агломерации» - «Инфраструктура»
Инфраструктура 26-04-2021, 12:41 Аркадий 147 0
Полномочный представитель РГУД в Татарстане Елена Стрюкова — о возможных вариантах развития агломерации

Проблема развития казанской агломерации вышла на первый план. В условиях дефицита предложений на рынке столичных новостроек стоимость жилья выросла до рекордных 122 тыс. рублей за «квадрат». Как результат — стройки активно растут вокруг Казани, где для покупателей цены ниже, а застройщикам проще согласовать проекты. Однако бесконтрольное развитие агломерации приводит к новым проблемам. «Когда мы строим жилые комплексы, а потом люди мучаются — это обман людей!» — сетовал недавно на сессии Госсовета РТ президент Татарстана. Рустам Минниханов критиковал за градостроительные ошибки при создании новых «человейников» на границах Казани, где не хватает дорог, детсадов, школ и мест приложения труда. Последствиями стали маятниковая миграция пригородного населения в столицу, многочасовые пробки, транспортные коллапсы и растущее социальное недовольство. Президент поручил создать «четкую программу» для освоения земель вокруг столицы, чтобы отвечать не только интересам застройщиков, но и потребностям граждан. Как достичь этого баланса — в своей авторской колонке для «Реального времени» пишет полномочный представитель РГУД в Татарстане Елена Стрюкова.
Свыше 20 новых жилкомплексов вокруг Казани
В 2007 автор «Черного лебедя» предсказал «смерть мегаполисов» после коронавируса. Американский публицист, экономист и трейдер Нассим Талеб предположил в своей книге, как пандемия изменит бизнес и мировоззрение людей. По его мнению, этот тренд «убьет города» — люди начнут массово переселяться из мегаполисов в сельскую местность.
Более 20 жилых комплексов возводится сейчас на границах города в ближайших районах Казани. По количеству квартир предложение в пригороде и на границах Казани сопоставимо с предложением в черте города. Не удивительно, отсутствие земельных участков для комплексной застройки в Казани непростой процесс согласования документации для строительства, наряду с высоким спросом на жилье в последние несколько лет простимулировал рост числа новостроек вокруг Казани.
Яндекс.КартыЯндекс.Карты — транспорт, навигация, поиск местКроме того, Казань остается одним из немногих городов в России с положительной миграцией и естественным приростом населения. В столицу переезжают для жизни, работы и учебы, как из районов республики, так и из других регионов страны.
Казалось бы, все проблемы в развитии агломерации понятны. Пока есть спрос, цены на жилье в городе в условиях ограниченного предложения будут расти. Решением для большинства покупателей с ограниченным бюджетом покупки будут пригородные новостройки, где цены на 30 и 50% ниже.
«Опыт крупнейшей в России столичной агломерации неутешителен»
Основная проблема для девелоперов — отсутствие сетей. Стоимость прокладки коммуникаций в районах высока, расстояние до точек подключения огромное. Этот фактор существенно сдерживает развитие жилищного строительства в пригороде.
Однако ключевой проблемой остается пропускная способность улично-дорожной сети и возможности общественного транспорта по объемам перевозки. Уже сейчас три основных транспортных артерии, ведущие на выезд из города: Горьковское шоссе, Мамадышский и Оренбургские тракты, — испытывают сильные перегрузки. В часы пик люди постоянно проводят в пробках.

Помимо необходимости строительства в пригородных жилых комплексах полного спектра объектов социальной инфраструктуры: школ, детских садов, поликлиник и прочего, в обсуждении проблем растущей агломерации часто звучит тезис о необходимости создания рабочих мест в составе новых ЖК. Однако опыт крупнейшей в России столичной агломерации неутешителен в данном вопросе.
Московская агломерация с ее многоэтажной застройкой с предельной плотностью во многих районах влечет за собой целый комплекс социальных проблем и делает повседневную жизнедеятельность населения в городе и в ближайшем пригороде дискомфортной. И несмотря на развитое строительство бизнес-парков вне делового центра Москвы, выдающихся примеров создания рабочих мест в пригородных жилых комплексах нет. Маятник ежедневных поездок раскачивается все с большей силой, даже не смотря на переход многих компаний на удаленный режим работы.
Последние десять лет Москва решает проблемы агломерации за счет наращивания мощности дорожно-транспортной сети, и всех видов общественного транспорта, в том числе регулируя объем потока личного транспорта за счет повышения цен на общественные парковки в центре города, увеличения штрафов за нарушения ПДД и введения выделенной полосы для общественного транспорта и такси.
«При должном внимании властей и девелоперов стратегия будет выработана»
Очевидно, необходимым условием для успешного решения транспортных проблем и проблем с социальной инфраструктурой, является контроль за соблюдением баланса плотности и этажности жилой и коммерческой застройки с транспортным ресурсом территории, который определяется по показателям пропускной способности улично-дорожной сети и возможностям по объемам перевозки общественного транспорта. В 2018 году в Казани был создан Совет Казанской агломерации из главы прилежащих к городу районов. Была начата работа над стратегией столицы РТ до 2030 года.

В республике есть уникальный опыт решения множества социальных проблем с привлечением международного опыта, российских экспертов, основных игроков отрасли. За последние 10 лет Казань практически избавилась от пробок в историческом центре, появилось множества парков. Уверена, что при должном внимании к вопросу агломерации со стороны власти и инициативы со стороны девелоперов, стратегия развития прилегающих к Казани территорий будет выработана. Не исключено, что Казань найдет свой, индивидуальный путь в решении данного вопроса. Как справедливо пишет Талеб в своем блоге, период пандемии открыл людям глаза на то, что конкретные города и регионы сильно различаются между собой по тому, насколько эффективно их руководство справляется с актуальными проблемами: «Сейчас люди понимают, что на качество их жизни влияет не только страна, но и конкретный штат или город».
Вопросы развития казанской агломерации экспертное сообщество обсудит на юбилейном десятом саммите Российской Гильдии Управляющих и Девелоперов в Казани 17 июня.
Елена Стрюкова
Справка
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции «Реального времени».
Ваша реклама
Другие новости
Облако тэгов
Ваш Выбор Инноваций
Бывший «куратор интернета» из АП — о работе с негативом в соцсетях, фейках и свободном интернете Фото:...
Подробнее 24-июл-2020При этом переживать по этому поводу стоит не только автомобилистам, но и жильцам домов, не оборудованных...
Подробнее 23-окт-2018На рынке сложилась парадоксальная ситуация: на фоне роста цен на бензин и автомобили падают спрос на услуги...
Подробнее 16-окт-2025В гвардии Артема Здунова теперь три «силовика», «клерк» из федерального Минфина, а за сельское хозяйство...
Подробнее 08-мая-2019Застройщик престижного поселка кинулся в банкротство, а выкупит ли управляющая компания его инфраструктуру...
Подробнее 11-дек-2018Самый таинственный парк Казани как средоточие городских сообществ Фото: Бывший выставочный павильон, а в...
Подробнее 24-июн-2022АО «Спорт Групп» задолжало 2,2 млн рублей сторонним компаниям и 3,3 млн — учредителю и аффилированной фирме...
Подробнее 24-фев-2021Чем запомнились татарстанцам уходящие 7 дней Фото: скриншот видео Главной темой уходящей недели в Татарстане...
Подробнее 03-авг-2019


