Эксперты Гайдаровского форума: «Москва из коронакризиса выкарабкается первой» - «Инфраструктура» » Ваш Выбор Инноваций

Эксперты Гайдаровского форума: «Москва из коронакризиса выкарабкается первой» - «Инфраструктура»

Инфраструктура 14-01-2021, 15:30 Изольда 120 0

Какое влияние оказал коронакризис на экономическое положение городов и почему ученые-урбанисты недовольны растущей плотностью многоэтажек


Эксперты Гайдаровского форума: «Москва из коронакризиса выкарабкается первой» - «Инфраструктура»
Фото: Владимир Гердо/ТАСС


Пандемия коронавируса оказала значительное, хоть и краткосрочное влияние на сложившуюся в России систему расселения. К примеру, численность желающих «понаехать» в Москву за 2020 год снизилась на треть, а демографический отток из столицы за ее пределы составил более 20%. И вообще, пандемия поменяла многие стереотипы городского населения, считают эксперты Гайдаровского форума, который начал сегодня свою работу в Москве. В этом году форум носит название «Россия и мир после пандемии» и проходит в двух форматах: эксперты и спикеры примут участие в панельных дискуссиях на площадке центрального кампуса РАНХиГС, а участники наблюдают за ходом обсуждений онлайн. Среди множества вопросов обсуждаемых в ходе различных дискуссий и круглых столов, эксперты решили уделить внимание влиянию пандемии на пространственное и городское развитие. К каким выводам пришли ее участники, узнавал корреспондент «Реального времени».


Чем выше плотность населения, тем выше риск заразиться

2020 год перевернул мир, и многие еще прошлой зимой заговорили о том, что он изменит пространственное развитие России. Как считают эксперты-урбанисты, коронавирус сильнее всего ударил именно по крупным городам, где степень контакта с внешним миром намного выше, чем на периферии. Ученые выдвигали несколько гипотез о том, что именно влияет на скорость распространения ковида — плотность населения или плотность контактов, но убедительных доказательств пока так и не было найдено.

Также анализировались и другие факторы: способ перемещений, уровень достатка, образование. Так, фонд «Институт экономики города» в ходе исследования на примере Москвы подтвердил: использование личного транспорта сокращает степень распространения коронавируса, а общественный транспорт, наоборот, увеличивает. Однако исследования в Нью-Йорке показали прямо противоположный результат. В итоге четкого понимания, как все-таки пространство влияет на развитие пандемии, ни ученые, ни урбанисты так и не нашли.

Как считает профессор МГУ Наталья Зубаревич, плотность населения довольно сильно влияет на скорость развития пандемии. Доказательством своей теории она считает показатель избыточной смертности: за январь — октябрь он вырос на 17% по Москве, в Санкт-Петербурге — на 16%, в целом по стране — на 10%. Вещи вполне очевидные — чем больше контактов, тем больше рисков заразиться.

Так же она уверена, что сильнее всего пандемия ударила по столице и Петербургу. Но вот с точки зрения экономического развития, «мы видим, как Москва отжимается после сильнейшего спада, связанного с жесточайшим карантином, причем отжимается более чем основательно: промышленность +4% за январь — ноябрь, инвестиции +11%, торговля в ноябре уже вышла в ноль, то есть компенсировала потери». Положительной динамики пока не видят два направления, считает Зубаревич, — это сфера платных услуг, в том числе общественный транспорт, и высокий уровень неполной занятости населения, который «в Питере еще хуже».

— Столько, сколько сейчас есть работников — они не загружаются, и новых приезжающих в Москву уже не надо. С точки зрения миграции в Москве прибытие грохнулось на треть. И если в апреле люди уезжали, когда теряли работу, то потом снижение мобильности прекратило приезды — на треть сократилось количество прибывших, а убывших всего на 11%. Зарегистрированная безработица для столицы уже меньше — не три с лишним процента, а два, а в целом по стране — четыре с лишним, но для Москвы это тоже много, когда всегда было 0,3%.

При этом профессор уверена, что, как только пандемия закончится, люди поедут обратно.

Как считают эксперты-урбанисты, коронавирус сильнее всего ударил именно по крупным городам. Фото Владимир Гердо/ТАСС

Москва попрет паровозом

Что касается влияние коронакризиса на промышленность, то, как считает Наталья Зубаревич, сегодня ее вниз тянут добывающие секторы — нефть, газ и металлургия, глобальный спрос на которые очень сильно сжался. А значит, несут потери и бюджеты ресурсодобывающих и экспортоориентированных регионов России. Так что кризис 2020 года принес и промышленный спад, и падение доходов бюджетов в развитых регионах страны, где значение имеет налог на прибыль. Прошлые кризисы, заметила эксперт, так по городам не били, это уникальный случай, поскольку удар по рынку труда был специфический — на сферу услуг, где было катастрофическое сжатие рынка труда.

А вот на периферии, уверена Зубаревич, пандемия не оказала никакого влияния. Поскольку масштабы заражения населения ковидом значительно меньше, потому что меньше плотность контактов, «экономическая жизнь как была полуживой, так и осталась, ну пандемия, ну еще как-то назовите — для людей ничего принципиально не поменялось».

«В шоколаде», по мнению профессора, оказались владельцы и застройщики загородного жилья, а снять летом дачу в Подмосковье было практически невозможно — не только из-за высокого ценника, но и из-за кратно выросшего спроса. Строительство в загородном секторе устремилось вверх, за счет чего Московская область начала выходить из экономического провала. И если раньше летняя дача была просто модной, то теперь стала безопасной. Но на фоне стремительно растущей застройки в провале оказывается инфраструктура — медицина, детские сады, которые, подчеркнула Зубаревич, или стоят за городом очень дорого, либо их вовсе нет. И этот вопрос сейчас и нужно решать в рамках вопросов развития агломераций.

Говоря о прогнозах по выходу из коронакризиса, Зубаревич заявила: «Москва выкарабкается первой, потому что у этого города мощь, этот город на 20% нарастил бюджетные расходы и на 27% — национальную экономику, этот город будет рвать, потому что у него гигантские деньги, несмотря на потери, Москва попрет паровозом». Затем настанет очередь северной столицы, но восстановление пойдет гораздо медленнее, а за ними начнут потихоньку другие тянуться города-миллионники, быстрее всего, уверена она, — это Екатеринбург.

«И слово выкарабкиваться, — подчеркнула профессор, — здесь ключевое — они будут это делать, кто хуже, кто лучше, но будут».

Как не превратить города в гетто из «человейников»

О миграционных процессах, вызванных пандемией, и приоритетах в выборе места жительства говорил в ходе дискуссии еще один эксперт — вице-президент и руководитель направления «Пространственное развитие» Фонда «Центр стратегических разработок» Наталья Трунова. Она уверена, что практически для каждого важное значение при выборе места дислокации сегодня имеет цифровая инфраструктура — вряд ли москвич или житель другого города-миллионника решится жить там, где не действуют, например, цифровые госуслуги или имеется низкий уровень медицины.

Таким образом, пандемия помогла поменять многие стереотипы в сознании властей и населения России, уверена Наталья Трунова. Стало ясно, что необходимо усиливать медицину, а учитывая миграционные потоки, и транспортную инфраструктуру. Переход на удаленную работу не только во время локдауна, но и после его отмены продемонстрировал ненужность офисных площадок.

Говоря об облике городов, Трунова так же, как и предыдущий эксперт, подчеркнула высокие, несмотря на пандемию, темпы застройки: в Москве рынок жилья за год вырос на 134%, в Калужской и Брянской областях — на 120%. В Санкт-Петербурге этот показатель — всего 75%, а вот в Калининградской области — 150%. Лидером в ПФО по темпам возводимого жилья является Татарстан — 130%, за ним идут Самара и Башкортостан — 110%. Почти все остальные в минусе или без изменений. Эта статистика, считает Трунова, говорит о том, что сильные экономические лидеры привлекают и строительные мощности. Что касается видов домостроительства, то высотное строительство — многоквартирные дома с этажностью выше 20 — в некоторых регионах России достигает 50%. А Татарстан и Башкирия, отметила Трунова, увеличили объемы загородного индивидуального жилищного строительства.

Тут значение приобретает метраж жилья. Однако здесь есть большое но — это деньги, включилась в ход дискуссии Наталья Зубаревич. По ее мнению, денег на большие квартиры у населения не хватает и еще долго не будет, что увеличивает спрос на однокомнатные и «малепусичные квартирки, а малогабаритная двушка — это наше все». Она выразила недовольство тем, что сегодня периферия всех городов застраивается в основном «человейниками». Но вина в этом не только самих застройщиков, но и в «выраженном интересе тех, кто с этого зарабатывает». Изменить эту ситуацию, считает Зубаревич, поможет только внятная госполитика, которая ограничит аппетиты с долгосрочной целью «не превратить эти места в гетто».

Снизить аппетиты застройщиков, которые руководствуются не комфортностью жилья и территорий, а стремлением заработать, уверена Трунова, поможет повышение прозрачности системы строительства, «тогда будет видно, у кого, какая норма прибыли и кто за что работает».


Ангелина Панченко
Цитирование статьи, картинки - фото скриншот - Rambler News Service.
Иллюстрация к статье - Яндекс. Картинки.
Есть вопросы. Напишите нам.
Общие правила  поведения на сайте.
Какое влияние оказал коронакризис на экономическое положение городов и почему ученые-урбанисты недовольны растущей плотностью многоэтажек Фото: Владимир Гердо/ТАСС Пандемия коронавируса оказала значительное, хоть и краткосрочное влияние на сложившуюся в России систему расселения. К примеру, численность желающих «понаехать» в Москву за 2020 год снизилась на треть, а демографический отток из столицы за ее пределы составил более 20%. И вообще, пандемия поменяла многие стереотипы городского населения, считают эксперты Гайдаровского форума, который начал сегодня свою работу в Москве. В этом году форум носит название «Россия и мир после пандемии» и проходит в двух форматах: эксперты и спикеры примут участие в панельных дискуссиях на площадке центрального кампуса РАНХиГС, а участники наблюдают за ходом обсуждений онлайн. Среди множества вопросов обсуждаемых в ходе различных дискуссий и круглых столов, эксперты решили уделить внимание влиянию пандемии на пространственное и городское развитие. К каким выводам пришли ее участники, узнавал корреспондент «Реального времени». Чем выше плотность населения, тем выше риск заразиться 2020 год перевернул мир, и многие еще прошлой зимой заговорили о том, что он изменит пространственное развитие России. Как считают эксперты-урбанисты, коронавирус сильнее всего ударил именно по крупным городам, где степень контакта с внешним миром намного выше, чем на периферии. Ученые выдвигали несколько гипотез о том, что именно влияет на скорость распространения ковида — плотность населения или плотность контактов, но убедительных доказательств пока так и не было найдено. Также анализировались и другие факторы: способ перемещений, уровень достатка, образование. Так, фонд «Институт экономики города» в ходе исследования на примере Москвы подтвердил: использование личного транспорта сокращает степень распространения коронавируса, а общественный транспорт, наоборот, увеличивает. Однако исследования в Нью-Йорке показали прямо противоположный результат. В итоге четкого понимания, как все-таки пространство влияет на развитие пандемии, ни ученые, ни урбанисты так и не нашли. Как считает профессор МГУ Наталья Зубаревич, плотность населения довольно сильно влияет на скорость развития пандемии. Доказательством своей теории она считает показатель избыточной смертности: за январь — октябрь он вырос на 17% по Москве, в Санкт-Петербурге — на 16%, в целом по стране — на 10%. Вещи вполне очевидные — чем больше контактов, тем больше рисков заразиться. Так же она уверена, что сильнее всего пандемия ударила по столице и Петербургу. Но вот с точки зрения экономического развития, «мы видим, как Москва отжимается после сильнейшего спада, связанного с жесточайшим карантином, причем отжимается более чем основательно: промышленность 4% за январь — ноябрь, инвестиции 11%, торговля в ноябре уже вышла в ноль, то есть компенсировала потери». Положительной динамики пока не видят два направления, считает Зубаревич, — это сфера платных услуг, в том числе общественный транспорт, и высокий уровень неполной занятости населения, который «в Питере еще хуже». — Столько, сколько сейчас есть работников — они не загружаются, и новых приезжающих в Москву уже не надо. С точки зрения миграции в Москве прибытие грохнулось на треть. И если в апреле люди уезжали, когда теряли работу, то потом снижение мобильности прекратило приезды — на треть сократилось количество прибывших, а убывших всего на 11%. Зарегистрированная безработица для столицы уже меньше — не три с лишним процента, а два, а в целом по стране — четыре с лишним, но для Москвы это тоже много, когда всегда было 0,3%. При этом профессор уверена, что, как только пандемия закончится, люди поедут обратно. Как считают эксперты-урбанисты, коронавирус сильнее всего ударил именно по крупным городам. Фото Владимир Гердо/ТАСС Москва попрет паровозом Что касается влияние коронакризиса на промышленность, то, как считает Наталья Зубаревич, сегодня ее вниз тянут добывающие секторы — нефть, газ и металлургия, глобальный спрос на которые очень сильно сжался. А значит, несут потери и бюджеты ресурсодобывающих и экспортоориентированных регионов России. Так что кризис 2020 года принес и промышленный спад, и падение доходов бюджетов в развитых регионах страны, где значение имеет налог на прибыль. Прошлые кризисы, заметила эксперт, так по городам не били, это уникальный случай, поскольку удар по рынку труда был специфический — на сферу услуг, где было катастрофическое сжатие рынка труда. А вот на периферии, уверена Зубаревич, пандемия не оказала никакого влияния. Поскольку масштабы заражения населения ковидом значительно меньше, потому что меньше плотность контактов, «экономическая жизнь как была полуживой, так и осталась, ну пандемия, ну еще как-то назовите — для людей ничего принципиально не поменялось». «В шоколаде», по мнению профессора, оказались владельцы и застройщики загородного жилья, а снять летом дачу в Подмосковье было практически невозможно — не только из-за высокого ценника, но и из-за кратно выросшего спроса. Строительство в загородном секторе устремилось вверх, за счет чего Московская область начала выходить из экономического провала. И если раньше летняя дача была просто модной, то теперь стала безопасной. Но на фоне стремительно растущей застройки в провале оказывается инфраструктура — медицина, детские сады, которые, подчеркнула Зубаревич, или стоят за городом очень дорого, либо их вовсе нет. И этот вопрос сейчас и нужно решать в рамках вопросов развития агломераций. Говоря о прогнозах по выходу из коронакризиса, Зубаревич заявила: «Москва выкарабкается первой, потому что у этого города мощь, этот город на 20% нарастил бюджетные расходы и на 27% — национальную экономику, этот город будет рвать, потому что у него гигантские деньги, несмотря на потери, Москва попрет паровозом». Затем настанет очередь северной столицы, но восстановление пойдет гораздо медленнее, а за ними начнут потихоньку другие тянуться города-миллионники, быстрее всего, уверена она, — это Екатеринбург. «И слово выкарабкиваться, — подчеркнула профессор, — здесь ключевое — они будут это делать, кто хуже, кто лучше, но будут». Как не превратить города в гетто из «человейников» О миграционных процессах, вызванных пандемией, и приоритетах в выборе места жительства говорил в ходе дискуссии еще один эксперт — вице-президент и руководитель направления «Пространственное развитие» Фонда «Центр стратегических разработок» Наталья Трунова. Она уверена, что практически для каждого важное значение при выборе места дислокации сегодня имеет цифровая инфраструктура — вряд ли москвич или житель другого города-миллионника решится жить там, где не действуют, например, цифровые госуслуги или имеется низкий уровень медицины. Таким образом, пандемия помогла поменять многие стереотипы в сознании властей и населения России, уверена Наталья Трунова. Стало ясно, что необходимо усиливать медицину, а учитывая миграционные потоки, и транспортную инфраструктуру. Переход на удаленную работу не только во время локдауна, но и после его отмены продемонстрировал ненужность офисных площадок. Говоря об облике городов, Трунова так же, как и предыдущий эксперт, подчеркнула высокие, несмотря на пандемию, темпы застройки: в Москве рынок жилья за год вырос на 134%, в Калужской и Брянской областях — на 120%. В Санкт-Петербурге этот показатель — всего 75%, а вот в Калининградской области — 150%. Лидером в ПФО по темпам возводимого жилья является Татарстан — 130%, за ним идут Самара и Башкортостан — 110%. Почти все остальные в минусе или без изменений. Эта статистика, считает Трунова, говорит о том, что сильные экономические лидеры привлекают и строительные мощности. Что касается видов домостроительства, то высотное строительство — многоквартирные дома с этажностью выше 20 — в некоторых регионах России достигает 50%. А Татарстан и Башкирия, отметила Трунова, увеличили объемы загородного индивидуального жилищного строительства. Тут значение приобретает метраж жилья. Однако здесь есть большое но — это деньги, включилась в ход дискуссии Наталья Зубаревич. По ее мнению, денег на большие квартиры у населения не хватает и еще долго не будет, что увеличивает спрос на однокомнатные и «малепусичные квартирки, а малогабаритная двушка — это наше все». Она выразила недовольство тем, что сегодня периферия всех городов застраивается в основном «человейниками». Но вина в этом не только самих застройщиков, но и в «выраженном интересе тех, кто с этого зарабатывает». Изменить эту ситуацию, считает Зубаревич, поможет только внятная госполитика, которая ограничит аппетиты с долгосрочной целью «не превратить эти места в гетто». Снизить аппетиты застройщиков, которые руководствуются не комфортностью жилья и территорий, а стремлением заработать, уверена Трунова, поможет повышение прозрачности системы строительства, «тогда будет видно, у кого, какая норма прибыли и кто за что работает». Ангелина Панченко
Похожие новости
В большинстве регионов страны подорожала аренда дач - «Аналитика рынка»

Источник: Мир Квартир За год, с апреля прошлого года по апрель нынешнего, в двух третях регионов аренда дач...

Подробнее 0
Перезагрузку присутственных мест в Казанском кремле оценили в 1,5 миллиарда - «История»

Очередной тендер на реконструкцию здания выиграла компания «Евростройхолдинг+» татарстанского короля...

Подробнее 0
Лейла Фазлеева: «Мы готовимся к развитию разных вариантов эпидемиологической ситуации» - «Медицина»

В Татарстане готовятся к вакцинации от COVID-19, но ждут третьего этапа тестирования вакцины и рекомендаций...

Подробнее 0
В Москве нашли 172 тысячи нелегально сдающихся квартир - «Недвижимость»

В рамках программы московских властей по привлечению к уплате налогов арендодателей жилья удалось выявить...

Подробнее 0

Оставить комментарий
Ваш Выбор Инноваций

Определение победителей закупки на 424 млн рублей приостановили, предыдущий же контракт на 2 млрд достался...

Подробнее 14-сен-2021

В республике запустили пилотный проект для решения проблем СНТ Фото: Эмиль Зиянгиров Многочисленные проблемы...

Подробнее 07-дек-2021

Столицу Татарстана с ее воздушными воротами, «Казань Экспо» и растущим жилым микрорайоном в Усадах крепче...

Подробнее 18-сен-2019

Московское предприятие отбивается в арбитраже от претензий антимонопольщиков и внесения в список...

Подробнее 29-ноя-2018

Главный редактор «Эха Москвы» об израненном Кириенко, партии войны в Израиле и ненадежности, но неизбежности...

Подробнее 11-окт-2019

Елочные площадки в новогоднюю ночь посетили 45 тыс. казанцев и гостей города Фото: Максим Платонов В мэрии...

Подробнее 10-янв-2022

Кто пытается переписать историю народов и строительство дорог как способ стабилизации экономики — итоги...

Подробнее 21-дек-2020

Проект тематического парка развлечений «Волга Дискавериз» в Верхнем Услоне так и остался «красивой...

Подробнее 05-мар-2019

Яндекс.Метрика