Эксперт о трассе М-12 в Татарстане: «Поставлена точка — дорога будет, до 2024 года» - «Инфраструктура»
Инфраструктура 7-09-2020, 13:15 Дмитрий 90 0
С пуском платной автодороги смертность в ДТП на республиканском участке М-7 должна снизиться вчетверо

Альтернативу трассе М-7 — татарстанский участок новой платной скоростной автодороги М-12 «Москва — Нижний Новгород — Казань» планируют построить уже к 2024 году, заявил директор Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Михаил Блинкин. Темы строительства магистрали обсудили с журналистами в ходе организованной татарстанским Минтрансом дискуссии. О макроэффектах проекта, особенностях дороги, детальное проектирование которой еще не началось, и разумной стоимости проезда по ней — в материале «Реального времени».
«Глобальных компромиссов не бывает, локальные могут быть»
 Участниками дискуссии кроме Михаила Блинкина стали заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан Артем Чукин, руководитель «Татмедиа» Айдар Салимгараев и журналисты республиканских изданий. В отсутствие детального проекта трассировки (варианты прохождения новой дороги по Татарстану еще обсуждаются проектировщиками) разговор сосредоточился на общих моментах, в частности, на трех принципиальных вопросах: что даст дорога республике и ее жителям, какими проблемами может обернуться строительство высокоскоростной трассы вблизи Казани и ее пригородов и как инициаторы намерены нейтрализовать отрицательный эффект от реализации проекта.

Отвечать на эти вопросы доверили директору Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ. Михаил Блинкин сразу, что называется, взял быка за рога — сообщил, что решение на правительственном уровне принято, «поставлена точка — дорога будет, и будет до 2024 года».
— Не было в мировой практике дорог, по поводу которых не возражала бы общественность, — предвосхитил Блинкин вопросы о несогласных со строительством. — Просто не было! Есть такое понятие — NIMBY (not in my back yard (англ.), — прим. ред.). «Не на моем заднем дворе», — это стандартная психология жителей любого города мира. У меня, у всех моих родственников есть машины, все ездят. Дорога необходима, но не на моем заднем дворе! И эксперт должен четко понимать, идет ли речь об эффекте NIMBY либо о том, что надо искать какие-то компромиссы.

Эксперт напомнил о двух «дорожных» конфликтах в Москве: с Химкинским лесом, когда инцидент дошел «до папы римского», и с Одинцовским лесом, когда «скандала вообще не было», инвесторы и власти «разумно работали с населением».
— Глобальных компромиссов по трассировке [дорог] не бывает, — честно объявил Блинкин. — Это принципиальные вещи. Локальные, когда планы переносят на местность, вполне могут быть.

Плюс на минус дает плюсы
— Дорога М-7 совмещает несовместимое, — с неожиданной стороны подошел московский эксперт к ответу на вопрос о плюсах, которые принесет строительство М-12. — Это старинная дорога протяженностью за 700 километров, и на ней имеются полторы тысячи точек доступа, в среднем — две точки доступа на километр. Треть протяженности дороги М-7 идет по населенным пунктам, в том числе по населенным пунктам Республики Татарстан. Получается ни богу свечка, ни черту кочерга. Для российского грузового трафика это очень плохо, если я треть пути еду по населенным пунктам, где ограничение скорости 60 километров и сплошь идут светофоры — я еду медленно и неэффективно. И с точки зрения гуманитарной — для жителей этих населенных пунктов это тоже плохо.
В отличие от М-7, трасса М-12, по его словам, задумана как дорога высшей технической категории с лимитированным количеством входов. Без светофоров, без наземных пешеходных переходов. И с барьерным ограждением, разделяющим встречные потоки. То есть такая дорога, утверждает Блинкин, на которой «практически не бывает лобовых столкновений и гибели пешеходов».

По его словам, эксперты, ориентируясь на данные об аварийности на уже построенных участках М-12, обещают снижение количества ДТП со смертельным исходом на участке Москва — Казань по сравнению с сегодняшним (188 жертв) на 75% (до 25 потенциальных жертв).
Вместе с тем ввод в эксплуатацию М-12 (целиком, а не татарстанского участка) должен, по расчетам, обеспечить макроэкономический эффект в 2,4 трлн руб. и двукратное сокращение времени в пути. Перевозчикам это сулит экономию не только времени, но и топлива. Еще один бонус, который обещают проектировщики, — бесперебойная сотовая связь вдоль всей трассы.

Обслуживать — можно, заехать — нельзя
Кроме того, заявил Михаил Блинкин, в выигрыше окажутся жители расположенных вдоль новой трассы населенных пунктов. Но выигрыш этот — специфический: они получат новые рабочие места на объектах придорожного сервиса и дорожно-эксплуатационных базах, созданных для обслуживания М-12. А вот что касается самой дороги — для большинства из них она окажется недоступной:
— Эта дорога высшей технической категории, и количество входов на нее лимитировано. «Я из своего дома въеду на платную дорогу» — такого не бывает! До ближайшей точки входа может быть больше километров, чем до точки назначения.
Зато выиграют, в том числе в плане возможностей передвижения, жители населенных пунктов, через которые проходит М-7: она будет разгружена:
— С нее уберут транзитные фуры.

«Ущерб компенсируют»
На вопрос корреспондента «Реального времени» о сохранении экологии эксперт ответил общими фразами. По его словам, вовсе не потому, что эта задача не ставится, а потому, что она решается в ходе детального проектирования, которого еще не было.
— Пройти южнее, по пустыне, невозможно, — пошутил Михаил Блинкин. — Там леса, хорошая территория. И проход надо будет сделать наиболее экономным и аккуратным.
Он заверил, что при строительстве дороги такого уровня экологические аспекты будут детально проработаны: предусмотрены компенсационные посадки, обеспечены пути миграции диких животных:
— Проект проработан. Эта задача — решаемая.

Уравнение с одними неизвестными
Более сложная задача, с точки зрения Михаила Блинкина, — переместить грузовой (и не только грузовой) трафик на платную дорогу. Какой установить тариф, чтобы вложения частного инвестора окупились и автовладельцам было выгодно пользоваться М-12?
Бонусы в виде экономии на бензине за счет сокращения времени в пути и стабильно высокой скорости в глазах путешественников могут перевесить неприятную необходимость платить за проезд по трассе только в случае, если такая же поездка вдвоем не на машине, а, скажем, на поезде окажется дороже, — привел пример эксперт:
— Иначе никто не поедет.

Торопиться надо, а то проедут мимо нас?
Михаил Блинкин подчеркнул: «Если не построить М-12 сейчас, Запад может пройти мимо нас!»
— В Китае уже все построено, в Казахстане две с половиной тысячи километров тоже построены, остается наш кусок, а мы все дискутируем, дискутируем… Можно ждать еще год, пять лет, а тем временем коридор на Запад может пройти мимо нас! Путь в Европу мимо России, если посмотреть на карту, уже есть. Мы, честно говоря, уже догоняем…
Инна Серова
Ваша реклама
Другие новости
Облако тэгов
Ваш Выбор Инноваций
Где путешествовать внутри страны после снятия ограничений: советы экспертов Фото: Максим Платонов Из-за...
Подробнее 23-мая-2020Россия взяла курс на высокотехнологичную медицину и нашла способ справиться с диабетом без инсулина Фото:...
Подробнее 08-янв-2020Поводя итоги года, челнинский градоначальник назвал их «осторожно-позитивными», рассказал, как будет решать...
Подробнее 26-дек-2018Монопольный оператор муниципальных сетей «предъявил» журналистам 12 миллиардов рублей недоимки Фото: Ринат...
Подробнее 19-окт-2021Работа проходит в рамках проекта «Историческая память» Фото: Ринат Назметдинов В Ново-Татарской слободе...
Подробнее 12-авг-2021У Зеленодольского завода им. Горького больше нет денег на его содержание — клуб пытаются превратить в...
Подробнее 29-янв-2021Городская программа повышения безопасности дорожного движения теперь будет развивать и велоинфраструктуру,...
Подробнее 21-мар-2020Зеленые зоны столицы Татарстана готовятся к зиме. К следующем году их возьмут под охрану ЧОПовцы Фото: Олег...
Подробнее 23-сен-2019


