Провалы на дорогах Казани: виноваты устаревшие технологии прокладки сетей? - «Инфраструктура» » Ваш Выбор Инноваций

Провалы на дорогах Казани: виноваты устаревшие технологии прокладки сетей? - «Инфраструктура»

Инфраструктура 12-10-2018, 07:00 Млада 206 0

Бывший сотрудник Минтранса — о том, как предотвратить обрушения грунта под дорожным полотном в Казани


Провалы на дорогах Казани: виноваты устаревшие технологии прокладки сетей? - «Инфраструктура»
Фото: Мария Горожанинова


Ринат Губаев, экс-начальник отдела инноваций татарстанского Минтранса, в своей очередной колонке, написанной для «Реального времени», рассказывает о том, как решить проблему провалов грунта, ставшую достаточно острой в последнее время в Казани. Для этого нужно всего ничего — пересмотреть технологию заключительных работ при прокладке коммунальных сетей и заложить в нее использование современных материалов.


А могло быть хуже

Практически еженедельно приходят сообщения о провалах дорожных покрытий в Казани с попаданием в образовавшиеся воронки легкового автотранспорта и грузоподъемной техники.

К счастью, пока происшествия в нашем городе обходятся без трагедий, в отличие от недавнего в Санкт-Петербурге.

В основном провалы-просадки дорожного покрытия происходят над инженерными сетями коммунальных предприятий города. Причинами этих аварий могут быть скрытые дефекты трубопроводов, образовавшиеся в период строительства, техническое состояние сетей, влияние грунтовых вод, нарушение горизонта подземных под воздействием свайных полей многоэтажных зданий, ненадлежащий надзор и несвоевременный ремонт. Но главное, что их объединяет — это обрушение дорожных покрытий в результате размыва нижележащих грунтов. Кроме этого, серьезными последствиями провалов могут быть многометровые выбросы горячей воды, водяного пара.


Серьезными последствиями провалов могут быть многометровые выбросы горячей воды, водяного пара. Фото prokazan.ru

Бери больше — кидать ближе

Для ликвидации системных аварий на инженерных коммуникациях нужно пересмотреть технологию заключительных работ при прокладках сетей. К этим работам относится засыпка траншей и устройство дорожных покрытий. Сегодня они выполняются по устаревшей уже много десятков лет назад технологии.

Траншея засыпается грунтом и, как правило, без послойного уплотнения с дальнейшим устройством по нему дорожной одежды, которая с течением времени дает усадку. На образовавшуюся усадку укладывается новый слой асфальтобетона, и этот процесс может повторяться неоднократно. Сегодня засыпку производят песком, который проливается водой, тем самым осуществляется процесс его самоуплотнения. А именно песок легко размывается при дефектах и прорывах инженерных сетей.

Конечно, есть технологии, исключающие провалы и выбросы. Можно все трубопроводы одеть в бетонный саркофаг, как это делают сегодня на магистральных теплосетях. Но как это сделать на функционирующих коммунальных сетях, к тому же расположенных на застроенных территориях. Не говоря уже о необходимых в этом случае финансовых вложениях.


Траншея засыпается грунтом, как правило, без послойного уплотнения с дальнейшим устройством по нему дорожной одежды, которая с течением времени дает усадку. Фото предоставлено автором

Все гениальное просто

Однако существует эффективная технология, позволяющая провести укрепительные работы над инженерными сетями. Они должны проводиться в период ремонта дорожных покрытий и в первую очередь на автомагистралях. Суть технологии сводится к использованию высокопрочных тканных геосинтетических материалов, имеющих разрывную нагрузку не менее 50 т/п. м, которые укладываются на нижние слои основания под новое дорожное покрытие на ширину рулона материала (как минимум 4 метра). Здесь необходимо напомнить, что на рынке геосинтетики очень много некондиционных и контрафактных марок — их использование не может предотвратить провалы и выбросы и способно лишь дискредитировать применение геосинтетических материалов.

Крайне важно сегодня использовать эту технологию на территориях вновь возводимых жилищных комплексов, которые, как грибы, растут на окраинах Казани и где ничто не затрудняет прокладку коммуникаций.

А что мешает использовать геосинтетический материал на автомобильных дорогах общего пользования в местах расположения водопропускных труб? Именно здесь из-за недоуплотненного грунта в околотрубных местах при эксплуатации образуются просадки дорожного покрытия, которые ощущают автовладельцы. То же самое происходит и при подходах к мостовым сооружениям. Уложить во время их строительства всего несколько десятков квадратных метров геосинтетического материала — и проблема будет устранена.


Геосинтетические материалы и их эффективное использование могут решить проблемы, которых в дорожной отрасли предостаточно. Фото td-geo.ru

К этому еще можно добавить, что ограничение движения по региональным дорогам в весенний период также необходимо отменить, если в дорожное основание на всю его ширину уложить высокопрочный геосинтетический материал. Он примет нагрузку от вышележащих слоев дорожной одежды и движущегося автотранспорта, когда грунт в рабочем слое земляного полотна, оттаивая, теряет свою несущую способность.

Скупой платит дважды

Почему же применение геосинтетических материалов в дорожной отрасли Татарстана является редкостью, хотя этот материал широко и эффективно используется во многих регионах России?

Главная проблема в их использовании заключается в отсутствии компетенции в этой области у отраслевых чиновников, которые определяют параметры технических заданий на строительство и ремонт автомобильных дорог в регионе. Любые предложения по применению геосинтетики в конструкциях дорожных одежд блокируются по одной только причине – стоимость материала. При этом не просчитываются его эксплуатационная эффективность и долговечность. Геосинтетические материалы и их эффективное использование могут решить проблемы, которых в дорожной отрасли предостаточно.


Ринат Губаев
Цитирование статьи, картинки - фото скриншот - Rambler News Service.
Иллюстрация к статье - Яндекс. Картинки.
Есть вопросы. Напишите нам.
Общие правила  поведения на сайте.
Бывший сотрудник Минтранса — о том, как предотвратить обрушения грунта под дорожным полотном в Казани Фото: Мария Горожанинова Ринат Губаев, экс-начальник отдела инноваций татарстанского Минтранса, в своей очередной колонке, написанной для «Реального времени», рассказывает о том, как решить проблему провалов грунта, ставшую достаточно острой в последнее время в Казани. Для этого нужно всего ничего — пересмотреть технологию заключительных работ при прокладке коммунальных сетей и заложить в нее использование современных материалов. А могло быть хуже Практически еженедельно приходят сообщения о провалах дорожных покрытий в Казани с попаданием в образовавшиеся воронки легкового автотранспорта и грузоподъемной техники. К счастью, пока происшествия в нашем городе обходятся без трагедий, в отличие от недавнего в Санкт-Петербурге. В основном провалы-просадки дорожного покрытия происходят над инженерными сетями коммунальных предприятий города. Причинами этих аварий могут быть скрытые дефекты трубопроводов, образовавшиеся в период строительства, техническое состояние сетей, влияние грунтовых вод, нарушение горизонта подземных под воздействием свайных полей многоэтажных зданий, ненадлежащий надзор и несвоевременный ремонт. Но главное, что их объединяет — это обрушение дорожных покрытий в результате размыва нижележащих грунтов. Кроме этого, серьезными последствиями провалов могут быть многометровые выбросы горячей воды, водяного пара. Серьезными последствиями провалов могут быть многометровые выбросы горячей воды, водяного пара. Фото prokazan.ru Бери больше — кидать ближе Для ликвидации системных аварий на инженерных коммуникациях нужно пересмотреть технологию заключительных работ при прокладках сетей. К этим работам относится засыпка траншей и устройство дорожных покрытий. Сегодня они выполняются по устаревшей уже много десятков лет назад технологии. Траншея засыпается грунтом и, как правило, без послойного уплотнения с дальнейшим устройством по нему дорожной одежды, которая с течением времени дает усадку. На образовавшуюся усадку укладывается новый слой асфальтобетона, и этот процесс может повторяться неоднократно. Сегодня засыпку производят песком, который проливается водой, тем самым осуществляется процесс его самоуплотнения. А именно песок легко размывается при дефектах и прорывах инженерных сетей. Конечно, есть технологии, исключающие провалы и выбросы. Можно все трубопроводы одеть в бетонный саркофаг, как это делают сегодня на магистральных теплосетях. Но как это сделать на функционирующих коммунальных сетях, к тому же расположенных на застроенных территориях. Не говоря уже о необходимых в этом случае финансовых вложениях. Траншея засыпается грунтом, как правило, без послойного уплотнения с дальнейшим устройством по нему дорожной одежды, которая с течением времени дает усадку. Фото предоставлено автором Все гениальное просто Однако существует эффективная технология, позволяющая провести укрепительные работы над инженерными сетями. Они должны проводиться в период ремонта дорожных покрытий и в первую очередь на автомагистралях. Суть технологии сводится к использованию высокопрочных тканных геосинтетических материалов, имеющих разрывную нагрузку не менее 50 т/п. м, которые укладываются на нижние слои основания под новое дорожное покрытие на ширину рулона материала (как минимум 4 метра). Здесь необходимо напомнить, что на рынке геосинтетики очень много некондиционных и контрафактных марок — их использование не может предотвратить провалы и выбросы и способно лишь дискредитировать применение геосинтетических материалов. Крайне важно сегодня использовать эту технологию на территориях вновь возводимых жилищных комплексов, которые, как грибы, растут на окраинах Казани и где ничто не затрудняет прокладку коммуникаций. А что мешает использовать геосинтетический материал на автомобильных дорогах общего пользования в местах расположения водопропускных труб? Именно здесь из-за недоуплотненного грунта в околотрубных местах при эксплуатации образуются просадки дорожного покрытия, которые ощущают автовладельцы. То же самое происходит и при подходах к мостовым сооружениям. Уложить во время их строительства всего несколько десятков квадратных метров геосинтетического материала — и проблема будет устранена. Геосинтетические материалы и их эффективное использование могут решить проблемы, которых в дорожной отрасли предостаточно. Фото td-geo.ru К этому еще можно добавить, что ограничение движения по региональным дорогам в весенний период также необходимо отменить, если в дорожное основание на всю его ширину уложить высокопрочный геосинтетический материал. Он примет нагрузку от вышележащих слоев дорожной одежды и движущегося автотранспорта, когда грунт в рабочем слое земляного полотна, оттаивая, теряет свою несущую способность. Скупой платит дважды Почему же применение геосинтетических материалов в дорожной отрасли Татарстана является редкостью, хотя этот материал широко и эффективно используется во многих регионах России? Главная проблема в их использовании заключается в отсутствии компетенции в этой области у отраслевых чиновников, которые определяют параметры технических заданий на строительство и ремонт автомобильных дорог в регионе. Любые предложения по применению геосинтетики в конструкциях дорожных одежд блокируются по одной только причине – стоимость материала. При этом не просчитываются его эксплуатационная эффективность и долговечность. Геосинтетические материалы и их эффективное использование могут решить проблемы, которых в дорожной отрасли предостаточно. Ринат Губаев
Похожие новости
«Относились как к человеку второго сорта»: за что сын милиционера полицию поджег - «Происшествия»

В Казани огласили приговор рецидивисту, устроившему взрыв в ОПОП Дербышек Фото: Ирина Плотникова Нашумевший...

Подробнее 0
Переход на «дистант» и обратно, родителей «на колени» и кадровые перестановки: 10 фактов о Рафисе Бурганове - «Образование»

Фото: Максим Платонов Рафис Бурганов покинул пост министра образования и науки Татарстана — информацию об...

Подробнее 0
Новый год, новые цены: чего ждать покупателям недвижимости - «Аналитика рынка»

Мария Гуреева Источник: Domofond.ru «Стоит ли ждать Нового года?» Наверняка такая мысль приходила в голову...

Подробнее 0
Башкирия молодая: как голод скосил четверть населения новой республики - «История»

Создание БАССР и ликвидация Уфимской губернии. Как это было? Часть 7-я Фото: chronograph.livejournal.com...

Подробнее 0

Оставить комментарий
Ваш Выбор Инноваций

ТАИФ подарил Казани новый многоуровневый подземный паркинг Фото: Ринат Назметдинов Сегодня президент...

Подробнее 02-фев-2019

Строительные работы в одном из крупнейших экстрим-парков подходят к завершению Фото: Максим Платонов Как...

Подробнее 13-авг-2020

По данным правоохранительных органов, за 7 месяцев камеры видеонаблюдения в городе помогли раскрыть 492...

Подробнее 14-авг-2019

Волна митингов, Всероссийская перепись населения и день рождения Минтимера Шаймиева — обзор недели от...

Подробнее 25-янв-2021

Новая трасса пройдет от озер Лебяжьих до ДБО «Солнечный» Фото: предоставлено пресс-службой ПАО...

Подробнее 29-дек-2018

Улица Комсомольская стала символом затяжных ремонтных работ и неудобств Фото: Эмиль Зиянгиров Один из...

Подробнее 07-сен-2021

«Нижегородско-Казанская железная дорога, которая могла бы стать кратчайшим путем из Москвы в Казань, но так...

Подробнее 06-янв-2021

Рустам Минниханов обсудил с предпринимателями перспективы природного и экологического туризма Фото:...

Подробнее 02-мар-2021

Яндекс.Метрика