Реальная цена проезда в Казани: сколько бы мы платили без регулирования тарифов? - «Инфраструктура» » Ваш Выбор Инноваций

Реальная цена проезда в Казани: сколько бы мы платили без регулирования тарифов? - «Инфраструктура»

Инфраструктура 16-02-2022, 10:20 Ford 67 0

Реальная цена проезда в Казани: сколько бы мы платили без регулирования тарифов? - «Инфраструктура»
Фото: Илья Репин


Просить о повышении стоимости проезда в начале года уже стало традицией для казанских перевозчиков. Аргументы одни и те же: подорожание топлива, запчастей и электроэнергии, необходимость повысить зарплату персоналу. В этом году в АТП просят поднять цену проезда сразу на пять рублей, мотивируя это тем, что помимо привычных возросших статей расходов, они потеряли часть выручки от введения QR-кодов и падения пассажиропотока, а обещанную компенсацию до сих пор не получили. Государство уже давно субсидирует стоимость проезда для льготников и ограничивает рост тарифов для остальных категорий. Колумнист «Реального времени», экономист с многолетним банковским опытом Артур Сафиулин предлагает выяснить, какими будут цены на проезд, если субсидии и контроль тарифов уйдут из отрасли.


Суть предложенного повышения

В этом году предлагается либо повысить на 5 рублей тариф на проезд по транспортной карте, при оплате банковской картой, за наличный расчет, либо увеличить компенсацию за перевозку льготной категории из бюджета с 20 до 27 рублей. В прошлом году мы уже пережили рост тарифа на оплату наличными до 35 рублей. Сейчас пассажиры платят 27 рублей по транспортной карте, 30 рублей при оплате банковской картой и 35 рублей по оплате наличными.

Стоимость проезда на общественном транспорте в Казани на 1 октября 2012 года составляла 16 рублей в метро и электротранспорте, 19 рублей в автобусах. На 1 января 2016 года стоимость стала равной для всех в размере 20 рублей. Год спустя, в январе 2017 года, тарифы выросли до 25 рублей — это было самое чувствительное единоразовое повышение, которое вызвало волну возмущения.

Себестоимость и рентабельность перевозок

Уже тогда, в 2017 году, по представленной перевозчиками калькуляции, себестоимость поездки на автобусе составляла 24,03 рубля. При 5% рентабельности цена билета должна была составлять 25,23 рубля. По сути, при тарифе в 25 рублей, перевозчики на бумаге работали в минус. Ситуацию спасало бюджетное субсидирование проезда льготных категорий, доля которых составляет порядка 35% от общего количества перевозимых пассажиров.

Фото: Ринат Назметдинов

При этом себестоимость поездки в электротранспорте в 2017 году была еще выше — в среднем в трамвае это 36 рублей, в метро 32 рубля, на некоторых троллейбусных маршрутах доходила до 43 рублей. Это понятно, так как затраты на электричество выше, чем затраты на топливо.

В сентябре 2019 года перевозчики просили поднять тарифы до 31 рубля при оплате безналичным способом и 40 рублей за наличный расчет. Еще тогда перевозчики говорили, что тариф в 31 рубль на поездку в автобусе это минимум (5% рентабельность), который позволит просто удержать ситуацию, о развитии и улучшении речи быть не может. В тот момент действовал тариф в размере 27 рублей, хотя разные категории платили по разному — электронный кошелек 25 рублей, наличными 27 рублей, льготные категории 15 рублей. В среднем выходило 22 рубля за поездку.

К тому времени компенсация за проезд льготных пассажиров составляла 18 рублей и не менялась 6 лет. Перевозчики ссылались на распоряжение Минтранспорта РФ от 18.04.2013 №НА-37 и приказ Минтранспорта РФ от 08.12.2017 №513, в которых описывается методика расчета стоимости проезда. Так вот, применив данную методику, еще в 2019 году стоимость проезда должна была составлять 49 рублей. Альтернативой могло бы стать увеличение размера бюджетных субсидий.

В части прошедшего 2021 года, стоит отметить, что в 2019 году цена газомоторного топлива составляла 14,44 рубля за один кубометр, в 2021 году уже 19,71 рубля. Рост составляет 29,5%. Стоимость электроэнергии увеличилась с 5 рублей до 5,5 рубля за один кВтч — 10% рост. На этом фоне фиксируется и падение пассажиропотока на 15% каждый год, по итогам 2021 года он составил примерно 70% от уровня 2019 года. При этом расчетный тариф в метрополитене на 2021 год уже приближается к 80 рублям за поездку.

Фото: Ринат Назметдинов

Увеличить субсидии перевозчикам

С учетом вышеизложенных цифр и тенденций можно вывести стоимость поездки в разных видах транспорта, если государство уйдет от регулирования этой сферы вообще. Итак, стоимость топлива увеличилась на 30% с 2019 года, стоимость запчастей на 25%, оплата персонала индексирована на уровень годовой инфляции (14% за 2 года), плюс рентабельность бизнеса на уровне 20% (не 5% как закладывается сейчас). По итогам, стоимость поездки должна составлять:

  1. Автобус — 50 рублей;
  2. Трамвай/троллейбус — 69,5 рубля;
  3. Метро — 65 рублей.

В заключение хотелось бы отметить, что существующая система социального государства в России позволяет удерживать уровень цен на проезд на приемлемом уровне для граждан. Разгул сугубо экономических отношений сразу повысит тарифы в два раза.

С другой стороны, ограничивая перевозчиков в доходах, мы не можем требовать улучшений в плане качества обслуживания и парка транспортных средств. Но, мы всегда можем обратиться к правительству с целью увеличения размера субсидий нашим перевозчикам. Это должен быть некий общественный консенсус все-таки, чтобы все участники рынка были довольны положением дел. Игра в одни ворота не приведет к лучшему результату.


Артур Сафиулин
Справка


Мнение автора может не совпадать с позицией редакции «Реального времени».

Цитирование статьи, картинки - фото скриншот - Rambler News Service.
Иллюстрация к статье - Яндекс. Картинки.
Есть вопросы. Напишите нам.
Общие правила  поведения на сайте.
Фото: Илья Репин Просить о повышении стоимости проезда в начале года уже стало традицией для казанских перевозчиков. Аргументы одни и те же: подорожание топлива, запчастей и электроэнергии, необходимость повысить зарплату персоналу. В этом году в АТП просят поднять цену проезда сразу на пять рублей, мотивируя это тем, что помимо привычных возросших статей расходов, они потеряли часть выручки от введения QR-кодов и падения пассажиропотока, а обещанную компенсацию до сих пор не получили. Государство уже давно субсидирует стоимость проезда для льготников и ограничивает рост тарифов для остальных категорий. Колумнист «Реального времени», экономист с многолетним банковским опытом Артур Сафиулин предлагает выяснить, какими будут цены на проезд, если субсидии и контроль тарифов уйдут из отрасли. Суть предложенного повышения В этом году предлагается либо повысить на 5 рублей тариф на проезд по транспортной карте, при оплате банковской картой, за наличный расчет, либо увеличить компенсацию за перевозку льготной категории из бюджета с 20 до 27 рублей. В прошлом году мы уже пережили рост тарифа на оплату наличными до 35 рублей. Сейчас пассажиры платят 27 рублей по транспортной карте, 30 рублей при оплате банковской картой и 35 рублей по оплате наличными. Стоимость проезда на общественном транспорте в Казани на 1 октября 2012 года составляла 16 рублей в метро и электротранспорте, 19 рублей в автобусах. На 1 января 2016 года стоимость стала равной для всех в размере 20 рублей. Год спустя, в январе 2017 года, тарифы выросли до 25 рублей — это было самое чувствительное единоразовое повышение, которое вызвало волну возмущения. Себестоимость и рентабельность перевозок Уже тогда, в 2017 году, по представленной перевозчиками калькуляции, себестоимость поездки на автобусе составляла 24,03 рубля. При 5% рентабельности цена билета должна была составлять 25,23 рубля. По сути, при тарифе в 25 рублей, перевозчики на бумаге работали в минус. Ситуацию спасало бюджетное субсидирование проезда льготных категорий, доля которых составляет порядка 35% от общего количества перевозимых пассажиров. Фото: Ринат Назметдинов При этом себестоимость поездки в электротранспорте в 2017 году была еще выше — в среднем в трамвае это 36 рублей, в метро 32 рубля, на некоторых троллейбусных маршрутах доходила до 43 рублей. Это понятно, так как затраты на электричество выше, чем затраты на топливо. В сентябре 2019 года перевозчики просили поднять тарифы до 31 рубля при оплате безналичным способом и 40 рублей за наличный расчет. Еще тогда перевозчики говорили, что тариф в 31 рубль на поездку в автобусе это минимум (5% рентабельность), который позволит просто удержать ситуацию, о развитии и улучшении речи быть не может. В тот момент действовал тариф в размере 27 рублей, хотя разные категории платили по разному — электронный кошелек 25 рублей, наличными 27 рублей, льготные категории 15 рублей. В среднем выходило 22 рубля за поездку. К тому времени компенсация за проезд льготных пассажиров составляла 18 рублей и не менялась 6 лет. Перевозчики ссылались на распоряжение Минтранспорта РФ от 18.04.2013 №НА-37 и приказ Минтранспорта РФ от 08.12.2017 №513, в которых описывается методика расчета стоимости проезда. Так вот, применив данную методику, еще в 2019 году стоимость проезда должна была составлять 49 рублей. Альтернативой могло бы стать увеличение размера бюджетных субсидий. В части прошедшего 2021 года, стоит отметить, что в 2019 году цена газомоторного топлива составляла 14,44 рубля за один кубометр, в 2021 году уже 19,71 рубля. Рост составляет 29,5%. Стоимость электроэнергии увеличилась с 5 рублей до 5,5 рубля за один кВтч — 10% рост. На этом фоне фиксируется и падение пассажиропотока на 15% каждый год, по итогам 2021 года он составил примерно 70% от уровня 2019 года. При этом расчетный тариф в метрополитене на 2021 год уже приближается к 80 рублям за поездку. Фото: Ринат Назметдинов Увеличить субсидии перевозчикам С учетом вышеизложенных цифр и тенденций можно вывести стоимость поездки в разных видах транспорта, если государство уйдет от регулирования этой сферы вообще. Итак, стоимость топлива увеличилась на 30% с 2019 года, стоимость запчастей на 25%, оплата персонала индексирована на уровень годовой инфляции (14% за 2 года), плюс рентабельность бизнеса на уровне 20% (не 5% как закладывается сейчас). По итогам, стоимость поездки должна составлять: Автобус — 50 рублей; Трамвай/троллейбус — 69,5 рубля; Метро — 65 рублей. В заключение хотелось бы отметить, что существующая система социального государства в России позволяет удерживать уровень цен на проезд на приемлемом уровне для граждан. Разгул сугубо экономических отношений сразу повысит тарифы в два раза. С другой стороны, ограничивая перевозчиков в доходах, мы не можем требовать улучшений в плане качества обслуживания и парка транспортных средств. Но, мы всегда можем обратиться к правительству с целью увеличения размера субсидий нашим перевозчикам. Это должен быть некий общественный консенсус все-таки, чтобы все участники рынка были довольны положением дел. Игра в одни ворота не приведет к лучшему результату. Артур Сафиулин Справка Мнение автора может не совпадать с позицией редакции «Реального времени».
Похожие новости
Погасла звезда глянца. Что известно о погибшей модели из Тюмени? - «Происшествия»

В свободное время модель ездила верхом, писала стихи и занималась благотворительностью. / Playboy Russia /...

Подробнее 0
ПСО vs мэрия Казани: город выписал почетному строителю штраф за «кривые» светофоры - «Происшествия»

Как власти столицы Татарстана и строитель космодрома «Восточный» реконструировали систему управления...

Подробнее 0
«Больше минусов, чем плюсов». Эксперты разошлись с Путиным в оценке льготной ипотеки - «Ипотека»

Георгий Степанов Источник: Московский Комсомолец Льготная ипотека на новостройки подхлестнула цены на жилье,...

Подробнее 0
ЦИАН сохраняет планы по проведению IPO осенью - «Недвижимость»

Онлайн-агрегатор ЦИАН, работающий с объявлениями на рынке недвижимости, сохраняет планы по проведению...

Подробнее 0

Оставить комментарий
Ваш Выбор Инноваций

На окраинных объектах строительные работы еще не начались Фото: Максим Платонов Форс-мажор в виде пандемии...

Подробнее 25-апр-2020

Расцвет империи главного строителя РТ пришелся на мундиали и проекты «Роскосмоса», теперь же тендеры у него...

Подробнее 18-ноя-2020

ТАИФ подарил Казани новый многоуровневый подземный паркинг Фото: Ринат Назметдинов Сегодня президент...

Подробнее 02-фев-2019

Ради прокладки метро и возведения ТЦ «Оби» изменили схему дорожного движения, что привело к дорожному...

Подробнее 16-фев-2021

Блог директора музея чак-чака Дмитрия Полосина о поездке в Узбекистан. Часть вторая Фото: Дмитрий Полосин...

Подробнее 24-мая-2022

Проект железнодорожного перевозчика с доступными билетами может появиться в России с 2020 года Фото: Марат...

Подробнее 05-авг-2019

Регоператоров ТКО нацеливают на стройку новых полигонов в Татарстане Фото: Максим Платонов Татарстанские...

Подробнее 27-авг-2021

В Пригородном лесничестве идет седьмая за его историю рубка, цель которой — остановить заражение сосен...

Подробнее 27-июл-2020

Яндекс.Метрика