«Это часть феминизма: да, я татарка, я женщина» - «История» » Ваш Выбор Инноваций

«Это часть феминизма: да, я татарка, я женщина» - «История»

История 10-06-2021, 17:32 Leman 119 0

Что происходит с татарским костюмом в начале XXI века?


«Это часть феминизма: да, я татарка, я женщина» - «История»
Фото: Источник www.instagram.com/burobanu/


Институт истории Марджани и Институт исследования стрит-арта (Санкт-Петербург) провели онлайн-конференцию «Поиск образа города. Гуманитарные науки в городском искусстве и дизайне среды». Два выступления были посвящены роли национальных костюмов в современной городской культуре. «Реальное время» уже публиковало доклад эксперта-исследователя уличного искусства Анны Нистратовой о русском, украинском и татарском повседневных нарядах. Второе выступление — научного сотрудника отдела этнологических исследований института истории Дины Гатиной-Шафиковой «Этнообраз татарского общества как способ рефлексии в глобальном пространстве».


Несакрально, но красиво

Если раскрывать основы татарского костюмного комплекса, то изначально он говорил о смыслах, образах, имевших сакральное значение для носителя. Индустриальное общество упростило визуальную составляющую, наделив ее лишь внешней, репрезентативной функцией, то есть утеряв изначальный смысл.

Однако современное общество в связи с глобализационными процессами, всеобщей унификацией ощутило потребность в воспроизводстве паттернов, указывающих на национальную «инаковость». Современные модные тенденции показывают, с одной стороны, универсализм, нивелирующий этническую специфику, с другой стороны — локальное своеобразие. Такие тенденции можно увидеть и у татарского костюма, когда татарское становится модным.

Этнограф Светлана Владимировна Суслова выделяет четыре вида направления развития костюма: фольклорно-этнографическое, фольклористическое, общенационально-знаковое и авангардное. Этот порядок можно применить и к современности.

Так, для фольклорно-этнографических и фольклористических направлений характерно создание реплик. Скажем, этим занимается объединение Millihasite, или мастер Луиза Фасхутдинова, которая вышивает и создает головные уборы.

Презентация Дины Гатиной-Шафиковой

Я намеренно не показываю фольклорные ансамбли, которые используют в костюмах аутентичные образы. В этом русле активно работают кряшены. Что касается казанских татар, то в основном они носят новоделы.

Общенационально-знаковое направление основывается на тех же самых формах, однако в силу эстрадно-театральной эстетики узнаваемые элементы костюмного комплекса могут иметь более ярко выраженные формы. Пример — фэшн-коллекция Гульфии Билаловой, которая была создана в 2015 году. Мне кажется, ее видела половина России. Она использовала узнаваемые детали костюма, но в современной интерпретации.

Еще отмечу коллекцию бренда Idel: они использовали орнаменталистику в современном костюмном комплексе. Правда, меня удивило, что на девушке в свитере с татарским узором головной убор по типу башкирского кашмау.

Интересно отметить Burobanu, которые, несмотря на то, что в основном работают с традиционными формами, при создании женского головного убора — калфака — использовали как основу нагрудник изю, что является непосредственным примером авангардного течения.

Каляпуш как манифест, 3D как способ

Говоря об авангарде, надо сказать, что это и сценическая/театральная, и праздничная, и даже повседневная одежда. Интересно наблюдать, как из года в год первое присутствует на конкурсе «Татар кызы», где различные костюмные комплексы с мотивами татарского, но в гипертрофированной форме. На фото — недавний региональный этап в Казани.

Если перейти к праздничному функционалу одежды, то сейчас молодые пары часто используют в качестве этнокомпонента не только головные уборы, но и костюмный комплекс. Иногда одни детали более театральные, другие — более детальные. Но все работают исключительно по наитию. К примеру, находят швей, ищут книги, обращаются к театральным мастерам, воссоздавая, по их мнению, татарский костюм.

Старшее и среднее поколение носит на праздниках головные уборы. При этом женщины в театре могут не покрывать голову, но на религиозных мероприятиях — обязательно.

В повседневной жизни я редко встречала использование элементов традиционного костюма. Однако вчера я увидела в магазине мужчину в каляпуше, он сказал, что это его восприятие себя, своих корней, он носит его постоянно. У женщин «восприятие» ограничивается ношением недорогих украшений, созданных по национальным мотивам.

Интересно, что сегодня мастера используют при их создании современные материалы, притом что традиционная форма не соблюдается: берется узор или основа, которая воспринимается как татарская.

Гульфия Билалова (ее упомянутая выше коллекция 2015 года по большей части была распродана, даже в другие страны) теперь шьет на заказ, создает целые family look. Также она начала делать украшения из современных материалов, но по традиционным формам. Да, технологии не стоят на месте: объединение Millihasite, можно сказать, ввело моду на новые технологии, используя 3D-принтер, на котором печатают детали для нагрудного украшения (хаситэ), воротниковой застежки (яка чылбыпы), накосников (чулп).

Как локдаун помог этномоде?

Дизайнеры, работающие с этномотивами, — это большой поток. Появляются звездочки с огромным желанием творить, сталкиваются с жетскими правилами рынка, начинают понимать, что их штучный товар, изготовленный руками, в разы дороже китайского и поэтому не всегда может выдержать конкуренции. В 2016 году в «Реальном времени» я уже поднимала тему татарского этнодизайна, или «татар стайла», рассказывая о новых брендах и их работе, однако сейчас процентов 80 ушли с рынка, на замену которым пришли новые имена.

Большинство использует в работе узоры. Их актуальная аудитория — женская. Для мужчин изготавливаются головные уборы, а также казакины, которые почему-то именуются «френчами». Согласно «Википедии», «в период Первой мировой войны в армии широкое распространение получили кители произвольных образцов — подражания английским и французским моделям, получившие общее наименование «френч» — по имени главнокомандующего Британскими экспедиционными силами во Франции, фельдмаршала Джона Френча».

Есть дизайнеры, которые работают в масс-маркете, другие — шьют дорогую одежду, выставляют ее на фэшн-платформах, на конкурсах. К примеру, Burobanu в этом году показали свою коллекцию на Volga Fashion Week.

Большим подспорьем для дизайнеров служат маркеты, самый знаковый из которых — «Печән базары», на нем выставляются все мастера.

Также я жду, что представит проект Your yool — это фэшн-фильм о татарской духовной культуре, снятый по мифам. В течение месяца собрав команду, они уже закончили свою работу, показ ожидается в июле.

Источник: instagram.com/your.yool

В целом необходимо понимать: несмотря на то, что продажи ведутся и непосредственно в магазинах, практически каждый из мастеров имеет аккаунт и свои группы в наиболее популярных интернет-сетях («ВКонтакте», Instagram, Facebook). Благодаря развитию и внедрению в повседневную жизнь современных телекоммуникационных и информационных технологий, упрощается и ускорятся распространение продукции через интернет-сообщества и сайты. Сетевые продажи позволяют расширить аудиторию, что, соответственно, позволяет татарам со всего мира увидеть и купить понравившуюся вещь, находясь на другом конце планеты от производителя. К тому же после локдауна рынок продаж захватили интернет-магазины (WildBerries, OZON, KazanExpress), которые становятся новым полем сбыта для крупных и мелких производителей.

Каковы итоги? Как отметили ребята бренда Idel: «Традиция сохраняется, когда живет в современных вещах». Нужно понимать, что этномода — это не удел всей молодежи, а лишь определенной группы людей, или так называемой этнориентированной части, которая декларирует свою идентичность через повседневные образы, используя одежду с элементами традиционного костюма или орнамента. Активисты из этой молодежи создают различные объединения и проекты, которые призваны, прежде всего, сохранить традиционную культуру. Все это, безусловно, является ответом на глобализационные процессы, нивелирующие национальные и локальные особенности.

(Вопрос: «Почему татарки не носят традиционный костюм?»)

В России никто не носит традиционные костюмы. В этом плане мы не какие-то особенные.

(Вопрос: «Связаны ли феминизм и костюмный комплекс?»)

Этот вопрос задавали организации «Ак калфак», но они обходили его стороной. Мне кажется, когда традиционные маркеры используются в повседневной одежде, это часть феминизма: да, я татарка, я женщина.

(Вопрос: «Дизайнеры работают с историками моды, с костюмами?»)

Сейчас многие дизайнеры начали работать с Государственным каталогом, правда, без теоретический базы они могут наделать ошибок. В советский период, мне кажется, подход был более серьезным, правда, результат среди модельеров и дизайнеров не всегда оказывался таким, какой хотелось бы. В последнее время стали относиться к таким вещам серьезнее. Сначала начали изучать книги, а теперь — обращаться к научным сообществам. Но проблема еще и в закрытости: я, когда работала в Национальном музее, говорила, чтобы дизайнеры приходили к нам. А они отвечали, что к нам не попасть, нужно написать письмо, которое могут и не одобрить.


Подготовил Радиф Кашапов
Цитирование статьи, картинки - фото скриншот - Rambler News Service.
Иллюстрация к статье - Яндекс. Картинки.
Есть вопросы. Напишите нам.
Общие правила  поведения на сайте.
Что происходит с татарским костюмом в начале XXI века? Фото: Источник www.instagram.com/burobanu/ Институт истории Марджани и Институт исследования стрит-арта (Санкт-Петербург) провели онлайн-конференцию «Поиск образа города. Гуманитарные науки в городском искусстве и дизайне среды». Два выступления были посвящены роли национальных костюмов в современной городской культуре. «Реальное время» уже публиковало доклад эксперта-исследователя уличного искусства Анны Нистратовой о русском, украинском и татарском повседневных нарядах. Второе выступление — научного сотрудника отдела этнологических исследований института истории Дины Гатиной-Шафиковой «Этнообраз татарского общества как способ рефлексии в глобальном пространстве». Несакрально, но красиво Если раскрывать основы татарского костюмного комплекса, то изначально он говорил о смыслах, образах, имевших сакральное значение для носителя. Индустриальное общество упростило визуальную составляющую, наделив ее лишь внешней, репрезентативной функцией, то есть утеряв изначальный смысл. Однако современное общество в связи с глобализационными процессами, всеобщей унификацией ощутило потребность в воспроизводстве паттернов, указывающих на национальную «инаковость». Современные модные тенденции показывают, с одной стороны, универсализм, нивелирующий этническую специфику, с другой стороны — локальное своеобразие. Такие тенденции можно увидеть и у татарского костюма, когда татарское становится модным. Этнограф Светлана Владимировна Суслова выделяет четыре вида направления развития костюма: фольклорно-этнографическое, фольклористическое, общенационально-знаковое и авангардное. Этот порядок можно применить и к современности. Так, для фольклорно-этнографических и фольклористических направлений характерно создание реплик. Скажем, этим занимается объединение Millihasite, или мастер Луиза Фасхутдинова, которая вышивает и создает головные уборы. Презентация Дины Гатиной-Шафиковой Я намеренно не показываю фольклорные ансамбли, которые используют в костюмах аутентичные образы. В этом русле активно работают кряшены. Что касается казанских татар, то в основном они носят новоделы. Общенационально-знаковое направление основывается на тех же самых формах, однако в силу эстрадно-театральной эстетики узнаваемые элементы костюмного комплекса могут иметь более ярко выраженные формы. Пример — фэшн-коллекция Гульфии Билаловой, которая была создана в 2015 году. Мне кажется, ее видела половина России. Она использовала узнаваемые детали костюма, но в современной интерпретации. Еще отмечу коллекцию бренда Idel: они использовали орнаменталистику в современном костюмном комплексе. Правда, меня удивило, что на девушке в свитере с татарским узором головной убор по типу башкирского кашмау. Интересно отметить Burobanu, которые, несмотря на то, что в основном работают с традиционными формами, при создании женского головного убора — калфака — использовали как основу нагрудник изю, что является непосредственным примером авангардного течения. Каляпуш как манифест, 3 D как способ Говоря об авангарде, надо сказать, что это и сценическая/театральная, и праздничная, и даже повседневная одежда. Интересно наблюдать, как из года в год первое присутствует на конкурсе «Татар кызы», где различные костюмные комплексы с мотивами татарского, но в гипертрофированной форме. На фото — недавний региональный этап в Казани. Если перейти к праздничному функционалу одежды, то сейчас молодые пары часто используют в качестве этнокомпонента не только головные уборы, но и костюмный комплекс. Иногда одни детали более театральные, другие — более детальные. Но все работают исключительно по наитию. К примеру, находят швей, ищут книги, обращаются к театральным мастерам, воссоздавая, по их мнению, татарский костюм. Старшее и среднее поколение носит на праздниках головные уборы. При этом женщины в театре могут не покрывать голову, но на религиозных мероприятиях — обязательно. В повседневной жизни я редко встречала использование элементов традиционного костюма. Однако вчера я увидела в магазине мужчину в каляпуше, он сказал, что это его восприятие себя, своих корней, он носит его постоянно. У женщин «восприятие» ограничивается ношением недорогих украшений, созданных по национальным мотивам. Интересно, что сегодня мастера используют при их создании современные материалы, притом что традиционная форма не соблюдается: берется узор или основа, которая воспринимается как татарская. Гульфия Билалова (ее упомянутая выше коллекция 2015 года по большей части была распродана, даже в другие страны) теперь шьет на заказ, создает целые family look. Также она начала делать украшения из современных материалов, но по традиционным формам. Да, технологии не стоят на месте: объединение Millihasite, можно сказать, ввело моду на новые технологии, используя 3D-принтер, на котором печатают детали для нагрудного украшения (хаситэ), воротниковой застежки (яка чылбыпы), накосников (чулп). Как локдаун помог этномоде? Дизайнеры, работающие с этномотивами, — это большой поток. Появляются звездочки с огромным желанием творить, сталкиваются с жетскими правилами рынка, начинают понимать, что их штучный товар, изготовленный руками, в разы дороже китайского и поэтому не всегда может выдержать конкуренции. В 2016 году в «Реальном времени» я уже поднимала тему татарского этнодизайна, или «татар стайла», рассказывая о новых брендах и их работе, однако сейчас процентов 80 ушли с рынка, на замену которым пришли новые имена. Большинство использует в работе узоры. Их актуальная аудитория — женская. Для мужчин изготавливаются головные уборы, а также казакины, которые почему-то именуются «френчами». Согласно «Википедии», «в период Первой мировой войны в армии широкое распространение получили кители произвольных образцов — подражания английским и французским моделям, получившие общее наименование «френч» — по имени главнокомандующего Британскими экспедиционными силами во Франции, фельдмаршала Джона Френча». Есть дизайнеры, которые работают в масс-маркете, другие — шьют дорогую одежду, выставляют ее на фэшн-платформах, на конкурсах. К примеру, Burobanu в этом году показали свою коллекцию на Volga Fashion Week. Большим подспорьем для дизайнеров служат маркеты, самый знаковый из которых — «Печән базары», на нем выставляются все мастера. Также я жду, что представит проект Your yool — это фэшн-фильм о татарской духовной культуре, снятый по мифам. В течение месяца собрав команду, они уже закончили свою работу, показ ожидается в июле. Источник: instagram.com/your.yool В целом необходимо понимать: несмотря на то, что продажи ведутся и непосредственно в магазинах, практически каждый из мастеров имеет аккаунт и свои группы в наиболее популярных интернет-сетях («ВКонтакте», Instagram, Facebook). Благодаря развитию и внедрению в повседневную жизнь современных телекоммуникационных и информационных технологий, упрощается и ускорятся распространение продукции через интернет-сообщества и сайты. Сетевые продажи позволяют расширить аудиторию, что, соответственно, позволяет татарам со всего мира увидеть и купить понравившуюся вещь, находясь на другом конце планеты от производителя. К тому же после локдауна рынок продаж захватили интернет-магазины (WildBerries, OZON, KazanExpress), которые становятся новым полем сбыта для крупных и мелких производителей. Каковы итоги? Как отметили ребята бренда Idel: «Традиция сохраняется, когда живет в современных вещах». Нужно понимать, что этномода — это не удел всей молодежи, а лишь определенной группы людей, или так называемой этнориентированной части, которая декларирует свою идентичность через повседневные образы, используя одежду с элементами традиционного костюма или орнамента. Активисты из этой молодежи создают различные объединения и проекты, которые призваны, прежде всего, сохранить традиционную культуру. Все это, безусловно, является ответом на глобализационные процессы, нивелирующие национальные и локальные особенности. (Вопрос: «Почему татарки не носят традиционный костюм?») В России никто не носит традиционные костюмы. В этом плане мы не какие-то особенные. (Вопрос: «Связаны ли феминизм и костюмный комплекс?») Этот вопрос задавали организации «Ак калфак», но они обходили его стороной. Мне кажется, когда традиционные маркеры используются в повседневной одежде, это часть феминизма: да, я татарка, я женщина. (Вопрос: «Дизайнеры работают с историками моды, с костюмами?») Сейчас многие дизайнеры начали работать с Государственным каталогом, правда, без теоретический базы они могут наделать ошибок. В советский период, мне кажется, подход был более серьезным, правда, результат среди модельеров и дизайнеров не всегда оказывался таким, какой хотелось бы. В последнее время стали относиться к таким вещам серьезнее. Сначала начали изучать книги, а теперь — обращаться к научным сообществам. Но проблема еще и в закрытости: я, когда работала в Национальном музее, говорила, чтобы дизайнеры приходили к нам. А они отвечали, что к нам не попасть, нужно написать письмо, которое могут и не одобрить. Подготовил Радиф Кашапов
Похожие новости
Высотки не для слабых - «Дайджест»

Юрий Суханов Источник: Московский Комсомолец К концу года жители некоторых элитных домов могут сильно...

Подробнее 0
НДС ударит по квартплате: жильцы компенсируют коммунальщикам выпадающие доходы - «Инфраструктура»

Госкомитет по тарифам Татарстана и антимонопольщики обсудили подорожание услуг ЖКХ Фото: zhkhinfo.ru Тарифы...

Подробнее 0
Уход от конкуренции? УФАС выясняет, был ли сговор между правительством Удмуртии и строителями детсадов - «Образование»

Фирмы получили земельные участки под инвестиционные проекты без торгов Фото: udmurt.ru Удмуртское УФАС РФ...

Подробнее 0
Печатные книги: как выбирать?

Именно такой вопрос возникает у покупателя, который решил приобрести книгу для чтения. Какую книгу среди...

Подробнее 0

Оставить комментарий
Ваш Выбор Инноваций

Крымское ханство в борьбе за ордынское наследие. Часть 4 Фото: Бакчисарай (Карло Бассоли, 1842 год) Ярослав...

Подробнее 25-окт-2018

Проект «Реального времени»: от Татарии — к Татарстану. Часть 161-я Фото: из фондов Историко-краеведческого...

Подробнее 26-янв-2020

Пока в Казани реставрируют главный памятник вождю мирового пролетариата, «Реальное время» изучило, сколько...

Подробнее 24-окт-2020

Чем примечательна дата 30 января Фото: wikipedia.org Сегодня, 30 января, Международный день без интернета. В...

Подробнее 30-янв-2022

Интервью Андрея Богданова — о вольных каменщиках России, популярности масонства в коронакризис и...

Подробнее 27-мая-2020

Азат Хаким с ностальгией, восхищением и сожалением рассказывает о настоящем и будущем летного дела....

Подробнее 10-фев-2018

В этом году фестиваль Tat Cult Fest завершится необычно — на главной сцене покажут шоу «Татара — наследие...

Подробнее 20-авг-2020

Чем примечательна дата 24 августа Фото: kazan2013.com Сегодня, 24 августа, дата, вошедшая в историю многими...

Подробнее 24-авг-2021

Яндекс.Метрика