«Проблема деления татар стоит очень остро» - «История» » Ваш Выбор Инноваций

«Проблема деления татар стоит очень остро» - «История»

История 31-03-2021, 17:51 Kennedy 221 0

В Институте истории Марджани рассказали о татарах Мещеры


«Проблема деления татар стоит очень остро» - «История»
Фото: Максим Платонов


При полном аншлаге с песнями Фирдуса Тямаева и беседой о создании новой модели конструирования татарской нации — так в Институте истории Марджани накануне презентовали книгу «Эпоха татарских князей в Мещере (XV—XVII века)». На презентации побывал корреспондент «Реального времени».


Князья и мурзы

Как пояснил один из трех авторов книги Максум Акчурин, книга посвящена истории татар, которые жили на большой территории под названием Мещера. Сейчас это частично Рязанская и Нижегородские области, а также территория Мордовии.

— Выяснилось, что здесь обитали служилые татары, были среди них князья и мурзы. Также в этом районе жили эрзя и мокша. Служилые татары — это непростая история. Это не какие-то помещики вроде Обломова, это люди, которые занимались тяжелой мужской работой, участвовали в военных операциях. Мы изучали документы, выясняли, кем были эти князья, какие у них были традиции, какие законы сохранялись с ордынских времен. Выяснилось, кстати, что татарами занимались даже монахи Саровского монастыря, которые выкупали у них землю, — отметил Акчурин.

На территории Мещеры сначала появилось Касимовское ханство (книгу о том, во что превратилось оно сейчас, недавно презентовали в Казани). После часть земель, бывших внутренними территориями Золотой Орды, присоединили к Московскому государству, они административно вошли в состав новой Мещеры, где наряду с русской администрацией функционировал институт власти татарских князей, вплоть до эпохи Романовых.

Книга посвящена истории татар, которые жили на большой территории под названием Мещера

— Мещерские князья, мурзы, служивые татары сыграли важнейшую роль в средневековой истории нашего народа, — указал директор Института истории Марджани Радик Салихов. — Татары Мещеры были воинами, учеными, их потомки создавали нашу культуру — это и Гаяз Исхаки, и Муса Акъегет, музыкальные и театральные деятели. Без них мы не можем говорить о единстве татарского народа.

Как поют у нас в институте

От слова Мещера и произошло слово мишар, которые советские этнологи выделили в субэтнос волго-уральских татар. Как заметил модератор встречи Ильнур Миргалеев, руководитель Центра исследований Золотой Орды и татарских ханств имени Усманова, только в Казани он узнал, что мишарин:

— Я сдавал экзамен по философии, и замдиректор Туктаров заметил: «Как будто слушаю радио «Азатлык», там же тоже мишари работают, и ты тоже мишар».

Ильнур Миргалеев, руководитель Центра исследований Золотой Орды и татарских ханств имени Усманова, только в Казани узнал, что мишарин

Спикер пригласил на презентацию книги певца Фирдуса Тямаева — оказывается, они встретились на съемках передачи «Таяну ноктасы» на ТНВ, и Миргалеев обещал подарить издание, если заслуженный артист РТ придет в институт:

— Но говорю, если придешь, без песен не отпустим, — заметил ученый.

После этого Фирдусу Тямаеву ничего не оставалось, как спеть, причем несколько песен, включая новый хит «Татарлар» — с видеосопровождением, дружной поддержкой зала (зрители вставали с мест) и вставкой из «Туган тел».

— Проблема деления татар стоит очень остро, — резюмировал Раиль Фахрутдинов, профессор Казанского федерального университета. — Та модель конструирования татарской нации, которая сформировалась в начале XX века, особенно в первые десятилетия советской власти, я глубоко убежден, что ее время прошло, это вчерашний день.

«Проблема деления татар стоит очень остро», — резюмировал Раиль Фахрутдинов

Фахрутдинов предложить брать пример с русских коллег:

— Они не говорят, что есть вологодский диалект, кубанский диалект, все говорят о говоре. Когда начался процесс деления на субэтносы… Наверное, в конце XIX и начале XX века были особенности говора, а сейчас могу уверенно сказать, что особенности минимизированы. Мишари — это не самоназвание, а экзотним. Так их называют казанские татары, с долей юмора. Я вырос в Старо-Татарской слободе. И там я в впервые услышал, что мои соседи — мишари. А кто это? После этого, взрослея, я начал интересоваться этим вопросом. Вот другой пример — у нас есть родственники из Пермской области. Они говорят — мы думали, что мы татары, гордо говорили об этом, а в Казани выяснилось, что мы мишари. В русских источниках до XVII века термин используется, а после он исчезает.




Радиф Кашапов, фото: Максим Платонов
Цитирование статьи, картинки - фото скриншот - Rambler News Service.
Иллюстрация к статье - Яндекс. Картинки.
Есть вопросы. Напишите нам.
Общие правила  поведения на сайте.
В Институте истории Марджани рассказали о татарах Мещеры Фото: Максим Платонов При полном аншлаге с песнями Фирдуса Тямаева и беседой о создании новой модели конструирования татарской нации — так в Институте истории Марджани накануне презентовали книгу «Эпоха татарских князей в Мещере (XV—XVII века)». На презентации побывал корреспондент «Реального времени». Князья и мурзы Как пояснил один из трех авторов книги Максум Акчурин, книга посвящена истории татар, которые жили на большой территории под названием Мещера. Сейчас это частично Рязанская и Нижегородские области, а также территория Мордовии. — Выяснилось, что здесь обитали служилые татары, были среди них князья и мурзы. Также в этом районе жили эрзя и мокша. Служилые татары — это непростая история. Это не какие-то помещики вроде Обломова, это люди, которые занимались тяжелой мужской работой, участвовали в военных операциях. Мы изучали документы, выясняли, кем были эти князья, какие у них были традиции, какие законы сохранялись с ордынских времен. Выяснилось, кстати, что татарами занимались даже монахи Саровского монастыря, которые выкупали у них землю, — отметил Акчурин. На территории Мещеры сначала появилось Касимовское ханство (книгу о том, во что превратилось оно сейчас, недавно презентовали в Казани). После часть земель, бывших внутренними территориями Золотой Орды, присоединили к Московскому государству, они административно вошли в состав новой Мещеры, где наряду с русской администрацией функционировал институт власти татарских князей, вплоть до эпохи Романовых. Книга посвящена истории татар, которые жили на большой территории под названием Мещера — Мещерские князья, мурзы, служивые татары сыграли важнейшую роль в средневековой истории нашего народа, — указал директор Института истории Марджани Радик Салихов. — Татары Мещеры были воинами, учеными, их потомки создавали нашу культуру — это и Гаяз Исхаки, и Муса Акъегет, музыкальные и театральные деятели. Без них мы не можем говорить о единстве татарского народа. Как поют у нас в институте От слова Мещера и произошло слово мишар, которые советские этнологи выделили в субэтнос волго-уральских татар. Как заметил модератор встречи Ильнур Миргалеев, руководитель Центра исследований Золотой Орды и татарских ханств имени Усманова, только в Казани он узнал, что мишарин: — Я сдавал экзамен по философии, и замдиректор Туктаров заметил: «Как будто слушаю радио «Азатлык», там же тоже мишари работают, и ты тоже мишар». Ильнур Миргалеев, руководитель Центра исследований Золотой Орды и татарских ханств имени Усманова, только в Казани узнал, что мишарин Спикер пригласил на презентацию книги певца Фирдуса Тямаева — оказывается, они встретились на съемках передачи «Таяну ноктасы» на ТНВ, и Миргалеев обещал подарить издание, если заслуженный артист РТ придет в институт: — Но говорю, если придешь, без песен не отпустим, — заметил ученый. После этого Фирдусу Тямаеву ничего не оставалось, как спеть, причем несколько песен, включая новый хит «Татарлар» — с видеосопровождением, дружной поддержкой зала (зрители вставали с мест) и вставкой из «Туган тел». — Проблема деления татар стоит очень остро, — резюмировал Раиль Фахрутдинов, профессор Казанского федерального университета. — Та модель конструирования татарской нации, которая сформировалась в начале XX века, особенно в первые десятилетия советской власти, я глубоко убежден, что ее время прошло, это вчерашний день. «Проблема деления татар стоит очень остро», — резюмировал Раиль Фахрутдинов Фахрутдинов предложить брать пример с русских коллег: — Они не говорят, что есть вологодский диалект, кубанский диалект, все говорят о говоре. Когда начался процесс деления на субэтносы… Наверное, в конце XIX и начале XX века были особенности говора, а сейчас могу уверенно сказать, что особенности минимизированы. Мишари — это не самоназвание, а экзотним. Так их называют казанские татары, с долей юмора. Я вырос в Старо-Татарской слободе. И там я в впервые услышал, что мои соседи — мишари. А кто это? После этого, взрослея, я начал интересоваться этим вопросом. Вот другой пример — у нас есть родственники из Пермской области. Они говорят — мы думали, что мы татары, гордо говорили об этом, а в Казани выяснилось, что мы мишари. В русских источниках до XVII века термин используется, а после он исчезает. Радиф Кашапов, фото: Максим Платонов
Похожие новости
Фотомарафон «100-летие ТАССР»: здравпункт на КАМАЗе, 1979 год - «История»

Проект «Реального времени»: от Татарии — к Татарстану, часть 259-я Фото: предоставлено пресс-службой ПАО...

Подробнее 0
«Ак Барс» попал, а «Салавату» повезло? Решение КХЛ завершить чемпионат нарушило командам все планы - «Власть»

Континентальная лига обесценила себя, подпортила настроение в Казани Фото: ak-bars.ru/ Ильнар Тухбатов То,...

Подробнее 0
Расширяя возможности для хаджа: татарстанским паломникам не придется ездить за визами в Москву - «Инфраструктура»

Что принесет саудовское генконсульство Татарстану? Фото: dumrt-haj.ru В Казани откроется генеральное...

Подробнее 0
В Крыму подорожала недвижимость - «Новости регионов»

Нина Ташевская Источник: Лента Средняя стоимость жилой недвижимости в Крыму достигла 150 тысяч рублей за...

Подробнее 0

Оставить комментарий
Ваш Выбор Инноваций

Как казанские активисты изучают потенциал булгарских городищ Фото: Радиф Кашапов (Биляр) На два дня...

Подробнее 23-авг-2021

100-летию органов безопасности посвящается. Часть 2: как казанские правоохранители предотвратили заказное...

Подробнее 02-янв-2018

Уникальная история «байского» храма мусульман столицы Татарстана. Часть 1-я Фото: pastvu.com В преддверии...

Подробнее 26-июл-2020

Знаменитый баскетболист о победах, кино и политике Фото: inbusiness.kz Собеседник «Реального времени» Алжан...

Подробнее 31-мая-2019

На заемные деньги торговое предприятие Казани проведет реконструкцию старейшего магазина Фото: Екатерина...

Подробнее 26-фев-2020

В Галерее современного искусства открылся вернисаж «Дорога…» к 75-летию казанского фотографа Фото: Ринат...

Подробнее 13-авг-2021

Историк Салават Хамидуллин о башкирских родах. Кыпчак: часть 4 Уфимский историк Салават Хамидуллин...

Подробнее 04-июл-2019

За 80 лет, прошедших с издания настольного календаря — 1941, в отношениях трех славянских республик (РСФСР,...

Подробнее 04-сен-2021

Яндекс.Метрика