Белая мечеть Казани: соседство с сектой ваисовцев и расстрелянный казый - «История» » Ваш Выбор Инноваций

Белая мечеть Казани: соседство с сектой ваисовцев и расстрелянный казый - «История»

История 17-11-2020, 18:14 Марианна 143 0

История 11-го соборного мусульманского храма Ново-Татарской слободы


Белая мечеть Казани: соседство с сектой ваисовцев и расстрелянный казый - «История»
Фото: Дима Канеки / domofoto.ru / CC-BY-NC-ND


«Реальное время» продолжает рассказывать о знаковых мусульманских храмах столицы Татарстана. Одной из старинных мечетей Казани, сохранившихся до наших дней, является Белая (она же 11-я соборная), которая расположена в Ново-Татарской слободе. Правда, этот «дом Аллаха» находится в полуразрушенном состоянии и нуждается в реставрации. О попечителях и имамах мечети повествуют историки Радик Салихов и Рамиль Хайрутдинов в книге «Исторические мечети Казани», отрывки из которой приводит наша интернет-газета.


Большая мечеть маленького прихода (11-я соборная, Большая Каменная, ул. Кызыл Татарстан, 20)

Рассказывая об истории возникновения Первой соборной мечети города Казани, мы уже останавливались на особенностях формирования и основных этапах развития Ново-Татарской слободы. В конце XVIII — начале XX веков ее территориальные границы проходили по красным линиям современных улиц: Камиля Якуба, Татарстан, Меховщиков, Кызыл Татарстан. Необходимо особо подчеркнуть, что этот городской район с момента своего образования имел достаточно высокие темпы демографического и экономического роста.

Отдаленность новой слободы от административного центра, относительная дешевизна и доступность земли привлекали сюда многочисленных переселенцев из татарских деревень. Можно сказать, что основное население здесь составляли вчерашние крестьяне, приехавшие в Казань в поисках работы и лучшей жизни. В свою очередь наличие свободной рабочей силы привлекало сюда многих крупных предпринимателей, строивших и основывавших среди слободских кварталов многочисленные промышленные и кустарные предприятия. Уже в конце XVIII — начале XIX веков в Ново-Татарской слободе держали мыловаренные, козловые, кожевенные заводы, кумачные фабрики такие известные торговые династии, как Апанаевы, Аитовы, Замановы и многие другие. Кроме них в слободе промышляли десятки, а то и сотни мелких торговцев и мастеровых, открывавших в собственных жилых усадьбах, хлебо-бакалейные лавки, столовые, постоялые дворы, мастерские по изготовлению ичигов и каляпушей и др. Все это, безусловно, способствовало складыванию больших и материально обеспеченных мусульманских общин, содержавших большие культовые здания, знаменитых богословов и проповедников, крупные медресе.

Ш. Марджани утверждает, что в мечети переселенцев, имевшей название Первой мечети или мечети Ишкая муллы, хранилась книга «Гимадель Ислам», пожертвованная храму еще в 1741 году. Фото Олега Тихонова

Заселение Ново-Татарской слободы, начавшееся в середине XVIII века, происходило первоначально в кварталах, ограниченных сегодня улицами М. Гафури, Кызыл Татарстан, Меховщиков и Эш урам. Именно на этой территории возникла первая слободская махалля и построена деревянная мечеть. По всей видимости, жители принадлежали ранее к одной упраздненной миссионерами мусульманской общине Старо-Татарской слободы. Ш. Марджани утверждает, что в мечети переселенцев, имевшей название Первой мечети или мечети Ишкая муллы, хранилась книга «Гимадель Ислам», пожертвованная храму еще в 1741 году. Вероятно, эта рукопись была подарена какой-то махалле Старо-Татарской слободы, и мусульмане, переселившись на новое место, взяли ее с собой.

Деревянная мечеть в новой слободе простояла более пятидесяти лет, пока в 1801 году купец Габдрахим бин Валид бин Мусалим бин Мамяш аль-Урнашбаши (?-1850), известный под прозвищем Ракый бай, не построил для нее новое двухэтажное кирпичное здание (ул. Кызыл Татарстан, д. 20), получившее благодаря своим размерам название Большой каменной мечети.

Мусульмане, воздвигнувшие в Ново-Татарской слободе первый каменный храм, приглашали к себе имамами только высокообразованных и авторитетных священнослужителей. Среди духовных деятелей, служивших здесь, Ш. Марджани особо выделял отца и сына Мамяшей. Последний из них — Махмут бин Мухаметэмин Мамяш (ум. 1812) — основал в приходе медресе и кроме педагогической деятельности успешно занимался научными изысканиями. Затем, сменив очередного муллу прихода Хамита Муртазина, главой махалли стал Абубакир Юсупов (ум. 1830, по другим сведениям в 1839) — уроженец деревни Зиябаш, воспитанник прославленного бухарского преподавателя и богослова Ниязколыя Туркмени, также имевший множество шакирдов.

Практически рядом с мечетью по красной линии современной улицы Меховщиков находилось домовладение известного религиозного и общественного деятеля Багаутдина Хамзина Ваисова. Фото prokazan.ru

После кончины Махмута бин Мухаметэмина помощником Абубакира муллы стал сын старого хазрета Габдельгафур бин Махмут. Сменив своего учителя А. Юсупова на должности имам-хатиба и мударриса, он в 1837 году пригласил себе в помощники зятя, уроженца д. Студеный Ключ Казанского уезда (ныне Высокогорский район Татарстана) Хуснутдина Гумеровича Сеитова, окончившего курс наук в медресе Габдуллы Чиртуши в д. Маскара Малмыжского уезда Вятской губернии. Этот священнослужитель пользовался заслуженным авторитетом у мусульман прихода. Из трех его сыновей двое занимались предпринимательством. А один — Мухамедшакир (25.07.1843 — 1904), получивший образование в Стамбуле, стал преемником своего отца в 11-м приходе. Он занимал эту должность с 1872 по 1904 годы — указ от 21 августа 1872 года №6695.

Мухамедшакир хазрет продолжил традиции предшественников, правда, без особого успеха. В руководимом им Сеитовском медресе процветал старый метод, поэтому с каждым годом число учащихся неуклонно уменьшалось. Так, например, в 1893 году у М-Ш.X. Сеитова училось всего 20 шакирдов.

В период службы имама в махалле произошли весьма драматичные события. Дело в том, что в это время практически рядом с мечетью по красной линии современной улицы Меховщиков находилось домовладение известного религиозного и общественного деятеля Багаутдина Хамзина Ваисова. Участок на Большой Симбирской улице он приобрел в 1872 году, затем построил большой двухэтажный деревянный дом. Здесь впоследствии и обосновался «штаб» его секты или так называемого «божьего полка», члены которой отрицательно относились к официальному духовенству, вели подчеркнуто благочестивый и аскетический образ жизни, а в отношениях с государством пытались использовать некоторые формы гражданского неповиновения.

Фото tatar-inform.ru

В 1884 году полиции при поддержке жителей махалли удалось ворваться в дом Ваисова, похожий на маленькую крепость, и разогнать мюридов опального ишана, а самого его отправить в психиатрическую лечебницу. Кстати, дом Багаутдина тогда разобрали по бревнышку, чтобы в слободе не осталось даже следа от непонятных и опасных бунтовщиков. Без сомнения, ключевую роль в изгнании сектантов из прихода сыграл указной мулла, не желавший мириться с существованием скандальных оппонентов и всерьез опасавшийся за стабильное и спокойное существование своей общины.

В 1904 году духовным наставником прихода был избран Кашшафутдин Киямутдинович Тарзиманов (1877—1940) — указ от 11 сентября 1904 года №3081. Он родился в деревне Ямкино Спасского уезда Казанской губернии (ныне Алексеевский район РТ) в семье указного муллы. Приехав в Казань, стал одним из ближайших сподвижников Г. Баруди и немедленно реформировал медресе при 11-й мечети. Результаты появились быстро. В 1910 году занятия Кашшафа муллы посещали уже 60 человек. В годы Советской власти, в период разгула воинствующего атеизма, К.К. Тарзиманов, будучи уже избранным на должность казыя (заседателя) Оренбургского Магометанского Духовного Собрания, многое сделал для сохранения и утверждения в общественном сознании вековых нравственных ценностей. Этой цели служил редактируемый им ежемесячный религиозно-нравственный и философский журнал «Ислам Мэжэллэсе» («Мусульманский сборник»), который издавался в Уфе в 1924—1926 годы. К.К. Тарзимани был расстрелян в 1937 году по обвинению в антисоветской деятельности.

В двадцатые годы ХХ столетия после отъезда К. Тарзиманова в Уфу имамом общины служил его брат Ахкам Тарзиманов.

В начале ХХ века мечеть на углу Большой Симбирской и Третьей Поперечной в официальных документах именовалась Мечеть №11. Ее махалля в 1916 году объединяла 450 мусульман, 464 мусульманки и 75 домовладельцев. По сути, это была самая маленькая махалля Ново-Татарской слободы. Медресе прихода, именовавшееся Сеитовским, находилось на современной улице Эш Урам.

Вид в сторону центра Казани, 1927—1930 гг. Фото: pastvu.com

Как мы уже отмечали, усилиям имама и мударриса Кашшафутдина Тарзимани это учебное заведение стало одним из самых передовых в Казани. Его начальный курс — мектебе — состоял из 4-х отделений (классов), где изучались татарская азбука, чтение на татарском языке, чтение Корана, вероучение и священная история, арифметика, диктовка и чистописание. В 3 классах медресе преподавалось: чтение на татарском языке, вероучение, история ислама, арифметика, чистописание, география, изложение на татарском языке, хадис, чтение и грамматика арабского языка, фикх и Фараиз. Кроме муллы шакирдов обучали учителя — муэдзин Шарифзян Ибрагимов, крестьянин д. Зеленая Хвалынского уезда Саратовской губернии Хайрулзамал Бикбаев, крестьянин Спасского уезда д. Ургагары Ахнаф Асадуллин и другие.

Среди шакирдов медресе были молодые люди из Казанской, Саратовской, Вятской и Самарской губерний. Всего в 1913 году здесь насчитывалось 70 шакирдов.

В мечети служила династия муэдзинов. Так, 21 августа 1872 года, получив указ за №6703, эту должность занял Мухамедвафа Исхакович Ибрагимов (ум. 7.05.1892), затем его сменил сын Ахметзян (16.06.1866—10.05.1909) — указ №1686 от 10 августа 1893 года. В свою очередь после смерти А. Ибрагимова муэдзином был избран Шарифзян Ахметзянович Ибрагимов (р. 12.01.1865) — указ № 2991 от 7 июля 1910 года. В 1921 г. он был переведен на аналогичную должность в приход Султановской мечети.

Мечеть 11 прихода была закрыта постановлением Президиума ТатЦИКа от 11 апреля 1929 года.


Радик Салихов, Рамиль Хайрутдинов
Цитирование статьи, картинки - фото скриншот - Rambler News Service.
Иллюстрация к статье - Яндекс. Картинки.
Есть вопросы. Напишите нам.
Общие правила  поведения на сайте.
История 11-го соборного мусульманского храма Ново-Татарской слободы Фото: Дима Канеки / domofoto.ru / CC-BY-NC-ND «Реальное время» продолжает рассказывать о знаковых мусульманских храмах столицы Татарстана. Одной из старинных мечетей Казани, сохранившихся до наших дней, является Белая (она же 11-я соборная), которая расположена в Ново-Татарской слободе. Правда, этот «дом Аллаха» находится в полуразрушенном состоянии и нуждается в реставрации. О попечителях и имамах мечети повествуют историки Радик Салихов и Рамиль Хайрутдинов в книге «Исторические мечети Казани», отрывки из которой приводит наша интернет-газета. Большая мечеть маленького прихода (11-я соборная, Большая Каменная, ул. Кызыл Татарстан, 20) Рассказывая об истории возникновения Первой соборной мечети города Казани, мы уже останавливались на особенностях формирования и основных этапах развития Ново-Татарской слободы. В конце XVIII — начале XX веков ее территориальные границы проходили по красным линиям современных улиц: Камиля Якуба, Татарстан, Меховщиков, Кызыл Татарстан. Необходимо особо подчеркнуть, что этот городской район с момента своего образования имел достаточно высокие темпы демографического и экономического роста. Отдаленность новой слободы от административного центра, относительная дешевизна и доступность земли привлекали сюда многочисленных переселенцев из татарских деревень. Можно сказать, что основное население здесь составляли вчерашние крестьяне, приехавшие в Казань в поисках работы и лучшей жизни. В свою очередь наличие свободной рабочей силы привлекало сюда многих крупных предпринимателей, строивших и основывавших среди слободских кварталов многочисленные промышленные и кустарные предприятия. Уже в конце XVIII — начале XIX веков в Ново-Татарской слободе держали мыловаренные, козловые, кожевенные заводы, кумачные фабрики такие известные торговые династии, как Апанаевы, Аитовы, Замановы и многие другие. Кроме них в слободе промышляли десятки, а то и сотни мелких торговцев и мастеровых, открывавших в собственных жилых усадьбах, хлебо-бакалейные лавки, столовые, постоялые дворы, мастерские по изготовлению ичигов и каляпушей и др. Все это, безусловно, способствовало складыванию больших и материально обеспеченных мусульманских общин, содержавших большие культовые здания, знаменитых богословов и проповедников, крупные медресе. Ш. Марджани утверждает, что в мечети переселенцев, имевшей название Первой мечети или мечети Ишкая муллы, хранилась книга «Гимадель Ислам», пожертвованная храму еще в 1741 году. Фото Олега Тихонова Заселение Ново-Татарской слободы, начавшееся в середине XVIII века, происходило первоначально в кварталах, ограниченных сегодня улицами М. Гафури, Кызыл Татарстан, Меховщиков и Эш урам. Именно на этой территории возникла первая слободская махалля и построена деревянная мечеть. По всей видимости, жители принадлежали ранее к одной упраздненной миссионерами мусульманской общине Старо-Татарской слободы. Ш. Марджани утверждает, что в мечети переселенцев, имевшей название Первой мечети или мечети Ишкая муллы, хранилась книга «Гимадель Ислам», пожертвованная храму еще в 1741 году. Вероятно, эта рукопись была подарена какой-то махалле Старо-Татарской слободы, и мусульмане, переселившись на новое место, взяли ее с собой. Деревянная мечеть в новой слободе простояла более пятидесяти лет, пока в 1801 году купец Габдрахим бин Валид бин Мусалим бин Мамяш аль-Урнашбаши (?-1850), известный под прозвищем Ракый бай, не построил для нее новое двухэтажное кирпичное здание (ул. Кызыл Татарстан, д. 20), получившее благодаря своим размерам название Большой каменной мечети. Мусульмане, воздвигнувшие в Ново-Татарской слободе первый каменный храм, приглашали к себе имамами только высокообразованных и авторитетных священнослужителей. Среди духовных деятелей, служивших здесь, Ш. Марджани особо выделял отца и сына Мамяшей. Последний из них — Махмут бин Мухаметэмин Мамяш (ум. 1812) — основал в приходе медресе и кроме педагогической деятельности успешно занимался научными изысканиями. Затем, сменив очередного муллу прихода Хамита Муртазина, главой махалли стал Абубакир Юсупов (ум. 1830, по другим сведениям в 1839) — уроженец деревни Зиябаш, воспитанник прославленного бухарского преподавателя и богослова Ниязколыя Туркмени, также имевший множество шакирдов. Практически рядом с мечетью по красной линии современной улицы Меховщиков находилось домовладение известного религиозного и общественного деятеля Багаутдина Хамзина Ваисова. Фото prokazan.ru После кончины Махмута бин Мухаметэмина помощником Абубакира муллы стал сын старого хазрета Габдельгафур бин Махмут. Сменив своего учителя А. Юсупова на должности имам-хатиба и мударриса, он в 1837 году пригласил себе в помощники зятя, уроженца д. Студеный Ключ Казанского уезда (ныне Высокогорский район Татарстана) Хуснутдина Гумеровича Сеитова, окончившего курс наук в медресе Габдуллы Чиртуши в д. Маскара Малмыжского уезда Вятской губернии. Этот священнослужитель пользовался заслуженным авторитетом у мусульман прихода. Из трех его сыновей двое занимались предпринимательством. А один — Мухамедшакир (25.07.1843 — 1904), получивший образование в Стамбуле, стал преемником своего отца в 11-м приходе. Он занимал эту должность с 1872 по 1904 годы — указ от 21 августа 1872 года №6695. Мухамедшакир хазрет продолжил традиции предшественников, правда, без особого успеха. В руководимом им Сеитовском медресе процветал старый метод, поэтому с каждым годом число учащихся неуклонно уменьшалось. Так, например, в 1893 году у М-Ш.X. Сеитова училось всего 20 шакирдов. В период службы имама в махалле произошли весьма драматичные события. Дело в том, что в это время практически рядом с мечетью по красной линии современной улицы Меховщиков находилось домовладение известного религиозного и общественного деятеля Багаутдина Хамзина Ваисова. Участок на Большой Симбирской улице он приобрел в 1872 году, затем построил большой двухэтажный деревянный дом. Здесь впоследствии и обосновался «штаб» его секты или так называемого «божьего полка», члены которой отрицательно относились к официальному духовенству, вели подчеркнуто благочестивый и аскетический образ жизни, а в отношениях с государством пытались использовать некоторые формы гражданского неповиновения. Фото tatar-inform.ru В 1884 году полиции при поддержке жителей махалли удалось ворваться в дом Ваисова, похожий на маленькую крепость, и разогнать мюридов опального ишана, а самого его отправить в психиатрическую лечебницу. Кстати, дом Багаутдина тогда разобрали по бревнышку, чтобы в слободе не осталось даже следа от непонятных и опасных бунтовщиков. Без сомнения, ключевую роль в изгнании сектантов из прихода сыграл указной мулла, не желавший мириться с существованием скандальных оппонентов и всерьез опасавшийся за стабильное и спокойное существование своей общины. В 1904 году духовным наставником прихода был избран Кашшафутдин Киямутдинович Тарзиманов (1877—1940) — указ от 11 сентября 1904 года №3081. Он родился в деревне Ямкино Спасского уезда Казанской губернии (ныне Алексеевский район РТ) в семье указного муллы. Приехав в Казань, стал одним из ближайших сподвижников Г. Баруди и немедленно реформировал медресе при 11-й мечети. Результаты появились быстро. В 1910 году занятия Кашшафа муллы посещали уже 60 человек. В годы Советской власти, в период разгула воинствующего атеизма, К.К. Тарзиманов, будучи уже избранным на должность казыя (заседателя) Оренбургского Магометанского Духовного Собрания, многое сделал для сохранения и утверждения в общественном сознании вековых нравственных ценностей. Этой цели служил редактируемый им ежемесячный религиозно-нравственный и философский журнал «Ислам Мэжэллэсе» («Мусульманский сборник»), который издавался в Уфе в 1924—1926 годы. К.К. Тарзимани был расстрелян в 1937 году по обвинению в антисоветской деятельности. В двадцатые годы ХХ столетия после отъезда К. Тарзиманова в Уфу имамом общины служил его брат Ахкам Тарзиманов. В начале ХХ века мечеть на углу Большой Симбирской и Третьей Поперечной в официальных документах именовалась Мечеть №11. Ее махалля в 1916 году объединяла 450 мусульман, 464 мусульманки и 75 домовладельцев. По сути, это была самая маленькая махалля Ново-Татарской слободы. Медресе прихода, именовавшееся Сеитовским, находилось на современной улице Эш Урам. Вид в сторону центра Казани, 1927—1930 гг. Фото: pastvu.com Как мы уже отмечали, усилиям имама и мударриса Кашшафутдина Тарзимани это учебное заведение стало одним из самых передовых в Казани. Его начальный курс — мектебе — состоял из 4-х отделений (классов), где изучались татарская азбука, чтение на татарском языке, чтение Корана, вероучение и священная история, арифметика, диктовка и чистописание. В 3 классах медресе преподавалось: чтение на татарском языке, вероучение, история ислама, арифметика, чистописание, география, изложение на татарском языке, хадис, чтение и грамматика арабского языка, фикх и Фараиз. Кроме муллы шакирдов обучали учителя — муэдзин Шарифзян Ибрагимов, крестьянин д. Зеленая Хвалынского уезда Саратовской губернии Хайрулзамал Бикбаев, крестьянин Спасского уезда д. Ургагары Ахнаф Асадуллин и другие. Среди шакирдов медресе были молодые люди из Казанской, Саратовской, Вятской и Самарской губерний. Всего в 1913 году здесь насчитывалось 70 шакирдов. В мечети служила династия муэдзинов. Так, 21 августа 1872 года, получив указ за №6703, эту должность занял Мухамедвафа Исхакович Ибрагимов (ум. 7.05.1892), затем его сменил сын Ахметзян (16.06.1866—10.05.1909) — указ №1686 от 10 августа 1893 года. В свою очередь после смерти А. Ибрагимова муэдзином был избран Шарифзян Ахметзянович Ибрагимов (р. 12.01.1865) — указ № 2991 от 7 июля 1910 года. В 1921 г. он был переведен на аналогичную должность в приход Султановской мечети. Мечеть 11 прихода была закрыта постановлением Президиума ТатЦИКа от 11 апреля 1929 года. Радик Салихов, Рамиль Хайрутдинов
Похожие новости
«Горбачев со своими реформами въехал в такое болото, для которого не хватило мощности двигателя» - «История»

Историк Александр Шубин о значении и уроках перестройки. Часть 2 Фото: nakanune.ru 35 лет назад, 11 марта...

Подробнее 0
От дворянина Дротоевского до президента Шаймиева: памятник архитектуры Казани обретет новых обитателей - «История»

К концу года в здание переедет Комитет Татарстана по охране ОКН Фото: Ринат Назметдинов Реставрация...

Подробнее 0
Наследнику пришлось дойти до Верховного суда, чтобы получить завещанный ему дом, который нотариус передал государству - «Дайджест»

Сивакова И. В. Источник: Юридические тонкости Две главные причины, из-за которых наследник рискует так...

Подробнее 0
Зеленодольский штурм: как 150 «аварийщиков» заявились к Тыгину и что из этого вышло - «Инфраструктура»

Выселяемые на улицу десятки семей с детьми требовали у мэра жилья, а тот кивал на Госжилфонд Фото:...

Подробнее 0

Оставить комментарий
Ваш Выбор Инноваций

Отрывки из книги «Хроника тюрко-татарских государств». Часть 32-я Фото: russian7.ru «Реальное время»...

Подробнее 13-апр-2019

«Великая Татария» казанского историка. Часть 10-я Фото: wikimedia.org (П. Гайге. «Гунны сражаются с...

Подробнее 13-июн-2020

Татарстанские герои и жертвы войны в Афганистане Фото: Александр Герасимов (evening-kazan.ru) 30 лет назад,...

Подробнее 15-фев-2019

Проект «Реального времени»: от Татарии — к Татарстану. Часть 22-я Фото: государственный архив РТ Молодежное...

Подробнее 09-сен-2019

Облицованное сайдингом здание в самом сердце города досталось вузу по наследству, но скоро университет...

Подробнее 24-июл-2019

Проект «Реального времени»: от Татарии — к Татарстану, часть 62-я Фото: bessmertnybarak.ru В 1932 году в...

Подробнее 19-окт-2019

Чем примечательна дата 15 июня Фото: vita-life777.livejournal.com Сегодня, 15 июня, в России — день...

Подробнее 15-июн-2021

Создание БАССР и ликвидация Уфимской губернии. Как это было? Часть 7-я Фото: chronograph.livejournal.com...

Подробнее 20-фев-2018

Яндекс.Метрика