Рафаэль Хакимов: «Мы умеем деньги вытаскивать из Москвы» - «История»
История 6-11-2020, 18:15 Кузьма 110 0
Историк Рафаэль Хакимов об актуальности основного закона республики и финансовых проблемах федерализма

Сегодня в республике празднуют День Конституции Татарстана. Основополагающий для татарстанцев документ приняли почти три десятка лет назад — после референдума о суверенитете региона 6 ноября 1992 года. Конституция республики и сейчас вызывает бурные дискуссии, в ней до сих пор есть положения, противоречащие федеральному законодательству, декларирующие суверенитет и независимость Татарстана. Газета «Реальное время» обсудила актуальность основного закона республики для татарстанцев с одним из ключевых участников конституционных процессов 1990-х, историком Рафаэлем Хакимовым.
«Россия тоже начала нарушать свою Конституцию»
— Рафаэль Сибгатович, 28 лет назад была принята Конституция Татарстана. С учетом всех последующих споров с Москвой по поводу суверенитета и Договора о разграничении полномочий, который в 2017-м не был продлен, нужно ли было ее принимать?
— Конечно же, Конституцию нужно было тогда принимать. Поскольку Конституция это фактически была декларация, а не собственно законы, тем более не какой-то основной закон. Его нужно было развернуть, объяснить, закрепить. Еще, конечно, референдум сыграл большую роль — результаты референдума, прошедшего 21 марта 1992 года, надо было закрепить (результатом референдума стало провозглашение государственного суверенитета Республики Татарстан). В первую статью эти результаты референдума и попали. Это была, собственно, основная статья, ради которой было нужно принимать Конституцию Татарстана (согласно которой Республика Татарстан провозглашалась демократическим правовым государством, объединенным с Российской Федерацией Конституцией РФ, Конституцией РТ и Договором РФ и РТ).
— Согласно первой редакции Конституции, в которую потом 17 раз вносили поправки, Татарстан провозглашался демократическим правовым государством — и формально он, согласно Конституции же, и остается именно «государством» (а не субъектом в составе Российского государства). Здесь, очевидно, есть противоречия с российской Конституцией. Как их сегодня объяснять и разрешать?
— Противоречия могут быть — но для этого же и существует «Договор о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан»!

— Но ведь договор прекратил свое существование — в соответствии с федеральным законом в 2017 году Татарстан утратил право на разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти РТ. Так как в 2017 году договор не был продлен….
— Ну, знаете, это уже связано с тем, что Россия тоже начала нарушать свою Конституцию и свое законодательство. И поэтому получилось так, что негласно вроде бы согласились с положениями Договора о том, что отношения между Москвой и Казанью определяются ими. И вроде бы ничего страшного. Есть же и аналогии подобного положения вещей: скажем, Бавария тоже сегодня формально свободное и независимое государство, что противоречит общегерманской Конституции, между прочим. Но Германия, как и Бавария, при этом существуют. Вот и мы тоже существуем!
«Россия рано или поздно все-таки станет настоящей федерацией»
— Тогда не могу не задать такой вопрос: в первой редакции Конституции Татарстана говорилось о принципах «федерализма», но при этом все последние 20 лет, начиная с путинской вертикали власти и заканчивая поправками к Конституции РФ, собственно федерализма уже нет или вы не согласны с этим?
— В каких-то вопросах федерализм сегодня все-таки есть, а в каких-то вопросах этот федерализм очень какой-то… минимальный. Ну, например, внешние связи у нас, у Татарстана, такие же, как у Германии и других суверенных государств — у Татарстана фактически такие же права на них. А в некоторых вопросах сегодня все зависит от российского законодательства.

— Но с вашей точки зрения, как историка, политика, помнящего 1990-е, стоило ли тогда Татарстану стремиться быть суверенным, хотя бы по системе конфедерации, или как в случае с Баварией в составе Германии? Или же Татарстану удобнее и лучше всего существовать на принципах централизованной, если не сказать «имперской» власти?
— Ну как «имперская»?! Это хуже не бывает! Подобная страна рано или поздно развалится. Для такой же большой страны, как Россия, с такой территорией и разнообразием культур, даже не просто народов, а даже региональных культур именно — с одиннадцатью часовыми поясами! — без федерализма никак. Так что я уверен, Россия рано или поздно все-таки станет настоящей федерацией. Желает этого кто-то или не желает — это всего лишь разговоры. То, что кто-то сегодня выступает за унитаризм, унитарное устройство Российского государства, — это в действительности связано больше с вопросами концентрации финансовых ресурсов [в федеральном центре] и, кстати говоря, коррупцией.
Как Казань договорилась с Москвой о помощи другим регионам с татарскими учебниками
— С момента принятия Конституции Татарстана не перестают дискутировать о ее национальном характере: что тогда республика разыграла национальную карту, заявив, что власть в Татарстане осуществляется в первую очередь от имени отдельной нации, цитирую: «Выражая волю многонационального народа Республики Татарстан и татарского народа…». Стоило ли эту карту тогда, в 1990-е, разыгрывать?
— Во-первых, мы говорим о «народе Татарстана», имея в виду и татар, и русских, и другие нации. И этот принцип выполняется даже сегодня. Потому что не только татарский государственный язык и русский государственный язык у нас прописаны в законе. Но, учитывая, что у нас регион компактного проживания разных наций, в Татарстане есть школы на марийском, удмуртском, чувашском языках. И газеты соответствующие есть, и клубы. Все, что они, эти нации, хотят в этой части. А что касается вопроса, почему в Конституции отдельно обозначен «татарский народ» — ответ простой: кроме Татарстана, основная часть татар живет на территории как раз Российской Федерации. Поэтому эта фраза и попала в текст. Потому что Казань тогда с Москвой договорилась, что за культуру всех татар в России отвечает Татарстан. И это Москва сама признала, и даже просила об этом — чтобы мы как раз обеспечивали, скажем, татарские школы в других регионах учебниками. И сегодня мы эти школы учебниками обеспечиваем — сами печатаем их, а регионы закупают их у нас.

Вопросы гражданства не актуальны, а распределение налогов — все еще проблема
— Вдогонку еще вопрос о «гражданстве» — согласно 21-й статье Конституции Татарстана установлено положение о «гражданстве Татарстана» (что, кстати, закреплено было потом постановлением Конституционного суда Татарстана от 30 мая 2003 года). Сегодня институт гражданства важен сам по себе, или уже не имеет практического смысла?
— Что касается гражданства… Если есть республика — хотя бы номинально! — и есть свой язык, свои атрибуты, то есть и соответствующее гражданство. А так, в принципе, сегодня, на мой взгляд, вопрос гражданства уже и по всему миру становится не сильно актуальным, не столь важным. В Евросоюзе границы открыты, и границы эти открываются для жителей стран, входящих в ЕС, без оговорок о каком-либо гражданстве. Думаю, по сравнению с 90-ми годами, вопрос о гражданстве уже несколько смягчился к настоящему времени.
— Резюмируя разговор, что бы вы могли пожелать в день Конституции Татарстана федеральным и республиканским властям, законодателям, политикам для решении вопросов федерализма и улучшения взаимодействия Москвы и Казани?
— На мой взгляд, наши отношения с Москвой, федеральным центром — сегодня и так хорошие. Там, по сути дела, единственный спорный вопрос — сколько собранных налогов отдавать Москве, а сколько денег оставлять в самом Татарстане. Потому что не совсем правильно, когда 72% налоговых сборов республики уходит в федеральный центр. А таможенные сборы уходят в Москву целиком! Притом что у нас 60% продукции татарстанской промышленности уходит на экспорт! Что нам остается? Да, на эти оставшиеся небольшие проценты мы неплохо живем. Весь вопрос сегодня — в налаживании и улучшении межбюджетных отношений. И для России, конечно, ситуация, когда почти все регионы оказываются реципиентами, плачевная — ну как это?! Что это за страна получается? Что это за федерализм, когда все субъекты федерации зависят от Москвы, и от того, как Москва поделит — решая, кому она даст денег, а кому не даст? Что это за принципы такие? Мне они не очень понятны.
У нас-то в Татарстане все неплохо. И потом мы умеем еще чисто практически, конкретной политикой деньги вытаскивать из Москвы. Просто предлагаем крупные проекты, которые имеют общероссийское значение — и на это деньги федеральные выделяются. За счет этого, конечно, мы живем нормально.
Сергей Афанасьев
Ваша реклама
Другие новости
Облако тэгов
Ваш Выбор Инноваций
Кто владеет помещениями на самой «тусовочной» улице города Фото: Дима Канеки / domofoto.ru / CC-BY-NC-ND За...
Подробнее 28-мая-2020Проект «Реального времени»: от Татарии — к Татарстану. Часть 108-я Эвакогоспитали были размещены по всей...
Подробнее 04-дек-2019Чем примечательна дата 11 мая Фото: Максим Платонов Дата 11 мая вошла в историю многими памятными событиями....
Подробнее 11-мая-2021Антрополог Александра Архипова о городских легендах и страхах в СССР Фото: geek-picnic.me «В 1950-е годы...
Подробнее 02-фев-2020Из книги «…Окаянная дщерь Златой орды...»: к 750-летию Улуса Джучи. Часть 4 Фото: миниатюра из Каталонского...
Подробнее 17-апр-2019Казанский историк — о становлении архивного дела в молодой Советской Татарии Фото: ulpressa.ru Рассказывая о...
Подробнее 12-июн-2022Из книги «…Окаянная дщерь Златой орды…»: к 750-летию Улуса Джучи. Часть 1 Фото: Максим Платонов Историк и...
Подробнее 25-мар-2019Колумнист «Реального времени» об одной из столиц Османской империи — городе Бурсе Фото: wikipedia.org...
Подробнее 09-дек-2017


