Фотомарафон «100-летие ТАССР»: цех окончательной сборки на КАПО им. С.П. Горбунова, 1980-е - «История» » Ваш Выбор Инноваций

Фотомарафон «100-летие ТАССР»: цех окончательной сборки на КАПО им. С.П. Горбунова, 1980-е - «История»

История 5-06-2020, 07:00 Антонида 124 0

Проект «Реального времени»: от Татарии — к Татарстану, часть 292-я


Фотомарафон «100-летие ТАССР»: цех окончательной сборки на КАПО им. С.П. Горбунова, 1980-е - «История»
Фото: из фондов Музея трудовой славы КАЗ им. С.П. Горбунова - филиала ПАО "Туполев"


В 1971 году за успешное выполнение пятилетнего плана Казанский авиационный завод был награжден орденом Ленина, в 1977-м за заслуги в производстве авиационной техники — орденом Октябрьской Революции. А в 1978 году его переименовали в Казанское авиационное производственное объединение (КАПО) имени С.П. Горбунова.


К середине 1980-х на заводе работали 11,5 тысячи основных рабочих, 8 тысяч — вспомогательных, 4,5 тысячи — ИТР. Это было одно из самых мощных предприятий отрасли в СССР.

В 1984 году совершил первый полет головной серийный самолет Ту-160, освоение которого началось в Казани в 1981 году. Длина этого мощнейшего в мире стратегического бомбардировщика с изменяемой геометрией крыла была 54,1 метра, размах крыла 55,7/35,6 метра. Первый летный экземпляр Ту-160 заложили в постройку на московском машиностроительном заводе «Опыт» еще в 1977 году. Работы велись в тесной кооперации с серийным авиационным заводом в Казани, где одновременно шла подготовка к полномасштабному производству будущего стратегического бомбардировщика.

Ту-160 в воздухе, 1989 год. Фото: из фондов музея истории ПАО «Туполев»

Это была важнейшая стратегическая работа, поэтому количество производственных площадей увеличили вдвое, обновили парк технологического оборудования. Его новую основу составили станки с числовым программным управлением и высокопроизводительные центры. Пришлось в корне поменять некоторые процессы, придумать и освоить уникальные технологические процессы — например, вакуумную электронно-лучевую сварку толстостенных крупногабаритных конструкций из титановых сплавов. В тот момент эта технология не имела аналогов в мире.

Советская программа производства Ту-160, как и соответствующая ей программа США В-1, предусматривала, что за две пятилетки в стране будут построены около сотни этих грозных машин. Но, к сожалению, со второй половины 1980-х в связи с перестройкой ассигнования на оборонку резко уменьшились: страна взяла курс на конверсию. Это объяснялось необходимостью ускорения технического прогресса. В итоге к 1992 году со стапелей завода сошли только 27 стратегических бомбардировщиков.

На проходной завода, середина 1980-х

Но вернемся в 1980-е. Продолжалось на заводе и производство гражданских самолетов — например, трудяга Ил-62, который начали собирать в Казани еще в середине 1960-х, все еще производился здесь, и это продолжалось до 1995 года! Это была очень популярная модель в гражданской авиации. Всего за три десятка лет в Казани собрали 285 таких самолетов, и около сотни из них было продано «товарищам» в соцстраны — ГДР, Венгрию, Чехословакию...

Цех окончательной сборки на КАПО им. С.П. Горбунова

В 1996 году подняли в небо самолет Ту-204 (200), среднемагистральный узкофюзеляжный пассажирский самолет, разработанный, чтобы заменить на авиалиниях Ту-154.

Моторная лодка «Казанка-5», производившаяся на КАПО

А еще в 1980-х на КАПО продолжали делать и нелетающие изделия — моторные лодки «Казанка», которые до сих пор шустро снуют по акваториям Волги, Камы и, собственно, Казанки.

К концу 1980-х КАПО им. С.П. Горбунова было огромным заводом с уникальным станочным парком, квалифицированными кадрами и налаженными технологиями.

Сотрудницы КАПО, работающие на множительной технике, 1980-е

Но дальнейшему взлету помешал разразившийся в конце 1980-х — 1990-х годах экономический кризис. Он затронул и авиационную промышленность, болезненно ударив по заводу. Виталий Копылов, директор завода, изо всех сил бился за то, чтобы продолжить производить в Казани Ту-160, но его усилия успехом не увенчались: в 1992 году, уже после образования Татарстана, Ельцин и вовсе подписал указ о приостановке выпуска этих самолетов. Обесценивание рубля в один миг лишило КАПО оборотных активов, а перестройка экономики начала 90-х заставили в принципе пересмотреть всю экономическую модель предприятия.

Но, несмотря на все трудности, производство на КАПО ни на минуту не прекращалось, хотя в самые тяжелые годы и было сведено к минимуму. После полного прекращения оборонных заказов завод перешел на единичный выпуск самолетов в соответствии с требованиями заказчика, начал брать на ремонт самолеты, вышедшие с завода ранее. Предприятие выстояло и сейчас снова является одним из центров самолетостроения теперь уже новой страны — Российской Федерации.


Людмила Губаева
Справка


За помощь в подготовке материала редакция благодарит отдел по связям с общественностью и Музей КАЗ им. С.П. Горбунова — филиала ПАО «Туполев».

Мы будем рады участию наших читателей в наполнении фотопроекта. По вопросам фотомарафона обращайтесь по адресу: gubaeva@realnoevremya.ru

Цитирование статьи, картинки - фото скриншот - Rambler News Service.
Иллюстрация к статье - Яндекс. Картинки.
Есть вопросы. Напишите нам.
Общие правила  поведения на сайте.
Проект «Реального времени»: от Татарии — к Татарстану, часть 292-я Фото: из фондов Музея трудовой славы КАЗ им. С.П. Горбунова - филиала ПАО
Похожие новости
Как связаны ГСВГ и Юрий «Будет дуть» Дудь? - «История»

Советские спортсмены служили в Венгрии, Восточной Германии, Чехословакии Фото: vk.com 65 лет назад была...

Подробнее 0
Все возможности европейской клиники в центре Казани - «Медицина»

В Научно-клиническом центре КФУ оборудована ультрасовременная операционная, которая позволяет делать...

Подробнее 0
Новый костромской микрорайон в этом году заселят первые жильцы - «Недвижимость»

Дома там активно строятся и продаются. Первые жильцы переедут в новый микрорайон «Южный» уже в этом году,...

Подробнее 0
Рафаэль Хакимов: «Татарам, как и другим народам, от советской системы ждать было нечего» - «История»

«Исторический путь татар» казанского ученого. Часть 47-я Фото: Нацмузей РТ Научный руководитель Института...

Подробнее 0

Оставить комментарий
Ваш Выбор Инноваций

В Казани прошел золотоордынский форум, посвященный 750-летию Улуса Джучи Фото: Ринат Назметдинов Семитомник...

Подробнее 27-июн-2019

Фото: gossov.tatarstan.ru На прошедшей сегодня сессии совета Альметьевского района нефтяная столица...

Подробнее 12-авг-2020

Проект «Реального времени»: от Татарии — к Татарстану. Часть 86-я Фото: из фондов Государственного архива РТ...

Подробнее 12-ноя-2019

Чем примечательна дата 17 сентября Фото: pastvu.com Сегодня, 17 сентября, в мире день безопасности...

Подробнее 17-сен-2021

Как происходил этногенез тюрков Поволжья и Урала Фото: Максим Платонов Генофонд тюркских народов — тема, в...

Подробнее 15-янв-2019

Формат соревнований, который превратил сборную Германии в великую команду Фото: sports.ru Чемпионат Германии...

Подробнее 22-мая-2020

Создание БАССР и ликвидация Уфимской губернии. Как это было? Часть 10: окончание Фото: resbash.ru «Реальное...

Подробнее 03-мая-2018

В Галерее современного искусства открылся вернисаж «Дорога…» к 75-летию казанского фотографа Фото: Ринат...

Подробнее 13-авг-2021

Яндекс.Метрика