Фотомарафон «100-летие ТАССР»: речной вокзал Казани, 1970-е годы - «История»
История 25-04-2020, 07:00 Игнатий 113 0
Проект «Реального времени»: от Татарии — к Татарстану, часть 251-я

Новый казанский порт начали строить в 1953 году, когда планировалось создание водохранилища и серьезное изменение русла реки.
В марте 1953 года строительство нового порта уже началось, но только через три с половиной года — в октябре 1956-го — завершили намыв портовой дамбы инженерной защиты. В то время строили Куйбышевскую ГЭС — под нее создали водохранилище площадью в 6 500 квадратных километров. От русла Волги того периода была прорыта акватория, для подхода к городу крупных судов, на берегу которой размещались причалы и портовое хозяйство. Берега были укреплены железобетонными и каменными опорными стенками. Бассейн начинался у Волги и подступал к бывшей Ново-Татарской слободе. Местоположение акватории в общих границах примерно соответствовало проектам, которые разрабатывали еще в 19 столетии.
Первые объекты порта были сданы Госкомиссии в декабре 1957 года. Объекты и сооружения нового порта (склады, портальные краны, зарядная станция, ремонтно-механические мастерские и др.) принимались от строителей в эксплуатацию по мере их готовности вплоть до 8 июня 1964 года, когда Государственная комиссия подписала акт о приемке нового Казанского порта в эксплуатацию. 

Главное здание речного вокзала, которое было сдано в 1962 году по проекту И.Г. Гайнутдинова и С.М. Константинова, было основным элементом, который определял весь комплекс нового порта. Здание проектировал Гипроречтранс, оно считалось архитектурной доминантой: оно приподнималось над привокзальной площадью и выглядело с реки нарядно и торжественно. В 1970-х годах казанский речной порт был одним из крупнейших, самых посещаемых и удобных на всей Волге. Гордились в Казани не только одним из самых современных в Союзе пассажирских речных терминалов, но и грузовым портом, в котором работало мощное оборудование: портальные и плавучие краны, погрузочно-разгрузочные механизмы.
Отсюда ходили рейсы не только по республике, но и по всей волжской артерии. Пассажирские «Метеоры» (собиравшиеся рядом, в Зеленодольске) курсировали между городами и весями. Баржи везли вверх по Волге пузатые арбузы из Астрахани. Прогулочные теплоходы весь летний сезон выполняли туристические круизы. Словом, казанский речной порт был очень оживленным местом. В семидесятые Казречпорт был одним из крупнейших в стране, он выполнял более четверти всех грузовых перевозок на Волге.
Людмила Губаева
Справка
За помощь в подготовке материала редакция благодарит Валерия Глазова, предоставившего фотографию из личного архива.
Мы будем рады участию наших читателей в наполнении фотопроекта. По вопросам фотомарафона обращайтесь по адресу: gubaeva@realnoevremya.ru
Ваша реклама
Другие новости
Облако тэгов
Ваш Выбор Инноваций
Потомственный художник заканчивает реплику скульптуры Марджани, которую установили на берегу Кабана в Казани...
Подробнее 30-окт-2018Чем примечательна дата 24 мая Фото: Daniel Aragay / wikipedia.org Сегодня, 24 мая, международный день...
Подробнее 24-мая-2021Цикл интервью к 80-летию начала Второй мировой. Часть 10-я: Италия Фото: wikipedia.org (Герман Геринг...
Подробнее 29-сен-2019Когда основателя государства османов признали султаном не благодаря завоеваниям, а после проповеди имама с...
Подробнее 18-ноя-2017Будни казанских рабочих до революции. Часть 1-я: за что на заводах штрафовали сотрудников? Фото: Илл. из...
Подробнее 01-мая-2018По мнению редактора «Футбола», мир делился на спартаковцев и негодяев Фото: novobol.ru Сегодня исполняется...
Подробнее 29-мая-2020Чем примечательна дата 19 июля Фото: Михаил Козловский Сегодня, 19 июля, — дата, вошедшая в историю многими...
Подробнее 19-июл-2021Чем примечательна дата 7 сентября Фото: wikipedia.org Сегодня, 7 сентября, дата, вошедшая в историю многими...
Подробнее 07-сен-2021


