Фотомарафон «100-летие ТАССР»: речной вокзал Казани, 1970-е годы - «История» » Ваш Выбор Инноваций

Фотомарафон «100-летие ТАССР»: речной вокзал Казани, 1970-е годы - «История»

История 25-04-2020, 07:00 Игнатий 103 0

Проект «Реального времени»: от Татарии — к Татарстану, часть 251-я


Фотомарафон «100-летие ТАССР»: речной вокзал Казани, 1970-е годы - «История»
Фото: из архива Валерия Глазова


Новый казанский порт начали строить в 1953 году, когда планировалось создание водохранилища и серьезное изменение русла реки.


В марте 1953 года строительство нового порта уже началось, но только через три с половиной года — в октябре 1956-го — завершили намыв портовой дамбы инженерной защиты. В то время строили Куйбышевскую ГЭС — под нее создали водохранилище площадью в 6 500 квадратных километров. От русла Волги того периода была прорыта акватория, для подхода к городу крупных судов, на берегу которой размещались причалы и портовое хозяйство. Берега были укреплены железобетонными и каменными опорными стенками. Бассейн начинался у Волги и подступал к бывшей Ново-Татарской слободе. Местоположение акватории в общих границах примерно соответствовало проектам, которые разрабатывали еще в 19 столетии.

Первые объекты порта были сданы Госкомиссии в декабре 1957 года. Объекты и сооружения нового порта (склады, портальные краны, зарядная станция, ремонтно-механические мастерские и др.) принимались от строителей в эксплуатацию по мере их готовности вплоть до 8 июня 1964 года, когда Государственная комиссия подписала акт о приемке нового Казанского порта в эксплуатацию.

Казанский Речной вокзал на советской открытке, 1977 год

Главное здание речного вокзала, которое было сдано в 1962 году по проекту И.Г. Гайнутдинова и С.М. Константинова, было основным элементом, который определял весь комплекс нового порта. Здание проектировал Гипроречтранс, оно считалось архитектурной доминантой: оно приподнималось над привокзальной площадью и выглядело с реки нарядно и торжественно. В 1970-х годах казанский речной порт был одним из крупнейших, самых посещаемых и удобных на всей Волге. Гордились в Казани не только одним из самых современных в Союзе пассажирских речных терминалов, но и грузовым портом, в котором работало мощное оборудование: портальные и плавучие краны, погрузочно-разгрузочные механизмы.

Отсюда ходили рейсы не только по республике, но и по всей волжской артерии. Пассажирские «Метеоры» (собиравшиеся рядом, в Зеленодольске) курсировали между городами и весями. Баржи везли вверх по Волге пузатые арбузы из Астрахани. Прогулочные теплоходы весь летний сезон выполняли туристические круизы. Словом, казанский речной порт был очень оживленным местом. В семидесятые Казречпорт был одним из крупнейших в стране, он выполнял более четверти всех грузовых перевозок на Волге.


Людмила Губаева
Справка


За помощь в подготовке материала редакция благодарит Валерия Глазова, предоставившего фотографию из личного архива.

Мы будем рады участию наших читателей в наполнении фотопроекта. По вопросам фотомарафона обращайтесь по адресу: gubaeva@realnoevremya.ru

Цитирование статьи, картинки - фото скриншот - Rambler News Service.
Иллюстрация к статье - Яндекс. Картинки.
Есть вопросы. Напишите нам.
Общие правила  поведения на сайте.
Проект «Реального времени»: от Татарии — к Татарстану, часть 251-я Фото: из архива Валерия Глазова Новый казанский порт начали строить в 1953 году, когда планировалось создание водохранилища и серьезное изменение русла реки. В марте 1953 года строительство нового порта уже началось, но только через три с половиной года — в октябре 1956-го — завершили намыв портовой дамбы инженерной защиты. В то время строили Куйбышевскую ГЭС — под нее создали водохранилище площадью в 6 500 квадратных километров. От русла Волги того периода была прорыта акватория, для подхода к городу крупных судов, на берегу которой размещались причалы и портовое хозяйство. Берега были укреплены железобетонными и каменными опорными стенками. Бассейн начинался у Волги и подступал к бывшей Ново-Татарской слободе. Местоположение акватории в общих границах примерно соответствовало проектам, которые разрабатывали еще в 19 столетии. Первые объекты порта были сданы Госкомиссии в декабре 1957 года. Объекты и сооружения нового порта (склады, портальные краны, зарядная станция, ремонтно-механические мастерские и др.) принимались от строителей в эксплуатацию по мере их готовности вплоть до 8 июня 1964 года, когда Государственная комиссия подписала акт о приемке нового Казанского порта в эксплуатацию. Казанский Речной вокзал на советской открытке, 1977 год Главное здание речного вокзала, которое было сдано в 1962 году по проекту И.Г. Гайнутдинова и С.М. Константинова, было основным элементом, который определял весь комплекс нового порта. Здание проектировал Гипроречтранс, оно считалось архитектурной доминантой: оно приподнималось над привокзальной площадью и выглядело с реки нарядно и торжественно. В 1970-х годах казанский речной порт был одним из крупнейших, самых посещаемых и удобных на всей Волге. Гордились в Казани не только одним из самых современных в Союзе пассажирских речных терминалов, но и грузовым портом, в котором работало мощное оборудование: портальные и плавучие краны, погрузочно-разгрузочные механизмы. Отсюда ходили рейсы не только по республике, но и по всей волжской артерии. Пассажирские «Метеоры» (собиравшиеся рядом, в Зеленодольске) курсировали между городами и весями. Баржи везли вверх по Волге пузатые арбузы из Астрахани. Прогулочные теплоходы весь летний сезон выполняли туристические круизы. Словом, казанский речной порт был очень оживленным местом. В семидесятые Казречпорт был одним из крупнейших в стране, он выполнял более четверти всех грузовых перевозок на Волге. Людмила Губаева Справка За помощь в подготовке материала редакция благодарит Валерия Глазова, предоставившего фотографию из личного архива. Мы будем рады участию наших читателей в наполнении фотопроекта. По вопросам фотомарафона обращайтесь по адресу: gubaeva@realnoevremya.ru
Похожие новости
Почему газовая служба может потребовать снести частный дом и как защититься его владельцу - «Дайджест»

Сивакова И. В. Источник: Юридические тонкости О проверках газовых служб многие знают не понаслышке:...

Подробнее 0
Кирилл Разлогов: «Самая сложная задача — выявить жемчужину» - «Культура»

Российский киновед, культуролог и телеведущий рассказывает о состоянии современного регионального кино Фото:...

Подробнее 0
Наказали за подковерную борьбу: министр спорта России разжаловал казанского тренера - «Власть»

Приказом Олега Матыцина дзюдоист Артур Серазетдинов лишен звания мастера спорта России по дзюдо Фото: vk.com...

Подробнее 0
«Ак Барс» попал, а «Салавату» повезло? Решение КХЛ завершить чемпионат нарушило командам все планы - «Власть»

Континентальная лига обесценила себя, подпортила настроение в Казани Фото: ak-bars.ru/ Ильнар Тухбатов То,...

Подробнее 0

Оставить комментарий
Ваш Выбор Инноваций

Восприятие Японии в начале XX века. Часть 2-я Фото: wikipedia.org Историк Лилия Габдрафикова в колонке...

Подробнее 06-авг-2018

«Великая Татария» казанского историка. Часть 4-я Фото: wikipedia.org Директор Института истории им. Ш....

Подробнее 02-мая-2020

На территории деревянного особняка запрещены любые работы Фото: Максим Платонов Дом Пашковского — Писарева...

Подробнее 07-июл-2021

И снова о прародине венгров Фото: wikipedia.org (Magna Hungaria на глобусе Иоганна Шёнера) Колумнист...

Подробнее 19-апр-2018

«Реальное время» продолжает говорить по-татарски: интервью с двумя разными, но очень похожими турками...

Подробнее 12-мая-2018

Созданный сегодня Комитет Татарстана по охране объектов культурного наследия отберет часть функционала у...

Подробнее 28-июн-2018

Проект «Реального времени»: от Татарии — к Татарстану. Часть 42-я Фото: из фондов Национального музея РТ...

Подробнее 29-сен-2019

В Национальном музее Татарстана представили ранее неопубликованные работы фотографов-фронтовиков Ильи Аронса...

Подробнее 03-ноя-2021

Яндекс.Метрика