«Их нравы»: крен в сторону исламизации и «подвергание страны угрозе гражданской войны» - «История» » Ваш Выбор Инноваций

«Их нравы»: крен в сторону исламизации и «подвергание страны угрозе гражданской войны» - «История»

История 4-04-2020, 23:05 Диана 127 0

«Процесс 28-го февраля» в Турции


«Их нравы»: крен в сторону исламизации и «подвергание страны угрозе гражданской войны» - «История»
Фото: tr.wikipedia.org


Казанский исследователь Булат Ногманов продолжает знакомить читателей «Реального времени» со своими наблюдениями о культуре и истории Турции. Сегодня вашему вниманию предлагается рассказ о «Процессе 28-го февраля» 1997 года.


Активизация политического ислама и Рабочей партии Курдистана

Вторая половина XX века выдалась для Турции довольно богатой на различные судьбоносные события. С 1960-го года начало буквально каждого десятилетия было ознаменовано государственным переворотом. В определенном плане 90-е не стали исключением из этого списка, разве что переворот здесь произошел мирный и ближе к концу десятилетия. По этой причине многие историки склонны обозначать события 28 февраля 1997 года как «постмодернистский переворот» или же как «Процесс 28-го февраля». Так или иначе эти события привели к тектоническим сдвигам и коренным изменениям, повлиявшим на дальнейшую судьбу Турции.

Помимо привычной для Турции правительственной чехарды, характерной чертой 90-х годов стала активизация двух факторов: политического ислама и Рабочей партии Курдистана. Соответственно, эти факторы поставили перед обществом два основополагающих вопроса: осуществляется ли переход от лаицизма к исламизации и стоит ли вопрос о расколе страны? Если так называемое боевое крыло политического ислама наводило ужас на жителей страны посредством физического устранения самых ярких приверженцев лаицизма и ататюркизма из числа известных журналистов и профессорско-преподавательского состава ведущих вузов Турции, то РПК, устраивая террористические акции, стремилась отделить юго-восточные регионы от метрополии.

На этом фоне некоторые действия правительства Неджметтина Эрбакана только усугубляли сложившееся положение. Например, встреча премьер-министра с лидерами тарикатов и шейхами, а также организация для них правительственного ифтара привели к определенному возмущению в турецком обществе. Примечательно, что на эту встречу был приглашен и Фетхуллах Гюлен, но по каким-то причинам он отказался в ней участвовать. Организованный муниципалитетом города Синджан «Иерусалимский вечер», на котором присутствовал посол Ирана и где была поставлена пьеса, рассказывающая о джихаде, также вызвал возмущение общества. Отдельно стоит упомянуть злосчастную «Сусурлукскую аварию», произошедшую в ноябре 1996 года, которая выявила связи некоторых высокопоставленных полицейских чинов и политических деятелей с мафиозными организациями. Кроме того, накануне самого переворота 23 февраля в стамбульской мечети Фатих после полуденного намаза прихожане стали скандировать «Мы хотим шариат!» и «Да здравствует Хезболла!».

Сусурлукская авария. Фото mk-turkey.ru

Перечисленные события наметили серьезный крен страны в сторону исламизации и расценивались большей частью населения как явный регресс и отход от принципов лаицизма. Правительство Эрбакана получило предупреждение от президента Демиреля. Все это вкупе привело к тому, что военные, которые разделяли это мнение, в очередной раз решили взять ситуацию в свои руки. Было даже заявление тогдашнего командующего ВМФ Турции Гювена Эркая о том, что реакционизм (под которым подразумевалось движение в сторону исламизации) даже опаснее, чем Рабочая партия Курдистана.

Эрбакан отказался принять требования Совета национальной безопасности — и ушел

28 февраля Совет национальной безопасности после девятичасового заседания принял ряд решений и требований к правительству, которые и легли в основу «Процесса 28-го февраля» и были расценены историками как «постмодернистский переворот». В частности, эти решения касались следующих моментов:

  • исполнение законов для осуществления лаицизма (требование к правительству);
  • инспекция всех школ, связанных с тарикатами, и переход их в ведение министерства народного просвещения;
  • инспекция курсов, на которых обучают Корану;
  • исполнение закона «Тевхид-и Тедрисад», принятого 3 марта 1924 года, согласно которому все образовательные учреждения переходят в ведение министерства народного просвещения;
  • закрытие всех тарикатов;
  • взятие под контроль СМИ, показывающих военных в качестве врагов религии;
  • соблюдение всем населением закона об одежде (здесь имелся в виду запрет на ношение шалваров и хиджабов);
  • наказание за все действия, направленные против Ататюрка.

Неджметтин Эрбакан отказался принять эти требования. После этого с формулировкой «За подвергание страны угрозе гражданской войны» был инициирован судебный процесс по закрытию Партии благоденствия. На этом фоне Эрбакан подал в отставку, и новым премьер-министром стал Месут Йылмаз.

Для претворения в жизнь решений, принятых Советом национальной безопасности, была организована полулегальная организация под названием «Западная рабочая группа», возглавляемая заместителем начальника генштаба Турции генералом Чевиком Биром. О деятельности этой организации и последствиях «постмодернистского переворота» мы расскажем в следующей публикации.

Продолжение следует


Булат Ногманов
Цитирование статьи, картинки - фото скриншот - Rambler News Service.
Иллюстрация к статье - Яндекс. Картинки.
Есть вопросы. Напишите нам.
Общие правила  поведения на сайте.
«Процесс 28-го февраля» в Турции Фото: tr.wikipedia.org Казанский исследователь Булат Ногманов продолжает знакомить читателей «Реального времени» со своими наблюдениями о культуре и истории Турции. Сегодня вашему вниманию предлагается рассказ о «Процессе 28-го февраля» 1997 года. Активизация политического ислама и Рабочей партии Курдистана Вторая половина XX века выдалась для Турции довольно богатой на различные судьбоносные события. С 1960-го года начало буквально каждого десятилетия было ознаменовано государственным переворотом. В определенном плане 90-е не стали исключением из этого списка, разве что переворот здесь произошел мирный и ближе к концу десятилетия. По этой причине многие историки склонны обозначать события 28 февраля 1997 года как «постмодернистский переворот» или же как «Процесс 28-го февраля». Так или иначе эти события привели к тектоническим сдвигам и коренным изменениям, повлиявшим на дальнейшую судьбу Турции. Помимо привычной для Турции правительственной чехарды, характерной чертой 90-х годов стала активизация двух факторов: политического ислама и Рабочей партии Курдистана. Соответственно, эти факторы поставили перед обществом два основополагающих вопроса: осуществляется ли переход от лаицизма к исламизации и стоит ли вопрос о расколе страны? Если так называемое боевое крыло политического ислама наводило ужас на жителей страны посредством физического устранения самых ярких приверженцев лаицизма и ататюркизма из числа известных журналистов и профессорско-преподавательского состава ведущих вузов Турции, то РПК, устраивая террористические акции, стремилась отделить юго-восточные регионы от метрополии. На этом фоне некоторые действия правительства Неджметтина Эрбакана только усугубляли сложившееся положение. Например, встреча премьер-министра с лидерами тарикатов и шейхами, а также организация для них правительственного ифтара привели к определенному возмущению в турецком обществе. Примечательно, что на эту встречу был приглашен и Фетхуллах Гюлен, но по каким-то причинам он отказался в ней участвовать. Организованный муниципалитетом города Синджан «Иерусалимский вечер», на котором присутствовал посол Ирана и где была поставлена пьеса, рассказывающая о джихаде, также вызвал возмущение общества. Отдельно стоит упомянуть злосчастную «Сусурлукскую аварию», произошедшую в ноябре 1996 года, которая выявила связи некоторых высокопоставленных полицейских чинов и политических деятелей с мафиозными организациями. Кроме того, накануне самого переворота 23 февраля в стамбульской мечети Фатих после полуденного намаза прихожане стали скандировать «Мы хотим шариат!» и «Да здравствует Хезболла!». Сусурлукская авария. Фото mk-turkey.ru Перечисленные события наметили серьезный крен страны в сторону исламизации и расценивались большей частью населения как явный регресс и отход от принципов лаицизма. Правительство Эрбакана получило предупреждение от президента Демиреля. Все это вкупе привело к тому, что военные, которые разделяли это мнение, в очередной раз решили взять ситуацию в свои руки. Было даже заявление тогдашнего командующего ВМФ Турции Гювена Эркая о том, что реакционизм (под которым подразумевалось движение в сторону исламизации) даже опаснее, чем Рабочая партия Курдистана. Эрбакан отказался принять требования Совета национальной безопасности — и ушел 28 февраля Совет национальной безопасности после девятичасового заседания принял ряд решений и требований к правительству, которые и легли в основу «Процесса 28-го февраля» и были расценены историками как «постмодернистский переворот». В частности, эти решения касались следующих моментов: исполнение законов для осуществления лаицизма (требование к правительству); инспекция всех школ, связанных с тарикатами, и переход их в ведение министерства народного просвещения; инспекция курсов, на которых обучают Корану; исполнение закона «Тевхид-и Тедрисад», принятого 3 марта 1924 года, согласно которому все образовательные учреждения переходят в ведение министерства народного просвещения; закрытие всех тарикатов; взятие под контроль СМИ, показывающих военных в качестве врагов религии; соблюдение всем населением закона об одежде (здесь имелся в виду запрет на ношение шалваров и хиджабов); наказание за все действия, направленные против Ататюрка. Неджметтин Эрбакан отказался принять эти требования. После этого с формулировкой «За подвергание страны угрозе гражданской войны» был инициирован судебный процесс по закрытию Партии благоденствия. На этом фоне Эрбакан подал в отставку, и новым премьер-министром стал Месут Йылмаз. Для претворения в жизнь решений, принятых Советом национальной безопасности, была организована полулегальная организация под названием «Западная рабочая группа», возглавляемая заместителем начальника генштаба Турции генералом Чевиком Биром. О деятельности этой организации и последствиях «постмодернистского переворота» мы расскажем в следующей публикации. Продолжение следует Булат Ногманов
Похожие новости
Поможет ли пожизненное заключение избавить общество от педофилов? - «Происшествия»

Как мыслят педофилы, можно ли их исправить и не пора ли ввести смертную казнь для них? Фото: из личного...

Подробнее 0
Дооптимизировались: после массового закрытия инфекционных клиник в Татарстане построят новые - «Медицина»

Как оптимизация здравоохранения оставила детей в районах без помощи инфекционистов Фото: Инна Серова...

Подробнее 0
Покупка недвижимости в Испании во время пандемии: истории из практики - «Зарубежная недвижимость»

Грачева Динара Источник: HomesOverseas.ru Пандемия коронавируса повлияла на рынок недвижимости во всем мире,...

Подробнее 0
Куда ехать на выходные: пять интересных городов, до которых легко добраться на поезде - «Инфраструктура»

Топ направлений для недолгих поездок на поезде из Казани Фото: sputnik8.com В условиях не до конца...

Подробнее 0

Оставить комментарий
Ваш Выбор Инноваций

Фото: facebook.com/alexey.barykin В Казани прошла премьера фильма «Осанна», посвященная жизни и гибели...

Подробнее 20-июл-2018

Религиозные связи двух народов в дореволюционное время Фото: съезд дагестанских ученых в Баку В сентябре...

Подробнее 18-окт-2020

«…Как-то на Успенской, угол Триумфальной» краеведа Алексея Клочкова Фото: Вид на бывшее домовладение Ивана и...

Подробнее 02-июн-2020

Проект «Реального времени»: от Татарии — к Татарстану, часть 265-я Монумент «Родина-мать» был первой работой...

Подробнее 09-мая-2020

Бесермяне как зеркало, в которое могут посмотреться более крупные народы Фото: предоставлено Марком...

Подробнее 05-июл-2020

По ту сторону баррикад в годы Первой русской революции. Часть 1: чиновничество Фото: humus.livejournal.com...

Подробнее 18-сен-2017

«Реальное время» публикует третью часть отрывков из книги Льва Жаржевского «О казанской старине и не...

Подробнее 18-окт-2019

«Это нужно для недопущения каких-то нетрадиционных течений» ислама — объясняют авторы законодательной...

Подробнее 16-сен-2021

Яндекс.Метрика