Фотомарафон «100-летие ТАССР»: машины с урожаем прибыли на Набережночелнинский элеватор, 1963 год - «История» » Ваш Выбор Инноваций

Фотомарафон «100-летие ТАССР»: машины с урожаем прибыли на Набережночелнинский элеватор, 1963 год - «История»

История 7-02-2020, 07:00 Pass 114 0

Проект «Реального времени»: от Татарии — к Татарстану. Часть 173-я


Фотомарафон «100-летие ТАССР»: машины с урожаем прибыли на Набережночелнинский элеватор, 1963 год - «История»
Фото: Из фондов Историко-краеведческого музея города Набережные Челны


Самое старое предприятие в Набережных Челнах (если не считать Затона и судоремонтных мастерских) — это элеватор. Это единственный сохранившийся доныне памятник промышленной архитектуры города, который сегодня включен в государственный охранный реестр местного значения.


Градообразующее предприятие второго по величине города республики — КАМАЗ. Но еще за полвека до него экономику этих мест определяли удобная пристань и огромный элеватор, один из крупнейших не только в Поволжье, но и во всей тогдашней России. Мензелинское уездное земство планировало построить большой элеватор при Челнинской пристани еще в 1887 году. Емкость его планировалась на уровне 1 миллион 300 тысяч пудов (это почти 21 тысяча тонн).

Правда, широкие планы земства упирались в совершенно неприличные по тем временам деньги. Естественно, их не было, а центральные органы власти не торопились выдавать земству ссуду. Но в 1910 году к элеваторному вопросу в стране централизованно подключили Государственный банк, в чьей структуре внезапно появился отдел зернохранилищ. Строить их предполагали на крупных железнодорожных станциях и на удобных пристанях: через такие транспортные хабы было удобнее всего распределять потоки зерна по огромной стране. В челнинском затоне пристань была идеальная. Поэтому и элеватор при ней построили одним из первых.

Элеватор и лестница на пристань, 1963 год

Емкость его превзошла самые смелые ожидания земства: 2 миллиона пудов (около 32 тысяч тонн), в час он мог принимать 8 тысяч пудов ржи (128 тонн). Это был третий по величине элеватор в России после Самарского и Новороссийского. Обошлось строительство более чем в полтора миллиона рублей. Участок земли выделили в 1914 году, на стройку собрали людей (в 1915 году здесь работали полторы сотни военнопленных).

Элеватор строили 4 года. В строй его запустили за месяц до революции, в сентябре 1917-го. Разумеется, новой власти он тоже очень пригодился. Устроенный по последнему слову тогдашней техники, хорошо оборудованный и даже электрифицированный, он обеспечивал не только эффективную просушку, обработку и хранение зерна, но и его транспорт по крупным речным артериям: например, в 1918 году отсюда вывезли зерно в голодающую Москву.

Напряженно он работал в годы Великой Отечественной войны. В его закромах концентрировалось зерно, которое обеспечивало производство хлеба, круп для действующей армии, для работы городских хлебопекарен, здесь хранился государственный семенной фонд. Запасы зерна в хранилищах элеватора охранялись по всем строгостям военного времени. Тогда у элеватора исчез почтовый адрес: официально он стал одним из тысяч безликих а/я, для секретности.

Строительство складов и транспортерных галерей, 1963 год

После войны Челнинский элеватор продолжал бодро работать: его понемногу модернизировали, достраивали к нему новые склады, построили транспортерные галереи. Он и по сей день остается одним из уважаемых предприятий города — вполне себе действующий памятник, который старше самого города.


Людмила Губаева
Справка


За помощь в подготовке материала редакция благодарит Историко-краеведческий музей города Набережные Челны, лично его директора Юлию Капитову и главного хранителя Наталью Микрюкову.

Мы будем рады участию наших читателей в наполнении фотопроекта. По вопросам фотомарафона обращайтесь по адресу gubaeva@realnoevremya.ru.

Цитирование статьи, картинки - фото скриншот - Rambler News Service.
Иллюстрация к статье - Яндекс. Картинки.
Есть вопросы. Напишите нам.
Общие правила  поведения на сайте.
Проект «Реального времени»: от Татарии — к Татарстану. Часть 173-я Фото: Из фондов Историко-краеведческого музея города Набережные Челны Самое старое предприятие в Набережных Челнах (если не считать Затона и судоремонтных мастерских) — это элеватор. Это единственный сохранившийся доныне памятник промышленной архитектуры города, который сегодня включен в государственный охранный реестр местного значения. Градообразующее предприятие второго по величине города республики — КАМАЗ. Но еще за полвека до него экономику этих мест определяли удобная пристань и огромный элеватор, один из крупнейших не только в Поволжье, но и во всей тогдашней России. Мензелинское уездное земство планировало построить большой элеватор при Челнинской пристани еще в 1887 году. Емкость его планировалась на уровне 1 миллион 300 тысяч пудов (это почти 21 тысяча тонн). Правда, широкие планы земства упирались в совершенно неприличные по тем временам деньги. Естественно, их не было, а центральные органы власти не торопились выдавать земству ссуду. Но в 1910 году к элеваторному вопросу в стране централизованно подключили Государственный банк, в чьей структуре внезапно появился отдел зернохранилищ. Строить их предполагали на крупных железнодорожных станциях и на удобных пристанях: через такие транспортные хабы было удобнее всего распределять потоки зерна по огромной стране. В челнинском затоне пристань была идеальная. Поэтому и элеватор при ней построили одним из первых. Элеватор и лестница на пристань, 1963 год Емкость его превзошла самые смелые ожидания земства: 2 миллиона пудов (около 32 тысяч тонн), в час он мог принимать 8 тысяч пудов ржи (128 тонн). Это был третий по величине элеватор в России после Самарского и Новороссийского. Обошлось строительство более чем в полтора миллиона рублей. Участок земли выделили в 1914 году, на стройку собрали людей (в 1915 году здесь работали полторы сотни военнопленных). Элеватор строили 4 года. В строй его запустили за месяц до революции, в сентябре 1917-го. Разумеется, новой власти он тоже очень пригодился. Устроенный по последнему слову тогдашней техники, хорошо оборудованный и даже электрифицированный, он обеспечивал не только эффективную просушку, обработку и хранение зерна, но и его транспорт по крупным речным артериям: например, в 1918 году отсюда вывезли зерно в голодающую Москву. Напряженно он работал в годы Великой Отечественной войны. В его закромах концентрировалось зерно, которое обеспечивало производство хлеба, круп для действующей армии, для работы городских хлебопекарен, здесь хранился государственный семенной фонд. Запасы зерна в хранилищах элеватора охранялись по всем строгостям военного времени. Тогда у элеватора исчез почтовый адрес: официально он стал одним из тысяч безликих а/я, для секретности. Строительство складов и транспортерных галерей, 1963 год После войны Челнинский элеватор продолжал бодро работать: его понемногу модернизировали, достраивали к нему новые склады, построили транспортерные галереи. Он и по сей день остается одним из уважаемых предприятий города — вполне себе действующий памятник, который старше самого города. Людмила Губаева Справка За помощь в подготовке материала редакция благодарит Историко-краеведческий музей города Набережные Челны, лично его директора Юлию Капитову и главного хранителя Наталью Микрюкову. Мы будем рады участию наших читателей в наполнении фотопроекта. По вопросам фотомарафона обращайтесь по адресу gubaeva@realnoevremya.ru.
Похожие новости
Татарстан в огненном кольце: пожарные республики помогают бороться со стихией в других регионах - «Происшествия»

Спад темпов прививочной кампании, Сергей Шойгу в Казани и подготовка к выборам 2021: итоги недели в...

Подробнее 0
«Деревня» Рафаэля Хакимова: колыбель татарской промышленности и аулы-государства - «История»

«Реальное время» публикует новый отрывок из книги директора Института истории им. Марджани Фото:...

Подробнее 0
​«Как только обнажается тема татарского языка, поднимают головы гидры шовинизма и радикализма» - «Образование»

Фото: kpfu.ru «Реальное время» продолжает публиковать мнения казанцев об обязательном изучении «татар теле»...

Подробнее 0
Министр образования Татарстана — о вакцинации учителей от COVID-19: «Принуждения не будет!» - «Образование»

Рекордное количество медалистов не смогли подтвердить свои знания при поступлении в вузы Фото:...

Подробнее 0

Оставить комментарий
Ваш Выбор Инноваций

Внук известного политического деятеля и экс-премьера России Евгения Примакова высказал отношение к акции...

Подробнее 03-фев-2021

«7 дней»: от нижнекамской экокатастрофы у села Прости до прощания с Сакиной Шаймиевой Фото: Максим Платонов...

Подробнее 19-ноя-2018

Из книги «…Окаянная дщерь Златой орды...»: к 750-летию Улуса Джучи. Часть 3 Фото: Хан Менгу-Тимур. Кадр из...

Подробнее 09-апр-2019

Проект «Реального времени»: от Татарии — к Татарстану, часть 144-я Фото: из семейных архивов автора История...

Подробнее 09-янв-2020

Чем примечательна дата 6 июля Фото: dspkazan.com Сегодня, 6 июля, — Международный день поцелуя, а также день...

Подробнее 06-июл-2021

Создание БАССР и ликвидация Уфимской губернии. Как это было? Часть 8 Фото: kraeved.opck.org (Оренбург)...

Подробнее 15-апр-2018

Чем примечательна дата 26 февраля Фото: Михаил Козловский Сегодня, 26 февраля, сразу два международных дня —...

Подробнее 26-фев-2021

Из книги востоковеда-татарофила о татарском влиянии на жизнь русского народа. Часть 13 Фото: wikipedia.org...

Подробнее 26-апр-2019

Яндекс.Метрика