Фотомарафон «100-летие ТАССР»: машины с урожаем прибыли на Набережночелнинский элеватор, 1963 год - «История»
История 7-02-2020, 07:00 Pass 112 0
Проект «Реального времени»: от Татарии — к Татарстану. Часть 173-я

Самое старое предприятие в Набережных Челнах (если не считать Затона и судоремонтных мастерских) — это элеватор. Это единственный сохранившийся доныне памятник промышленной архитектуры города, который сегодня включен в государственный охранный реестр местного значения.
Градообразующее предприятие второго по величине города республики — КАМАЗ. Но еще за полвека до него экономику этих мест определяли удобная пристань и огромный элеватор, один из крупнейших не только в Поволжье, но и во всей тогдашней России. Мензелинское уездное земство планировало построить большой элеватор при Челнинской пристани еще в 1887 году. Емкость его планировалась на уровне 1 миллион 300 тысяч пудов (это почти 21 тысяча тонн).
Правда, широкие планы земства упирались в совершенно неприличные по тем временам деньги. Естественно, их не было, а центральные органы власти не торопились выдавать земству ссуду. Но в 1910 году к элеваторному вопросу в стране централизованно подключили Государственный банк, в чьей структуре внезапно появился отдел зернохранилищ. Строить их предполагали на крупных железнодорожных станциях и на удобных пристанях: через такие транспортные хабы было удобнее всего распределять потоки зерна по огромной стране. В челнинском затоне пристань была идеальная. Поэтому и элеватор при ней построили одним из первых.

Емкость его превзошла самые смелые ожидания земства: 2 миллиона пудов (около 32 тысяч тонн), в час он мог принимать 8 тысяч пудов ржи (128 тонн). Это был третий по величине элеватор в России после Самарского и Новороссийского. Обошлось строительство более чем в полтора миллиона рублей. Участок земли выделили в 1914 году, на стройку собрали людей (в 1915 году здесь работали полторы сотни военнопленных).
Элеватор строили 4 года. В строй его запустили за месяц до революции, в сентябре 1917-го. Разумеется, новой власти он тоже очень пригодился. Устроенный по последнему слову тогдашней техники, хорошо оборудованный и даже электрифицированный, он обеспечивал не только эффективную просушку, обработку и хранение зерна, но и его транспорт по крупным речным артериям: например, в 1918 году отсюда вывезли зерно в голодающую Москву.
Напряженно он работал в годы Великой Отечественной войны. В его закромах концентрировалось зерно, которое обеспечивало производство хлеба, круп для действующей армии, для работы городских хлебопекарен, здесь хранился государственный семенной фонд. Запасы зерна в хранилищах элеватора охранялись по всем строгостям военного времени. Тогда у элеватора исчез почтовый адрес: официально он стал одним из тысяч безликих а/я, для секретности.

После войны Челнинский элеватор продолжал бодро работать: его понемногу модернизировали, достраивали к нему новые склады, построили транспортерные галереи. Он и по сей день остается одним из уважаемых предприятий города — вполне себе действующий памятник, который старше самого города.
Людмила Губаева
Справка
За помощь в подготовке материала редакция благодарит Историко-краеведческий музей города Набережные Челны, лично его директора Юлию Капитову и главного хранителя Наталью Микрюкову.
Мы будем рады участию наших читателей в наполнении фотопроекта. По вопросам фотомарафона обращайтесь по адресу gubaeva@realnoevremya.ru.
Ваша реклама
Другие новости
Облако тэгов
Ваш Выбор Инноваций
Фото: nabchelny.ru Сегодня, 2 августа, в России отмечают День Воздушно-десантных войск — праздник,...
Подробнее 02-авг-2021Продовольственная торговля в столице ТАССР. Заключение Фото: в этом здании был первый казанский гастроном...
Подробнее 26-окт-2018Чем примечательна дата 27 сентября Фото: prokazan.ru Сегодня, 27 сентября, в мире — День туризма, в России...
Подробнее 27-сен-2021Из книги востоковеда-татарофила о татарском влиянии на жизнь русского народа. Часть 11 Фото: чугунцентр.рф...
Подробнее 05-апр-2019«Реальное время» публикует новый отрывок из мемуаров директора Института истории им. Ш. Марджани Фото:...
Подробнее 02-дек-2017Фасад новостройки лишь немногим будет похож на утраченную усадьбу XIX века «Дом Долгова — Михайловых» Фото:...
Подробнее 16-июл-2019«География Мокрой слободы» краеведа Алексея Клочкова. Часть 18-я Фото: wikipedia.org Одним из самых...
Подробнее 21-апр-2020Фото: archive.gov.tatarstan.ru На днях президенту Татарстана Рустаму Минниханову, осматривавшему...
Подробнее 23-янв-2018


