Фотомарафон «100-летие ТАССР»: в детском саду Рыбной Слободы на занятиях, 1961 год - «История» » Ваш Выбор Инноваций

Фотомарафон «100-летие ТАССР»: в детском саду Рыбной Слободы на занятиях, 1961 год - «История»

История 4-02-2020, 07:00 Sheldon 79 0

Проект «Реального времени»: от Татарии — к Татарстану, часть 169-я


Фотомарафон «100-летие ТАССР»: в детском саду Рыбной Слободы на занятиях, 1961 год - «История»


Развитие системы дошкольного образования в ТАССР, как и во всем Советском Союзе, после войны имело целью открыть детские сады в каждом населенном пункте. К началу 1960-х эта цель была почти достигнута.


Воспитателей для детских садов готовили и в Казанском педагогическом институте, но большая их часть в районах республики работала после училищ и техникумов (ближайшее к Рыбной Слободе педагогическое училище находилось в Чистополе). В 1960-е ребенок, поступая в начальную школу, вовсе не был обязан уметь читать, писать и считать: научить малыша всем этим премудростям должны были учителя, а не воспитатели. Поэтому методическая работа в садиках строилась на более простых, а где-то и приближенных к жизни вещах. Например, мальчиков учили мастерить, работать простейшими инструментами: молотками и ножовками. Мой отец вспоминает, что в его детском садике были «детские» форматы инструментов: молотки, рубанки и даже маленькие ножовки.

Дети на занятиях в детском саду с. Рыбной Слободы, 1961 год

Развивали детям и творческие способности. Чаще всего прикладное творчество ограничивалось аппликацией и рисованием. Пластилин в начале 1960-х был большой редкостью — по крайней мере в сельских садиках.

Устраивались в садиках, разумеется, и «смотры художественной самодеятельности» — утренники. Дети разучивали стихи и песни, танцевали — все в точности как сейчас. Только репертуар носил чуть большую идеологическую окраску: например, малыши с детства знали о дедушке Ленине и выражали свое знание в соответствующих стихах и песнях. Портрет дедушки Ленина висел в каждом уважающем себя детском саду, а в методических рекомендациях для работников дошкольного образования, работавших с детьми 2—3 лет, впрямую говорилось: «Воспитатель учит узнавать В.И. Ленина на портретах и иллюстрациях, вызывать чувство любви и уважения к нему». Интересно, что умение узнавать родителей и близких шло в этих рекомендациях лишь вторым пунктом. Неудивительно, что к пяти-шести годам дети уже вовсю, причем вполне искренне и от всей души, рассказывали стихи вот такого характера:

Утром в наше окно
Входит солнечный свет,
Жарко льются лучи
На знакомый портрет.

На стене он висит
В светлой рамке резной,
Все его узнают —
Это Ленин родной.

Я проснусь, а портрет
Предо мной, на стене,
И Владимир Ильич
Улыбается мне.

В татарских детских садиках все было примерно так же: стихи советских детских писателей о Ленине переводили на татарский язык, и идеологическое воспитание шло здесь с не меньшей интенсивностью.


Людмила Губаева
Справка


Фото: из семейного архива автора

Цитирование статьи, картинки - фото скриншот - Rambler News Service.
Иллюстрация к статье - Яндекс. Картинки.
Есть вопросы. Напишите нам.
Общие правила  поведения на сайте.
Проект «Реального времени»: от Татарии — к Татарстану, часть 169-я Развитие системы дошкольного образования в ТАССР, как и во всем Советском Союзе, после войны имело целью открыть детские сады в каждом населенном пункте. К началу 1960-х эта цель была почти достигнута. Воспитателей для детских садов готовили и в Казанском педагогическом институте, но большая их часть в районах республики работала после училищ и техникумов (ближайшее к Рыбной Слободе педагогическое училище находилось в Чистополе). В 1960-е ребенок, поступая в начальную школу, вовсе не был обязан уметь читать, писать и считать: научить малыша всем этим премудростям должны были учителя, а не воспитатели. Поэтому методическая работа в садиках строилась на более простых, а где-то и приближенных к жизни вещах. Например, мальчиков учили мастерить, работать простейшими инструментами: молотками и ножовками. Мой отец вспоминает, что в его детском садике были «детские» форматы инструментов: молотки, рубанки и даже маленькие ножовки. Дети на занятиях в детском саду с. Рыбной Слободы, 1961 год Развивали детям и творческие способности. Чаще всего прикладное творчество ограничивалось аппликацией и рисованием. Пластилин в начале 1960-х был большой редкостью — по крайней мере в сельских садиках. Устраивались в садиках, разумеется, и «смотры художественной самодеятельности» — утренники. Дети разучивали стихи и песни, танцевали — все в точности как сейчас. Только репертуар носил чуть большую идеологическую окраску: например, малыши с детства знали о дедушке Ленине и выражали свое знание в соответствующих стихах и песнях. Портрет дедушки Ленина висел в каждом уважающем себя детском саду, а в методических рекомендациях для работников дошкольного образования, работавших с детьми 2—3 лет, впрямую говорилось: «Воспитатель учит узнавать В.И. Ленина на портретах и иллюстрациях, вызывать чувство любви и уважения к нему». Интересно, что умение узнавать родителей и близких шло в этих рекомендациях лишь вторым пунктом. Неудивительно, что к пяти-шести годам дети уже вовсю, причем вполне искренне и от всей души, рассказывали стихи вот такого характера: Утром в наше окно Входит солнечный свет, Жарко льются лучи На знакомый портрет. На стене он висит В светлой рамке резной, Все его узнают — Это Ленин родной. Я проснусь, а портрет Предо мной, на стене, И Владимир Ильич Улыбается мне. В татарских детских садиках все было примерно так же: стихи советских детских писателей о Ленине переводили на татарский язык, и идеологическое воспитание шло здесь с не меньшей интенсивностью. Людмила Губаева Справка Фото: из семейного архива автора
Похожие новости
Нужна ли школам Татарстана пятидневка? - «Власть»

В половине школ Нижнекамска начальные классы перевели на укороченную неделю и планируют распространить...

Подробнее 0
Средний чек на первоклассника: можно ли собрать ребенка в школу на 10 тысяч рублей? - «Власть»

Стандартный набор школьной формы и учебных принадлежностей за год существенно подорожал Фото: Ринат...

Подробнее 0
Дискотека 90-х: ночное путешествие автора-исполнителя - «Культура»

Проект «Реального времени»: татарстанская эстрада лихих лет. Часть шестая Фото: обложка альбома «Төнге...

Подробнее 0
Активисты родительского сообщества Татарстана обратились к Путину из-за новых школьных программ - «Власть»

В письме российскому президенту общественники заступились за право детей и родителей выбирать пятидневку и...

Подробнее 0

Оставить комментарий
Ваш Выбор Инноваций

Отрывки из книги «Хроника тюрко-татарских государств». Часть 32-я Фото: russian7.ru «Реальное время»...

Подробнее 13-апр-2019

«Мозаика воспоминаний» татарстанского историка. Часть 10-я Фото: Михаил Козловский Директор Института...

Подробнее 18-янв-2020

Проект «Реального времени»: от Татарии — к Татарстану, часть 107-я Фото: из фондов Музея истории АО...

Подробнее 03-дек-2019

Проект «Реального времени»: от Татарии — к Татарстану, часть 249-я Фото: предоставлено пресс-службой ПАО...

Подробнее 23-апр-2020

«Семь граней Великой степи». Нурсултан Назарбаев о родине яблок, изобретении сабли и «удревнении» истории...

Подробнее 23-ноя-2018

Из книги востоковеда-татарофила о татарском влиянии на жизнь русского народа. Часть 6 Фото:...

Подробнее 28-янв-2019

Проект «Реального времени»: от Татарии — к Татарстану. Часть 18-я Фото: из фондов Национального музея РТ...

Подробнее 05-сен-2019

IV Международный Мадьярский симпозиум в Казани: новые подходы в изучении происхождения угро-мадьяр и их...

Подробнее 16-окт-2018

Яндекс.Метрика