Фотомарафон «100-летие ТАССР»: в детском саду Рыбной Слободы на занятиях, 1961 год - «История» » Ваш Выбор Инноваций

Фотомарафон «100-летие ТАССР»: в детском саду Рыбной Слободы на занятиях, 1961 год - «История»

История 4-02-2020, 07:00 Sheldon 78 0

Проект «Реального времени»: от Татарии — к Татарстану, часть 169-я


Фотомарафон «100-летие ТАССР»: в детском саду Рыбной Слободы на занятиях, 1961 год - «История»


Развитие системы дошкольного образования в ТАССР, как и во всем Советском Союзе, после войны имело целью открыть детские сады в каждом населенном пункте. К началу 1960-х эта цель была почти достигнута.


Воспитателей для детских садов готовили и в Казанском педагогическом институте, но большая их часть в районах республики работала после училищ и техникумов (ближайшее к Рыбной Слободе педагогическое училище находилось в Чистополе). В 1960-е ребенок, поступая в начальную школу, вовсе не был обязан уметь читать, писать и считать: научить малыша всем этим премудростям должны были учителя, а не воспитатели. Поэтому методическая работа в садиках строилась на более простых, а где-то и приближенных к жизни вещах. Например, мальчиков учили мастерить, работать простейшими инструментами: молотками и ножовками. Мой отец вспоминает, что в его детском садике были «детские» форматы инструментов: молотки, рубанки и даже маленькие ножовки.

Дети на занятиях в детском саду с. Рыбной Слободы, 1961 год

Развивали детям и творческие способности. Чаще всего прикладное творчество ограничивалось аппликацией и рисованием. Пластилин в начале 1960-х был большой редкостью — по крайней мере в сельских садиках.

Устраивались в садиках, разумеется, и «смотры художественной самодеятельности» — утренники. Дети разучивали стихи и песни, танцевали — все в точности как сейчас. Только репертуар носил чуть большую идеологическую окраску: например, малыши с детства знали о дедушке Ленине и выражали свое знание в соответствующих стихах и песнях. Портрет дедушки Ленина висел в каждом уважающем себя детском саду, а в методических рекомендациях для работников дошкольного образования, работавших с детьми 2—3 лет, впрямую говорилось: «Воспитатель учит узнавать В.И. Ленина на портретах и иллюстрациях, вызывать чувство любви и уважения к нему». Интересно, что умение узнавать родителей и близких шло в этих рекомендациях лишь вторым пунктом. Неудивительно, что к пяти-шести годам дети уже вовсю, причем вполне искренне и от всей души, рассказывали стихи вот такого характера:

Утром в наше окно
Входит солнечный свет,
Жарко льются лучи
На знакомый портрет.

На стене он висит
В светлой рамке резной,
Все его узнают —
Это Ленин родной.

Я проснусь, а портрет
Предо мной, на стене,
И Владимир Ильич
Улыбается мне.

В татарских детских садиках все было примерно так же: стихи советских детских писателей о Ленине переводили на татарский язык, и идеологическое воспитание шло здесь с не меньшей интенсивностью.


Людмила Губаева
Справка


Фото: из семейного архива автора

Цитирование статьи, картинки - фото скриншот - Rambler News Service.
Иллюстрация к статье - Яндекс. Картинки.
Есть вопросы. Напишите нам.
Общие правила  поведения на сайте.
Проект «Реального времени»: от Татарии — к Татарстану, часть 169-я Развитие системы дошкольного образования в ТАССР, как и во всем Советском Союзе, после войны имело целью открыть детские сады в каждом населенном пункте. К началу 1960-х эта цель была почти достигнута. Воспитателей для детских садов готовили и в Казанском педагогическом институте, но большая их часть в районах республики работала после училищ и техникумов (ближайшее к Рыбной Слободе педагогическое училище находилось в Чистополе). В 1960-е ребенок, поступая в начальную школу, вовсе не был обязан уметь читать, писать и считать: научить малыша всем этим премудростям должны были учителя, а не воспитатели. Поэтому методическая работа в садиках строилась на более простых, а где-то и приближенных к жизни вещах. Например, мальчиков учили мастерить, работать простейшими инструментами: молотками и ножовками. Мой отец вспоминает, что в его детском садике были «детские» форматы инструментов: молотки, рубанки и даже маленькие ножовки. Дети на занятиях в детском саду с. Рыбной Слободы, 1961 год Развивали детям и творческие способности. Чаще всего прикладное творчество ограничивалось аппликацией и рисованием. Пластилин в начале 1960-х был большой редкостью — по крайней мере в сельских садиках. Устраивались в садиках, разумеется, и «смотры художественной самодеятельности» — утренники. Дети разучивали стихи и песни, танцевали — все в точности как сейчас. Только репертуар носил чуть большую идеологическую окраску: например, малыши с детства знали о дедушке Ленине и выражали свое знание в соответствующих стихах и песнях. Портрет дедушки Ленина висел в каждом уважающем себя детском саду, а в методических рекомендациях для работников дошкольного образования, работавших с детьми 2—3 лет, впрямую говорилось: «Воспитатель учит узнавать В.И. Ленина на портретах и иллюстрациях, вызывать чувство любви и уважения к нему». Интересно, что умение узнавать родителей и близких шло в этих рекомендациях лишь вторым пунктом. Неудивительно, что к пяти-шести годам дети уже вовсю, причем вполне искренне и от всей души, рассказывали стихи вот такого характера: Утром в наше окно Входит солнечный свет, Жарко льются лучи На знакомый портрет. На стене он висит В светлой рамке резной, Все его узнают — Это Ленин родной. Я проснусь, а портрет Предо мной, на стене, И Владимир Ильич Улыбается мне. В татарских детских садиках все было примерно так же: стихи советских детских писателей о Ленине переводили на татарский язык, и идеологическое воспитание шло здесь с не меньшей интенсивностью. Людмила Губаева Справка Фото: из семейного архива автора
Похожие новости
Антипрививочники: «Если введут вакцинацию, то будет катастрофа, так как вирус мутирует» - «Медицина»

Фото: mos.ru Доклинические испытания вакцины от коронавируса начнутся 11 мая, сейчас ее испытывают на...

Подробнее 0
Фотомарафон «100-летие ТАССР»: сбор колосьев на поле колхоза «Круч» Мензелинского района. Начало 1930-х годов - «История»

Проект «Реального времени»: от Татарии — к Татарстану. Часть 46-я Коллективизация сельского хозяйства —...

Подробнее 0
«В Казани поймут»: как выглядят улицы, проезды и мосты, носящие имя столицы Татарстана - «Инфраструктура»

Часть 14-я: Тверь «Реальное время» продолжает фотопроект, приуроченный к 1015-летию столицы Татарстана: как...

Подробнее 0
Фотомарафон «100-летие ТАССР»: 9 мая 1945 года на улице Баумана - «История»

Проект «Реального времени»: от Татарии — к Татарстану. Часть 110-я 9 мая 1945 года голос Левитана из всех...

Подробнее 0

Оставить комментарий
Ваш Выбор Инноваций

Удивительная история первого соборного мусульманского храма столицы Татарстана. Часть 1-я Фото:...

Подробнее 01-мая-2020

«Жизнь казанских проституток» краеведа Алексея Клочкова. Часть 17-я Фото: tatar-inform.ru Одним из самых...

Подробнее 26-фев-2020

Историк Салават Хамидуллин о башкирских родах. Кыпчак: часть 4 Уфимский историк Салават Хамидуллин...

Подробнее 04-июл-2019

За 2 года казанца Виктора Плющева успели лишить досрочной пенсии, оправдать и вновь обвинить в обмане...

Подробнее 05-окт-2020

Чем примечательна дата 9 апреля? Фото: Театр «Одеон». ru.wikipedia.org Сегодня, 9 апреля, во многих странах...

Подробнее 09-апр-2022

Отрывки из книги «Хроника тюрко-татарских государств». Часть 21-я Фото: facebook.com «Реальное время»...

Подробнее 26-янв-2019

Патриотизм mixed: не татары, а ордынцы, не историческая драма, а фэнтези в стилистике комикса, не Прокофьев,...

Подробнее 05-дек-2017

Отрывки из книги «Хроника тюрко-татарских государств». Часть 8 Фото: dnagen.wordpress.com «Реальное время»...

Подробнее 27-окт-2018

Яндекс.Метрика