Фотомарафон «100-летие ТАССР»: председатель колхоза «Победа» Андрей Степанов в санях, конец 1950-х - «История» » Ваш Выбор Инноваций

Фотомарафон «100-летие ТАССР»: председатель колхоза «Победа» Андрей Степанов в санях, конец 1950-х - «История»

История 10-01-2020, 07:00 Anderson 109 0

Проект «Реального времени»: от Татарии — к Татарстану, часть 145-я


Фотомарафон «100-летие ТАССР»: председатель колхоза «Победа» Андрей Степанов в санях, конец 1950-х - «История»
Фото: из личных архивов автора


Сельское хозяйство к началу 1950-х было в кризисном положении. Не хватало не только грамотных руководителей, специалистов, посевного материала и техники, но и просто рабочей силы: с фронта не вернулась половина ушедших мужчин, поэтому колхозы поднимали в основном руками женщин, стариков и школьников.


В 1950 году валовая продукция сельского хозяйства в стране достигла уровня 1940 года. Но это достигалось ценой титанических усилий. Материально-техническая база колхозов обновлялась очень редко, почти все работали на довоенной технике, которая к тому моменту уже выработала свой срок. Посевные и ремонтные работы во многих колхозах регулярно срывались. При этом в стране шла большая стройка, поэтому разнарядки на колхозы ставились гигантские. Колхозники работали за трудодни, за которые им потом выдавали зерно, продукты питания и довольно скудные деньги.

Андрей Васильевич Степанов, уроженец деревни Козяково Челны Рыбно-Слободского района, окончательно вернулся на родину в 1954 году: войну он встретил в Германии, и оставался там служить еще девять лет (правда, в 1952 он приезжал в отпуск и за это время успел жениться). Его возвращение было праздником и для его семьи (четыре его старших брата погибли на войне), и для всей деревни: молодой, умный и здоровый мужчина с опытом организаторской работы в колхозе нужен был как воздух.

Андрей Васильевич быстро стал председателем колхоза «Победа», в который входили три деревни: его родные Козяково Челны, Бердибяково (именно здесь сделана фотография в санях) и Уреево. Здесь выращивали рожь и пшеницу, была ферма. Степанов до самой пенсии (до конца 1980-х) работал председателем: поднимал животноводство, руководил поочередно несколькими хозяйствами в районе. Он был строгим, но справедливым и талантливым управленцем. Под его рукой хозяйства быстро становились крепкими.

Андрей Васильевич с дочерью в телеге, конец 1950-х

Чтобы передвигаться между деревнями и полями, такой роскоши, как автомобиль для председателя, конечно, не было. В колхозе были лошади, они и выполняли основную тягловую работу: и на полях, и в качестве общественного и личного транспорта. У председателя были и сани, и телега, и даже специальный легкий тарантас.

До 1958 года сельскохозяйственная техника принадлежала не колхозам, а машинно-тракторным станциям (МТС). Потом была общесоюзная реформа, по которой МТС преобразовались в РТС (ремонтно-транспортные станции), и колхозы должны были выкупить трактора и комбайны на собственные средства. Не у всех колхозов хватало на это денег, поэтому конец пятидесятых стал годом массового объединения коллективных хозяйств.


Людмила Губаева
Справка


Фото предоставлены автором из своего семейного архива

Цитирование статьи, картинки - фото скриншот - Rambler News Service.
Иллюстрация к статье - Яндекс. Картинки.
Есть вопросы. Напишите нам.
Общие правила  поведения на сайте.
Проект «Реального времени»: от Татарии — к Татарстану, часть 145-я Фото: из личных архивов автора Сельское хозяйство к началу 1950-х было в кризисном положении. Не хватало не только грамотных руководителей, специалистов, посевного материала и техники, но и просто рабочей силы: с фронта не вернулась половина ушедших мужчин, поэтому колхозы поднимали в основном руками женщин, стариков и школьников. В 1950 году валовая продукция сельского хозяйства в стране достигла уровня 1940 года. Но это достигалось ценой титанических усилий. Материально-техническая база колхозов обновлялась очень редко, почти все работали на довоенной технике, которая к тому моменту уже выработала свой срок. Посевные и ремонтные работы во многих колхозах регулярно срывались. При этом в стране шла большая стройка, поэтому разнарядки на колхозы ставились гигантские. Колхозники работали за трудодни, за которые им потом выдавали зерно, продукты питания и довольно скудные деньги. Андрей Васильевич Степанов, уроженец деревни Козяково Челны Рыбно-Слободского района, окончательно вернулся на родину в 1954 году: войну он встретил в Германии, и оставался там служить еще девять лет (правда, в 1952 он приезжал в отпуск и за это время успел жениться). Его возвращение было праздником и для его семьи (четыре его старших брата погибли на войне), и для всей деревни: молодой, умный и здоровый мужчина с опытом организаторской работы в колхозе нужен был как воздух. Андрей Васильевич быстро стал председателем колхоза «Победа», в который входили три деревни: его родные Козяково Челны, Бердибяково (именно здесь сделана фотография в санях) и Уреево. Здесь выращивали рожь и пшеницу, была ферма. Степанов до самой пенсии (до конца 1980-х) работал председателем: поднимал животноводство, руководил поочередно несколькими хозяйствами в районе. Он был строгим, но справедливым и талантливым управленцем. Под его рукой хозяйства быстро становились крепкими. Андрей Васильевич с дочерью в телеге, конец 1950-х Чтобы передвигаться между деревнями и полями, такой роскоши, как автомобиль для председателя, конечно, не было. В колхозе были лошади, они и выполняли основную тягловую работу: и на полях, и в качестве общественного и личного транспорта. У председателя были и сани, и телега, и даже специальный легкий тарантас. До 1958 года сельскохозяйственная техника принадлежала не колхозам, а машинно-тракторным станциям (МТС). Потом была общесоюзная реформа, по которой МТС преобразовались в РТС (ремонтно-транспортные станции), и колхозы должны были выкупить трактора и комбайны на собственные средства. Не у всех колхозов хватало на это денег, поэтому конец пятидесятых стал годом массового объединения коллективных хозяйств. Людмила Губаева Справка Фото предоставлены автором из своего семейного архива
Похожие новости
Казанский Кремль — о платной дороге Москва — Казань: «Заинтересованы в этом проекте не только мы» - «Инфраструктура»

В руководстве республики надеются дождаться окончательного решения от российского правительства Фото:...

Подробнее 0
«Новый 1992-й»: последний Первомай СССР, «посадим за вас картошку» и споры татарских композиторов - «Культура»

Спецпроект «Реального времени»: какой была жизнь республики 30 лет назад. Часть 22-я Фото: Mikko...

Подробнее 0
Шигабутдин Марджани: потомственный имам, триумфальное возвращение на родину и удары судьбы - «История»

Колонка историка к 200-летию исламского богослова Фото: Олег Тихонов Сегодня исполняется 200 лет выдающемуся...

Подробнее 0
Хронология военной спецоперации: самое важное за 14 дней - «Инфраструктура»

Как все начиналось 24 февраля и чего Россия смогла добиться к концу 14-го дня Фото: скриншот видео...

Подробнее 0

Оставить комментарий
Ваш Выбор Инноваций

Отрывки из книги «Хроника тюрко-татарских государств». Часть 48-я Фото: Максим Платонов Директор Института...

Подробнее 03-авг-2019

«Реальное время» узнало, какие подарки на Новый год хотят получить современные дети Футбольные бутсы, дом...

Подробнее 31-дек-2017

В Казани в преддверии переписи населения намерены популяризировать татарскую историю Фото: Максим Платонов...

Подробнее 28-сен-2020

Раздумья после визита Путина на тему «Есть ли будущее у российского мусульманства?» Фото: kremlin.ru На днях...

Подробнее 29-янв-2018

Проект «Реального времени»: от Татарии — к Татарстану. Часть 125-я Фото: из фондов Елабужского...

Подробнее 21-дек-2019

Чем примечательна дата 16 декабря Фото: tatmuseum.ru Сегодня, 16 декабря, международный день покорения...

Подробнее 16-дек-2021

Сегодня на Арском кладбище Казани открыли памятник на могиле экипажа самолета Пе-8, погибшего в ходе...

Подробнее 24-янв-2020

Экономист об мотивах антиалкогольной кампании Горбачева и причинах ее провала Фото: newizv.ru Ровно 35 лет...

Подробнее 17-мая-2020

Яндекс.Метрика