Фотомарафон «100-летие ТАССР»: геодезическая практика студентов на улице Подлужной, 1949 год - «История» » Ваш Выбор Инноваций

Фотомарафон «100-летие ТАССР»: геодезическая практика студентов на улице Подлужной, 1949 год - «История»

История 15-12-2019, 07:00 Трофим 144 0

Проект «Реального времени»: от Татарии — к Татарстану, часть 119-я


Фотомарафон «100-летие ТАССР»: геодезическая практика студентов на улице Подлужной, 1949 год - «История»


Возрождение работы строительного вуза в Казани проходило под крылом Наркомата жилищно-гражданского строительства РСФСР: в ту пору не все высшее образование подчинялось профильному наркомату, отраслевые вузы имели «приписку» к соответствующим ведомствам.


Система высшего образования в СССР после войны была подчинена главной цели: восполнить чудовищные потери страны, научить новых квалифицированных специалистов взамен погибших, отстроить заново разрушенные города (так, например, почти с нуля были подняты в 1950-е белорусские Минск и Брест) и, конечно, развить промышленность, особенно военную.

Именно в связи с этим в Казани в 1946 году решили возродить расформированный было перед войной строительный вуз: инженеров-строителей в стране очень не хватало, они были на вес золота.

Занятия на полевой практике в КИИГСе, 1948 год. Фото из фондов Музея истории КГАСУ

В институте довольно быстро возобновилась и научная работа: преподаватели (многие из которых пришли с войны) успевали и учить студентов, и писать научные труды. Первую научную конференцию провели в 1948 году, потом она стала ежегодной — и, как и во многих вузах страны, стала своеобразным отчетом о работе. С 1953 по 1957 год в Татарском книжном издательстве вышло в свет пять выпусков научных трудов института, в которых было опубликовано 48 работ. Опубликованные в этих сборниках статьи стали основой для создания и развития в последующие годы самых важных направлений научно-исследовательской работы института.

Руководство и заведующие кафедрами КИИГСа. Январь 1950 г. Сидят слева направо: З.С. Богданов, зав. кафедрой геодезии; И.Г. Сафин, доцент, зам. директора по научной и учебной работе; Ф.М. Хакимов, директор института; Е.П. Кривохижин, заместитель директора по хозяйственной части; В.А. Яблоков, зав. кафедрой высшей математики. Стоят: М.Ш.Аминов, зав.кафедрой теоретической механики; Б.И. Горизонтов, профессор кафедры химии; Я.Ф. Козырев, зав. кафедрой строительной механики; А.В. Болгарский, зав. кафедрой гидравлики и сантехники; П.К. Пухтин, начальник военной кафедры; А.Н. Васильков, зав. кафедрой строительных конструкций; А.А. Мухина, зав. кафедрой иностранных языков; В.В. Егерев, зав. кафедрой архитектуры

Особенно важно, что институт восстановил и укрепил связи с производством: преподаватели консультировали проектные и производственные организации города, вуз помогал проектировать новые микрорайоны. При помощи сотрудничества с лабораторией строительных материалов в ТАССР развивалась промышленность, их производившая.

Студенты института выезжали на производственную практику не только в разные города ТАССР, но и по всей стране, особенно на запад, где шла самая большая стройка на руинах разрушенных городов. Как и в любом вузе, была студенческая жизнь и кроме учебы: в КИИГС был даже свой джаз-банд.

КИИГС-бенд, 1948 год. Фото из фондов Музея истории КГАСУ

Надо понимать, что развитие нефтяной промышленности кардинально изменило жизнь не только на юго-востоке ТАССР, но и во всей республике. «Второму Баку» инженеры нужны были позарез, к тому же на юго-востоке вырастали новые города, которые обеспечивали нефтепромысел. Поэтому отход КИИГСа к Министерству нефтяной промышленности РСФСР был неминуем. Это произошло 1 января 1952 года, и институт стал называться Казанским институтом инженеров-строителей нефтяной промышленности, а львиная доля его выпускников отправлялась по распределению не по Союзу, а прицельно в нефтяные районы ТАССР — строить Альметьевск и Лениногорск и развивать нефтепромысловую инфраструктуру.


Людмила Губаева
Справка


За помощь в подготовке материала редакция благодарит Музей истории КГАСУ и лично его директора Эльвиру Зиннуровну Гильмутдинову.

Мы будем рады участию наших читателей в наполнении фотопроекта. По вопросам фотомарафона обращайтесь по адресу gubaeva@realnoevremya.ru

Цитирование статьи, картинки - фото скриншот - Rambler News Service.
Иллюстрация к статье - Яндекс. Картинки.
Есть вопросы. Напишите нам.
Общие правила  поведения на сайте.
Проект «Реального времени»: от Татарии — к Татарстану, часть 119-я Возрождение работы строительного вуза в Казани проходило под крылом Наркомата жилищно-гражданского строительства РСФСР: в ту пору не все высшее образование подчинялось профильному наркомату, отраслевые вузы имели «приписку» к соответствующим ведомствам. Система высшего образования в СССР после войны была подчинена главной цели: восполнить чудовищные потери страны, научить новых квалифицированных специалистов взамен погибших, отстроить заново разрушенные города (так, например, почти с нуля были подняты в 1950-е белорусские Минск и Брест) и, конечно, развить промышленность, особенно военную. Именно в связи с этим в Казани в 1946 году решили возродить расформированный было перед войной строительный вуз: инженеров-строителей в стране очень не хватало, они были на вес золота. Занятия на полевой практике в КИИГСе, 1948 год. Фото из фондов Музея истории КГАСУ В институте довольно быстро возобновилась и научная работа: преподаватели (многие из которых пришли с войны) успевали и учить студентов, и писать научные труды. Первую научную конференцию провели в 1948 году, потом она стала ежегодной — и, как и во многих вузах страны, стала своеобразным отчетом о работе. С 1953 по 1957 год в Татарском книжном издательстве вышло в свет пять выпусков научных трудов института, в которых было опубликовано 48 работ. Опубликованные в этих сборниках статьи стали основой для создания и развития в последующие годы самых важных направлений научно-исследовательской работы института. Руководство и заведующие кафедрами КИИГСа. Январь 1950 г. Сидят слева направо: З.С. Богданов, зав. кафедрой геодезии; И.Г. Сафин, доцент, зам. директора по научной и учебной работе; Ф.М. Хакимов, директор института; Е.П. Кривохижин, заместитель директора по хозяйственной части; В.А. Яблоков, зав. кафедрой высшей математики. Стоят: М.Ш.Аминов, зав.кафедрой теоретической механики; Б.И. Горизонтов, профессор кафедры химии; Я.Ф. Козырев, зав. кафедрой строительной механики; А.В. Болгарский, зав. кафедрой гидравлики и сантехники; П.К. Пухтин, начальник военной кафедры; А.Н. Васильков, зав. кафедрой строительных конструкций; А.А. Мухина, зав. кафедрой иностранных языков; В.В. Егерев, зав. кафедрой архитектуры Особенно важно, что институт восстановил и укрепил связи с производством: преподаватели консультировали проектные и производственные организации города, вуз помогал проектировать новые микрорайоны. При помощи сотрудничества с лабораторией строительных материалов в ТАССР развивалась промышленность, их производившая. Студенты института выезжали на производственную практику не только в разные города ТАССР, но и по всей стране, особенно на запад, где шла самая большая стройка на руинах разрушенных городов. Как и в любом вузе, была студенческая жизнь и кроме учебы: в КИИГС был даже свой джаз-банд. КИИГС-бенд, 1948 год. Фото из фондов Музея истории КГАСУ Надо понимать, что развитие нефтяной промышленности кардинально изменило жизнь не только на юго-востоке ТАССР, но и во всей республике. «Второму Баку» инженеры нужны были позарез, к тому же на юго-востоке вырастали новые города, которые обеспечивали нефтепромысел. Поэтому отход КИИГСа к Министерству нефтяной промышленности РСФСР был неминуем. Это произошло 1 января 1952 года, и институт стал называться Казанским институтом инженеров-строителей нефтяной промышленности, а львиная доля его выпускников отправлялась по распределению не по Союзу, а прицельно в нефтяные районы ТАССР — строить Альметьевск и Лениногорск и развивать нефтепромысловую инфраструктуру. Людмила Губаева Справка За помощь в подготовке материала редакция благодарит Музей истории КГАСУ и лично его директора Эльвиру Зиннуровну Гильмутдинову. Мы будем рады участию наших читателей в наполнении фотопроекта. По вопросам фотомарафона обращайтесь по адресу gubaeva@realnoevremya.ru
Похожие новости
«Не надо забывать, что губернаторов-политиков давно зачистили. Минниханов и Кадыров — единичные случаи» - «Медицина»

Что означает тройная отставка глав Коми, Архангельской области и Камчатки в разгар эпидемии и кто может...

Подробнее 0
«Раньше хирург делал кому-то бюст пятого размера — и все сообщество восхищалось» - «Медицина»

Интервью хирурга и совладельца семейной компании «Клиника Обыденнова» о инстаграмных докторах, самых частых...

Подробнее 0
Лукашенко: Цена квадратного метра для нуждающихся не должна превышать среднюю зарплату - «Недвижимость»

Президент Беларуси Александр Лукашенко требует обеспечить стоимость квадратного метра жилья для нуждающихся...

Подробнее 0
В поддержку «матерей нации»: как в Казанской губернии открылась первая школа для татарских девочек - «История»

Мектебе в Акзигитово — пионер образования мусульманских женщин Фото: tatarhistory.ru В 1872 году в деревне...

Подробнее 0

Оставить комментарий
Ваш Выбор Инноваций

Уникальная история «байского» храма мусульман столицы Татарстана. Часть 2-я Фото: pastvu.com В дни...

Подробнее 31-июл-2020

Преподаватель Школы исторических наук НИУ ВШЭ Владислав Стаф об ужасах лагерей для политзаключенных Фото:...

Подробнее 30-окт-2019

«Россия, которой не было»: обзор идей обустройства страны после революции 1917 года. Часть 3: упущенный шанс...

Подробнее 11-дек-2017

Какой была татарская музыка в начале прошлого столетия — песни гражданской войны, театрализации и...

Подробнее 13-янв-2022

«Мозаика воспоминаний» татарстанского историка. Часть 7-я Фото: Роман Хасаев Директор Института истории им....

Подробнее 29-дек-2019

Чем примечательна дата 16 июня Фото: wikipedia.org Сегодня, 16 июня, в мире — День защиты детей Африки, а в...

Подробнее 16-июн-2021

Фото: Максим Платонов Празднование Дня Татарстана и Дня Казани традиционно получается масштабным. Жителей и...

Подробнее 26-авг-2021

Фото: Илья Репин Сегодня в общественном транспорте казанцам и гостям столицы Татарстана начали рассказывать...

Подробнее 17-июн-2020

Яндекс.Метрика