Фотомарафон «100-летие ТАССР»: геодезическая практика студентов на улице Подлужной, 1949 год - «История»
История 15-12-2019, 07:00 Трофим 144 0
Проект «Реального времени»: от Татарии — к Татарстану, часть 119-я

Возрождение работы строительного вуза в Казани проходило под крылом Наркомата жилищно-гражданского строительства РСФСР: в ту пору не все высшее образование подчинялось профильному наркомату, отраслевые вузы имели «приписку» к соответствующим ведомствам.
Система высшего образования в СССР после войны была подчинена главной цели: восполнить чудовищные потери страны, научить новых квалифицированных специалистов взамен погибших, отстроить заново разрушенные города (так, например, почти с нуля были подняты в 1950-е белорусские Минск и Брест) и, конечно, развить промышленность, особенно военную.
Именно в связи с этим в Казани в 1946 году решили возродить расформированный было перед войной строительный вуз: инженеров-строителей в стране очень не хватало, они были на вес золота.

В институте довольно быстро возобновилась и научная работа: преподаватели (многие из которых пришли с войны) успевали и учить студентов, и писать научные труды. Первую научную конференцию провели в 1948 году, потом она стала ежегодной — и, как и во многих вузах страны, стала своеобразным отчетом о работе. С 1953 по 1957 год в Татарском книжном издательстве вышло в свет пять выпусков научных трудов института, в которых было опубликовано 48 работ. Опубликованные в этих сборниках статьи стали основой для создания и развития в последующие годы самых важных направлений научно-исследовательской работы института.

Особенно важно, что институт восстановил и укрепил связи с производством: преподаватели консультировали проектные и производственные организации города, вуз помогал проектировать новые микрорайоны. При помощи сотрудничества с лабораторией строительных материалов в ТАССР развивалась промышленность, их производившая.
Студенты института выезжали на производственную практику не только в разные города ТАССР, но и по всей стране, особенно на запад, где шла самая большая стройка на руинах разрушенных городов. Как и в любом вузе, была студенческая жизнь и кроме учебы: в КИИГС был даже свой джаз-банд.

Надо понимать, что развитие нефтяной промышленности кардинально изменило жизнь не только на юго-востоке ТАССР, но и во всей республике. «Второму Баку» инженеры нужны были позарез, к тому же на юго-востоке вырастали новые города, которые обеспечивали нефтепромысел. Поэтому отход КИИГСа к Министерству нефтяной промышленности РСФСР был неминуем. Это произошло 1 января 1952 года, и институт стал называться Казанским институтом инженеров-строителей нефтяной промышленности, а львиная доля его выпускников отправлялась по распределению не по Союзу, а прицельно в нефтяные районы ТАССР — строить Альметьевск и Лениногорск и развивать нефтепромысловую инфраструктуру.
Людмила Губаева
Справка
За помощь в подготовке материала редакция благодарит Музей истории КГАСУ и лично его директора Эльвиру Зиннуровну Гильмутдинову.
Мы будем рады участию наших читателей в наполнении фотопроекта. По вопросам фотомарафона обращайтесь по адресу gubaeva@realnoevremya.ru
Ваша реклама
Другие новости
Облако тэгов
Ваш Выбор Инноваций
Уникальная история «байского» храма мусульман столицы Татарстана. Часть 2-я Фото: pastvu.com В дни...
Подробнее 31-июл-2020Преподаватель Школы исторических наук НИУ ВШЭ Владислав Стаф об ужасах лагерей для политзаключенных Фото:...
Подробнее 30-окт-2019«Россия, которой не было»: обзор идей обустройства страны после революции 1917 года. Часть 3: упущенный шанс...
Подробнее 11-дек-2017Какой была татарская музыка в начале прошлого столетия — песни гражданской войны, театрализации и...
Подробнее 13-янв-2022«Мозаика воспоминаний» татарстанского историка. Часть 7-я Фото: Роман Хасаев Директор Института истории им....
Подробнее 29-дек-2019Чем примечательна дата 16 июня Фото: wikipedia.org Сегодня, 16 июня, в мире — День защиты детей Африки, а в...
Подробнее 16-июн-2021Фото: Максим Платонов Празднование Дня Татарстана и Дня Казани традиционно получается масштабным. Жителей и...
Подробнее 26-авг-2021Фото: Илья Репин Сегодня в общественном транспорте казанцам и гостям столицы Татарстана начали рассказывать...
Подробнее 17-июн-2020


