Фотомарафон «100-летие ТАССР»: группа первых строителей Нурлатского сахарного завода, 1959 год - «История» » Ваш Выбор Инноваций

Фотомарафон «100-летие ТАССР»: группа первых строителей Нурлатского сахарного завода, 1959 год - «История»

История 23-01-2020, 07:00 Allford 114 0

Проект «Реального времени»: от Татарии — к Татарстану, часть 158-я


Фотомарафон «100-летие ТАССР»: группа первых строителей Нурлатского сахарного завода, 1959 год - «История»


Первое в Татарии сахарное производство было организовано в Нурлате. Его строительство началось в 1956 году, а в эксплуатацию завод ввели 10 ноября 1958-го. Его проектная мощность была 1 200 тонн переработки сахарной свеклы в сутки.


На месте, где сейчас стоит завод, сначала предполагалось поставить производственную базу конторы разведочного бурения. Успели даже установить вагончик-бытовку для нефтяников. Под сахарный завод планировалось отвести участок на другом конце поселка, причем на этом участке уже было выгружено оборудование для него, которое «приехало» по железной дороге.

Но потом все переиграли, и проекты поменяли местами: через железную дорогу было трудно постоянно перетаскивать нефтяное оборудование, а сахарному заводу важно было наличие в непосредственной близости водного потока. Поэтому с болотистого участка у реки Кондурчи увезли тот самый вагончик, а сюда перенесли оборудование для сахарного завода, который и построили вдоль железной дороги. Но сначала осушили болото: вручную лопатами рыли канавы, чтобы спустить воду в местную речку Кондурчу, потом дожидались лета, чтобы земля окончательно высохла.

Строительством занимался трест «Сахарстрой», начальника и остальное руководство строительного участка завода (прораба, главного инженера, кадровика) привезли из Украинской ССР. При участке организовали школу ФЗУ — готовых строителей с необходимыми навыками в Нурлате не было, сюда привезли 90 молодых людей из трех окрестных сел и начали учить.

Они и стали первыми строителями завода. Одновременно тут построили и инфраструктуру: общежитие, магазин, столовую и, конечно, баню. Фундамент рыли лопатами, грунт вынимали лебедкой, и вообще большую часть работ начинали вручную. Девушки работали наравне с парнями: носили бетонный раствор, подтаскивали кирпичи. Строители потом вспоминали, как зимой разбивали ломами песок, который замерзал в вагонах, которые приезжали на строительство по железной дороге.

Но за два года стройка обросла техникой: подъемными кранами, устройствами для замешивания бетонного раствора. Стало больше людей. В 1958 году сюда привезли более тысячи рабочих со строительства Бугульмы и Лениногорска (когда эти два города были уже в общих чертах отстроены).

После того как завод ввели в эксплуатацию, очень многие его строители остались на нем работать: их срочно переучили и трудоустроили.


Людмила Губаева
Справка


За помощь в подготовке материала редакция благодарит Региональный музей истории Закамья и г. Нурлата и лично его директора Флюру Зямаловну Мурзаханову.

Мы будем рады участию наших читателей в наполнении фотопроекта. По вопросам фотомарафона обращайтесь по адресу gubaeva@realnoevremya.ru

Цитирование статьи, картинки - фото скриншот - Rambler News Service.
Иллюстрация к статье - Яндекс. Картинки.
Есть вопросы. Напишите нам.
Общие правила  поведения на сайте.
Проект «Реального времени»: от Татарии — к Татарстану, часть 158-я Первое в Татарии сахарное производство было организовано в Нурлате. Его строительство началось в 1956 году, а в эксплуатацию завод ввели 10 ноября 1958-го. Его проектная мощность была 1 200 тонн переработки сахарной свеклы в сутки. На месте, где сейчас стоит завод, сначала предполагалось поставить производственную базу конторы разведочного бурения. Успели даже установить вагончик-бытовку для нефтяников. Под сахарный завод планировалось отвести участок на другом конце поселка, причем на этом участке уже было выгружено оборудование для него, которое «приехало» по железной дороге. Но потом все переиграли, и проекты поменяли местами: через железную дорогу было трудно постоянно перетаскивать нефтяное оборудование, а сахарному заводу важно было наличие в непосредственной близости водного потока. Поэтому с болотистого участка у реки Кондурчи увезли тот самый вагончик, а сюда перенесли оборудование для сахарного завода, который и построили вдоль железной дороги. Но сначала осушили болото: вручную лопатами рыли канавы, чтобы спустить воду в местную речку Кондурчу, потом дожидались лета, чтобы земля окончательно высохла. Строительством занимался трест «Сахарстрой», начальника и остальное руководство строительного участка завода (прораба, главного инженера, кадровика) привезли из Украинской ССР. При участке организовали школу ФЗУ — готовых строителей с необходимыми навыками в Нурлате не было, сюда привезли 90 молодых людей из трех окрестных сел и начали учить. Они и стали первыми строителями завода. Одновременно тут построили и инфраструктуру: общежитие, магазин, столовую и, конечно, баню. Фундамент рыли лопатами, грунт вынимали лебедкой, и вообще большую часть работ начинали вручную. Девушки работали наравне с парнями: носили бетонный раствор, подтаскивали кирпичи. Строители потом вспоминали, как зимой разбивали ломами песок, который замерзал в вагонах, которые приезжали на строительство по железной дороге. Но за два года стройка обросла техникой: подъемными кранами, устройствами для замешивания бетонного раствора. Стало больше людей. В 1958 году сюда привезли более тысячи рабочих со строительства Бугульмы и Лениногорска (когда эти два города были уже в общих чертах отстроены). После того как завод ввели в эксплуатацию, очень многие его строители остались на нем работать: их срочно переучили и трудоустроили. Людмила Губаева Справка За помощь в подготовке материала редакция благодарит Региональный музей истории Закамья и г. Нурлата и лично его директора Флюру Зямаловну Мурзаханову. Мы будем рады участию наших читателей в наполнении фотопроекта. По вопросам фотомарафона обращайтесь по адресу gubaeva@realnoevremya.ru
Похожие новости
«Это страшное слово — рак». Почему татарстанской онкологии поставили «летальный» диагноз - «Медицина»

Особенности национальной медицины: в «вооруженной до зубов» против онкозаболеваний республике зафиксирован...

Подробнее 0
Артем Костромин: «Бог точно знает, что он — не кардиохирург» - «Медицина»

За что номинируется на премию «Врач года — Ак чэчэклэр» кардиохирург из татарстанской ДРКБ Фото: Максим...

Подробнее 0
PR после пандемии: 8 трендов новой коммуникации - «Бизнес»

Андрей Коннов Источник: Executive.ru Как создавать репутацию в Интернете? Как взаимодействовать с...

Подробнее 0
Московский девелопер построит в Дербышках новые «человейники» - «Власть»

Дома на месте завода «Хитон» построит ГК «ПИК». Эксперты предупреждают — это резко усугубит транспортную...

Подробнее 0

Оставить комментарий
Ваш Выбор Инноваций

Как казанское общество отреагировало на приезд Владимира Ульянова Фото: Роман Хасаев К 150-летию Владимира...

Подробнее 22-апр-2020

Чем примечательна дата 17 декабря Фото: kstu.ru Сегодня, 17 декабря, День Ракетных войск стратегического...

Подробнее 17-дек-2021

И это лишь часть большой коллекции из 613 экспонатов Фото: Ринат Назметдинов В Казанском кремле в Музее...

Подробнее 16-сен-2020

Спустя 30 лет после первой публикации вышло переиздание книги авангардного музыканта и киносценариста Сергея...

Подробнее 04-сен-2025

Батыр Алдар Исекеев и его борьба. Часть 6 Фото: expositions.nlr.ru (Генеральная карта Российской империи,...

Подробнее 15-мая-2019

Верил ли Андрей Тарковский в Бога, кто лечил его в Казани и чей коллаж висел у него на стене Фото: Максим...

Подробнее 31-янв-2019

Директор Института истории им. Ш. Марджани об этнониме «татар» на ранних этапах истории Евразии. Часть 1...

Подробнее 14-июл-2018

Проект «Реального времени»: от Татарии — к Татарстану. Часть 57-я Фото: из фондов Лениногорского...

Подробнее 14-окт-2019

Яндекс.Метрика