Фотомарафон «100-летие ТАССР»: сотрудницы детского сада Шугуровского района, 1933 год - «История» » Ваш Выбор Инноваций

Фотомарафон «100-летие ТАССР»: сотрудницы детского сада Шугуровского района, 1933 год - «История»

История 11-10-2019, 07:00 Galbraith 100 0

Проект «Реального времени»: от Татарии — к Татарстану. Часть 54-я


Фотомарафон «100-летие ТАССР»: сотрудницы детского сада Шугуровского района, 1933 год - «История»


До 1928 года в Советской Татарии проходило становление системы дошкольного воспитания. Сначала, чтобы освободить руки крестьянок в период сельскохозяйственных работ, создавались детплощадки в районах республики. Но со временем система развивалась.


В городах и селах устраивались кратковременные детские сады с 4- и 6-часовым рабочим днем, были так называемые «детские очаги», которые работали по 8—10 часов. Строили национальные детские садики — в основном татарские. Дошкольные группы открывались в начальных школах: там детей готовили к поступлению в первый класс.

Уже во второй половине 1920-х в Татреспублике пытались построить единую воспитательную систему. Политизация вовсю работала даже в ясельных группах.

В 1930-е годы детские сады открывались по всей республике. Их строили по типовым проектам, детей там укладывали спать днем, обязательно выводили гулять, старались организовывать трехразовое питание. Основным типом воспитательных учреждений для детей дошкольного возраста сделали длительно работающий детский сад (8—10 часов), с тремя-четырьмя возрастными группами. Детей начали разделять на малышей ясельного возраста и дошкольников: в разных группах применялась разная программа воспитания и образования.

Для воспитателей проводили кружки и слеты, семинары и практикумы: дошкольное образование становилось именно образованием. Сильна была национальная политика, поэтому татарских детских садиков в районах республики было больше, чем русских. Летние площадки и колонии выросли в систему летних дач и лагерей.

Воспитателей начали готовить централизованно и планово: 8 месяцев нужно было проучиться, чтоб работать в стационарном детском садике, 3 месяца — чтобы воспитывать детей в летних лагерях и на детплощадках. Учили этому в педагогических техникумах с дошкольным отделением и в Казанском педагогическом институте: там для этого специально открыли дошкольный факультет.

Но сеть детских садиков была неравномерна. В 1933—1941 годах сеть дошкольных учреждений начала сокращаться: дело в том, что с государственного обеспечения их перевели на отчисления местных органов власти и предприятий. Между тем предприятий, имеющих достаточно внеплановой прибыли, чтобы кормить на это детский садик, в республике было недостаточно.

А еще в педагогической работе безраздельно воцарились партийные установки. С раннего детства малышей воспитывали в политическом, антирелигиозном, гражданско-патриотическом ключе. Все это впоследствии переходило в начальную и среднюю школу: на слетах учителей «натаскивали» на пропаганду, отказаться от которой было опасно, а ближе к концу 1930-х — и вовсе смерти подобно.


Людмила Губаева
Справка


За помощь в подготовке материала редакция благодарит краеведческий музей г. Лениногорска и лично его директора, Нэлю Назифовну Галиеву.

Мы будем рады участию наших читателей в наполнении фотопроекта. По вопросам фотомарафона обращайтесь по адресу gubaeva@realnoevremya.ru.


Цитирование статьи, картинки - фото скриншот - Rambler News Service.
Иллюстрация к статье - Яндекс. Картинки.
Есть вопросы. Напишите нам.
Общие правила  поведения на сайте.
Проект «Реального времени»: от Татарии — к Татарстану. Часть 54-я До 1928 года в Советской Татарии проходило становление системы дошкольного воспитания. Сначала, чтобы освободить руки крестьянок в период сельскохозяйственных работ, создавались детплощадки в районах республики. Но со временем система развивалась. В городах и селах устраивались кратковременные детские сады с 4- и 6-часовым рабочим днем, были так называемые «детские очаги», которые работали по 8—10 часов. Строили национальные детские садики — в основном татарские. Дошкольные группы открывались в начальных школах: там детей готовили к поступлению в первый класс. Уже во второй половине 1920-х в Татреспублике пытались построить единую воспитательную систему. Политизация вовсю работала даже в ясельных группах. В 1930-е годы детские сады открывались по всей республике. Их строили по типовым проектам, детей там укладывали спать днем, обязательно выводили гулять, старались организовывать трехразовое питание. Основным типом воспитательных учреждений для детей дошкольного возраста сделали длительно работающий детский сад (8—10 часов), с тремя-четырьмя возрастными группами. Детей начали разделять на малышей ясельного возраста и дошкольников: в разных группах применялась разная программа воспитания и образования. Для воспитателей проводили кружки и слеты, семинары и практикумы: дошкольное образование становилось именно образованием. Сильна была национальная политика, поэтому татарских детских садиков в районах республики было больше, чем русских. Летние площадки и колонии выросли в систему летних дач и лагерей. Воспитателей начали готовить централизованно и планово: 8 месяцев нужно было проучиться, чтоб работать в стационарном детском садике, 3 месяца — чтобы воспитывать детей в летних лагерях и на детплощадках. Учили этому в педагогических техникумах с дошкольным отделением и в Казанском педагогическом институте: там для этого специально открыли дошкольный факультет. Но сеть детских садиков была неравномерна. В 1933—1941 годах сеть дошкольных учреждений начала сокращаться: дело в том, что с государственного обеспечения их перевели на отчисления местных органов власти и предприятий. Между тем предприятий, имеющих достаточно внеплановой прибыли, чтобы кормить на это детский садик, в республике было недостаточно. А еще в педагогической работе безраздельно воцарились партийные установки. С раннего детства малышей воспитывали в политическом, антирелигиозном, гражданско-патриотическом ключе. Все это впоследствии переходило в начальную и среднюю школу: на слетах учителей «натаскивали» на пропаганду, отказаться от которой было опасно, а ближе к концу 1930-х — и вовсе смерти подобно. Людмила Губаева Справка За помощь в подготовке материала редакция благодарит краеведческий музей г. Лениногорска и лично его директора, Нэлю Назифовну Галиеву. Мы будем рады участию наших читателей в наполнении фотопроекта. По вопросам фотомарафона обращайтесь по адресу gubaeva@realnoevremya.ru.
Похожие новости
День в истории: Путин в Казани, старт операции «Багратион» и олимпийский праздник - «История»

Чем примечательна дата 23 июня Фото: Михаил Козловский Сегодня, 23 июня, Международный Олимпийский день, а в...

Подробнее 0
Изменения в программе «золотой визы» Португалии вступят в силу 1 июля 2021 года - «Зарубежная недвижимость»

Ани Мурадян Источник: Tranio Правительство Португалии утвердило изменения в программе получения ВНЖ за...

Подробнее 0
Тимур Бекмамбетов доказал в суде незаконность постройки на набережной Кабана - «Культура»

Решение суда о сносе трехэтажного самостроя рядом с выкупленным знаменитым режиссером объектом культурного...

Подробнее 0
Фотомарафон «100-летие ТАССР»: на крыльце дома №6 по улице Дегтярной, 1973 год - «История»

Проект «Реального времени»: от Татарии — к Татарстану. Часть 233-я Фото: из семейного архива Айрата...

Подробнее 0

Оставить комментарий
Ваш Выбор Инноваций

Тургут Озал — «человек творящий» Фото: wikipedia.org Казанский исследователь Булат Ногманов продолжает...

Подробнее 09-фев-2020

Проект «Реального времени»: от Татарии — к Татарстану, часть 201-я Фото: из фондов Лениногорского...

Подробнее 06-мар-2020

Тайна происхождения и поиски новых территорий необычного союза тюркских племен. Часть 4 Фото: wikipedia.org...

Подробнее 21-фев-2019

Историк Арсений Замостьянов о сильных сторонах правящей партии в СССР и о том, что ее погубило Фото: Thomas...

Подробнее 05-июл-2020

Сегодня на Арском кладбище Казани открыли памятник на могиле экипажа самолета Пе-8, погибшего в ходе...

Подробнее 24-янв-2020

Какие строения формировали исторический облик столицы Башкортостана. Часть 2 Фото: woodenrussia.ru Историк...

Подробнее 24-мая-2020

Трансляция «Реального времени» Фото: Максим Платонов Сегодня состоялось торжественное заседание...

Подробнее 27-мая-2020

Из книги востоковеда-татарофила о влиянии татар на жизнь русского народа. Часть 31 Фото: realnoevremya.ru...

Подробнее 17-мая-2020

Яндекс.Метрика