Фотомарафон «100-летие ТАССР»: вид на Новый город в Набережных Челнах, 1970-е - «История» » Ваш Выбор Инноваций

Фотомарафон «100-летие ТАССР»: вид на Новый город в Набережных Челнах, 1970-е - «История»

История 23-03-2020, 07:00 Клавдия 109 0

Проект «Реального времени»: от Татарии — к Татарстану, часть 218-я


Фотомарафон «100-летие ТАССР»: вид на Новый город в Набережных Челнах, 1970-е - «История»
Фото: предоставлено пресс-службой ПАО «КАМАЗ»


Набережные Челны были одним из двух последних самых больших городов Советского Союза, отстроенных практически с нуля, с фундамента. Вторым стал Тольятти.


Всесоюзную стройку обслуживали все главки Госснаба СССР, все министерства и ведомства. На производстве и поставке всего необходимого работали более 2 тысяч предприятий страны. В 1970 году Набережные Челны пытались переименовать в Вахитов, но попытку оставили (до 1982 года, когда город на шесть лет стал Брежневым).

Сначала строители завода и города жили в вагончиках контейнерного типа. Несмотря на то, что темпы строительства жилых комплексов были рекордными, население прирастало так, что никакие стройки за этим не поспевали. В 1971 году только для того, чтобы разместить в городе энергетиков, Минэнерго выделило 3,8 миллиона рублей на «домики контейнерного типа».

«Одноэтажные Челны» начала 1970-х состояли из примерно полутора десятков вагонных городков. Они назывались или задорно-молодежно (Надежда, Энтузиастов), или же по месту нахождения (Трампарк, Автовокзал). В вагончиках селили и студенческие стройотряды. Поселки ликвидировали окончательно только к 1985 году. К 1979 году в нормальные квартиры из вагончиков не съехали еще около 26 000 человек!


Но и новые кварталы строились огромными темпами. Застраивалась и старая часть (ныне это Комсомольский район), и примыкающая к ней территория. Но активнее всего строился Новый город — практически с нуля, на землях бывших колхозов, выросли десятки многоэтажных комплексов. Челны стали первым и единственным городом, где решили не думать о романтике названий новых улиц и адреса давали «квадратно-гнездовым» способом: нумеровались жилые комплексы, и адрес был формата «номер комплекса+номер дома».

Сразу же подумали о том, что это будет город автомобилистов: заложили широкие проспекты и бульвары, сразу с двухуровневыми развязками. Для начала семидесятых это было новаторским и, как показала история, дальновидным решением.

Поскольку промышленные площадки завода находились на значительном удалении от жилых комплексов, в 1973 году Набережные Челны обзавелись трамваем. Это была одна из последних новых трамвайных систем в СССР и России. Создали и автобусное ПАТП. Задумывались о троллейбусе, но эту идею реализовывать не стали.

Перестроили речной порт — теперь в Челнах действовал один из десяти крупнейших речных портов в стране. А в 1971 году открыли аэропорт Бегишево, который обеспечивал всю агломерацию (включая Нижнекамск).





Людмила Губаева
Справка


За помощь в подготовке материала редакция благодарит пресс-службу ПАО «КАМАЗ».

Мы будем рады участию наших читателей в наполнении фотопроекта. По вопросам фотомарафона обращайтесь по адресу: gubaeva@realnoevremya.ru.

Цитирование статьи, картинки - фото скриншот - Rambler News Service.
Иллюстрация к статье - Яндекс. Картинки.
Есть вопросы. Напишите нам.
Общие правила  поведения на сайте.
Проект «Реального времени»: от Татарии — к Татарстану, часть 218-я Фото: предоставлено пресс-службой ПАО «КАМАЗ» Набережные Челны были одним из двух последних самых больших городов Советского Союза, отстроенных практически с нуля, с фундамента. Вторым стал Тольятти. Всесоюзную стройку обслуживали все главки Госснаба СССР, все министерства и ведомства. На производстве и поставке всего необходимого работали более 2 тысяч предприятий страны. В 1970 году Набережные Челны пытались переименовать в Вахитов, но попытку оставили (до 1982 года, когда город на шесть лет стал Брежневым). Сначала строители завода и города жили в вагончиках контейнерного типа. Несмотря на то, что темпы строительства жилых комплексов были рекордными, население прирастало так, что никакие стройки за этим не поспевали. В 1971 году только для того, чтобы разместить в городе энергетиков, Минэнерго выделило 3,8 миллиона рублей на «домики контейнерного типа». «Одноэтажные Челны» начала 1970-х состояли из примерно полутора десятков вагонных городков. Они назывались или задорно-молодежно (Надежда, Энтузиастов), или же по месту нахождения (Трампарк, Автовокзал). В вагончиках селили и студенческие стройотряды. Поселки ликвидировали окончательно только к 1985 году. К 1979 году в нормальные квартиры из вагончиков не съехали еще около 26 000 человек! Но и новые кварталы строились огромными темпами. Застраивалась и старая часть (ныне это Комсомольский район), и примыкающая к ней территория. Но активнее всего строился Новый город — практически с нуля, на землях бывших колхозов, выросли десятки многоэтажных комплексов. Челны стали первым и единственным городом, где решили не думать о романтике названий новых улиц и адреса давали «квадратно-гнездовым» способом: нумеровались жилые комплексы, и адрес был формата «номер комплекса номер дома». Сразу же подумали о том, что это будет город автомобилистов: заложили широкие проспекты и бульвары, сразу с двухуровневыми развязками. Для начала семидесятых это было новаторским и, как показала история, дальновидным решением. Поскольку промышленные площадки завода находились на значительном удалении от жилых комплексов, в 1973 году Набережные Челны обзавелись трамваем. Это была одна из последних новых трамвайных систем в СССР и России. Создали и автобусное ПАТП. Задумывались о троллейбусе, но эту идею реализовывать не стали. Перестроили речной порт — теперь в Челнах действовал один из десяти крупнейших речных портов в стране. А в 1971 году открыли аэропорт Бегишево, который обеспечивал всю агломерацию (включая Нижнекамск). Людмила Губаева Справка За помощь в подготовке материала редакция благодарит пресс-службу ПАО «КАМАЗ». Мы будем рады участию наших читателей в наполнении фотопроекта. По вопросам фотомарафона обращайтесь по адресу: gubaeva@realnoevremya.ru.
Похожие новости
Частные школы Казани: дороже всего учиться у Сорокина, «хлебного короля» и хозяйки «Бала-сити» - «Образование»

Обзор «Реального времени» по рынку негосударственного школьного образования Фото:...

Подробнее 0
День в истории: основатель казанской школы химиков, Киевский вокзал и первая авиапочта - «История»

Чем примечательна дата 18 февраля Фото: kpfu.ru Сегодня, 18 февраля, в мире — День батарейки, в России —...

Подробнее 0
Инста-Татарстан: медали Олимпиады, бойцовский клуб Элвина Грея и мэр Иннополиса на ринге - «Культура»

Обзор инстаграм-аккаунтов известных татарстанцев Фото: olympic.ru Главное спортивное событие этой зимы —...

Подробнее 0
«Лично Галявиева не знал»: гостя Казани отправили в психушку за «шутку» про расстрел СК - «Образование»

По версии обвинения, приезжий готовил покушение на следователей дела о массовом убийстве в гимназии №175...

Подробнее 0

Оставить комментарий
Ваш Выбор Инноваций

Проект «Реального времени»: от Татарии — к Татарстану, часть 133-я Фото: из фондов Чистопольского...

Подробнее 29-дек-2019

ТЦ вымрут, как динозавры, архитекторов заменит ИИ, а увеличить зеленые зоны поможет невидимая рука рынка...

Подробнее 10-мар-2018

Фото: Роман Хасаев 22 апреля — день рождения самого известного и наиболее спорного из всех исторических...

Подробнее 22-апр-2018

Отрывки из книги «Хроника тюрко-татарских государств». Часть 43-я Фото: wikipedia.org («Портрет Фатали-хана...

Подробнее 29-июн-2019

Гид по бывшей Малой Проломной Фото: Слева - дом Апакова. Справа - аптека Грахе. Источник pastvu.com Бывшая...

Подробнее 12-авг-2021

Политик и историк, экс-секретарь ЦК ВЛКСМ Виктор Мироненко о ключевых фигурах периода перестройки Фото:...

Подробнее 31-мар-2020

Чем примечательна дата 12 мая? Фото: Кадр из фильма «Они сражались за Родину» / kinoistoria.ru Сегодня, 12...

Подробнее 12-мая-2022

Телеобозреватель 80-х Александр Тихомиров — о том, как работалось в программе «Время» на излете перестройки...

Подробнее 05-апр-2020

Яндекс.Метрика