Фотомарафон «100-летие ТАССР»: вид на Новый город в Набережных Челнах, 1970-е - «История»
История 23-03-2020, 07:00 Клавдия 106 0
Проект «Реального времени»: от Татарии — к Татарстану, часть 218-я

Набережные Челны были одним из двух последних самых больших городов Советского Союза, отстроенных практически с нуля, с фундамента. Вторым стал Тольятти.
Всесоюзную стройку обслуживали все главки Госснаба СССР, все министерства и ведомства. На производстве и поставке всего необходимого работали более 2 тысяч предприятий страны. В 1970 году Набережные Челны пытались переименовать в Вахитов, но попытку оставили (до 1982 года, когда город на шесть лет стал Брежневым).
Сначала строители завода и города жили в вагончиках контейнерного типа. Несмотря на то, что темпы строительства жилых комплексов были рекордными, население прирастало так, что никакие стройки за этим не поспевали. В 1971 году только для того, чтобы разместить в городе энергетиков, Минэнерго выделило 3,8 миллиона рублей на «домики контейнерного типа».

«Одноэтажные Челны» начала 1970-х состояли из примерно полутора десятков вагонных городков. Они назывались или задорно-молодежно (Надежда, Энтузиастов), или же по месту нахождения (Трампарк, Автовокзал). В вагончиках селили и студенческие стройотряды. Поселки ликвидировали окончательно только к 1985 году. К 1979 году в нормальные квартиры из вагончиков не съехали еще около 26 000 человек!

Но и новые кварталы строились огромными темпами. Застраивалась и старая часть (ныне это Комсомольский район), и примыкающая к ней территория. Но активнее всего строился Новый город — практически с нуля, на землях бывших колхозов, выросли десятки многоэтажных комплексов. Челны стали первым и единственным городом, где решили не думать о романтике названий новых улиц и адреса давали «квадратно-гнездовым» способом: нумеровались жилые комплексы, и адрес был формата «номер комплекса+номер дома».
Сразу же подумали о том, что это будет город автомобилистов: заложили широкие проспекты и бульвары, сразу с двухуровневыми развязками. Для начала семидесятых это было новаторским и, как показала история, дальновидным решением.

Поскольку промышленные площадки завода находились на значительном удалении от жилых комплексов, в 1973 году Набережные Челны обзавелись трамваем. Это была одна из последних новых трамвайных систем в СССР и России. Создали и автобусное ПАТП. Задумывались о троллейбусе, но эту идею реализовывать не стали.
Перестроили речной порт — теперь в Челнах действовал один из десяти крупнейших речных портов в стране. А в 1971 году открыли аэропорт Бегишево, который обеспечивал всю агломерацию (включая Нижнекамск).

Людмила Губаева
Справка
За помощь в подготовке материала редакция благодарит пресс-службу ПАО «КАМАЗ».
Мы будем рады участию наших читателей в наполнении фотопроекта. По вопросам фотомарафона обращайтесь по адресу: gubaeva@realnoevremya.ru.
Ваша реклама
Другие новости
Облако тэгов
Ваш Выбор Инноваций
Отрывки из книги «Хроника тюрко-татарских государств». Часть 32-я Фото: russian7.ru «Реальное время»...
Подробнее 13-апр-2019«Блеск и нищета Ильинского храма» краеведа Алексея Клочкова. Часть 12-я Фото: Храм Ильи Пророка. 1915 г....
Подробнее 21-янв-2020Какие строения формировали исторический облик столицы Башкортостана. Часть 1 Фото: bashinform.ru. Дом по ул....
Подробнее 17-мая-2020Военное искусство огузов и турок-сельджуков. Часть 9-я Фото: wikipedia.org (Битва при Манцикерте. Диорама из...
Подробнее 27-дек-201891 яшьлек совет пенсионеры Рәсәй исламы бишегендә милли үзаңны берүзе ничек күтәрә «Реальное время»...
Подробнее 27-дек-2020Реальное время» публикует отрывки из мемуаров директора Института истории им. Ш. Марджани Фото:...
Подробнее 24-мар-2018Культуролог Борис Степанов о том, почему важны непрофессионалы, интересующиеся локальной историей...
Подробнее 20-окт-2019К чему приведет новый виток скандала вокруг предлагаемой памятной даты окончания Стояния на реке Угре? Фото:...
Подробнее 13-ноя-2019


