Фотомарафон «100-летие ТАССР»: группа сотрудниц ТатЦИКа и СНК АТССР 8 марта 1929 года - «История» » Ваш Выбор Инноваций

Фотомарафон «100-летие ТАССР»: группа сотрудниц ТатЦИКа и СНК АТССР 8 марта 1929 года - «История»

История 16-09-2019, 07:00 Агнеса 119 0

Проект «Реального времени»: от Татарии — к Татарстану, часть 29-я


Фотомарафон «100-летие ТАССР»: группа сотрудниц ТатЦИКа и СНК АТССР 8 марта 1929 года - «История»


В Советской Татарии, как и по всей Советской России, а позже — и по всему СССР, пытались сделать женщину полноправным членом общества. Но получалось неловко и не сразу.


Надо сказать, что до революции мусульманки Татарии были самыми эмансипированными во всей царской России. Им дозволялось учиться, образование девочкам давали и дома, и в специальных школах. Городские татарки модно одевались, могли заниматься общественной деятельностью.

Но, конечно, степень закрепощенности женщины, особенно из бедной семьи, была огромной. Да и богатые татарки, даже будучи образованными и деятельными, все равно слепо подчинялись родителям: например, не могли выходить замуж без их дозволения, а на свадьбе до начала 1920-х годов не имели права сидеть за одним столом с мужчинами.

После того, как по молодой Татреспублике прокатилась война, стало, что называется, «не до жиру». Женщин вовсю привлекали к общественным работам, а советская власть провозгласила равенство полов во всех сферах жизни.

Женщины вынуждены были работать, чтоб прокормить своих детей: в годы войны многие из них остались без мужей. В городе они были заняты в текстильной и пищевой промышленности, продавали продукты, работали в прачечных и швейных мастерских, мыли посуду и готовили пищу, ухаживали за детьми и за больными в лечебницах. Женский рабочий день в то время составлял около 14 часов, причем оплачивалось только восемь. Весь остальной труд с нее никто не снимал. Мало было тех сфер, в которых не работали бы женщины. Их активно привлекали к общественной деятельности, они вступали в комсомол и в партию, участвовали в выборах.

Но до полного освобождения было далеко: общество все еще продолжало рассматривать женщину как некоего рода товар. В условиях тотальной безработицы середины 1920-х годов предприятия старались брать на работу здоровых мужчин, чтобы не платить декретных или больничных более слабым в физическом отношении женщинам. Низкая квалификация работниц тоже не очень способствовала их трудоустройству. Поэтому буйным цветом среди нечистоплотных чиновников расцветала «торговля рабочими местами», когда девушки получали работу в обмен на собственное тело. Об этом писала и пресса тех лет, есть и архивные документы, свидетельствовавшие об этом.

К концу 1920-х ситуация начала выправляться: сокращения работниц прекратились, ликбез принес свои плоды, выросла квалификация женщин в целом и почти встала на ноги система детских садов и яслей.


Людмила Губаева
Справка


За помощь в подготовке материала редакция благодарит Государственный архив РТ.

Мы будем рады участию наших читателей в наполнении фотопроекта. По вопросам фотомарафона обращайтесь по адресу gubaeva@realnoevremya.ru.


Цитирование статьи, картинки - фото скриншот - Rambler News Service.
Иллюстрация к статье - Яндекс. Картинки.
Есть вопросы. Напишите нам.
Общие правила  поведения на сайте.
Проект «Реального времени»: от Татарии — к Татарстану, часть 29-я В Советской Татарии, как и по всей Советской России, а позже — и по всему СССР, пытались сделать женщину полноправным членом общества. Но получалось неловко и не сразу. Надо сказать, что до революции мусульманки Татарии были самыми эмансипированными во всей царской России. Им дозволялось учиться, образование девочкам давали и дома, и в специальных школах. Городские татарки модно одевались, могли заниматься общественной деятельностью. Но, конечно, степень закрепощенности женщины, особенно из бедной семьи, была огромной. Да и богатые татарки, даже будучи образованными и деятельными, все равно слепо подчинялись родителям: например, не могли выходить замуж без их дозволения, а на свадьбе до начала 1920-х годов не имели права сидеть за одним столом с мужчинами. После того, как по молодой Татреспублике прокатилась война, стало, что называется, «не до жиру». Женщин вовсю привлекали к общественным работам, а советская власть провозгласила равенство полов во всех сферах жизни. Женщины вынуждены были работать, чтоб прокормить своих детей: в годы войны многие из них остались без мужей. В городе они были заняты в текстильной и пищевой промышленности, продавали продукты, работали в прачечных и швейных мастерских, мыли посуду и готовили пищу, ухаживали за детьми и за больными в лечебницах. Женский рабочий день в то время составлял около 14 часов, причем оплачивалось только восемь. Весь остальной труд с нее никто не снимал. Мало было тех сфер, в которых не работали бы женщины. Их активно привлекали к общественной деятельности, они вступали в комсомол и в партию, участвовали в выборах. Но до полного освобождения было далеко: общество все еще продолжало рассматривать женщину как некоего рода товар. В условиях тотальной безработицы середины 1920-х годов предприятия старались брать на работу здоровых мужчин, чтобы не платить декретных или больничных более слабым в физическом отношении женщинам. Низкая квалификация работниц тоже не очень способствовала их трудоустройству. Поэтому буйным цветом среди нечистоплотных чиновников расцветала «торговля рабочими местами», когда девушки получали работу в обмен на собственное тело. Об этом писала и пресса тех лет, есть и архивные документы, свидетельствовавшие об этом. К концу 1920-х ситуация начала выправляться: сокращения работниц прекратились, ликбез принес свои плоды, выросла квалификация женщин в целом и почти встала на ноги система детских садов и яслей. Людмила Губаева Справка За помощь в подготовке материала редакция благодарит Государственный архив РТ. Мы будем рады участию наших читателей в наполнении фотопроекта. По вопросам фотомарафона обращайтесь по адресу gubaeva@realnoevremya.ru.
Похожие новости
«Их нравы»: «отец роз», с деревянным мечом покорявший Венгрию и стоявший у истоков первого университета Турции - «История»

Гюль Баба — таинственный дервиш братства Бекташи Фото: islamosfera.ru Казанский исследователь и колумнист...

Подробнее 0
Коронавирусный коллапс в Средней Азии: уголовка за фейкньюс, табу на «самоволку» и заветы туркменбаши - «Медицина»

Как в братских азиатских республиках борются с COVID-19 Фото: kyrtag.kg В России временные ограничения,...

Подробнее 0
«Если экономика Татарстана будет расти нынешними темпами, достичь объема ВРП в 5 триллионов не удастся» - «Инфраструктура»

«Стратегию-2030» перекроят с учетом санкций и указа Путина Фото: kgeu.ru 7 ноября в Казанском энергетическом...

Подробнее 0
Женский вопрос 100 лет назад: профсоюзы для мусульманских солдаток и работниц - «История»

Татарки и революция. Часть 3: солдатки и работницы Фото: Бюро солдаток-мусульманок г. Казани. 1917 г....

Подробнее 0

Оставить комментарий
Ваш Выбор Инноваций

«Мозаика воспоминаний» татарстанского историка. Часть 3-я Фото: Максим Платонов Директор Института истории...

Подробнее 30-ноя-2019

Проект «Вопросы о Татарстане и татарах», часть II «Реальное время» продолжает серию образовательных тестов о...

Подробнее 14-фев-2021

Помощник президента и префект «Старого города» призвали молодежь создать новые акценты в туристическом...

Подробнее 11-авг-2020

В Казани открыли памятник выдающему татарскому богослову и историку Фото: tatarstan.ru Накануне на берегу...

Подробнее 21-ноя-2018

Краевед Алексей Клочков — о прошлом и настоящем двух городских базаров. Часть 1 Одним из самых любопытных...

Подробнее 22-окт-2019

Толпы туристов едут в столицу Австрии на выставку великого фламандца Фото: Наталья Переверзева (ap-pa.ru)...

Подробнее 31-дек-2018

Американский фермер из российской глубинки — о различиях в развитии бизнеса на селе в России и США Фото:...

Подробнее 02-сен-2019

Проект «Реального времени»: от Татарии к Татарстану — 300 фотографий и интересных фактов Фото: pastvu.com...

Подробнее 19-авг-2019

Яндекс.Метрика