«Как и любое государственное объединение, Республика Татарстан — это идеологический миф» - «История» » Ваш Выбор Инноваций

«Как и любое государственное объединение, Республика Татарстан — это идеологический миф» - «История»

История 21-07-2018, 07:00 Домна 148 0

Что такое Республика Татарстан? Часть первая: Җөмһүрият


«Как и любое государственное объединение, Республика Татарстан — это идеологический миф» - «История»


В преддверии 100-летия Татарстана историк и востоковед Альфрид Бустанов начинает цикл тематических колонок для «Реального времени». Сегодня наш колумнист обращает внимание на «республиканский» аспект названия региона.


В своей предыдущей колонке я мимоходом позволил себе эмоциональное высказывание. В одном месте я упомянул «нашу любимую Республику». Редактору «Реального времени» этот эпизод не понравился (пусть он об этом и не знал, будучи в отпуске, — прим. ред.), и он его изменил на «нашу республику». В самом деле, с точки зрения русского языка использование этого прилагательного в контексте колонки про суфийскую поэзию выглядит явно избыточно. Тем не менее сама правка может читаться и как политический акт: казалось бы, что такого в признании в любви к Республике? Мы живем в любимой (зачеркнуто мной, – А.Б.) «Республике» или «республике»? Или на всякий случай лучше не признаваться в любви и не расставлять заглавные буквы при столь изменчивой политической ситуации?


Юбилей государственности требует от нас серьезного осмысления, рефлексии и видения сценариев будущего

В ожидании юбилея

Эти вопросы тем актуальнее ввиду приближения официального празднования 100-летия Республики Татарстан. Мне кажется, что этот юбилей государственности требует от нас серьезного осмысления, рефлексии и видения сценариев будущего. Надеюсь, что в серии колонок удастся обратить внимание на какие-то аспекты такой рефлексии.

Век назад, в обстановке политической нестабильности в эпоху революции и Гражданской войны рождались разные проекты административного устройства бывшей империи и ее окраин. Интересно, что один из авторов проекта Идел-Урал, Галимджан Шараф (1896—1950), еще в 1916 году написал объемную историю Золотой Орды на татарском языке. Эта неопубликованная рукопись, на мой взгляд, служила во многом обзором государственности у татар, уходящей корнями в имперский опыт Золотой Орды.

Автономная Татарская Социалистическая Советская Республика появилась на карте 25 июня 1920 года. Как и в других случаях строительства национальных республик большевиками, в этом акте можно видеть результат взаимодействия местных элит и Москвы (как этот процесс происходил на практике можно увидеть в недавней книге Адиба Халида на примере советского Узбекистана). Появились границы автономии со своими сложностями и потенциальными конфликтами: в частности, Уфа и весь северо-запад современной Башкирии оказались за пределами Татарстана. Похожие территориальные решения были приняты в Средней Азии: таджики оспаривали у узбеков Бухару и Самарканд, а Ташкент стал предметом спора между узбеками и казахами.


Флаг республики с текстом «Татарстан социалистлар җөмһүрияте»

Республиканизм по-татарски?

Собственно, почему это название «Республика»? В Конституции 1937 года разъяснения этого термина нет, хотя есть понятие гражданства Республики (Ст. 17, Гл. II). У ТАССР, как и у многих других национальных республик в составе Советского Союза, не было какого-то своего представления о том, что значит республиканизм. Система советских республик, устроенных по национальному признаку, была единой для всей страны и рассматривалась как форма социалистического государства рабочих и крестьян. Корни этого словоупотребления можно видеть в русской традиции, начиная с декабристов, и культе античного республиканизма, а для мусульман — в опыте французской революции, опосредованном через турецкие источники.

Кстати говоря, по-татарски слово республика — «җөмһүрият», это арабское заимствование, отсылающее к более широкому кругу теорий республиканизма в различных переводах и адаптациях, нежели его советский извод. Поэтому, русифицированное «Татарстан Республикасы» — это название, привязанное к советскому опыту нациестроительства, в то время как сочетание «Татарстан Җөмһүрияте» оставляет пространство для альтернативного смыслового наполнения.

Историческая случайность

Если коротко, Татарстан стал республикой случайно. Республиканизм не является каким-то осознанным выбором и результатом политической эволюции государственности в Татарстане или плодом развития местной политической философии. Последняя вполне себе существовала, ее специфический голос, к примеру, можно услышать из протоколов Первого Всероссийского мусульманского съезда (изданы в Петрограде в 1917 году). Получается, что наименование «Республика» сохранялось, но его смысловое наполнение существенно изменялось на протяжении последних ста лет: от советского концепта национальной республики к республиканскому суверенитету.

Постепенная деконструкция татарстанского суверенитета, потеря договора о разграничении полномочий с Москвой, полное разрушение системы обучения татарскому как государственному языку Республики и отсроченная отмена статуса президента РТ — все эти процессы последнего времени говорят о том, что постсоветская концепция Республики Татарстан как суверенного государства в составе РФ себя исчерпала.


Съезд мусульман. 1917 г. Фото safe-rgs.ru

Развязка очевидна: либо нас готовят к деконструкции Республики и юбилей станет похоронами, либо появится новое концептуальное наполнение татарстанской государственности в тех институциях и названиях, к которым мы уже привыкли.

По большому счету, как и любое государственное объединение, Республика Татарстан — это идеологический миф. И его жизнеспособность определяется готовностью к мутации и обновлению, переформатированию и переосмыслению своего опыта в новых политических условиях.

Продолжение следует


Альфрид Бустанов
Справка


Альфрид Бустанов

  • Ph.D. (Amsterdam University, 2013)
  • Профессор факультета истории в Европейском университете в Санкт-Петербурге.
  • Автор книг Soviet Orientalism and the Creation of Central Asian Nations (London — New York, 2015) и «Книжная культура сибирских мусульман» (Москва, 2012). Колумнист «Реального времени».
Цитирование статьи, картинки - фото скриншот - Rambler News Service.
Иллюстрация к статье - Яндекс. Картинки.
Есть вопросы. Напишите нам.
Общие правила  поведения на сайте.
Что такое Республика Татарстан? Часть первая: Җөмһүрият В преддверии 100-летия Татарстана историк и востоковед Альфрид Бустанов начинает цикл тематических колонок для «Реального времени». Сегодня наш колумнист обращает внимание на «республиканский» аспект названия региона. В своей предыдущей колонке я мимоходом позволил себе эмоциональное высказывание. В одном месте я упомянул «нашу любимую Республику». Редактору «Реального времени» этот эпизод не понравился (пусть он об этом и не знал, будучи в отпуске, — прим. ред.), и он его изменил на «нашу республику». В самом деле, с точки зрения русского языка использование этого прилагательного в контексте колонки про суфийскую поэзию выглядит явно избыточно. Тем не менее сама правка может читаться и как политический акт: казалось бы, что такого в признании в любви к Республике? Мы живем в любимой (зачеркнуто мной, – А.Б.) «Республике» или «республике»? Или на всякий случай лучше не признаваться в любви и не расставлять заглавные буквы при столь изменчивой политической ситуации? Юбилей государственности требует от нас серьезного осмысления, рефлексии и видения сценариев будущего В ожидании юбилея Эти вопросы тем актуальнее ввиду приближения официального празднования 100-летия Республики Татарстан. Мне кажется, что этот юбилей государственности требует от нас серьезного осмысления, рефлексии и видения сценариев будущего. Надеюсь, что в серии колонок удастся обратить внимание на какие-то аспекты такой рефлексии. Век назад, в обстановке политической нестабильности в эпоху революции и Гражданской войны рождались разные проекты административного устройства бывшей империи и ее окраин. Интересно, что один из авторов проекта Идел-Урал, Галимджан Шараф (1896—1950), еще в 1916 году написал объемную историю Золотой Орды на татарском языке. Эта неопубликованная рукопись, на мой взгляд, служила во многом обзором государственности у татар, уходящей корнями в имперский опыт Золотой Орды. Автономная Татарская Социалистическая Советская Республика появилась на карте 25 июня 1920 года. Как и в других случаях строительства национальных республик большевиками, в этом акте можно видеть результат взаимодействия местных элит и Москвы (как этот процесс происходил на практике можно увидеть в недавней книге Адиба Халида на примере советского Узбекистана). Появились границы автономии со своими сложностями и потенциальными конфликтами: в частности, Уфа и весь северо-запад современной Башкирии оказались за пределами Татарстана. Похожие территориальные решения были приняты в Средней Азии: таджики оспаривали у узбеков Бухару и Самарканд, а Ташкент стал предметом спора между узбеками и казахами. Флаг республики с текстом «Татарстан социалистлар җөмһүрияте» Республиканизм по-татарски? Собственно, почему это название «Республика»? В Конституции 1937 года разъяснения этого термина нет, хотя есть понятие гражданства Республики (Ст. 17, Гл. II). У ТАССР, как и у многих других национальных республик в составе Советского Союза, не было какого-то своего представления о том, что значит республиканизм. Система советских республик, устроенных по национальному признаку, была единой для всей страны и рассматривалась как форма социалистического государства рабочих и крестьян. Корни этого словоупотребления можно видеть в русской традиции, начиная с декабристов, и культе античного республиканизма, а для мусульман — в опыте французской революции, опосредованном через турецкие источники. Кстати говоря, по-татарски слово республика — «җөмһүрият», это арабское заимствование, отсылающее к более широкому кругу теорий республиканизма в различных переводах и адаптациях, нежели его советский извод. Поэтому, русифицированное «Татарстан Республикасы» — это название, привязанное к советскому опыту нациестроительства, в то время как сочетание «Татарстан Җөмһүрияте» оставляет пространство для альтернативного смыслового наполнения. Историческая случайность Если коротко, Татарстан стал республикой случайно. Республиканизм не является каким-то осознанным выбором и результатом политической эволюции государственности в Татарстане или плодом развития местной политической философии. Последняя вполне себе существовала, ее специфический голос, к примеру, можно услышать из протоколов Первого Всероссийского мусульманского съезда (изданы в Петрограде в 1917 году). Получается, что наименование «Республика» сохранялось, но его смысловое наполнение существенно изменялось на протяжении последних ста лет: от советского концепта национальной республики к республиканскому суверенитету. Постепенная деконструкция татарстанского суверенитета, потеря договора о разграничении полномочий с Москвой, полное разрушение системы обучения татарскому как государственному языку Республики и отсроченная отмена статуса президента РТ — все эти процессы последнего времени говорят о том, что постсоветская концепция Республики Татарстан как суверенного государства в составе РФ себя исчерпала. Съезд мусульман. 1917 г. Фото safe-rgs.ru Развязка очевидна: либо нас готовят к деконструкции Республики и юбилей станет похоронами, либо появится новое концептуальное наполнение татарстанской государственности в тех институциях и названиях, к которым мы уже привыкли. По большому счету, как и любое государственное объединение, Республика Татарстан — это идеологический миф. И его жизнеспособность определяется готовностью к мутации и обновлению, переформатированию и переосмыслению своего опыта в новых политических условиях. Продолжение следует Альфрид Бустанов Справка Альфрид Бустанов Ph.D. (Amsterdam University, 2013) Профессор факультета истории в Европейском университете в Санкт-Петербурге. Автор книг Soviet Orientalism and the Creation of Central Asian Nations (London — New York, 2015) и «Книжная культура сибирских мусульман» (Москва, 2012). Колумнист «Реального времени».
Похожие новости
В сгоревшем доме Катанова появятся жильцы - «История»

В центре Казани воссоздают утраченный деревянный памятник Фото: kzn.ru В старой части Казани начали...

Подробнее 0
Суд разрешил арестовывать единственное жилье - «Недвижимость»

Речь касается случаев, когда должники могут распорядиться жильем в ущерб интересам взыскателя Арест...

Подробнее 0
Православная общественность поддержала уничтожение части Ботанического сада в Самаре - «Недвижимость»

idelreal.org включён в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента, по решению Министерства юстиции...

Подробнее 0
Александр Овчинников: «У них — выборы, а у нас — праздник…» - «История»

Чем выборы в США отличаются от голосования в России? В России выборы напоминают массовый праздник-пир,...

Подробнее 0

Оставить комментарий
Ваш Выбор Инноваций

Документы по истории татар в 1917 году переведены с арабской графики на кириллицу и изданы скромным тиражом...

Подробнее 11-апр-2018

Джевдет Сунай — еще один военный во главе республики Фото: nationaalarchief.nl Казанский исследователь Булат...

Подробнее 27-окт-2019

Историк Ильнур Миргалеев о формировании международной политики Золотой Орды в период ее становления. Часть 2...

Подробнее 15-апр-2019

Чем примечательна дата 27 сентября Фото: prokazan.ru Сегодня, 27 сентября, в мире — День туризма, в России...

Подробнее 27-сен-2021

Чем примечательна дата 8 июля Фото: Максим Платонов Сегодня, 8 июля, в России — праздник семьи, любви и...

Подробнее 08-июл-2021

Знаменитый дом Казани на стрелке дворянских линий. Часть 3 Одним из самых загадочных строений Казани,...

Подробнее 23-мар-2018

Чем известна дата 4 мая Фото: kazanreporter.ru 4 мая 1979 года Маргарет Тэтчер стала премьер-министром...

Подробнее 04-мая-2021

Фото: wikipedia.org (Симеон Бекбулатович. Фрагмент портрета работы неизвестного польского художника, конец...

Подробнее 29-мая-2020

Яндекс.Метрика