Внимание на женщину в красном: в театре Кариева подали по-новому поэзию Джалиля - «Культура» » Ваш Выбор Инноваций

Внимание на женщину в красном: в театре Кариева подали по-новому поэзию Джалиля - «Культура»

Культура 12-05-2021, 21:21 King 88 0

Внимание на женщину в красном: в театре Кариева подали по-новому поэзию Джалиля - «Культура»
Фото: Максим Платонов


Творческое объединение «Калеб» представило в театре Кариева спектакль «Муса. Моабит» — пластическо-музыкально-поэтический проект, посвященный Мусе Джалилю. Редкое камерное событие, посвященное военному прошлому и творчеству татарского поэта, посетил корреспондент «Реального времени».


Мало Мусы

В середине февраля, когда татарскому поэту исполнилось бы 115 лет, я опубликовал колонку на тему того, что в мероприятиях в честь Джалиля начисто отсутствует рефлексия и поиск новых форм. Объединение «Калеб», которое вот уже несколько лет занимается формированием новой волны традиционного искусства, работая с композиторами, певцами, поэтами, хореографами, создало немало посвящений и ныне живущим, и ушедшим деятелям. Что приятно, «Муса. Моабит» показали не в праздничные даты, а уже 10 мая. И стремление найти новые формы в спектакле есть. Не всегда соответствуют бронзовости персонажа.

Режиссер спектакля — Алексей Шитиков, выпускник Казанского театрального училища 2015 года (курс Татьяны Лядовой), работавший в Таганрогском театре имени Чехова и Томском ТЮЗе. В начале этого года он открыл в Казани на улице Магистральной арт-центр BAZA. На пресс-конференции в честь постановки он так сформулировал задачу:

— То, что тебя волнует, — это всегда, как правило, нечто неосязаемое, неописуемое, не подлежащее постулации. Допустим, можно вечно рассуждать о любви, но так и не описать ее. Один философ сказал: «Если вы можете объяснить, что такое любовь, значит, вы никогда не любили». И на этом (слава Богу) начальном этапе я понял: нужно формулировать, доставать все изнутри и придавать этому форму. В данном случае — образ и судьбу Мусы Джалиля.

А куратор проекта Миляуша Ризванова пояснила, что «нашей целью было не только собрать факты о нем, но и постараться понять его. Здесь он раскрывается как обаятельный человек».

— Мы знаем, что Муса Джалиль — национальный герой татар. Но оказалось, что в Казани совсем мало художественных произведений, которые сегодня можно было бы прийти и посмотреть. В театре оперы имени Мусы Джалиля в 2013 году была поставлена опера. Остальное — это разовые акции, — справедливо отметил Алексей Шитиков.

От тюрьмы до детства

Короткий спектакль — цепочка эпизодов, в которых участвуют в основном один или два человека. Кто-то читает стихи поэта, а они перетекают в песню, а песня соединяется с пластическим номером.

При этом спектакль начинается традиционно — с пересказа трагических событий в Моабитской тюрьме, после чего Шитиков сам озвучивает биографию героя. Дальнейшие события — это воспоминания современников: отправившего стихи поэта домой Андре Тиммерманса, жены Амины, сестры Хадичи.

Звучат такие стихи, как «Палачу», «Не верь»: звучат ожидаемо надрывно и пафосно. В это время актер Муса Камалов и певец Ильгиз Мухутдинов томятся в застенках, которые изображает высокая сетка (очень похожая на ту, что огораживает, к примеру, Деревню Универсиады).

Когда все традиционно, то стихи работают, как и всегда. Иногда начинается «современность», и тут хочется прикрыть глаза. Певица и скрипачка Фаузия Кадырова внезапно марширует под немецкую песню в форме. Форма ей, безусловно, идет, а вот немецкий текст, который она четко артикулирует, совершенно непонятен. Камалов читает «Не верь», но что это должно породить вместе?

Другой пример — когда певица Зарина Вильданова исполняет песню «Платочек». Музыку к спектаклю написала Миляуша Хайруллина, которую мы знаем и по театральным постановкам, и по работе с малыми и большими формами.

Недавно на встрече с мэром Казани Ильсуром Метшиным она попросила помочь ей в поиске площадке, на которой она могла бы поставить оперу, посвященную поэту и драматургу Кави Наджми. Ее песни и звуковое оформление, безусловно, большой плюс спектаклю.

При этом на фоне поющей Зарины танцует актриса Кариевского Альбина Нугманова — женщина в красном. И ее страстный танец с вставанием на голову в мостике сильно противоречит, кажется, общей канве. То есть, авторы, определитесь, вы делаете классическое посвящение, от которого никто и не требует чего-то сверхъестественного, либо полностью посвящаете себя ломанию стереотипов? На двух стульях усидеть не получится. Но, когда Нугманова начинает просто переводить дух после энергичного танца и читать воспоминания, это выглядит круче.

При этом другой пластический номер-песня «Сон в тюрьме» при участии Мухутдинова и артистки ансамбля песни и танца Саиды Миннебаевой выглядит совершенно иначе, поскольку танцовщица, играя роль дочери Чулпан, показывает и инфантильность ребенка, и взрослую тоску человека, не видящую отца. Да, это уже классика, но и весь спектакль классичен.

Еще одна удача — песня на мунадңат матери поэта Рахимы «Колыбельная». Исполняет ее Зарина Вильданова, а в конце к ней присоединяются на скрипках Фаузия Кадырова и Гайса Монасыпов (сын руководителя Государственного квартета РТ Шамиля Монасыпова). Они доигрывают песню, выходят артисты, читают «Волшебный клубок»:

Как волшебный клубок из сказки,
Песни — на всем моем пути…
Идите по следу до самой последней,
Коль захотите меня найти!

Но зрители не сразу понимают, что это конец. Их просят поделиться: лишь один из них заявляет, что очень хотел бы побыстрей дойти до дома и перечитать стихи Джалиля. Сказать и вправду нечего. Пожурить авторов за нестыковки? Ну как так, это же посвящение великому поэту, кажется, он даже защищеннее Тукая!

Любопытно, что в конце зимы министерство молодежи РТ запустило проект в честь Джалиля Musa lab. Согласно инициативе, участники могли представить любой формат творчества: «вокал, хореография, инсталляция или что-то абсолютно новое». Результаты отбора обещали объявить еще 1 апреля, но найти их не удалось.

Поэтому после выхода из театра начинает беспокоить другая мысль: Абдулла Алиш, также казненный, как и участник группы Курмашева, тоже писал в тюрьме стихи, передал домой. Хорошо бы и их перечитать.




Радиф Кашапов, фото: Максим Платонов
Цитирование статьи, картинки - фото скриншот - Rambler News Service.
Иллюстрация к статье - Яндекс. Картинки.
Есть вопросы. Напишите нам.
Общие правила  поведения на сайте.
Фото: Максим Платонов Творческое объединение «Калеб» представило в театре Кариева спектакль «Муса. Моабит» — пластическо-музыкально-поэтический проект, посвященный Мусе Джалилю. Редкое камерное событие, посвященное военному прошлому и творчеству татарского поэта, посетил корреспондент «Реального времени». Мало Мусы В середине февраля, когда татарскому поэту исполнилось бы 115 лет, я опубликовал колонку на тему того, что в мероприятиях в честь Джалиля начисто отсутствует рефлексия и поиск новых форм. Объединение «Калеб», которое вот уже несколько лет занимается формированием новой волны традиционного искусства, работая с композиторами, певцами, поэтами, хореографами, создало немало посвящений и ныне живущим, и ушедшим деятелям. Что приятно, «Муса. Моабит» показали не в праздничные даты, а уже 10 мая. И стремление найти новые формы в спектакле есть. Не всегда соответствуют бронзовости персонажа. Режиссер спектакля — Алексей Шитиков, выпускник Казанского театрального училища 2015 года (курс Татьяны Лядовой), работавший в Таганрогском театре имени Чехова и Томском ТЮЗе. В начале этого года он открыл в Казани на улице Магистральной арт-центр BAZA. На пресс-конференции в честь постановки он так сформулировал задачу: — То, что тебя волнует, — это всегда, как правило, нечто неосязаемое, неописуемое, не подлежащее постулации. Допустим, можно вечно рассуждать о любви, но так и не описать ее. Один философ сказал: «Если вы можете объяснить, что такое любовь, значит, вы никогда не любили». И на этом (слава Богу) начальном этапе я понял: нужно формулировать, доставать все изнутри и придавать этому форму. В данном случае — образ и судьбу Мусы Джалиля. А куратор проекта Миляуша Ризванова пояснила, что «нашей целью было не только собрать факты о нем, но и постараться понять его. Здесь он раскрывается как обаятельный человек». — Мы знаем, что Муса Джалиль — национальный герой татар. Но оказалось, что в Казани совсем мало художественных произведений, которые сегодня можно было бы прийти и посмотреть. В театре оперы имени Мусы Джалиля в 2013 году была поставлена опера. Остальное — это разовые акции, — справедливо отметил Алексей Шитиков. От тюрьмы до детства Короткий спектакль — цепочка эпизодов, в которых участвуют в основном один или два человека. Кто-то читает стихи поэта, а они перетекают в песню, а песня соединяется с пластическим номером. При этом спектакль начинается традиционно — с пересказа трагических событий в Моабитской тюрьме, после чего Шитиков сам озвучивает биографию героя. Дальнейшие события — это воспоминания современников: отправившего стихи поэта домой Андре Тиммерманса, жены Амины, сестры Хадичи. Звучат такие стихи, как «Палачу», «Не верь»: звучат ожидаемо надрывно и пафосно. В это время актер Муса Камалов и певец Ильгиз Мухутдинов томятся в застенках, которые изображает высокая сетка (очень похожая на ту, что огораживает, к примеру, Деревню Универсиады). Когда все традиционно, то стихи работают, как и всегда. Иногда начинается «современность», и тут хочется прикрыть глаза. Певица и скрипачка Фаузия Кадырова внезапно марширует под немецкую песню в форме. Форма ей, безусловно, идет, а вот немецкий текст, который она четко артикулирует, совершенно непонятен. Камалов читает «Не верь», но что это должно породить вместе? Другой пример — когда певица Зарина Вильданова исполняет песню «Платочек». Музыку к спектаклю написала Миляуша Хайруллина, которую мы знаем и по театральным постановкам, и по работе с малыми и большими формами. Недавно на встрече с мэром Казани Ильсуром Метшиным она попросила помочь ей в поиске площадке, на которой она могла бы поставить оперу, посвященную поэту и драматургу Кави Наджми. Ее песни и звуковое оформление, безусловно, большой плюс спектаклю. При этом на фоне поющей Зарины танцует актриса Кариевского Альбина Нугманова — женщина в красном. И ее страстный танец с вставанием на голову в мостике сильно противоречит, кажется, общей канве. То есть, авторы, определитесь, вы делаете классическое посвящение, от которого никто и не требует чего-то сверхъестественного, либо полностью посвящаете себя ломанию стереотипов? На двух стульях усидеть не получится. Но, когда Нугманова начинает просто переводить дух после энергичного танца и читать воспоминания, это выглядит круче. При этом другой пластический номер-песня «Сон в тюрьме» при участии Мухутдинова и артистки ансамбля песни и танца Саиды Миннебаевой выглядит совершенно иначе, поскольку танцовщица, играя роль дочери Чулпан, показывает и инфантильность ребенка, и взрослую тоску человека, не видящую отца. Да, это уже классика, но и весь спектакль классичен. Еще одна удача — песня на мунадңат матери поэта Рахимы «Колыбельная». Исполняет ее Зарина Вильданова, а в конце к ней присоединяются на скрипках Фаузия Кадырова и Гайса Монасыпов (сын руководителя Государственного квартета РТ Шамиля Монасыпова). Они доигрывают песню, выходят артисты, читают «Волшебный клубок»: Как волшебный клубок из сказки, Песни — на всем моем пути… Идите по следу до самой последней, Коль захотите меня найти! Но зрители не сразу понимают, что это конец. Их просят поделиться: лишь один из них заявляет, что очень хотел бы побыстрей дойти до дома и перечитать стихи Джалиля. Сказать и вправду нечего. Пожурить авторов за нестыковки? Ну как так, это же посвящение великому поэту, кажется, он даже защищеннее Тукая! Любопытно, что в конце зимы министерство молодежи РТ запустило проект в честь Джалиля Musa lab. Согласно инициативе, участники могли представить любой формат творчества: «вокал, хореография, инсталляция или что-то абсолютно новое». Результаты отбора обещали объявить еще 1 апреля, но найти их не удалось. Поэтому после выхода из театра начинает беспокоить другая мысль: Абдулла Алиш, также казненный, как и участник группы Курмашева, тоже писал в тюрьме стихи, передал домой. Хорошо бы и их перечитать. Радиф Кашапов, фото: Максим Платонов
Похожие новости
Перенимая опыт и традиции: как в ГК ТАИФ выстроена работа с молодыми кадрами - «Образование»

Треть сотрудников компаний Группы ТАИФ — молодые специалисты в возрасте до 35 лет Фото: предоставлено ПАО...

Подробнее 0
Казань вошла в топ-5 городов для гостиничного бизнеса, но отельеры с этим не согласны - «Инфраструктура»

Фото: Максим Платонов Казань ворвалась в топ-5 рейтинга российских городов, к которым ведущие гостиничные...

Подробнее 0
«Немцы в панике бежали»: как татарстанцы отличились на Курской дуге? - «История»

Уроженцы Татарстана в танковой «мясорубке» лета 1943-го Фото: bundesarchiv.de Три четверти века назад...

Подробнее 0
Разыскиваются собственники объектов недвижимости - «Дайджест»

Ирина Костикова Источник: GiperNN В конце 2020 года был принят Федеральный закон № 518-ФЗ «О внесении...

Подробнее 0

Оставить комментарий
Ваш Выбор Инноваций

Фото: Михаил Козловский Сегодня, в день начала священного месяца Рамадан, в Казани открывается съезд...

Подробнее 12-апр-2021

Резонансный фотохудожник — о беспутье в Куюках и социальной роли искусства Фото: Эва Милконская Неожиданно...

Подробнее 06-апр-2021

В Галерее современного искусства открылась выставка «Бубновый валет» Фото: Ринат Назметдинов В Галерее...

Подробнее 25-фев-2022

В Казани презентовали книгу «Тени Касимовского ханства» Фото: Радиф Кашапов В Национальной библиотеке...

Подробнее 05-фев-2021

В Национальной галерее «Хазинэ» к 9 Мая открылись сразу четыре выставки Фото: Ринат Назметдинов Ко Дню...

Подробнее 09-мая-2022

Выставку известного фотожурналиста, развернутую в казанской Галерее современного искусства, продлили по 9...

Подробнее 02-мая-2022

Контрабасист Сергей Васильев решил «обкатать» авторскую программу в столице Татарстана благодаря дружбе со...

Подробнее 21-фев-2021

В Татарской филармонии артисты впервые представили свою программу романсов и песен из кинофильмов Фото:...

Подробнее 13-ноя-2021

Яндекс.Метрика