«Мирас»: гитары и тофалары - «Культура» » Ваш Выбор Инноваций

«Мирас»: гитары и тофалары - «Культура»

Культура 22-02-2021, 21:48 Станислав 174 0

Фестиваль имени Назиба Жиганова — между классикой, новинками и экспериментами


«Мирас»: гитары и тофалары - «Культура»
Фото: vk.com/gsort


На прошлой неделе завершился шестой фестиваль татарской музыки имени Назиба Жиганова «Мирас». Три разных дня, множество форматов, ограниченное количество публики и большой вопрос — почему в Год родных языков так много поддержки литературе, эстраде, театру, но пока не особо виден пиетет к классике?


«Африканский» Жиганов и Яхин малых форм

Юбилей Назиба Жиганова стал главной темой первого вечера фестиваля: художественный руководитель Государственного симфонического оркестра РТ Александр Сладковский и профессор консерватории Вадим Дулат-Алеев выбрали произведения Назиба Жиганова 1960—1970 годов, в частности, Восьмую симфонию. А чтобы продемонстрировать, как широки были интересы маэстро, в программу включили сюиту из «африканского» балета «Нжери» и, конечно, праздничную увертюру «Сабантуй».

Юбилею был посвящен и второй вечер — в честь столетия Рустема Яхина. Поэтому он оказался во многом песенно-романсным. Зато в его Концерте для фортепиано с оркестром солировала Миляуша Хайруллина, одна из самых перспективных композиторов и пианисток республики. Наверное, второй вечер был самым «легким» из-за обилия вокальной музыки: на сцену выходили Илюса Хузина, Филюс Кагиров, Ильнар Миранов, Ильгиз Мухутдинов, певцы с разной певческой манерой и бэкграундом.

Наверное, второй вечер был самым «легким» из-за обилия вокальной музыки

Надо отметить, что в БКЗ тщательно следят за санитарными нормами, множество кресел было завешено указателями с просьбами не занимать место. Вероятно, часть зрителей, по каким-то причинам не пришла, так что зал зиял пустотами. В такое время каждый зритель, по сути, становится подлинным соучастником действа. Вот композиторы внимательно слушают премьеры. Вот семейные пары с разным уровнем внимания оценивают сплоченность струнных. Вот юный зритель радуется, когда в конце, в форме шутки, оркестр под управлением Рината Халитова в честь предстоящего праздника выдает «Марш Красной армии» Сайдашева. Вот женщина на позднем сроке беременности поглаживает живот в ритме вальса...

Сбереги мою музыку

Последний день — это обилие премьер и проб. Наверное, потому и самый ценный. Начинается он с подношения к 130-летию Султана Габаши, который, как известно, симфоний не писал, так что оркестровку его «Кукушки» сделал Ильяс Камал, недавно получивший премию имени Джалиля. Пела Алина Каримова, и прозвучала песня очень нежно и бережно. А еще Камал занялся транскрипцией «Фантазий на татарские темы» Альберта Шарафутдинова для курая (Гульнар Ярмиева) с симфоническим оркестром.

На концерте прозвучали несколько таких произведений. Если в прошлом году на «Мирасе» впервые можно было послушать кыл-кубыз (и хочется слышать эту беспокойную народную скрипку и дальше, и не только на фольклорных концертах), то в этом году таким событием стал концерт для гитары с оркестром Эльмиры Галимовой, в котором солировал Айнур Бегутов. Все-таки и шестиструнку надо вернуть в татарскую музыку в том статусе, в котором она была у шакирдов начала XX века. Прозвучала, разумеется, и гармоника Рустема Рахматуллина в «Танце» Хуснуллы Валиуллина.

Все-таки и шестиструнку надо вернуть в татарскую музыку в том статусе, в котором она была у шакирдов начала XX века

Большой вопрос, конечно: когда в концертных залах прозвучат многочисленные произведения, созданные к столетию ТАССР? Благо те новинки, которые показал «Мирас», тоже хочется услышать не единожды. Это, помимо той же Галимовой, симфоническая картина «Зилант» Ильгама Байтиряка с его практически киношными полетами змея. «Казанские истории» Рашида Калимуллина, срифмовавшиеся с «Сенным базаром», финал 12-й симфонии Анатолия Луппова... Если последний виртуозно и отчетливо вписывал в торговую суматоху русские мелодии, то у главы Союза композиторов известные татарские песни буквально вплывают на сцену, и это и впрямь пробирает до слез.

Еще одно явно необходимое направление развития — изучение тюркского фольклора, что было продемонстрировано на примере «Тофаларских напевов» Рената Хакимова. Удивительно, насколько по-разному звучит музыка из одной и тоже большой степи! Здесь уже нет игривости, зато есть суровая степенность. Тофалары, тофы живут в Восточной Сибири, их в 2010-м насчитывалось около 800 человек. Родным языком владеет максимум каждый седьмой. Меньше ста человек. Если все же умрет их язык, то, может быть, останется жить их музыка?..


Радиф Кашапов, фото vk.com/gsort
Цитирование статьи, картинки - фото скриншот - Rambler News Service.
Иллюстрация к статье - Яндекс. Картинки.
Есть вопросы. Напишите нам.
Общие правила  поведения на сайте.
Фестиваль имени Назиба Жиганова — между классикой, новинками и экспериментами Фото: vk.com/gsort На прошлой неделе завершился шестой фестиваль татарской музыки имени Назиба Жиганова «Мирас». Три разных дня, множество форматов, ограниченное количество публики и большой вопрос — почему в Год родных языков так много поддержки литературе, эстраде, театру, но пока не особо виден пиетет к классике? «Африканский» Жиганов и Яхин малых форм Юбилей Назиба Жиганова стал главной темой первого вечера фестиваля: художественный руководитель Государственного симфонического оркестра РТ Александр Сладковский и профессор консерватории Вадим Дулат-Алеев выбрали произведения Назиба Жиганова 1960—1970 годов, в частности, Восьмую симфонию. А чтобы продемонстрировать, как широки были интересы маэстро, в программу включили сюиту из «африканского» балета «Нжери» и, конечно, праздничную увертюру «Сабантуй». Юбилею был посвящен и второй вечер — в честь столетия Рустема Яхина. Поэтому он оказался во многом песенно-романсным. Зато в его Концерте для фортепиано с оркестром солировала Миляуша Хайруллина, одна из самых перспективных композиторов и пианисток республики. Наверное, второй вечер был самым «легким» из-за обилия вокальной музыки: на сцену выходили Илюса Хузина, Филюс Кагиров, Ильнар Миранов, Ильгиз Мухутдинов, певцы с разной певческой манерой и бэкграундом. Наверное, второй вечер был самым «легким» из-за обилия вокальной музыки Надо отметить, что в БКЗ тщательно следят за санитарными нормами, множество кресел было завешено указателями с просьбами не занимать место. Вероятно, часть зрителей, по каким-то причинам не пришла, так что зал зиял пустотами. В такое время каждый зритель, по сути, становится подлинным соучастником действа. Вот композиторы внимательно слушают премьеры. Вот семейные пары с разным уровнем внимания оценивают сплоченность струнных. Вот юный зритель радуется, когда в конце, в форме шутки, оркестр под управлением Рината Халитова в честь предстоящего праздника выдает «Марш Красной армии» Сайдашева. Вот женщина на позднем сроке беременности поглаживает живот в ритме вальса. Сбереги мою музыку Последний день — это обилие премьер и проб. Наверное, потому и самый ценный. Начинается он с подношения к 130-летию Султана Габаши, который, как известно, симфоний не писал, так что оркестровку его «Кукушки» сделал Ильяс Камал, недавно получивший премию имени Джалиля. Пела Алина Каримова, и прозвучала песня очень нежно и бережно. А еще Камал занялся транскрипцией «Фантазий на татарские темы» Альберта Шарафутдинова для курая (Гульнар Ярмиева) с симфоническим оркестром. На концерте прозвучали несколько таких произведений. Если в прошлом году на «Мирасе» впервые можно было послушать кыл-кубыз (и хочется слышать эту беспокойную народную скрипку и дальше, и не только на фольклорных концертах), то в этом году таким событием стал концерт для гитары с оркестром Эльмиры Галимовой, в котором солировал Айнур Бегутов. Все-таки и шестиструнку надо вернуть в татарскую музыку в том статусе, в котором она была у шакирдов начала XX века. Прозвучала, разумеется, и гармоника Рустема Рахматуллина в «Танце» Хуснуллы Валиуллина. Все-таки и шестиструнку надо вернуть в татарскую музыку в том статусе, в котором она была у шакирдов начала XX века Большой вопрос, конечно: когда в концертных залах прозвучат многочисленные произведения, созданные к столетию ТАССР? Благо те новинки, которые показал «Мирас», тоже хочется услышать не единожды. Это, помимо той же Галимовой, симфоническая картина «Зилант» Ильгама Байтиряка с его практически киношными полетами змея. «Казанские истории» Рашида Калимуллина, срифмовавшиеся с «Сенным базаром», финал 12-й симфонии Анатолия Луппова. Если последний виртуозно и отчетливо вписывал в торговую суматоху русские мелодии, то у главы Союза композиторов известные татарские песни буквально вплывают на сцену, и это и впрямь пробирает до слез. Еще одно явно необходимое направление развития — изучение тюркского фольклора, что было продемонстрировано на примере «Тофаларских напевов» Рената Хакимова. Удивительно, насколько по-разному звучит музыка из одной и тоже большой степи! Здесь уже нет игривости, зато есть суровая степенность. Тофалары, тофы живут в Восточной Сибири, их в 2010-м насчитывалось около 800 человек. Родным языком владеет максимум каждый седьмой. Меньше ста человек. Если все же умрет их язык, то, может быть, останется жить их музыка? Радиф Кашапов, фото vk.com/gsort
Похожие новости
Нежилая Казань: ТЦ с «Каруселью», роддом со «звездным» именем и бизнес-центр от нижнекамского рантье - «Медицина»

Девелоперы не хотят строить кафе и рестораны, но открывают новые ТЦ, бизнес-центры и клиники Фото:...

Подробнее 0
«У наших детей есть перспективы»: как в Казани в детсадах стали заниматься малышами с аутизмом - «Образование»

Детский сад №332 как пример небезразличия к особым ребятам Фото: Ринат Назметдинов С 2017 года в Казани...

Подробнее 0
Основная цель - не помощь верующим, а уплотнительная застройка - «Недвижимость»

Строительство храмов на природных территориях столицы нарушает сразу несколько действующих природоохранных...

Подробнее 0
Рафаэль Хакимов: «В Казанском ханстве шла борьба между промосковской и прокрымской партиями» - «История»

Отрывки из книги «Хроника тюрко-татарских государств». Часть 38-я Фото: Максим Платонов Рафаэль Хакимов,...

Подробнее 0

Оставить комментарий
Ваш Выбор Инноваций

Фестиваль сократился наполовину, но выжил Фото: Максим Платонов Казанский фестиваль «Jazz в усадьбе...

Подробнее 06-авг-2021

Спецпроект «Реального времени»: какой была жизнь Татарстана до и после первого и единственного...

Подробнее 07-июл-2022

Проект «Реального времени»: татарстанская эстрада лихих лет. Часть шестая Фото: обложка альбома «Төнге...

Подробнее 10-мая-2022

Выставка «Мир Корана» доехала до Казани Фишка выставки «Мир Корана» — VR-очки. Фото: Динар Фатыхов «Мы...

Подробнее 04-окт-2025

Контрабасист Сергей Васильев решил «обкатать» авторскую программу в столице Татарстана благодаря дружбе со...

Подробнее 21-фев-2021

Фото: Дмитрий Резнов Неделю назад президент России Владимир Путин подписал закон о праве на бесплатное...

Подробнее 11-июл-2021

В Казани показали «Макбета» Люка Персеваля Фото: Максим Платонов На сцене Качаловского театра продолжается...

Подробнее 07-июн-2019

Казанские театральные новинки и музыкальные фестивали марта Фото: kazan-tuz.ru В первом месяце весны одни...

Подробнее 02-мар-2021

Яндекс.Метрика