В Тинчуринском украли жениха и прошлись по татарскому кино - «Культура» » Ваш Выбор Инноваций

В Тинчуринском украли жениха и прошлись по татарскому кино - «Культура»

Культура 6-10-2021, 13:34 Novosti-Dny 237 0

Первая татарская премьера сезона — «Безумный никах, или Похищение жениха»


В Тинчуринском украли жениха и прошлись по татарскому кино - «Культура»
Фото: Ринат Назметдинов


В Тинчуринском театре сегодня пройдет первая премьера сезона — комедия, основанная на пьесе Салавата Юзеева «Безумный никах, или Похищение жениха». В этой абсолютно смеховой по своей атмосфере комедии нашлось место критике «национальной культуры» и обнаружились параллели с творчеством нового главного режиссера театра Туфана Имамутдинова.


Как сошлись две татарские династии

У Салавата Юзеева, до сих пор упоминаемого в прессе как сына поэта Ильдара Юзеева, в театре Камала шли пьесы «Дачный сезон» и «Улетные танцы», на лабораториях звучали и его тексты. Пишет он, кстати, по-русски, но явно со знанием фактуры.

«Безумный никах» — постановка без какого-либо второго дна. Это просто забавная история, в которой, однако, отразилась гораздо более важная ипостась Юзеева — он кинорежиссер, автор документальных («Кукморские парни», «Шихаб хазрат», «Шуну, который придет») и художественных («Фарида», «Курбан-роман») фильмов, среди которых ближе всего к этой пьесе его «татарометражки».

Поставила «Безумный никах» Регина Саттарова, раньше известная по работе с фондом «Живой город», но с недавних пор пробующая себя и в сфере татарской драматургии. Работала она, в частности, с театром Кариева (новогодняя «Бабушка Мороз», лабораторная «Сенной базар, или Новый Кисекбаш» ). При этом Саттарова — представитель видной династии. Дед Гумар — филолог, автор популярных книг «Исемең матур, кемнәр куйган?» («Имя красивое, кто нарек?») и «Татар исемнәре ни сөйли?» («О чем говорят татарские имена?»). Отец Айвар — автор десятка мечетей, в частности, в числе группы, мечети Кул-Шариф.

Старик Азват (Зуфар Харисов, который иногда начинает писклявым голосом изображать больного Альцгеймером) сообщает сыну Бахету (Ирек Хафизов), что ему начал являться его друг Садри, умерший 20 лет назад. Когда-то они пообещали друг другу женить детей, но у обоих родились мальчики. Теперь дух друга предлагает соединить узами брака его внука и внучку Азвата, а тот должен выполнить уговор. К тому же чует, что умрет он через три дня. Дед и сын, кстати, одеты в одинаковые красные бейсболки, которые выделяются на фоне скупой сценографии Лейсан Хусаиновой — стол, стулья, пара столбов. Хоть сейчас вези в тур по селам, благо история простая и смешная.

Жена Файруза (Лилия Махмутова) поначалу против. Но потом соглашается попробовать, благо еще муж рассказывает дочери Илюзе (Айсылу Мусаллямова) историю их знакомства. Правда, выясняется, что песни лягушек он путал с соловьями. Для того чтобы соединить два не знающих друг о друге сердца, два организатора свадьбы, Равиль (к месту и не к месту подвижный Зульфат Закиров) и Риваль (косящий по дурачка Салават Хабибуллин), крадут жениха Дилюса (Ильфак Хафизов). Так сказать, апгрейдят древний обычай.

Как Юзеев прошелся по татарскому кино

Все это, разумеется, играется с преувеличенными эмоциями, заламыванием рук и чуть ли не с истериками. Но смешно. И без провисания темпоритма, лишних философствований, диалогов и монологов. Порой настолько прямолинейно, что смех не угасает несколько минут — к примеру, когда подруга Дилюса Насима (Диляра Фаттахова) врывается в одной из сцен с диким криком, дед Азват восклицает: кажется, за мной пришли! В остальном — дань традиции.

Раз есть никах, есть и мулла — читающий с придыханиями Ренат Шамсутдинов. Поскольку было похищение, не обходится без полицейского по имени Ханиф (Булат Зиннатуллин) и спецназа. Это сильно напоминает спектакль «Полиционер», который нынешний главный режиссер Туфан Имамутдинов поставил еще до утверждения в должности. Впрочем, говорят, его эксперименты все еще впереди. Здесь же выкручиваться пришлось синхронисту — женщина, у которой был конечный текст, пропала перед показом. Говорят, что-то ее в тексте не устроило. Пришлось выкручиваться и даже переводить с нуля.

А что могло не понравиться? В первой трети пьесы Равиль и Риваль, которые, помимо организации событий, мечтают и о кино, придумывают сценарий фильма, который потянул бы на «Оскар». Юзеев говорит, что у него была реплика про то, что кино снимают в Казани, — и ответ, что ничего толкового там нет.

У ребят картина называется «Ограбление по-татарски», причем это будет «настоящее народное татарское ограбление». По сюжету бандиты врываются в банк, забирают деньги, а потом начинают играть на баяне и петь, а им подпевают посетители и управляющий. А потом следуют танцы — и к пляскам присоединяются и солдаты спецназа, прибывшие по сигналу. В этот момент в зале можно увидеть несколько недовольных лиц — мол, опять измываются над татарской сверхидеей. С другой стороны, критика «татарской идентичности» как компонента по добыче грантов, субсидий и просто любви простого народа тоже начинает надоедать.




Радиф Кашапов, фото: Ринат Назметдинов
Цитирование статьи, картинки - фото скриншот - Rambler News Service.
Иллюстрация к статье - Яндекс. Картинки.
Есть вопросы. Напишите нам.
Общие правила  поведения на сайте.
Первая татарская премьера сезона — «Безумный никах, или Похищение жениха» Фото: Ринат Назметдинов В Тинчуринском театре сегодня пройдет первая премьера сезона — комедия, основанная на пьесе Салавата Юзеева «Безумный никах, или Похищение жениха». В этой абсолютно смеховой по своей атмосфере комедии нашлось место критике «национальной культуры» и обнаружились параллели с творчеством нового главного режиссера театра Туфана Имамутдинова. Как сошлись две татарские династии У Салавата Юзеева, до сих пор упоминаемого в прессе как сына поэта Ильдара Юзеева, в театре Камала шли пьесы «Дачный сезон» и «Улетные танцы», на лабораториях звучали и его тексты. Пишет он, кстати, по-русски, но явно со знанием фактуры. «Безумный никах» — постановка без какого-либо второго дна. Это просто забавная история, в которой, однако, отразилась гораздо более важная ипостась Юзеева — он кинорежиссер, автор документальных («Кукморские парни», «Шихаб хазрат», «Шуну, который придет») и художественных («Фарида», «Курбан-роман») фильмов, среди которых ближе всего к этой пьесе его «татарометражки». Поставила «Безумный никах» Регина Саттарова, раньше известная по работе с фондом «Живой город», но с недавних пор пробующая себя и в сфере татарской драматургии. Работала она, в частности, с театром Кариева (новогодняя «Бабушка Мороз», лабораторная «Сенной базар, или Новый Кисекбаш» ). При этом Саттарова — представитель видной династии. Дед Гумар — филолог, автор популярных книг «Исемең матур, кемнәр куйган?» («Имя красивое, кто нарек?») и «Татар исемнәре ни сөйли?» («О чем говорят татарские имена?»). Отец Айвар — автор десятка мечетей, в частности, в числе группы, мечети Кул-Шариф. Старик Азват (Зуфар Харисов, который иногда начинает писклявым голосом изображать больного Альцгеймером) сообщает сыну Бахету (Ирек Хафизов), что ему начал являться его друг Садри, умерший 20 лет назад. Когда-то они пообещали друг другу женить детей, но у обоих родились мальчики. Теперь дух друга предлагает соединить узами брака его внука и внучку Азвата, а тот должен выполнить уговор. К тому же чует, что умрет он через три дня. Дед и сын, кстати, одеты в одинаковые красные бейсболки, которые выделяются на фоне скупой сценографии Лейсан Хусаиновой — стол, стулья, пара столбов. Хоть сейчас вези в тур по селам, благо история простая и смешная. Жена Файруза (Лилия Махмутова) поначалу против. Но потом соглашается попробовать, благо еще муж рассказывает дочери Илюзе (Айсылу Мусаллямова) историю их знакомства. Правда, выясняется, что песни лягушек он путал с соловьями. Для того чтобы соединить два не знающих друг о друге сердца, два организатора свадьбы, Равиль (к месту и не к месту подвижный Зульфат Закиров) и Риваль (косящий по дурачка Салават Хабибуллин), крадут жениха Дилюса (Ильфак Хафизов). Так сказать, апгрейдят древний обычай. Как Юзеев прошелся по татарскому кино Все это, разумеется, играется с преувеличенными эмоциями, заламыванием рук и чуть ли не с истериками. Но смешно. И без провисания темпоритма, лишних философствований, диалогов и монологов. Порой настолько прямолинейно, что смех не угасает несколько минут — к примеру, когда подруга Дилюса Насима (Диляра Фаттахова) врывается в одной из сцен с диким криком, дед Азват восклицает: кажется, за мной пришли! В остальном — дань традиции. Раз есть никах, есть и мулла — читающий с придыханиями Ренат Шамсутдинов. Поскольку было похищение, не обходится без полицейского по имени Ханиф (Булат Зиннатуллин) и спецназа. Это сильно напоминает спектакль «Полиционер», который нынешний главный режиссер Туфан Имамутдинов поставил еще до утверждения в должности. Впрочем, говорят, его эксперименты все еще впереди. Здесь же выкручиваться пришлось синхронисту — женщина, у которой был конечный текст, пропала перед показом. Говорят, что-то ее в тексте не устроило. Пришлось выкручиваться и даже переводить с нуля. А что могло не понравиться? В первой трети пьесы Равиль и Риваль, которые, помимо организации событий, мечтают и о кино, придумывают сценарий фильма, который потянул бы на «Оскар». Юзеев говорит, что у него была реплика про то, что кино снимают в Казани, — и ответ, что ничего толкового там нет. У ребят картина называется «Ограбление по-татарски», причем это будет «настоящее народное татарское ограбление». По сюжету бандиты врываются в банк, забирают деньги, а потом начинают играть на баяне и петь, а им подпевают посетители и управляющий. А потом следуют танцы — и к пляскам присоединяются и солдаты спецназа, прибывшие по сигналу. В этот момент в зале можно увидеть несколько недовольных лиц — мол, опять измываются над татарской сверхидеей. С другой стороны, критика «татарской идентичности» как компонента по добыче грантов, субсидий и просто любви простого народа тоже начинает надоедать. Радиф Кашапов, фото: Ринат Назметдинов
Похожие новости
Обзор рынка страхования недвижимости - «Дайджест»

Источник: Метриум Любой ответственный собственник хочет защитить имущество от различных непредвиденных...

Подробнее 0
«Коечный фонд готов» — Татарстан опроверг нехватку мест в больницах на случай эпидемии вируса - «Медицина»

Республика может экстренно обеспечить госпитализацию 4 750 пациентов, то есть одного заболевшего на 821,61...

Подробнее 0
Я не я: как переоформить документы на недвижимость после смены фамилии - «Дайджест»

Мария Гуреева Источник: Domofond.ru Сменить фамилию можно на основании разных обстоятельств. Самая...

Подробнее 0
Экс-легионер «Рубина» требует свыше 60 миллионов рублей за ремонт дома в Казани - «Происшествия»

Джоэлю Фамейе обещали роскошные интерьеры «под ключ», но бросили работы после отказа доплатить за доставку...

Подробнее 0

Оставить комментарий
Ваш Выбор Инноваций

Спецпроект «Реального времени» о языках: интервью с марийской этно-панк-группой «У ен» Фото: предоставлено...

Подробнее 24-сен-2021

Фото: Максим Платонов Творческое объединение «Калеб» представило в театре Кариева спектакль «Муса. Моабит» —...

Подробнее 12-мая-2021

Обзор инстаграм-аккаунтов известных татарстанцев и россиян Фото: instagram.com/s.akulchev На какое любимое...

Подробнее 16-фев-2021

Фото: Илья Репин Сегодня в Арт-резиденции «Созвездие-Йолдызлык» музыкальной программой «Беренче концерт —...

Подробнее 29-сен-2021

К юбилею знаменитой балерины в театре оперы и балета имени Мусы Джалиля будет представлен балет «Спартак»...

Подробнее 14-ноя-2020

Жилые и доходные дома, лавки, домашняя театральная сцена... Фото: Дом Алкина История татар после 1552 года в...

Подробнее 03-июл-2021

Отсутствие собственной труппы и критика Запашного — с чем встретилась новый директор цирка Фото:...

Подробнее 22-мая-2022

Фестиваль имени Назиба Жиганова — между классикой, новинками и экспериментами Фото: vk.com/gsort На прошлой...

Подробнее 22-фев-2021

Яндекс.Метрика