Оператор-постановщик «Брата»: «С удовольствием жил бы в каком-нибудь сельском районе Татарстана» - «Культура»
Культура 16-02-2021, 21:51 Marlow 96 0
Сергей Астахов — о работе с Балабановым, корректности Бодрова, претензиях Литвиновой и хорошем кино

Российский кинооператор Сергей Астахов, снявший ряд культовых фильмов: «Брат», «Брат-2», «Война», «Мне не больно», «Метро», «Граница. Таежный роман», — в Казани частный гость. Во время февральского визита при поддержке Министерства культуры Татарстана и Дирекции «Время кино» прошел его мастер-класс для будущих операторов и всех, влюбленных в кино, а также состоялся показ картины «Союз-7». Его ленты редко остаются без внимания — на счету мэтра «Ника», «Золотой овен», госпремия России. Но главное достижение, истинное признание, по мнению Сергея Астахова, в том, что сегодня молодежь смотрит снятые им фильмы с тем же интересом, как и зрители девяностых-нулевых годов. Сам оператор, как и полагается, всегда остается за кадром. Правда, один раз он все же появился на экране на последних минутах фильма «Брат» в роли дальнобойщика, который подвозит главного героя картины Данилу Багрова в Москву. Как Сергей Астахов оценивает состояние регионального и татарстанского кино, какими запомнились ему Сергей Бодров и Алексей Балабанов и о чем его новая картина — он рассказал в интервью «Реальному времени».
«Я же помещик!»
— Сергей, вы родились сравнительно недалеко от Татарстана — в Мордовии. Часто бываете в Казани. Что вас связывает с нашим городом — люди, проекты, любимые места?
— С детства помню телепередачу «Между Волгой и Уралом», в которой Татарстан всегда был на слуху. У меня было очень много друзей татар, потому что в Мордовии было очень много сел. Сейчас деревни сильно поредели, многие переехали, в том числе в Санкт-Петербург, как и я, — вы знаете, что там сильная татарская диаспора. Собственно, они мне и помогли, когда я тоже перебрался в северную столицу из села Селищи.
Потом уже, по работе, поводом одного из первых посещений Татарстана стал фильм «Иван Грозный», который я снимал для BBC. Достаточно долго я здесь работал — мы снимали и в Свияжске, и в Казани, в кряшенских селах. Такое глубокое погружение в татарстанскую историю, было даже интервью с имамом. Я много для себя открыл. Кроме того, здесь же была «Тасма», одно из головных предприятий страны по производству пленки. Так получилось, что моя племянница вышла замуж за казанца. Так что у меня здесь есть родственные корни, кроме того, что я приезжал на мастер-класс по летающим камерам. Я бы с удовольствием жил бы здесь в каком-нибудь сельском районе, но так получилось, что уже более 40 лет обитаю в деревне под Санкт-Петербургом. Я же помещик — у меня 10 гектаров земли, куры, гуси, утки и так далее.

«В основе кино лежит аттракцион»
— На творческую встречу, а заодно и посмотреть фильм «Союз-7» к вам пришло немало молодежи. На ваш взгляд, насколько велик интерес молодых к кино и его производству сегодня?
— Это сложный вопрос. Он даже от нас самих больше зависит — насколько мы сделаем кино интересным. Конечно, хотелось бы сделать кино не только развлекательным, хотя мы понимаем, что в его основе лежит аттракцион. Но нужно в него закладывать и некий смысл, что уже тяжелее. Молодежь, с детства привыкшая к телефону, с трудом воспринимает серьезные темы. Но все же имеет смысл вкладывать какую-то мысль при общении с молодым человеком, потому что он растущий, как вы его отформатируете, так он и будет жить. Аудиовизуальное искусство имеет большое влияние на формирование личности. Особенно велики возможности широкоформатного экрана — у зрителя нет возможности отвлечься на котлетки и так далее. Безусловно, сейчас идет борьба между платформами на просторах интернета, которые отвоевывают зрителя у кинотеатров, но думаю, что кинозалы просуществуют еще долго. Особенно, если будут переходить в формат киноклуба.
— Кирилл Разлогов в недавнем интервью нашему изданию тоже говорил о необходимости развивать сеть киноклубов. Но это форма воздействия, как вы сказали «форматирования». А что с содержанием?
— Если вы будете давать материал на грани порнографии и бандитов, то так оно и будет дальше. Но если будете тянуть вопросы, связанные с выбором человека — «что такое хорошо и что такое плохо», то тут уже зритель начнет задумываться. Не нужно, конечно, питать иллюзий, что кино решит проблемы. Не решит, но оно может их поднять, показать и призвать к решению. И чем кино глубже, тоньше, реальней сыграно, тем оно легче достигнет цели.
Парадоксальная эволюция цвета
— Как вы относитесь к кино, снятому на айфон? Модная тенденция, даже фестивали отдельные проводят.
— Хорошо отношусь, я видел такие фильмы. Если есть интересная тема и смысл глубокий, да снимите на чем угодно! Ну вот не снял я ни одного фильма кинокамерой Cooke — так что ж я, плохой оператор? Дело в том, что не всегда техника определяет картинку с точки зрения творчества. Технически — да, разрешение матриц, оптика. Но определяет-то цвет, человек, который стоит за этой «коробочкой»: какую выберет точку крупности, поставить свет или нет.

— Говоря о картине, очень интересно снят фильм «Про уродов и людей», с эффектом сепии, подобно «Собачьему сердцу». Это сделано для того, чтобы правдоподобнее показать эпоху зарождения кинематографа в России?
— Эволюция цвета в кино была в некоторой степени парадоксальной. Одним из первых цветной кусок в черно-белом кино применил Сергей Эйзенштейн — помните красный флаг в «Броненосце Потемкине» или цветную часть в его фильме «Иван Грозный»? Этот прием позволял зрителю удивиться, акцентировать внимание на нужном. Потом цветное стало привычным, это нормально. Теперь же, когда в цветной фильм вставляется ретроспекция или флешбэк, картинка делается в каком-то странном изображении — мелированным, черно-белым, расфокусированным, с эффектом старой оптики. Это эволюция приемов, к которой нужно хорошо относиться.
Как кино выросло из скабрезных фото
— Этот фильм Алексея Балабанова вообще такой — на грани фола. Захватывающе интересный, но и пугающий, иногда до неприятия. Как вообще родился такой сюжет и его воплощение на экране?
— Все началось с того, что Балабанов поплыл в Америку и купил там книжку о старой порнографии. Он написал сценарий, а мы оттолкнулись от стиля приведенных там фотографий — кстати, именно они показаны под титрами. Если бы мы снимали фильм цветным, он получился бы обычным повествованием, а стиль старой фотографии, производит большое впечатление. Кстати, поскольку мы снимали фильм еще на старых серебросодержащих материалах, оттенок сначала получился синим — из-за старости пленки, режиссер вздохнул и смирился. Однако при недавней реставрации фильмов Балабанова я эту мечту Леши осуществил, словно прощальный привет ему послал, — в цифре он стал именно таким, каким мы хотели видеть его изначально, появилась более объемная картинка.
— С режиссером Алексеем Балабановым у вас было много общих проектов. Ваш любимый какой?
— Все свои фильмы я принимаю ровно. Это же как дети. Я несу ответственность за все, что сделал. С точки зрения творчества, те же «Уроды» — самый удачливый фильм, он заставляет задуматься. «Брат» — он более массовый, его смотришь и радуешься. С точки зрения глубины мысли там ничего такого нет, зато присутствует атмосфера, знакомые места, отголосок 90-х. «Союз-7» много сил отнял, но результат хороший. Наверное, я больше всех в нашей стране снял фильмов-катастроф.

Проблема внезапных детей
— При этом у вас есть такие трогательные истории обычных или необычных, напротив, людей — «Мне не больно», «Таежный роман». Почему вы вдруг решили перейти к масштабным картинам-катастрофам?
— Не я выбираю темы, мне их предлагают. А я уж выбираю из предложенного то, что мне интересно. Вот, кстати, сейчас я снял фильм «Маруся Фореvа!», который скоро появится в прокате. Режиссер Саша Галибин снял свою сестренку в Башкирии. Картина о проблеме внезапно появляющихся детей: жил человек, радовался и вдруг просыпается с бодуна, и раз! — сидит пятилетний ребенок с бабусей. Ему говорят, что это его дочка, мама которой умерла. Мы рассказываем, как нашим героям друг с другом непросто. У меня, кстати, такое тоже было в жизни.
— Как вы справились с ситуацией?
— Ну как, я тяну этот груз, и до самой смерти буду это делать. Я детей не бросаю, будь они законные или незаконные.
— А сколько у вас детей?
— «Учтенных» пятеро, а сколько их на самом деле — трудно сказать. Сам же фильм — детский, хотя тема больше взрослого кино. Это ведь не проблема Маруси — хотя и ей непросто, что делать с внезапно появившимся папой? И для него тоже шок — он сам еще ребенок, ему погулять хочется. Так что вопрос непростой.
«Душелюбный рок» и Сергей Бодров
— В ваших фильмах всегда звучит прекрасная музыка. А что слушаете вы?
— К музыке фильмов я меньше всего имею отношения. А слушаю по большей части рок, не тяжелый, а такой душелюбный. У меня много друзей музыкантов, начиная от Юры Шевчука, Славы Бутусова. Их музыка ложится мне на мою прожитую жизнь. Кстати, на «Брат-2» я музыку возил из Москвы целыми тоннами, передавал Балабанову, который разбирался в ней лучше меня. Сейчас в машине, а проезжать за день мне приходится больше ста километров, у меня звучит «Питер FM». Создается впечатление, что я постоянно слушаю фонограмму к «Брату-2», они постоянно эти песни крутят. Видимо, и население в несколько поколений тоже впечатлилось.

— Расскажите о людях, с которыми вы работали. Каким был Сергей Бодров?
— Умным. Он был обаятельным, терпимым — я говорю об общении со мной. Наблюдая за общением с другими, могу сказать Сергей был всегда корректен. Вообще, с умными людьми интересно, я их страшно люблю! Так и с Балабановым, он тоже был очень умным. Правда, когда начал сильно выпивать, стал неинтересным, потому что уже не мог реализовать задуманное. Тогда я перестал с ним снимать. Я очень не люблю пьющих, хотя среди талантливых людей много пьяниц — некое влияние на мозг алкоголя в определенной дозе здорово инициирует фантазию.
«Пусть остается в профессии»
— Несколько раз вам довелось работать с Ренатой Литвиновой — как сложились ваши отношения?
— У нас отношения очень хорошие, потому что нет таких моментов, которые к чему-то обязывали. Расскажу маленькую историю. Когда-то я снимал Литвинову в «Границе. Таежный роман», потом Леша Балабанов пригласил нас в «Мне не больно». Леша рассказал, когда Рената узнала, что снимать буду я, она расстроилась: «Ой, он меня плохо снял в «Границе»…» Но Алексей был неумолим. Она приехала и сразу мне сказала: «Сережа, сними меня получше, не как тогда», на что я ответил: «Тогда ты играла <…> гарнизонную, а тут ты будешь такая девушка интересная, я уж постараюсь». Но мы схитрили в процессе работы — Литвинова привыкла отсматривать каждый дубль после съемки, бросалась к монитору. Мы взяли самый плохонький, черно-белый монитор. Потом, когда работа была закончена, уже в цвете, во время озвучания она посмотрела картину, но промолчала. Зато мне передали ее слова: «Ну ладно, позвоните Астахову, пусть остается в профессии». Она очень талантливый человек, у нас прекрасные отношения, но они хороши до тех пор, пока у нас нет общих точек соприкосновения.
Кинорост Татарстана и заработки якутов
— Как вы оцениваете сегодняшнее состояние регионального кино?
— Оно находится на стадии подъема. Якуты, например, добились очень сильных результатов, я знаю, что снять одну серию у них стоит 25 тысяч рублей — они зарабатывают на этом. Татарстан на моих глазах растет в отношении кино. Я смотрел фильм «Мулла» — достойная картина. Кому, как не татарам, делать кино для населения республики?
— Но хочется выйти и на российского зрителя…
— Ничто не мешает этого сделать. Вот совсем недавно смотрел якутскую картину, претендовавшую на «Нику» этого года, я лично проголосовал за нее.
— В августе в Казани будут подведены итоги второй кинопремии в области регионального кино «Алтын тэлинке», ее инициировала Дирекция «Время кино» и проводит при поддержке Фонда президентских грантов. Вы приедете?
— Я никогда не отказываю, если это возможно физически и если я в это время не буду ничего снимать. Позовете, так приеду.
Анна Тарлецкая, фото Рината Назметдинова
Ваша реклама
Другие новости
Облако тэгов
Ваш Выбор Инноваций
Министр культуры Татарстана подвела итоги сезона, анонсировала новые фестивали и напомнила жителям...
Подробнее 26-июн-2021Фото: Максим Платонов Казанские градозащитники всерьез опасаются за судьбу дома Пашковского — старинного...
Подробнее 08-июн-2021Фото: Максим Платонов Вчера на площадке около Центра семьи «Казан» стартовал первый городской фестиваль...
Подробнее 26-сен-2021Спецпроект «Реального времени» о языках: лидер хип-хоп дуэта «Аигел» — о слове «рәхмәт» и беспокойстве за...
Подробнее 17-сен-2021Вместе с казанской балетной труппой на сцену вышли солисты театров Москвы и Санкт-Петербурга Фото: Ринат...
Подробнее 18-дек-2020Спецпроект «Реального времени» о языках: интервью с марийской этно-панк-группой «У ен» Фото: предоставлено...
Подробнее 24-сен-2021В Казани впервые выступила постоянная участница «Летних вечеров в Елабуге с Борисом Березовским». Фото:...
Подробнее 14-дек-2021Как делали уникальный проект камерной музыки в музеях, когда джаз вернется в усадьбу Сандецкого и будет ли в...
Подробнее 10-мая-2021

