«Мендәр әкияте»: не смотри ты по сторонам, оставайся такой, как есть - «Культура» » Ваш Выбор Инноваций

«Мендәр әкияте»: не смотри ты по сторонам, оставайся такой, как есть - «Культура»

Культура 28-12-2020, 09:06 Atcheson 135 0

Почему гречка ничем не хуже пуха


«Мендәр әкияте»: не смотри ты по сторонам, оставайся такой, как есть - «Культура»
Фото: kamalteatr.ru


В театре им. Камала состоялась премьера для детей: «Мендәр әкияте» («Душа подушки»). Спектакль поставлен по пьесе известного российского драматурга с казахскими корнями Олжаса Жанайдарова: о том, каково быть другим. Подробнее о постановке — в рецензии корреспондента «Реального времени».


Казахская новая волна

Олжас Жанайдаров — москвич, в столицу переехал еще в 7 лет, здесь закончил Российскую экономическую академию имени Плеханова, но с 2003 года занимается журналистикой и драматургией. В Татарстане его пьесу «Магазин» о женщине, попавшей в рабство в Москве, поставил Альметьевский театр. И получил четыре номинации на «Золотую маску». Жанайдаров известен именно такими жесткими произведениями. «Душа подушки» — текст другой. Он написан еще в 2012 году, получил первое место на конкурсе «Маленькая премьера-2012», его ставили в московском театре «Театральный особнякъ» и театре имени Бестужева в Улан-Удэ, в последнем прописан жанр — «сны для детей и взрослых в одном действии».

Это история подушек. Надо сказать, идея одеть героев в подобия набитых пухом наволочек уже была у бурятского театра, правда, в менее изящной форме. Все они живут в детском саду и заботятся, чтобы детям во время тихого часа снились сны. Подушки разные. Есть умный Знайка (Мамык Акыл), для которого Фаннур Мухаметзянов явно что-то взял из образов шакирдов в «Тормышмы бу?». Он постоянно укладывает товарищей спать грозным словом «режим» (что-то мы и забыли, что он бывает не только кровавым).

Озорная Эмма (Айгуль Шакурова), воспитанная в подвале (его все называют лавподом и боятся, как геенны огненной) утверждает, что необязательно спать и видеть хорошие сны, можно бодрствовать, а на тихом часе видеть всяких шурале вместо жирафов и космических кораблей. Есть пожилая Ивановна (Айгуль Миннулина), прямо-таки дите советской эпохи, первая прибывшая в детсад с фабрики. Есть внушительный сибарит Пуш (Мамыкҗан, Ирек Кашапов), у которого скоро грядет юбилей — 500 снов. У каждого героя — свой оригинальный по расцветке и фактуре костюм, а также фирменные движения, никто не выходит из образа ни на минуту. Хотя не все из них, заметим справедливости ради, запоминаются.

Как встретились два одиночества

В эту компанию попадает подушка, у которой вместо пуха внутри гречка. Так что он — Гречик, или как его элегантно назвали в татарском варианте, Ярма малай (как всегда, талантливо растерянный Раиль Шәмсуаров). Надо сказать, что другие подушки не отказываются от его компании, а даже помогают ему видеть сны (дополненные видеопроекциями).

В целом режиссер Рамиль Гараев очень хорошо понимает, для какого зрителя работает. Короткий спектакль он поделил на две части, первая заканчивается как раз тогда, когда маленькая девочка рядом начинает думать, что спинка впереди стоящего сиденья — отличное подспорье для прыганья.

Во втором действии появляется единственный человеческий персонаж, девочка Камиля (Алина Мударисова). Она не гуляет с остальными детьми, она, вообще, редко ходит в детсад, потому что у нее — аллергия. Как и Ярма малай, она — другая. И Гречик этот специально для нее сделан, он не просто иной, он особенный. А потом Камиля хочет дружить с подушкой, как бы это странно даже для самих героев ни звучало.

Пьеса Жанайдарова, будучи детской, берется за распространенную проблему. И это не про то, что дети не знают, как переходить дорогу на светофоре, или то, что они забывают чистить зубы перед сном. Это спектакль для тех, кто только пришел в детский сад, столкнулся с первым в своем мире социумом и не знает, что здесь правильно, а что нет. А правильно в любом возрасте быть собой. Неизвестно, насколько дети в ноль плюс осознают такие вещи, однако гречишной подушке они точно сопереживают. Благо, и шутки, и песни, и танцы в спектакле расставлены так, что юный зритель не будет чрезмерно уставать от обилия текста. И большого громкого финала не будет — просто подушка и Камиля станут друзьями.

Перед спектаклем, который, как водится в больших репертуарных театрах, выпускают перед Новым годом, идет представление. Кажется, в театрах драмы уже и нет другого способа, чтобы заманить детей на представление — татароязычных все меньше, их родителям вполне хватает детских театров. Впрочем, хотелось бы в этом ошибаться. К тому же самый маленький возраст — это еще то время, когда ребенок и впрямь неплохо говорит на родном языке, хотя и ходит в полилингвальный детский сад.


Радиф Кашапов, фото с премьерного спектакля: kamalteatr.ru
Цитирование статьи, картинки - фото скриншот - Rambler News Service.
Иллюстрация к статье - Яндекс. Картинки.
Есть вопросы. Напишите нам.
Общие правила  поведения на сайте.
Почему гречка ничем не хуже пуха Фото: kamalteatr.ru В театре им. Камала состоялась премьера для детей: «Мендәр әкияте» («Душа подушки»). Спектакль поставлен по пьесе известного российского драматурга с казахскими корнями Олжаса Жанайдарова: о том, каково быть другим. Подробнее о постановке — в рецензии корреспондента «Реального времени». Казахская новая волна Олжас Жанайдаров — москвич, в столицу переехал еще в 7 лет, здесь закончил Российскую экономическую академию имени Плеханова, но с 2003 года занимается журналистикой и драматургией. В Татарстане его пьесу «Магазин» о женщине, попавшей в рабство в Москве, поставил Альметьевский театр. И получил четыре номинации на «Золотую маску». Жанайдаров известен именно такими жесткими произведениями. «Душа подушки» — текст другой. Он написан еще в 2012 году, получил первое место на конкурсе «Маленькая премьера-2012», его ставили в московском театре «Театральный особнякъ» и театре имени Бестужева в Улан-Удэ, в последнем прописан жанр — «сны для детей и взрослых в одном действии». Это история подушек. Надо сказать, идея одеть героев в подобия набитых пухом наволочек уже была у бурятского театра, правда, в менее изящной форме. Все они живут в детском саду и заботятся, чтобы детям во время тихого часа снились сны. Подушки разные. Есть умный Знайка (Мамык Акыл), для которого Фаннур Мухаметзянов явно что-то взял из образов шакирдов в «Тормышмы бу?». Он постоянно укладывает товарищей спать грозным словом «режим» (что-то мы и забыли, что он бывает не только кровавым). Озорная Эмма (Айгуль Шакурова), воспитанная в подвале (его все называют лавподом и боятся, как геенны огненной) утверждает, что необязательно спать и видеть хорошие сны, можно бодрствовать, а на тихом часе видеть всяких шурале вместо жирафов и космических кораблей. Есть пожилая Ивановна (Айгуль Миннулина), прямо-таки дите советской эпохи, первая прибывшая в детсад с фабрики. Есть внушительный сибарит Пуш (Мамыкҗан, Ирек Кашапов), у которого скоро грядет юбилей — 500 снов. У каждого героя — свой оригинальный по расцветке и фактуре костюм, а также фирменные движения, никто не выходит из образа ни на минуту. Хотя не все из них, заметим справедливости ради, запоминаются. Как встретились два одиночества В эту компанию попадает подушка, у которой вместо пуха внутри гречка. Так что он — Гречик, или как его элегантно назвали в татарском варианте, Ярма малай (как всегда, талантливо растерянный Раиль Шәмсуаров). Надо сказать, что другие подушки не отказываются от его компании, а даже помогают ему видеть сны (дополненные видеопроекциями). В целом режиссер Рамиль Гараев очень хорошо понимает, для какого зрителя работает. Короткий спектакль он поделил на две части, первая заканчивается как раз тогда, когда маленькая девочка рядом начинает думать, что спинка впереди стоящего сиденья — отличное подспорье для прыганья. Во втором действии появляется единственный человеческий персонаж, девочка Камиля (Алина Мударисова). Она не гуляет с остальными детьми, она, вообще, редко ходит в детсад, потому что у нее — аллергия. Как и Ярма малай, она — другая. И Гречик этот специально для нее сделан, он не просто иной, он особенный. А потом Камиля хочет дружить с подушкой, как бы это странно даже для самих героев ни звучало. Пьеса Жанайдарова, будучи детской, берется за распространенную проблему. И это не про то, что дети не знают, как переходить дорогу на светофоре, или то, что они забывают чистить зубы перед сном. Это спектакль для тех, кто только пришел в детский сад, столкнулся с первым в своем мире социумом и не знает, что здесь правильно, а что нет. А правильно в любом возрасте быть собой. Неизвестно, насколько дети в ноль плюс осознают такие вещи, однако гречишной подушке они точно сопереживают. Благо, и шутки, и песни, и танцы в спектакле расставлены так, что юный зритель не будет чрезмерно уставать от обилия текста. И большого громкого финала не будет — просто подушка и Камиля станут друзьями. Перед спектаклем, который, как водится в больших репертуарных театрах, выпускают перед Новым годом, идет представление. Кажется, в театрах драмы уже и нет другого способа, чтобы заманить детей на представление — татароязычных все меньше, их родителям вполне хватает детских театров. Впрочем, хотелось бы в этом ошибаться. К тому же самый маленький возраст — это еще то время, когда ребенок и впрямь неплохо говорит на родном языке, хотя и ходит в полилингвальный детский сад. Радиф Кашапов, фото с премьерного спектакля: kamalteatr.ru
Похожие новости
«Человеческие связи заменяли в СССР всё» - «История»

Леонид Блехер об отношении к деньгам в советские времена и наступающем будущем, которое невозможно...

Подробнее 0
Президент Чехии подписал закон об отмене 4% налога на покупку недвижимости - «Зарубежная недвижимость»

Источник: HomesOverseas.ru Президент Чехии подписал закон об отмене 4% налога на покупку недвижимости,...

Подробнее 0
Детский кардиохирург Леонид Миролюбов: «Творческий процесс — одна из великолепных сторон моей профессии!» - «Медицина»

Светило медицины — о жизни, профессии и революциях в здравоохранении Фото: Максим Платонов Леонид Михайлович...

Подробнее 0
Парку «Садовники» могут дать имя Лужкова после ряда юридических процедур - «Недвижимость»

© A.Savin / Wikimedia commons Моcква, 7 сентября - АиФ-Москва. Московскому парку «Садовники» может быть...

Подробнее 0

Оставить комментарий
Ваш Выбор Инноваций

Отрывок из книги «Сюрреальные нити судьбы: Сальвадор Дали, Гала и Казань» Фото: AP Продолжаем публикацию...

Подробнее 17-июн-2022

К юбилею знаменитой балерины в театре оперы и балета имени Мусы Джалиля будет представлен балет «Спартак»...

Подробнее 14-ноя-2020

Фото: Ринат Назметдинов В Казани на театральной площадке MOÑ прошла премьера спектакля-инсталляции Туфана...

Подробнее 09-фев-2021

«Реальное время» пообщалось с первыми учителями, друзьями и бывшими коллегами победителя второго сезона шоу...

Подробнее 09-июн-2019

Фото: предоставлено автором В Новейшее время в западных странах распространились гендерные исследования....

Подробнее 24-янв-2021

Режиссер Умберто Пазолини представил картину об отцах-одиночках Итальянский режиссер и продюсер Умберто...

Подробнее 18-мар-2021

Обзор инстаграм-аккаунтов известных татарстанцев и россиян Фото: instagram.com/s.akulchev На какое любимое...

Подробнее 16-фев-2021

Фото: Максим Платонов Здание Присутственных мест в Казанском кремле, где в конце года открылись лекторий и...

Подробнее 17-фев-2022

Яндекс.Метрика