Песни про луну, войну и материнство - «Культура»
Культура 14-11-2020, 09:15 Руфина 150 0
Группа «АИГЕЛ» представила в пространстве MOÑ свой первый альбом на татарском языке

Петербургско-казанский дуэт «АИГЕЛ» специально для Татарстана сыграл весь новый альбом за неделю до релиза. Это первый полноформатный релиз группы, состоящий из песен только на татарском языке. На эксклюзивной премьере побывал и корреспондент «Реального времени».
«Пыяла» — Tatar only
В четверг в аккаунтах группы появилось следующее сообщение: «13 ноябрь көнне без Казанда «Пыяла» дип аталган яңа альбом презентациясен уздырачакбыз. Альбом үзе 20 ноябрь көнне чыгачак». Даже те, кто ничего не понял, могли нажать на ссылку и увидеть, что проходит регистрация на закрытый концерт, где группа представит песни из альбома «Пыяла» («Стекло»). Для зрителей было предусмотрено всего 50 мест, они закончились в течение получаса.
«АИГЕЛ» — это дуэт, в котором за музыку отвечает ветеран отечественной электроники Илья Барамия. Так получилось, что на протяжении своей карьеры он в составе проекта «Елочные игрушки» часто работал именно с поэтами — от Стаса Барецкого и Лехи Новикова до Кирилла Иванова (СБПЧ) и Михаила Феничева (2H Company). Осенью 2016 года ему написала, в то время еще челнинская, поэтесса Айгель Гайсина — у нее вышел сборник «Суд», описывающий перипетии ее взаимоотношений с судебной системой. Ее молодой человек тогда был приговорен к трем годам колонии строгого режима, Айгель считала приговор несправедливым. Попытки соединить поэзию и электронику привели к созданию группы «АИГЕЛ». В 2017-м вышел альбом «1190», а песня «Татарин» стала хитом.

Частично этот трек состоит из татарской лирики — и надо отметить, что казанские культуртрегеры, продвигающие татарскую музыку, сразу обратили внимание на «АИГЕЛ», благо еще до проекта у них возникали мысли собрать коллаборацию на основе татарских песен Гайсиной. В результате впервые в Казани дуэт выступил на гала-концерте акции «Мин татарча сөйләшәм» 2018 года, где исполнил все свои «татарские» треки — «Татарин», «Буш баш», «Ит», «Көтәм». Последний, к слову, входил в репертуар Айгель, когда она была уже довольно известным челнинским бардом и пела свои песни под гитару.
«АИГЕЛ» дважды становились хедлайнерами фестиваля новой татарской культуры Tat Cult Fest, а Илья Барамия в 2018 прочитал лекцию в рамках лаборатории «Tat Cult Lab/музыка». В 2020 Гайсина озвучила промо-ролик «Мин татарча сөйләшәм».
Третий альбом группы, «Эдем», вышел в 2019-м, в 2020-м дуэт выпустил мини-альбом «Офигенно». За несколько дней до концерта появился сингл «Ул» и видео, в котором зритель видел только кольца слова в арабской графике.
Еще за неделю до знакового объявления группа сообщила, что, пожалуй, подготовила «великий татарский альбом», который думает издать в ноябре. Так, похоже, и выйдет: планируется, что «Пыяла» появится на всех цифровых платформах 20 ноября.

Восемь треков и ничего больше
13 ноября в театральном пространстве MOÑ, что находится в новом здании Национальной библиотеки, группа впервые сыграла восемь треков, которые составляют этот альбом. Зрители и журналисты собрались в семь вечера, но сначала для них играл диджей Maxdubs — Максим Емелин, челнинский продюсер, судья «Формулы 1» и промоутер закрытого клуба YU-67. Зал был подготовлен для премьеры — в нем, к примеру, подвесили в воздухе кубы, на которые шла отдельная проекция.
Через полчаса в зал вышли Барамия и Гайсина — и зазвучал первый, среднетемповый трек «Онытырмын». Те, кто слушал «АИГЕЛ» ранее, оценят и новую пластинку, где сочетаются и медленные, тягучие, мрачные биты, ориентальные басы и грувовые речитативы в духе певицы M.I.A. Надо отметить, что дуэт собрал лайв буквально на коленке в течение трех дней в казанской квартире Гайсиной (сюда она переехала в начале осени, вместо Москвы, куда изначально планировала перебраться с дочерью, но план изменило решение тамошних школ перейти на дистанционное обучение). Если разогрев звучал достаточно скромно, то здесь басы разогнались до ощущения дискотеки, хотя зрители и оставались на местах, в масках, погруженные в музыку.

Гайсина говорила между песнями: «Рәхмәт», ее голос, пропущенный через реверберацию и дилеи, множился, что веселило и ее коллегу по группе.
Особого внимания заслуживают тексты из альбома. Гайсина работает со словом иначе, чем представители так называемой «татарской альтернативы». Многие ее песни на татарском похожи на заклинания, в которых повторяются слова — важным становится именно звучание, а не смысл. Однако удается выхватить кое-какие фразы: скажем, в первом речитативе Гайсина отчетливо поет: «Я — ночная птица».
Второй трек — чуть ли не в стиле мумбатон, «Чыкма судан». За ним следует мрачный электропоп «Пыяла». К слову, об альбоме участники говорят, что он — о «рефлексии родительства как служения будущему, желании человека оставить после себя свою любовь».
Четвертым следует сингл «Ул», жутковатая колыбельная: «Эй, эй, папочка, Подрастает твоя лапочка, Эй, эй, мамочка, Подрастает твой малыш: Подрастает, вырастает совсем большой, Распускает листья — становится отцом, Распускает цветы — становится матерью, Ломается, черствеет, вязнет, тонет, подчиняется; Рождает, растит, ломает, сушит, топит, подчиняет, Ломает и подчиняет, Ломает и подчиняет».
Треки заканчиваются зачастую внезапно, так что публика замирает — и только потом аплодирует. Песню «Төн» с продолжительным речитативом и прямой бочкой, впрочем, зритель с ходу принимает хорошо. После трека «Шәм» следует самый, пожалуй, занятный — «Начар малай», который Гайсина предваряет рассказом: ее «вдохновила» тирания, происходящая в соседних странах. Можно уверенно сказать, что песня о войне в соседних бывших республиках СССР: «Эй, плохой мальчик, вымой руки», потому что руки в крови. Закрывает пластинку еще один давний трек Айгель, который гуляет в сети в виде записи с какого-то квартирника. По словам Гайсиной, поняв, что дела с татарским альбом идут серьезно, она решались послать Барамии эту запись, а он сочинил для лирического романса«Кара айгыр» новую музыку.
После этого группа раскланивается и уходит, хотя кто-то и надеется, что прозвучат еще и хиты... В гримерке дуэт признается, что никогда еще не играл вот так — песни из одного альбома, за исключением, разумеется, дебютного. Без сомнения, «Пыяла» стоит того, чтобы послушать его подробно.
Радиф Кашапов, фото Рината Назметдинова, видео Камиля Исмаилова
Ваша реклама
Другие новости
Облако тэгов
Ваш Выбор Инноваций
Айдар Заббаров выпустил сиквел декабрьского аншлагового спектакля Фото: Фоат Гарифуллин / предоставлено...
Подробнее 13-фев-2021В Казани открылась выставка художника Простова-Покровского Фото: Ринат Назметдинов 13 марта в галерее «Дом...
Подробнее 14-мар-2021О чем писала пресса республики в эпоху оттепели Первая Конституция нашей республики, официально вступившая в...
Подробнее 19-фев-2022Решение суда о сносе трехэтажного самостроя рядом с выкупленным знаменитым режиссером объектом культурного...
Подробнее 19-янв-2022Ильгиз Ханов обещает, что это будет самый красивый зал комплекса Фото: Максим Платонов В Храме всех религий...
Подробнее 10-ноя-2021Проект «Реального времени»: татарстанская эстрада лихих лет. Часть пятая Фото: matbugat.ru (Асаф Валиев....
Подробнее 03-мая-2022О чем писала пресса республики в послевоенную эпоху Первая Конституция нашей республики, официально...
Подробнее 12-фев-2022Чем примечательна дата 13 июня? Фото: Музей изящных искусств имени Александра III / rusplt.ru Сегодня, 13...
Подробнее 13-июн-2022