Ябанджи среди чужих: Корыхоек — первая татарская деревня в Турции - «Культура» » Ваш Выбор Инноваций

Ябанджи среди чужих: Корыхоек — первая татарская деревня в Турции - «Культура»

Культура 6-06-2022, 10:20 Freeman 99 0

Авторская колонка Радифа Кашапова о татарах Анатолии. Часть шестая


Ябанджи среди чужих: Корыхоек — первая татарская деревня в Турции - «Культура»
Фото: Радиф Кашапов


Заместитель главного редактора «Реального времени» Радиф Кашапов проводит исследование жизни турецких татар. Из Стамбула он доехал паромом до Бурсы, где поселился в современном районе Нилюфер. Потом добрался до Эскишехира, где живет несколько тысяч татар, а теперь рассказывает про первую татарскую деревню, основанную в Турции.


Оторвались от родной земли

В 70 километрах от Эскишехира находится деревня Османие. Татары называют ее Корыһөек — Корыхоек. Это первая деревня, основанная выходцами из Татарстана, Башкортостана, Самарской, Оренбургской области, которые в конце XIX века переехали в Турцию.

Татарское общество в Эскишехире выпустило несколько лет назад книгу, посвященную своей истории, обычаям, блюдам, а также, что особенно приятно, песням. То есть, в отличие, скажем, от финских или американских татар, у турецких есть такая форма фиксации.

Каратайның битләре хай,
Елан-җыен оясы.
Туган илдән аерылдык,
Утка янсын дөньясы.

Склоны Каратая, ох,
Сплошь из змеиных гнезд.
Оторвались от родной земли,
Пусть весь мир горит в огне.

Мечеть

Казань — Одесса — Стамбул — Бурса

В описании истории деревни я буду, с позволения автора-составителя Абдулвахита Ирдена, пользоваться материалом этой книги. Татары переехали, опасаясь ассимиляции (в результате через сто лет их дети активно говорят на турецком). На лошадях, на поездах они едут в сторону Одессы, Севастополь, а потом — в сторону Стамбула (был вариант с Батуми). Говорят, что в Одессу турецкий султан даже прислал для переселенцев паром. То есть это была легальная акция по перемещению представителей тюркского, мусульманского мира — сохранились документы с приглашением-дозволением для татар переезжать в Турцию.

Правда, каждая история переезда индивидуальна. К примеру, некоторые ехали в сторону Бурсы, получив паспорт, чтобы посетить местные термальные источники. Пожив год в Бурсе, собравшись до 40 семей, татары начинают искать новое место, где могли бы основать деревню. В то время таких земель в Анатолии хватало, и они находят поле, где будет основана Османие, роют колодец. Деревня появляется в 1895 году. По легенде, кстати, вестник, передавший весть о скважине в 24 метра глубиной, настолько спешил, что его лошадь «взорвалась».

Теперь настает черед жилья. Сначала строят «зимменкалар» — землянки, в них семья проводит зиму. Потом строят из самана, то есть из смеси глины, соломы и дерева.

Потолки низкие, но дома крепки — те, где живут люди, стоят до сих пор. Во дворе есть сад, также татары строят баню, сарай, туалет.

Макбулә апа

Деревня, за исключением материала для домов, похожа на татарскую. К примеру, здесь много достаточно прямых и широких улиц. «А турки строят улицу там, где животное прошло», — шутят местные. В 1908 году появляется мечеть, в которой размещается и школа. В мечеть ходят и жители соседних деревень.

Считается, что деревню основали 28 семей. Это были молодые люди, самым старшим — около 30—35 лет. К 1970-м в деревне жило до 500 человек, причем дети жили в домах рядом с родителями. У них были имена, который сейчас вновь вошли в моду — Мухаммед, Вильдан, Хасан, Локман, Исхак, Сабир, Сибгатулла, Сафиулла, Фатих, Мирза, Ахмет. Они занимались земледелием и животноводством. Они уже часть истории Турции. Татары принимают участие в военных действиях в Галисии, Йемене, участвуют в битве за независимость.

Җитәр, йолкынма, селкенмә, күңел, син
Кияү булсан да бу туйга түгел син.
Җиһан тормыш туйын иткән чагында
Синең урынының үлекләр аймагында.

Хватит, не шуми, не трясись ты, душа.
Даже если ты и жених, но не для этого праздника,
Когда мир праздновал жизнь,
Твое место — среди мертвых.

Себиле

Электричество сюда пришло только в 1970-е

В 1950-е годы молодежь начинает покидать деревню. Татары уезжают учиться в университеты, работать на заводах. При этом все по-турецки начали говорить только в семь лет, когда пошли в местную школу: учитель, говорят, требовал, чтобы они учили язык страны и запрещал общаться на родном. Электричество сюда пришло только в 1970-е.

Сейчас в деревне около 30 семей. До райцентра — 11 км, до Эскишехира — около 70. До Анкары — 230, до Стамбула — 330, до Анталии — 430. Теперь люди, которые родились в Османие, или их потомки живут в этих городах. Многие и вовсе уехали работать за рубеж. Говорят, что Эскишехир их предки сначала тоже рассматривали как точку опоры, но потом решили, что не за тем ехали в Турцию, чтобы превратиться в горожан. Теперь в Турции таких населенных пунктов несколько: Икепинар, Бюгределик, Эфендикупрюсу, Гюрса и другие.

Корыхоек похож на село в Альметьевском или Лениногорском районе. Вдали виднеются горы, ветрено. На въезде благотворитель высадил деревьев на целый парк. На крыше виднеются тарелки — кто-то поймал «ТНВ-Планету» и радуется, что Альберт Шакиров рассказал про деревню, из которой его прадеды. Многие дома, которые покинули жители, осыпались. Сквозь них идешь, словно сквозь развалины древнегреческих храмов. Во время пандемии люди начали жить здесь заново, к примеру, выйдя на пенсию. Приезжают летом, строят дома из бетона, некоторые оставляют и отцовское жилище.

Я дважды приезжал в деревню, сначала просто пообщаться с жителями, а потом на обряд вызова дождя. В первый приезд меня познакомили с 93-летней бабушкой Макбулә апа. Она говорит по-татарски без всякого акцента, но называет стиралку «макинэ». Ее дочь Себиле добавляет заметное «җ» там, где мы говорим «ч», так же произносит сноха Семиха. Но это всегда удивляет: едешь тысячи километров, оказываешься в деревне — и общаешься с людьми на родном языке. Правда, с их детьми уже придется перейти на турецкий.

12 июня здесь обещают Сабантуй, на который раньше собиралось до 800—1000 человек.


Радиф Кашапов
Цитирование статьи, картинки - фото скриншот - Rambler News Service.
Иллюстрация к статье - Яндекс. Картинки.
Есть вопросы. Напишите нам.
Общие правила  поведения на сайте.
Авторская колонка Радифа Кашапова о татарах Анатолии. Часть шестая Фото: Радиф Кашапов Заместитель главного редактора «Реального времени» Радиф Кашапов проводит исследование жизни турецких татар. Из Стамбула он доехал паромом до Бурсы, где поселился в современном районе Нилюфер. Потом добрался до Эскишехира, где живет несколько тысяч татар, а теперь рассказывает про первую татарскую деревню, основанную в Турции. Оторвались от родной земли В 70 километрах от Эскишехира находится деревня Османие. Татары называют ее Корыһөек — Корыхоек. Это первая деревня, основанная выходцами из Татарстана, Башкортостана, Самарской, Оренбургской области, которые в конце XIX века переехали в Турцию. Татарское общество в Эскишехире выпустило несколько лет назад книгу, посвященную своей истории, обычаям, блюдам, а также, что особенно приятно, песням. То есть, в отличие, скажем, от финских или американских татар, у турецких есть такая форма фиксации. Каратайның битләре хай, Елан-җыен оясы. Туган илдән аерылдык, Утка янсын дөньясы. Склоны Каратая, ох, Сплошь из змеиных гнезд. Оторвались от родной земли, Пусть весь мир горит в огне. Мечеть Казань — Одесса — Стамбул — Бурса В описании истории деревни я буду, с позволения автора-составителя Абдулвахита Ирдена, пользоваться материалом этой книги. Татары переехали, опасаясь ассимиляции (в результате через сто лет их дети активно говорят на турецком). На лошадях, на поездах они едут в сторону Одессы, Севастополь, а потом — в сторону Стамбула (был вариант с Батуми). Говорят, что в Одессу турецкий султан даже прислал для переселенцев паром. То есть это была легальная акция по перемещению представителей тюркского, мусульманского мира — сохранились документы с приглашением-дозволением для татар переезжать в Турцию. Правда, каждая история переезда индивидуальна. К примеру, некоторые ехали в сторону Бурсы, получив паспорт, чтобы посетить местные термальные источники. Пожив год в Бурсе, собравшись до 40 семей, татары начинают искать новое место, где могли бы основать деревню. В то время таких земель в Анатолии хватало, и они находят поле, где будет основана Османие, роют колодец. Деревня появляется в 1895 году. По легенде, кстати, вестник, передавший весть о скважине в 24 метра глубиной, настолько спешил, что его лошадь «взорвалась». Теперь настает черед жилья. Сначала строят «зимменкалар» — землянки, в них семья проводит зиму. Потом строят из самана, то есть из смеси глины, соломы и дерева. Потолки низкие, но дома крепки — те, где живут люди, стоят до сих пор. Во дворе есть сад, также татары строят баню, сарай, туалет. Макбулә апа Деревня, за исключением материала для домов, похожа на татарскую. К примеру, здесь много достаточно прямых и широких улиц. «А турки строят улицу там, где животное прошло», — шутят местные. В 1908 году появляется мечеть, в которой размещается и школа. В мечеть ходят и жители соседних деревень. Считается, что деревню основали 28 семей. Это были молодые люди, самым старшим — около 30—35 лет. К 1970-м в деревне жило до 500 человек, причем дети жили в домах рядом с родителями. У них были имена, который сейчас вновь вошли в моду — Мухаммед, Вильдан, Хасан, Локман, Исхак, Сабир, Сибгатулла, Сафиулла, Фатих, Мирза, Ахмет. Они занимались земледелием и животноводством. Они уже часть истории Турции. Татары принимают участие в военных действиях в Галисии, Йемене, участвуют в битве за независимость. Җитәр, йолкынма, селкенмә, күңел, син Кияү булсан да бу туйга түгел син. Җиһан тормыш туйын иткән чагында Синең урынының үлекләр аймагында. Хватит, не шуми, не трясись ты, душа. Даже если ты и жених, но не для этого праздника, Когда мир праздновал жизнь, Твое место — среди мертвых. Себиле Электричество сюда пришло только в 1970-е В 1950-е годы молодежь начинает покидать деревню. Татары уезжают учиться в университеты, работать на заводах. При этом все по-турецки начали говорить только в семь лет, когда пошли в местную школу: учитель, говорят, требовал, чтобы они учили язык страны и запрещал общаться на родном. Электричество сюда пришло только в 1970-е. Сейчас в деревне около 30 семей. До райцентра — 11 км, до Эскишехира — около 70. До Анкары — 230, до Стамбула — 330, до Анталии — 430. Теперь люди, которые родились в Османие, или их потомки живут в этих городах. Многие и вовсе уехали работать за рубеж. Говорят, что Эскишехир их предки сначала тоже рассматривали как точку опоры, но потом решили, что не за тем ехали в Турцию, чтобы превратиться в горожан. Теперь в Турции таких населенных пунктов несколько: Икепинар, Бюгределик, Эфендикупрюсу, Гюрса и другие. Корыхоек похож на село в Альметьевском или Лениногорском районе. Вдали виднеются горы, ветрено. На въезде благотворитель высадил деревьев на целый парк. На крыше виднеются тарелки — кто-то поймал «ТНВ-Планету» и радуется, что Альберт Шакиров рассказал про деревню, из которой его прадеды. Многие дома, которые покинули жители, осыпались. Сквозь них идешь, словно сквозь развалины древнегреческих храмов. Во время пандемии люди начали жить здесь заново, к примеру, выйдя на пенсию. Приезжают летом, строят дома из бетона, некоторые оставляют и отцовское жилище. Я дважды приезжал в деревню, сначала просто пообщаться с жителями, а потом на обряд вызова дождя. В первый приезд меня познакомили с 93-летней бабушкой Макбулә апа. Она говорит по-татарски без всякого акцента, но называет стиралку «макинэ». Ее дочь Себиле добавляет заметное «җ» там, где мы говорим «ч», так же произносит сноха Семиха. Но это всегда удивляет: едешь тысячи километров, оказываешься в деревне — и общаешься с людьми на родном языке. Правда, с их детьми уже придется перейти на турецкий. 12 июня здесь обещают Сабантуй, на который раньше собиралось до 800—1000 человек. Радиф Кашапов
Похожие новости
Скандал в «Волжской гавани» грозит уголовным делом и пересмотром законодательства - «Инфраструктура»

Активисты из казанского поселка требуют, чтобы исполком и надзорные ведомства исправили нарушения...

Подробнее 0
Яхты российских олигархов могут повторить судьбу крейсера «Варяг» - «Общественные новости»

Нынешнее масштабное осложнение отношений России с «коллективным Западом» породило много проблем. Среди...

Подробнее 0
Мерсин: доступная недвижимость Турции - «Зарубежная недвижимость»

Грачева Динара Источник: HomesOverseas.ru Казалось бы, все побережье Турции уже давно хорошо знакомо не...

Подробнее 0
Рафаэль Хакимов: «Договор 2007 года специалистами был воспринят как «пустой», малозначащий» - «История»

«Великая Татария» казанского историка. Часть 30-я Фото: weatlas.com Научный руководитель Института истории...

Подробнее 0

Оставить комментарий
Ваш Выбор Инноваций

Айдар Заббаров выпустил сиквел декабрьского аншлагового спектакля Фото: Фоат Гарифуллин / предоставлено...

Подробнее 13-фев-2021

Букет фестиваля «Белая сирень» составили пять концертов, десять громких имен и один симфонический оркестр...

Подробнее 21-мая-2022

Два года со дня начала вещания отмечает сегодня телеканал «ШАЯН ТВ» Фото: tatarstan.ru Сегодня два года со...

Подробнее 12-ноя-2020

Чем примечательна дата 28 июня? Фото: Максим Платонов писало, что в Казани завершился процесс по делу о...

Подробнее 28-июн-2022

Театр «Созвездие-Йолдызлык» готовит на новой площадке премьеру с участием лучших выпускников за все годы...

Подробнее 21-авг-2021

И показал переписку с артистом в мессенджере Фото: Максим Платонов Татарстанский певец Фирдус Тямаев, чьи...

Подробнее 31-мар-2021

Чем примечательна дата 16 июня? Фото: Максим Платонов Сегодня, 16 июня, был введен в использование...

Подробнее 16-июн-2022

Известный телеведущий — о фильме про республику, Казани и многом другом Фото: Максим Платонов Валдис Пельш,...

Подробнее 02-мар-2021

Яндекс.Метрика